kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическое занятие "Гидроусилитель рулевого управления ( ГУР) трактора Т-150К"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие "Гидроусилитель рулевого управления ( ГУР) трактора Т-150К"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие "Гидроусилитель рулевого управления ( ГУР) трактора Т-150К"»

Практическое занятие

План урока

Разработал : Преподаватель Гриценко Иван Николаевич.

Дисциплина: МДК 04.01 Освоение профессии рабочих 19205

Тракторист-машинист с/х производства

Тема урока: Гидроусилитель рулевого управления ( ГУР) трактора Т-150К.


Группа








Дата








Вид занятия: Комбинированный урок.

Тип урока: Практические занятия.

Вид деятельности: активное включение обучающихся в образовательный процесс.

Цель: создать содержательные и организационные условия, способствующие формированию общих и профессиональных компетенций.

Обучающий компонент: научить студентов разбираться в устройстве и работе систем и механизмов двигателя.

Развивающий компонент: способствовать развитию у студентов технического мышления.

Воспитывающий компонент: способствовать воспитанию у студентов ответственного и бережного отношения к технике и ее эксплуатации.

Методы обучения: Диалогический, монологический, фронтальная беседа, тихое и громкое обсуждение, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: Физика, Математика, Топливо и смазочные материалы--- МДК 04.01. --- МДК 01.01., МДК 01.02., , МДК 02.01., МДК 02.02., МДК 03.01.

Ресурсное обеспечение:

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, схемы.

Методическое обеспечение: мультимедийная презентация, слесарные инструменты.

Литература:



Основная:

1. В.А. Родичев. Тракторы. Учебник длс СПО/М: Изд. центр «Академия», 2021.-288 с.

Дополнительная:

1. Богатырев А. В. «Тракторы и автомобили». М. Колос С. 2020

Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие общие и профессиональные компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ПК 4.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.

ПК 4.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.



















Место проведения занятия:

Учебная лаборатория.

Ход занятия (структура и содержание).





Элементы занятия и условные вопросы.



Методы

обучения.



Время



Приме-чание.

1.

Организационный момент.

Контроль посещаемости и готовности

студентов к уроку.



Диалогический.



3 мин.


2.

Сообщение темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности.

Вопросы:

Классификация, общее устройство и принцип работы гидроусилителя рулевого управления. Основные детали и узлы гидроусилителя рулевого управления и их назначение. Основные понятия и определения, принцип работы гидроусилителя рулевого управления.



Монологический.



2 мин.



3.


Актуализация опорных знаний

Монологический

с элементами

диалогического.


5 мин.


4.

Порядок изучения материала.

Самостоятельная работа.

Монологический.

Тихое обсуждение.

Элементы

диалогического.

Рассказ.


45 мин



5.


Закрепление изученного материала.

Опрос.

Громкое

обсуждение.


33 мин.



6.


Подведение итогов урока. Рефлексия.


Монологический.

Беседа.


1 мин.



7.


Задание на дом. ДИ 1. Стр.50-57.

ЭОР 1, ЭОР 2


Рассказ.


1мин.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛПЗ


Практическое занятие: Гидроусилитель рулевого управления (ГУР)

трактора Т-150К.

Цель: Сформировать практические навыки по регулировке гидроусилителя рулевого управления. Закрепитьтеоретические знания по устройству рулевых управлений тракторов.

Время: 2 часа.

Оборудование и материалы.

1. Трактор Т-150 К.

2.Гидроусилители.

2. Комплект инструментов

3. Обтирочный материал.

4. Плакаты по устройству изучаемых узлов

5. Учебная литература.

Теоретический обзор.

Рулевой механизм с двумя рабочими парами типа винт — гайка, рейка — сек­тор применяют на тракторах. Вал рулевого механизма установлен в шариковых подшипникахи имеет на конце винт 19. На винте закреплена шариковая гайка, входящая в поршень-рейку 77. На наружной по­верхности поршня-рейки выполненызубья. При повороте рулевого вала рей­ка-поршень перемещается вдоль его оси, вызывая поворот зубчатого секто­ра 16, установленного на валу сошки. Сошка 14 через рулевой привод осуще­ствляет поворот передних колес.В гайке и винте 19 выполнены полу­круглые винтовые канавки, в которых свободно перекатываются шарики 21. Чтобы шарики не выпадали из винтовых канавок, в пазы гайки вставлены штампованные направляющие, представляющие собой замкнутый желоб. Поворот винта вы­зывает перекатывание шариков по же­лобу. При этом они выходят с одной стороны гайки и возвращаются в нее с противоположной стороны. Наличие шариков значительно облегчает усилие повороту рулевого механизма.

Направление движения тракторов с шарнирно сочлененной рамой (Т-150К, К-700А и К-701) изменяют взаимным уг­ловым смещением полурам трактора во­круг вертикального шарнира рамы с по­мощью гидравлических силовых цилин­дров поворота.

В качестве примера рассмотрим кон­струкцию рулевого управления трак­тора Т-150К, схема которого приведена на рисунке. Она состоит из меха­нической части и гидравлического уси­лителя рулевого управления.

К механической части относятся рулевая колонка IV, рулевой механизм // и тяга / обратной связи. В состав гидрав­лического усилителя входят шестеренный насос VIII, клапан VIIрасхода, распределитель VI, запорный клапан ///, гидроцилиндры IX, бак Vи соеди­нительные трубопроводы.


Схема рулевого управления трактора Т-150К:

/ — тяга обратной связи; // — рулевой механизм; /// — запорный клапан; IVрулевая колонка; V— бак; VI— распределитель; VIIклапан расхода; VIIIнасос; IXсиловой цилиндр; / — кронштейн крепления силового цилиндра; 2, 3, 4, 18, 19, 20, 22 к 26 — трубопроводы; 5 — сошка; 6 — сектор; 7 — чер­вяк; * и 12 — пружины клапанов; 9 я 11 —грибовидные клапаны;10, 15 и 17 — плунжеры; 13 — золотник рас­пределителя; 14 — фильтр заливной горловины; 16 — пружина плунжеров; 21 — фильтр всасывания; 23 — поворотный рычаг тяги; 24 и 25 т— поворотные рычаги гидроцилиндров.

Рулевой механизм, собран совместно с распределителем VIи расположен внутри чугунного картера. На шлицах нижней части рулевого вала установлен двухзаходный червяк 7, который нахо­дится в постоянном зацеплении с сек­тором 6 вала сошки 5. Зубья в секторе нарезаны на торцевой части венца, что позволяет регулировать зазор в зацеп­лении за счет изменения положения сек­тора относительно червяка (с помощью шайб).

Тяга обратной связи служит для уста­новки золотника распределителя в ней­тральное положение после, прекраще­ния вращения рулевого колеса. Ока сое­диняет поворотное ухо заднейполурамы трактора и сошку.

Клапан расхода предназначен для на­правления к гидроцилиндрам поворота необходимого количества масла независимо от подачи насоса. Это обеспечи­вает одинаковую скорость поворота при любом скоростном режиме работы ди­зеля. Регулирующая деталь клапана рас­хода — золотниковый клапан с демп­ферным отверстием, создающим сопро­тивление перетеканию рабочей жидко­сти, идущей от насоса к распредели­телю. При этом чем выше подача насоса, тем больше будет избыточное давление перед клапаном, которое уравновеши­вается пружиной. Усилие пружины ре­гулируют таким образом, чтобы при превышении определенной подачи (27 л/мин) золотниковый клапан перепу­скал лишнее масло на слив. В корпусе клапана расхода смонтирован предо­хранительный клапан системы.

Распределитель гидроусилителя со­стоит из корпуса, в котором установ­лено восемь плунжеров 15 и 17 с че­тырьмя распорными пружинами 16. При повороте рулевого колеса золотник 13 . может перемещаться относительно кор­пуса в осевом направлении на 2,5 мм. Плунжеры 15 и 17, разжимаясь пружи­нами, стремятся установить золотник в нейтральное положение.

Запорный клапан необходим для ста­билизации направления движения трак­тора запиранием полостей гидроцилин­дров поворота. Он состоит из перемеща­ющегося в корпусе плунжера 10, с обеих сторон которого установлены седла с гри­бовидными клапанами 9 и 11, прижа­тыми к ним пружинами 8 и 12.

Работа рулевого управления. При дви­жении трактора, когда рулевое колесо не вращают, золотник 13 находится в нейтральном положении. Рабочая жид­кость, засасываемая насосом VIIIиз бака V, через клапан VIIрасход^ по­дается к центральному ряду сверлений в корпусе распределителя и затем посту­пает в картер рулевого механизма //. Из картера по трубопроводам 18 и 20 рабочая жидкость проходит через фильтр 14 заливной горловины в бак.

Вращение рулевого колеса передается через вал колонки и вал рулевого меха­низма к червячной передаче. Сектор 6 червячной передачи, связанный через сошку 5 и тягу 1 с задней полурамой, не может обкатываться по червяку, так как полости гидроцилиндров заперты и поворота не происходит. Вал же руле­вого механизма на расстояние зазора может перемещаться в осевом направле­нии и червячная пара начинает работать как винт и гайка.

При повороте рулевого колеса вправо червяк навинчивается по червячному сектору и вал рулевого механизма с зо­лотником смещается вниз. При этом верхняя упорная шайба, воздействуя на плунжеры 15, сжимает пружины 16, усилие которых воспринимается как уси­лие на рулевом колесе. Золотник 13, смещаясь вниз, отъединяет нагнетаю­щую полость насоса от сливной маги­страли и соединяет ее с полостью грибо­видного клапана 9, а сливную маги­страль — с полостью клапана 11.

Под давлением рабочей жидкости от­крывается клапан 9 и она поступает в полостьАгидроцилиндров. Одновре­менно рабочая жидкость сдвигает плун­жер 10 запорного клапана, который сво­им хвостовиком открывает клапан //, соединяя полостиБцилиндров со сли­вом. Поршни гидроцилиндров совершают рабочий ход, поворачивая полурамы трактора вправо. При повороте полурам рычаг 23 перемещает тягу обратной свя­зи вперед. При этом поворачиваются сошка 5 и сектор 6. Последний переме­щает червяк вверх, стремясь установить золотник в нейтральное положение и прекратить поворот полурам трактора. Пока скорость вращения рулевого ко­леса больше скорости воздействия обрат­ной связи на золотник, полурамы трак­тора поворачиваются. С прекращением вращения рулевого колеса уменьшается реакция взаимодействия червяка и сек­тора и- возвратные пружины 16 через плунжеры 15 и 17 устанавливают золот­ник распределителя в нейтральное поло­жение. Поворот трактора прекращается. Грибовидные клапаны под действием пружин запирают гидроцилиндры и на­правление движения трактора стабили­зируется. Такой же порядок работы ме­ханизмов и при левом повороте.

Так как, цилиндры IXповорота одно­временно прикреплены к передней и зад­ней полу рамам трактора, то при наезде на препятствие и возникновении усилий, стремящихся взаимно повернуть полу­рамы вокруг вертикального шарнира, штоки цилиндров с поршнями будут стремиться вытеснить рабочую жидкость из одной полости цилиндров. Однако этому препятствуют закрытые клапаны 9 и 11, прижимаемые пружинами 8 и 12 к своим седлам. Взаимный поворот по­лурам трактора не происходит.

Аналогично устроены рулевые управ­ления тракторов «Кировец» К.-700А и К-701.




Контрольные вопросы:

  1. Из каких деталей состоит гидроусилитель рулевого управления Т-150К?

  2. Какие регулировки есть у гидроусилителя рулевого управления?

3. В чем заключается техническое обслуживание гидроусилителя рулевого управления.

4. Какие операции ТО проводят с гидроусилителем рулевого управления?

5.Для чего нужна тяга обратной связи?

6. Для чего нужен клапан расхода и его работа.

7.Как происходит поворот трактора?



Преподаватель:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Практическое занятие "Гидроусилитель рулевого управления ( ГУР) трактора Т-150К"

Автор: Иван Николаевич Гриценко

Дата: 04.12.2024

Номер свидетельства: 660818


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства