1. В.А. Родичев. Тракторы. Учебник длс СПО/М: Изд. центр «Академия», 2021.-288 с.
Дополнительная:
1. Богатырев А. В. «Тракторы и автомобили». М. Колос С. 2020
Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие общие и профессиональные компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ПК 4.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.
ПК 4.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
Место проведения занятия:
Учебная лаборатория.
Ход занятия (структура и содержание).
№
Элементы занятия и условные вопросы.
Методы
обучения.
Время
Приме-чание.
1.
Организационный момент.
Контроль посещаемости и готовности
студентов к уроку.
Диалогический.
3 мин.
2.
Сообщение темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности.
Вопросы:
Классификация, общее устройство и принцип работы гидроусилителя рулевого управления. Основные детали и узлы гидроусилителя рулевого управления и их назначение. Основные понятия и определения, принцип работы гидроусилителя рулевого управления.
Монологический.
2 мин.
3.
Актуализация опорных знаний
Монологический
с элементами
диалогического.
5 мин.
4.
Порядок изучения материала.
Самостоятельная работа.
Монологический.
Тихое обсуждение.
Элементы
диалогического.
Рассказ.
45 мин
5.
Закрепление изученного материала.
Опрос.
Громкое
обсуждение.
33 мин.
6.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Монологический.
Беседа.
1 мин.
7.
Задание на дом. ДИ 1. Стр.50-57.
ЭОР 1, ЭОР 2
Рассказ.
1мин.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛПЗ
Практическое занятие:Гидроусилитель рулевого управления (ГУР)
трактора Т-150К.
Цель: Сформировать практические навыки по регулировке гидроусилителя рулевого управления. Закрепитьтеоретические знания по устройству рулевых управлений тракторов.
Время: 2 часа.
Оборудование и материалы.
1. Трактор Т-150 К.
2.Гидроусилители.
2. Комплект инструментов
3. Обтирочный материал.
4. Плакаты по устройству изучаемых узлов
5. Учебная литература.
Теоретический обзор.
Рулевой механизм с двумя рабочими парами типа винт — гайка, рейка — сектор применяют на тракторах. Вал рулевого механизма установлен в шариковых подшипникахи имеет на конце винт 19. На винте закреплена шариковая гайка, входящая в поршень-рейку 77. На наружной поверхности поршня-рейки выполненызубья. При повороте рулевого вала рейка-поршень перемещается вдоль его оси, вызывая поворот зубчатого сектора 16, установленного на валу сошки. Сошка 14 через рулевой привод осуществляет поворот передних колес.В гайке и винте 19 выполнены полукруглые винтовые канавки, в которых свободно перекатываются шарики 21. Чтобы шарики не выпадали из винтовых канавок, в пазы гайки вставлены штампованные направляющие, представляющие собой замкнутый желоб. Поворот винта вызывает перекатывание шариков по желобу. При этом они выходят с одной стороны гайки и возвращаются в нее с противоположной стороны. Наличие шариков значительно облегчает усилие повороту рулевого механизма.
Направление движения тракторов с шарнирно сочлененной рамой (Т-150К, К-700А и К-701) изменяют взаимным угловым смещением полурам трактора вокруг вертикального шарнира рамы с помощью гидравлических силовых цилиндров поворота.
В качестве примера рассмотрим конструкцию рулевого управления трактора Т-150К, схема которого приведена на рисунке. Она состоит из механической части и гидравлического усилителя рулевого управления.
К механической части относятся рулевая колонка IV, рулевой механизм // и тяга / обратной связи. В состав гидравлического усилителя входят шестеренный насос VIII, клапан VIIрасхода, распределитель VI, запорный клапан ///, гидроцилиндры IX, бак Vи соединительные трубопроводы.
Рулевой механизм, собран совместно с распределителем VIи расположен внутри чугунного картера. На шлицах нижней части рулевого вала установлен двухзаходный червяк 7, который находится в постоянном зацеплении с сектором 6 вала сошки 5. Зубья в секторе нарезаны на торцевой части венца, что позволяет регулировать зазор в зацеплении за счет изменения положения сектора относительно червяка (с помощью шайб).
Тяга обратной связи служит для установки золотника распределителя в нейтральное положение после, прекращения вращения рулевого колеса. Ока соединяет поворотное ухо заднейполурамы трактора и сошку.
Клапан расхода предназначен для направления к гидроцилиндрам поворота необходимого количества масла независимо от подачи насоса. Это обеспечивает одинаковую скорость поворота при любом скоростном режиме работы дизеля. Регулирующая деталь клапана расхода — золотниковый клапан с демпферным отверстием, создающим сопротивление перетеканию рабочей жидкости, идущей от насоса к распределителю. При этом чем выше подача насоса, тем больше будет избыточное давление перед клапаном, которое уравновешивается пружиной. Усилие пружины регулируют таким образом, чтобы при превышении определенной подачи (27 л/мин) золотниковый клапан перепускал лишнее масло на слив. В корпусе клапана расхода смонтирован предохранительный клапан системы.
Распределитель гидроусилителя состоит из корпуса, в котором установлено восемь плунжеров 15 и 17 с четырьмя распорными пружинами 16. При повороте рулевого колеса золотник 13 . может перемещаться относительно корпуса в осевом направлении на 2,5 мм. Плунжеры 15 и 17, разжимаясь пружинами, стремятся установить золотник в нейтральное положение.
Запорный клапан необходим для стабилизации направления движения трактора запиранием полостей гидроцилиндров поворота. Он состоит из перемещающегося в корпусе плунжера 10, с обеих сторон которого установлены седла с грибовидными клапанами 9 и 11, прижатыми к ним пружинами 8 и 12.
Работа рулевого управления. При движении трактора, когда рулевое колесо не вращают, золотник 13 находится в нейтральном положении. Рабочая жидкость, засасываемая насосом VIIIиз бака V, через клапан VIIрасход^ подается к центральному ряду сверлений в корпусе распределителя и затем поступает в картер рулевого механизма //. Из картера по трубопроводам 18 и 20 рабочая жидкость проходит через фильтр 14 заливной горловины в бак.
Вращение рулевого колеса передается через вал колонки и вал рулевого механизма к червячной передаче. Сектор 6 червячной передачи, связанный через сошку 5 и тягу 1 с задней полурамой, не может обкатываться по червяку, так как полости гидроцилиндров заперты и поворота не происходит. Вал же рулевого механизма на расстояние зазора может перемещаться в осевом направлении и червячная пара начинает работать как винт и гайка.
При повороте рулевого колеса вправо червяк навинчивается по червячному сектору и вал рулевого механизма с золотником смещается вниз. При этом верхняя упорная шайба, воздействуя на плунжеры 15, сжимает пружины 16, усилие которых воспринимается как усилие на рулевом колесе. Золотник 13, смещаясь вниз, отъединяет нагнетающую полость насоса от сливной магистрали и соединяет ее с полостью грибовидного клапана 9, а сливную магистраль — с полостью клапана 11.
Под давлением рабочей жидкости открывается клапан 9 и она поступает в полостьАгидроцилиндров. Одновременно рабочая жидкость сдвигает плунжер 10 запорного клапана, который своим хвостовиком открывает клапан //, соединяя полостиБцилиндров со сливом. Поршни гидроцилиндров совершают рабочий ход, поворачивая полурамы трактора вправо. При повороте полурам рычаг 23 перемещает тягу обратной связи вперед. При этом поворачиваются сошка 5 и сектор 6. Последний перемещает червяк вверх, стремясь установить золотник в нейтральное положение и прекратить поворот полурам трактора. Пока скорость вращения рулевого колеса больше скорости воздействия обратной связи на золотник, полурамы трактора поворачиваются. С прекращением вращения рулевого колеса уменьшается реакция взаимодействия червяка и сектора и- возвратные пружины 16 через плунжеры 15 и 17 устанавливают золотник распределителя в нейтральное положение. Поворот трактора прекращается. Грибовидные клапаны под действием пружин запирают гидроцилиндры и направление движения трактора стабилизируется. Такой же порядок работы механизмов и при левом повороте.
Так как, цилиндры IXповорота одновременно прикреплены к передней и задней полу рамам трактора, то при наезде на препятствие и возникновении усилий, стремящихся взаимно повернуть полурамы вокруг вертикального шарнира, штоки цилиндров с поршнями будут стремиться вытеснить рабочую жидкость из одной полости цилиндров. Однако этому препятствуют закрытые клапаны 9 и 11, прижимаемые пружинами 8 и 12 к своим седлам. Взаимный поворот полурам трактора не происходит.
Аналогично устроены рулевые управления тракторов «Кировец» К.-700А и К-701.
Контрольные вопросы:
Из каких деталей состоит гидроусилитель рулевого управления Т-150К?
Какие регулировки есть у гидроусилителя рулевого управления?
3. В чем заключается техническое обслуживание гидроусилителя рулевого управления.
4. Какие операции ТО проводят с гидроусилителем рулевого управления?