2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ) | На прошлом уроки риторики вы написали самостоятельную работу, где вы должны были определить, где добрые дела, где добрые слова, а где невежливо. Проверив ее, я проанализировала и увидела, что вы не допускали ошибок при выборе ответов, значит хорошо усвоили прошлую тему. Я поздравляю вас с этим. Ребята, а чтобы подготовить наш речевой аппарат к уроку , чем необходимо заняться? Артикуляционная разминка «Футбол» Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд. Наш мяч мы забиваем в ворота, которые стоят напротив друг друга. «Часики» Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать 10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы. Разминка на дикцию Метил в лукошко, попал в окошко. | Слушают анализ самостоятельной работы. Выполняют речевую разминку. Речевой разминкой | Формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (РУУД1) | Демонстрация |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание | Вы отлично постарались, готовы узнать в каком мире мы сегодня побываем? Отгадайте ребус: -Ребята, посмотрите на эти картинки и ответьте, что их объединяет? -Я предлагаю вам отправиться в другой мир, мир праздника, вместо обычных дней, недель, месяцев там всегда царит праздник. Давайте вспомним уже знакомые нам праздники? - Ребята, назовите день, когда мы видим торт со свечками? (Д.р.) -День, когда в доме пахнет мандаринами и шьют карнавальные костюмы? (Н.Г.) -День, когда женщинам дарят улыбки и цветы? (8 Марта) -День, когда поздравляют всех мужчин? (23 февр.) -Чем отличаются праздники от обычных дней? Возьмем слова праздники и поздравлять. Определите тему нашего занятия. « Поздравление с праздниками» - Друзья мои, чему вы хотите научиться сегодня на уроке? - Как вы считаете, эти знания вам пригодятся в жизни? | Отгадывают ребус (праздник) Дети вспоминают праздники (дарят подарки, ходят в гости,поздравляют) - узнаем, из каких частей состоит текст поздравления; - научимся писать поздравление; - научимся вручать открытку. | Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу (РУУД2) Строить сообщения в устной и письменной форме (ПУУД1) | Демонстрация беседа |
3.2. Открытие нового знания. | -Ой ребята, слышите?- (Чтение отрывка стихотворения С.Я. Маршака «Почта» учителем.) Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский (почтальон) – мы вспомнили стихотворение С.Я. Маршака «Почта». – Кто такой почтальон и какую работу он выполняет? – А что такое «Почта»? (беседа об учреждении) – Получали ли вы или ваши близкие письма? А какие? (ответы ребят) Обобщение ответов учащихся: да, верно. Письма бывают разные: поздравительные, личные, деловые… Работа в группах. (на каждой парте карточка-письмо) – Определите, какое это письмо? – Зачитайте письмо, назовите вид письма? Что помогло определить вид письма? 1 карточка-письмо. Дорогая бабуля! Я пишу тебе из Крыма. Как здесь тепло и солнечно! Наш домик стоит на берегу моря. Сначала, в первые дни, не могла заснуть: море немного штормило, и оно шумно накатывало на берег. Но сейчас всё спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спится. У нас всё хорошо, едим много фруктов, загораем на пляже. Целую тебя, бабуля! Твоя внучка Юля. (личное) 2 карточка-письмо. Дорогая мамочка! От всей души поздравляю тебя с весенним праздником, Днём 8 Марта. Пусть в этот день у тебя будет тепло и радостно на душе. Я желаю тебе, конечно, крепкого здоровья, желаю оставаться всегда такой же молодой и красивой. Никогда не болеть и не грустить. Твоя дочка Машенька. (поздравительное) 3 карточка-письмо. Директору магазина «Книга-почтой» Прошу выслать наложенным платежом следующие книги: П.П. Бажов «Сказы», К. Чуковский Доктор Айболит» Иванова Нина Адрес: 665743 пос.Сальногорск, ул. Десятская, д.6, кв.8. (деловое) -В мире праздников каждый знает правильное написание поздравительного письма. Они научат нас! – Как называют человека, кому отправлено письмо? (адресат) А кто пишет это письмо? (адресант) – Как вы думаете, какие задачи ставит перед собой и стремится решить при общении с другими людьми адресант? – Как вы думаете, кого и с чем люди поздравляют и как приветствуют друг друга, когда происходит что-то приятное, радостное? На доске выстраивается схема: ПОЗДРАВЛЯЕМ | КОГО? | С ЧЕМ? | КАК? | знакомых | с праздником | от всего сердца | друзей | с днём рождения | искренне | приятелей | с выздоровлением | с удовольствием | Начало в поздравлении – это само обращение к адресату и оно должно быть ласковым, приветливым, задушевным. – Смотрите, какие обращения использовали в прошлом веке: «Бесценная моя, милостивая государыня, родная моя, добрый друг мой, друг мой и благодетель, голубчик мой, любезнейший мой, душенька моя, дорогой мой, любезный друг, бескорыстный друг» . В этих словах выражено чувство любви, признательности, добросердечия. – А какие слова употребляют сейчас? -Середина письма – это само поздравление. Поздравляя, можно похвалить адресата, выразить чувство радости от возможности проявить к нему внимание. Поздравляя кого-либо, мы тем самым как бы передаём следующую информацию: – Я о вас помню, считаю близким (родным) человеком: настоящим другом; беспокоюсь о вашем здоровье; думаю о том, чтобы в ваших делах вам сопутствовал успех; ценю вашу доброту, отзывчивость, талант; помню о ваших добрых делах; искренне желаю вам счастья. Кроме того, напоминаю о себе, о том, что я жив и здоров, мысленно встречаю с вами праздник. -Важной частью поздравления является пожелание. Оно, как правило, образуется со словом «желать», но можно использовать и другие выражения: – Пусть всё у тебя (у вас) будет хорошо! – Пусть тебе (вам) повезёт! -Чаще всего люди желают друг другу здоровья, успехов и т.д. -Пожелания не должны быть короткими и сухими, и желать одно и тоже разным людям не принято. – Послушайте (читает учитель) ещё одно стихотворение С. Маршака «Пожелание друзьям» (текст лежит на столе у каждого ученика) и назовите предложения с пожеланиями. Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье, Оно для дальнего пути – Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам недёшево. (Учащиеся называют и оценивают пожелания). – Обратите внимание на слова «добрый ум» и «умное сердце». Как вы их понимаете?– В конце стихотворения поэт желает друзьям «всего хорошего», но при этом замечает, что оно «даётся недёшево». – Почему? | Слушают стихотворение, отгадывают загадку. Ответы детей. Рассуждают о значении разных писем. Ответы детей (Сообщить; оповестить; поздравить; извиниться; поделиться впечатлениями, чувствами; поблагодарить и другое) Вместе разбирают этапы поздравительной открытки. (Дорогой, уважаемый, любимый и т.д.) (Если у человека добрый ум, он никогда никого не обидит, не причинит никому зла. А человек с умным сердцем, способен делать людям много добра, он будет внимателен к людям, тактичным и обходительным). (Хорошее отношение к себе надо заслужить хорошими делами и поступками, уважительным отношением к другим людям). | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (РУУД1) Формировать учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (КУУД1) | Беседа Метод взаимной проверки |
3.3.Первичное закрепление | Прочитайте поздравительное письмо, написанное внуком для дедушки в мире праздников. (тексты у каждого ученика), подчеркните ключевые слова и назовите основные части. (Фрагменты письма взяты из книги «Правила светской жизни и этикета…» Дорогой, уважаемый дедушка! Сегодня день Вашего рождения, я считаю своей нравственной обязанностью пожелать не ради простого обыкновения, а от всего сердца – мирной и долголетней ещё жизни, счастья, ненарушаемого спокойствия, постоянной бодрости, здоровья и всего того, чего только вы себе желаете. С самых первых дней моего рождения я чувствую к Вам любовь и привязанность. Поздравьте от меня милую и почтенную бабушку с дорогим именинником и пожелайте ей много лет жизни и радости от истинно любящего и почтенного внука. – Как вы думаете, такое поздравление дедушке будет приятно читать? Как внук относится к дедушке? Ребята, в мире праздников нужно уметь правильно поздравлять, предлагаю посмотреть, как это советует делать сова вини пуху. (просмотр видео фрагмента «сова учит поздравлять»). -умеет ли Винни- Пух поздравлять? Почему? Как ему советует поздравлять Сова? | (ДА, из письма видно, что внук очень ласково и почтительно относится к дедушке, признаётся ему в любви и искренней привязанности. Тепло и задушевно внук выразил свои пожелания и «не ради простого обыкновения», то есть не формально, а искренне, от всей души. Безусловно, такое поздравление поднимет настроение, вызовет чувство благодарности и ответной любви). | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (РУУД1) Формировать учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (КУУД1) | Риторический анализ Беседа Работа в группах |
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | У вас на столах есть веревочки с карточками, напишите на них поздравление ослику и свяжите, выберите одного человека, кто надует настоящий воздушный шар и привяжите к нему пожелания. Тогда мы все сможем поздравить ослика настоящими воздушными шарами и теплыми поздравлениями. Ребята, это пассажирский воздушный шар, все воздушные шары улетели, осталась корзина успеха, но не хватает шаров, чтобы взлететь. Если вы справились со всеми трудностями на уроке, приклейте зеленый шар, если не справились с заданиями, настроение осталось плохим – приклейте желтый шар. Теперь у нас есть все шары, чтобы взлететь, мы смогли преодолеть все трудности, а впереди у нас еще очень много открытий. Я благодарю вас за старание, трудолюбие,внимательность и каждой команде дарю благодарность. | Оценивают свою деятельность на уроке. | Формировать умение способность к оценке своей учебной деятельности (ЛУУД2) | Поощрение |