Практическое ознакомление с правилами ведения учета населенности вагона
Практическое ознакомление с правилами ведения учета населенности вагона
Данная методическая разработка предназначена для закрепления знаний и освоения правил заполнения бланка строгой отчетности, развития навыков при работе в составе поездной бригады и с поездной документацией по профессии "Проводник пассажирского вагона".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методическая разработка учебного занятия по профессиональному модулю ПМ 01. Обслуживание пассажиров в пути следования
по профессии :
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
Тема: Практическое ознакомление с правилами ведения учета населенности вагона
Разработала:
мастер производственного обучения Кривко Л.Н.
2022
Технологическая карта занятия учебной практики
ПМ.01 Обслуживание пассажиров в пути следования
Тема раздела: Условия перевозки пассажиров
Тема урока: Практическое ознакомление с правилами ведения учета населенности вагона
Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций
Вид урока: урок упражнений
Цели урока:
обучающая: сформировать умения правильно и качественно выполнять правила заполнения бланка формы ЛУ -72;
развивающая: развитие внимательности и аккуратности при заполнении бланка строгой отчетности,
воспитательная: воспитание у обучающихся самостоятельности при выполнении работ, нетерпимости к браку в своей работе, бережного отношения к бланкам строгой отчетности, умения работать в команде.
Задачи урока:
1. Отработать правила заполнения бланка формы ЛУ -72.
2.Сформировать навыки взаимодействия при работе в поездной бригаде.
Ожидаемые результаты обучения:
Умения:
выполнять требования при заполнении документов строгой отчетности и своевременно подписывать у начальника поезда на станции формирования и промежуточных в пути следования,
работать в поездной бригаде.
Навыки:
заполнения бланка строгой отчетности;
взаимодействия при работе в поездной бригаде.
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ПК.1.2 Обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, учет и информирование руководства о наличии свободных и освобождающихся мест
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Материально-техническое оснащение урока:
а) персональный компьютер, презентация сопровождение урока, видео ролик;
б) образец бланка заполнения ЛУ-72;
в) чистые бланки ЛУ-72;
г) задание по вариантам;
д) расписание по вариантам задания;
е) бланки проездных документов.
Формы организации процесса обучения: фронтальная, парная
Междисциплинарные связи:
МДК 01.02 Основы обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта в пути следования
Организация и ход занятия
I. Организационный этап
1.1. Выявление отсутствующих обучающихся на уроке.
1.2. Проверка внешнего вида обучающихся.
1.3. Организация внимания и готовности обучающихся к уроку.
II. Вводный инструктаж
2.1. Сообщение темы, целей и задач учебного занятия.
2.4. Объяснение нового учебного материала с показом приёмов и способов работы.
2.5. Пробное выполнение изучаемых трудовых приёмов, умений (демонстрация мастером п/о).
2.6. Объяснение приёмов контроля и самоконтроля на занятии.
2.7. Закрепление материала вводного инструктажа:
2.8. Определение и разъяснение заданий обучающимся по выполнению учебно-производственных работ.
2.9. Сообщение критериев оценок.
2.10. Организация рабочего места.
III. Основной этап занятия
Деятельность обучающихся:
Выполнение обучающимися упражнений по теме урока.
Перечень учебно-производственных работ обучающихся на уроке
Упражнение Заполнение бланка учёта населенности вагона и расхода постельного белья форма ЛУ-72
Чистый бланк ЛУ-72
Перед подачей поезда под посадку пассажиров начальник поезда или старший проводник выдает бланки формы ЛУ-72 по одному в каждый вагон. Если в пути следования бланк формы ЛУ-72 закончился, дежурный проводник получает новый бланк, при этом на новом бланке делается отметка «Продолжение бланка №..», а на заполненном «Продолжение на бланке №…».
Примечание: При утере бланка формы ЛУ-72 проводник должен дать письменное объяснение начальнику поезда.
После получения бланка ЛУ-72 проводник вагона вносит следующую информацию:
1.Наименование станции отправления, станции назначения, фамилию и инициалы начальника поезда, фамилии и инициалы проводников данного вагона.
2. В строке «Получено белья» указывается числом и прописью общее количество
Комплектов полученного постельного белья, а в скобках – в том числе количество служебных комплектов.
3. В графе «Номер поезда» - указывается номер поезда
4. В графе «Дата» - указывается дата отправления поезда из пункта формирования или оборота, по две цифры числа, месяца, года через точку.
5. В графе «Номер вагона» записывается через дробь порядковый номер согласно схеме поезда и заводской номер вагона.
6. В графе «Категория вагона» указывается категория вагона (К/36, ПЛ/54)
7. В графе «Код станции назначения» не заполняется.
Пример заполнения шапки ЛУ-72
В таблице бланка ЛУ-72 имеются графы:
«Станция посадки»
«Код станции посадки»
«Станция высадки»
«Код станции высадки»
«Всего пассажиров»
«Номера занятых мест»
«Выдано постельных принадлежностей, номера мест выдачи, всего прописью»
Примечание: Бланк ЛУ-72 должен быть заполнен проводником вагона в течение одного часа после отправления поезда из пункта формирования или пункта оборота (в плацкартном вагоне при населенности более 80 % - в течение 1,5 часов), или в течение 30 минут – при отправлении с промежуточной станции.
Первая запись в таблице бланка ЛУ-72 выполняется одной строкой через все графы начиная с первой графы. –дата, время принятия дежурства проводником,фамилия, инициалы и подпись дежурного проводника, например:
Дежурство принял 01.02.05г. 11.00 проводник Петров В.В и подпись.
Далее, после отправления поезда со станции проводник вагона собирает у пассажиров билеты и заполняет графы 1,3,5 и 6 бланка ЛУ-72.
В графе 1 «Станция посадки» записывается станция посадки пассажиров согласно проездным документам только один раз. Повторять станцию посадки на каждой строке не нужно!
На следующей строке заполняются графы 3, 5 и 6 («Станции высадки», «Всего пассажиров» и «Номера занятых мест».
Графа 2 «Код станции посадки» не заполняется.
В графе 3 «Станция высадки» записываются станции высадки по порядку, согласно маршруту следования поезда.
Графа 4 «Код станции высадки» не заполняется.
В графе 5 «Всего пассажиров» цифрой указывается количество пассажиров, едущих до той или иной станции с пункта посадки. Арифметические обозначения, например «7+2» в этой графе не допускаются.
В графе 6 Номера занятых мест» перечисляются номера занятых мест через запятую, согласно проездным документам. Производить запись занятых мест через тире «1-5», а также «с 18 по 32» запрещается.
После заполнения граф 1,3, 5,6 в бланке ЛУ-72 проводник выдает пассажирам постельное белье, взыскивая стоимость за комплекты (если постельное белье не было оплачено в кассе). При этом одновременно проводник оформляет и выдает на руки пассажирам квитанции формы ВУ-9 (берется в штабном вагоне, где находится начальник поезда)
После этого немедленно заносит данные о выдаче постельных принадлежностей в графу 7 бланка ЛУ-72, проставляя через запятую номера мест, на которых едут пассажиры, взявшие постельные принадлежности, указывая прописью на каждой строке количество реализованных комплектов белья. Если пассажир не приобрел постельные принадлежности, то в графе 7 пишется «нет».
Квитанция о получении платы за пользование постельным бельем в пассажирских поездах
Если в стоимость проездного документа (билета) входит стоимость постельного белья, проводник отмечает номера мест, занимаемых пассажирами, и прописью слово «безденежно». Если пассажир получает постельное белье у проводника, то необходимо заполнить графу 7 бланка ЛУ-72, проставляя через запятую номера мест, на которых едут пассажиры, оплатившие постельное белье, указать прописью на каждой строке количество реализованных комплектов постельного белья.
Если в пути следования пассажир решил приобрести комплект белья спустя какое-то время или дополнительно, то в бланкеЛУ_72делается новая запись с заполнением только граф 1,3 и 7.
В этом случае графы 5 «Всего пассажиров» и 6 «Номера занятых мест» не заполняются.
Если постельное белье взято в другом вагоне, то запись об этом, с указанием количества комплектов и номера вагона, должна быть в бланках ЛУ-72 (в строчке под вашей последней записью) обоих вагонов: «дата, (количество)…. комплектов белья получено в вагоне №…» или «дата, (количество).. комплектов бельяпередано в вагон №..».
Если в пути следования пассажир выходит ранее станции назначения или переходит в другой вагон, то в бланке ЛУ-72в строке под последней записью через все графы делается запись «Пассажир с места №…вышел по станции…» или «Пассажир с места №…перешел в вагон №… на место №… с постельным бельем» и т.п. В том вагоне, куда перешел пассажир, делается запись в бланке ЛУ-72 со станции перехода с заполнением всех граф.
ВАЖНО!!! : На полях бланка формыЛУ-72делать дополнительные какие-либо записи проводниками вагонов запрещается.
Проводники могут (не обязательно) пользоваться таблицей, расположенной в нижней части лицевой стороны бланка ЛУ-72, вычеркивая карандашом по мере посадки номера мест, которые занимают пассажиры. Благодаря этому у проводника вагона все время имеется перед глазами информация свободных и занятых мест в вагоне.
При сдаче смены проводник делает запись в бланке: Дежурство сдал 01.02.05г. 22.00 пр-к Петрова, пас-в 22, расход п/белья 26 компл., из них безденежно 20. Подпись.
При приеме смены проводник делает запись: Дежурство принял 01.02.05г. 22.00 пр-к Сонина, свободных мест- 14, остаток п/белья 44 компл. Подпись.
Слипы и купоны проездного документа в обязательном порядке подшиваются к бланку ЛУ-72 и в конце рейса сдаются начальнику поезда. Начальник поезда периодически, но не менее двух раз в сутки в пути следования проверяет правильность ведения проводниками бланков ЛУ-72 с обязательной записью в нем о проверке. Он проверяет соответствие записей в графе 7 количеству оформленных квитанций формы ВУ-9 и сумме денежных средств, вырученных за реализацию комплектов постельного белья. Имеющиеся в бланке исправления отмечает записью «исправлено — верно» и заверяет своей подписью (штампом).
ЛНП — это начальник поезда
По прибытии поезда в пункт оборота (формирования) в бланке ЛУ-72 под последней записью начальник поезда(по факту чаще всего это пишут сами проводники) указывает количество перевезенных в вагоне пассажиров, расход постельного белья, из них безденежных, остаток чистого постельного белья и ставит
свою подпись.
Проводники вагона ставят свои подписи на оборотной стороне бланка в указанном месте после окончания работы с данным бланком.
Деятельность мастера п/о:
Текущий инструктаж (формирование новых профессиональных компетенций).
Выполнение самостоятельной работы.
Целевые обходы рабочих мест обучающихся:
первый обход: с целью выдачи раздаточного материала,
второй обход: проверить правильность выполнения задания, коллективное и индивидуальное инструктирование и оказания помощи при выполнении задания,
третий обход: проверить правильность ведения самоконтроля,
четвертый обход: проверить правильность заполнения бланка формы ЛУ-72, запись при сдаче и приеме дежурства, прием практической работы, оценивание.
IV. Заключительный этап занятия
4.1. Сообщение о достижении целей занятия.
4.2. Анализ работы учебно-производственной деятельности обучающихся.
4.3. Разбор типичных ошибок.
4.4. Отметить лучшие работы.
4.5. Сообщение оценок с комментариями.
4.6. Объяснение домашнего задания.
4.7. При отработке темы: «Практическое ознакомление с правилами ведения учета населенности вагона» были использованы элементы электронного обучения дистанционного образования.
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации было принято решение перейти на работу с использованием дистанционного образования с элементами электронного обучения.
Каждой учебной группой в WhatsApp (самой распространенной среди обучающихся) была создана группа, в которую вошли:
- все обучающиеся группы,
- все преподаватели, проводящие занятия в данной группе,
- классный руководитель группы,
- мастер производственного обучения,
- представители администрации колледжа.
Занятия проводились согласно установленному расписанию. Сначала проводилась перекличка – обучающиеся докладывали о своём присутствии сообщением в группе. Далее отмечались отсутствующие, затем обучающимся сообщалась тема урока, цель, предлагался материал в виде лекции с рисунками, схемами, видеороликами, вопросами к теме. Предлагалось прочесть текст лекции внимательно, при необходимости в виде сообщения задать вопросы, законспектировать лекцию, ответить на вопросы письменно в специально заведенной для этого тетради, чтобы после окончания самоизоляции, эти тетради предоставить мастеру производственного обучения. Выполнив задание, обучающиеся отправляли фотографии выполненных заданий мастеру производственного обучения для проверки. Мастер производственного обучения так же отправлял практические работы в группу. Обучающиеся выполняли практические работы, отвечали на контрольные вопросы, и отсылали фотографии выполненных работ мастеру производственного обучения для проверки. Примеры заданий представлены в Приложениях № А к настоящей методической разработке.
Элементы структуры урока
Содержание деятельности мастера п/о
Содержание деятельности обучающихся
Организационная часть (3 мин.)
Цель этапа: быстрое включение обучающихся в рабочий ритм
1. Проверить состав группы.
1.2. Проверить внешний вид обучающихся, готовность к занятию.
Слушают, отвечают на вопросы мастера п/о
Вводная часть
(вводный инструктаж)
Мотивационно-целевая установка
(5 мин.)
Создает мотивацию учебной деятельности для обоснования значимости рассматриваемого материала в практической деятельности путем просмотра слайдов. Организует формулировку темы урока и целеполагание.
Слушают, просмат-ривают слайды.
Актуализация
Цель этапа:
Актуализация опорных умений и мотивационных состояний (15 мин.)
Актуализация опорных умений:
напоминает алгоритм выпол-нения задания, проверяет готовность обучающихся выполнить задание
Выполняют упражне-ние
Формирование ориентированной основы действий
(30 мин.)
Инструктирование по новой теме (показ, объяснение приемов, способов работы, демонстрация процесса выполнения упражнений и выполнение трудовых приемов.
Объяснение приёмов само-контроля и контроля мастером п/о. Проверка организации рабочих мест.
Слушают инструктаж, смотрят на техноло-гию выполнения работ.
Выполняют упраж-нения по группам.
Знакомятся с образцом заполнения бланка ЛУ-72, осмысливают, задают вопросы мастер п/о.
Основной этап
(текущий инструктаж)
Цель этапа:
Организация самостоятельного выполнения учебно-производственных заданий обучающимися.
Воспитание ответственности при заполнении бланка строгой отчетности.
Организует и управляет работой обучающихся при выполнении трудовых приемов, используя образец заполнения и правила заполнения ЛУ-72.
Контролирует последовательность выполнения правил заполнения бланка ЛУ-72.
Первый целевой обход - проверяет готовность к работе: соблюдение обучающимися правил заполнения бланка ЛУ-72; правильность организации выполнения работ.
Второй обход - проверить правильность выполнения задания
Третий обход -
индивидуальная работа с обучающимися ( обязательно пользоваться расписанием движения пассажирского поезда при сдаче и приеме дежурства)
Четвертый обход - проверить правильность заполнения бланка формы ЛУ-72,запись при сдаче и приеме дежурства, прием практической работы, оценивание.
Выполняют упражне-ния, проводят контроль и самоконтроль.
Заключительная часть (заключительный инструктаж)
Цель этапа: закрепление полученных умений на занятии.
Подвести итог, озвучивая ошибки или невнимательность при выполнении учебно-производственных работ.
Отметить работы выполненные без замечаний.
Обратить внимание обучаю-щихся на типичные ошибки.
Сделать общий вывод о достижении цели задания.
информировать о домашнем задании.
Производят само-оценку.
Осуществляют взаимоценку и взаимопроверку. Осмысливают сказан-ное матером п/о. Анализируют допу-щенные ошибки. Получают домашнее задание с учетом выявленных проблем.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ЗАПОЛНЕНИЕ БЛАНКА ФОРМЫ ЛУ-72»
Практическое задание для освоения темы: «Заполнение бланка формы ЛУ-72» (вариант 1).
Практическое задание для освоения темы: «Заполнение бланка формы ЛУ-72» (вариант 2).
Расписание движения поезда Москва – Таганрог
Расписание движения поезда Ростов Гл. – Адлер
Бланк формы ЛУ-72
Бланк ЛУ-72 можно как распечатать на листах А4, так и оформить в тетради.
Заполнение бланка начинается с первой строки и далее по порядку согласно образцу и текста задания. Строчки не пропускаются.
В столбце 7 пишутся номера мест пассажиров через запятую и:
- если пассажир оплатил за белье в кассе, тогда пишется «безденежно»;
- если пассажир без белья, тогда после номера места пишется «нет»;
- если пассажир оплачивает за постельное бельё проводнику, тогда после номера места пишется «один».
Образец заполнения бланка формы ЛУ-72
Фотография заполненного бланка формы ЛУ-72, отправленного обучающейся в группу ВК для проверки мастером производственного обучения.