kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочный план на тему: Организация и порядок проведения ремонта аварийно-спасательной техники и оборудования

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Общие сведения

Курс, группы: _ЧС-22______________________________

Тип занятия:  Теоретическое______________________

2. Цели, задачи

1. Изучить организацию и порядок технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники

2. Рассмотреть особенности планово-предупредительной системы ТОиР в пожарной службе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план на тему: Организация и порядок проведения ремонта аварийно-спасательной техники и оборудования»

Мақсат» колледжі мекемесі

Учреждение колледж «Максат»


Поурочный план педагога для организаций технического и профессионального, после среднего образования


Организация и порядок проведения ремонта аварийно-спасательной техники и оборудования (тема занятия)

Наименование модуля /дисциплины: ПМ 2 «Подготовка к работе аварийно-спасательных средств, имущества и снаряжения для выполнения аварийно-спасательных работ»
Подготовил педагог: _Халигитов А.С._________
"__ "____________2024 г.

1.Общие сведения

Курс, группы: _ЧС-22______________________________

Тип занятия: Теоретическое______________________

2. Цели, задачи

1. Изучить организацию и порядок технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники

2. Рассмотреть особенности планово-предупредительной системы ТОиР в пожарной службе.

3. Изучить организацию эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники:

- учет пожарных автомобилей и их работы.

- виды, сроки и место проведения ТО пожарной техники.

- особенности эксплуатации в различное время года.

- виды ТО пожарных автомобилей.

- виды, сроки и место проведения ТО пожарной техники.

- первое ТО.

- второе ТО.

- сезонное.

- ежедневное.

- ТО на пожаре и АСР.

- ТО в зависимости от вида ПА.

- виды ремонта.

4. Меры безопасности при проведении техобслуживания.

5. Воспитывать чувство гордости за выбранную специальность: пожарный –спасатель.

 

2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

1. Аналитические_умения (анализировать, выделить главное, мыслить логично)

2. Социальные умения(умение слушать и осуществлять самоконтроль)_________

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение, справочная литература:

__DVD-материал, видео-материал, наглядный материал. Наставление по технической службе противопожарной службы. Техническая документация производителей пожарно-технической продукции.

3.2 Техническое оснащение, материалы: Проектор, интерактивна доска_________

4. Ход занятия

Успех выполнения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ во многом будет зависеть от своевременного и пра­вильного осуществления мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту средств механизации, направленных на повышение срока работоспособности машин. _


Организацию и порядок технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники

Система планово-предупредительного обслуживания и ремонта предусматривает:

- обязательное составление годового и месячных планов и графиков техобслуживания и ремонта строительных и других машин и обору­дования;

- проведение техобслуживания и текущего ремонта через точно установленное время, исчисляемое в машино-часах работы, или по объему выданной продукции, или по количеству израсходованного топлива;

- выполнение определенного объема работ для каждого вида тех­обслуживания и ремонта по каждой группе машин или отдельной машине;

- капитальные ремонты в зависимости от фактического состояния машин.

Виды техобслуживания, ремонта и периодичность их проведения, а также состав и порядок выполнения работ по техническому обслу­живанию и текущему ремонту указываются заводом-изготовите­лем в эксплуатационной документации на каждую модель машины.

Техническое обслуживание машин выполняют после каждой смены и через определенные периоды рабочего времени. Наработку или вре­мя между двумя последовательно проводимыми ТО одного вида называют периодичностью техобслуживания.

В зависи­мости от периодичности и объема работ различают ежесменное, пла­новое и сезонное техобслуживание.

Ежесменное техобслуживание (ЕО) должно обеспечивать работо­способность машины в течение всей смены и выполняется перед нача­лом, в течение или после рабочей смены.

В состав ЕО входят: очистка машины от грязи и пыли; проверка и при необходимости подтягивание всех наружных креплений машины; проверка состояния ремней, канатов и цепей, а также мест крепления и натяжения; проверка смазочного материала и смазочных устройств; проверка пусковых и тормозных устройств машины; проверка состоя­ния сцепного устройства.

Если на машине установлен двигатель внутреннего сгорания, обя­зательно проверяют уровень и качество масла в картере двигателя, уровень топлива в основном и пусковом баках, состояние соединений топливопроводов, уровень воды в радиаторе и плотность соединения шлангов, количество и качество масла в воздухоочистителе, исправ­ность электрооборудования, рулевого управления и тормозной системы.

Ежесменное техобслуживание проводит машинист (водитель или механик-водитель), за которым закреплена данная машина.

Плановое техническое обслуживание призвано снизить интенсив­ность изнашивания деталей машин путем своевременной очистки от пыли и грунта, смазывания и регулирования. Чем выше номер тех­обслуживания, тем больше объем работ.

В состав ТО входят:

- все операции ежесменного техобслуживания;

- устранение выявленных неисправностей;

- частичная разборка отдель­ных сборочных единиц, их очистка и промывка;

- замена при необхо­димости изношенных звеньев втулочно-роликовых цепей, фрикционных колодок, тормозных лент, прокладок, смазочного материала;

- регули­рование всех механизмов.

Полный перечень указывается в заводских инструкциях по эксплуа­тации и уточняется при ежедневном наблюдении машиниста.

Сезонное техобслуживание (СО) проводят 2 раза в год при под­готовке машины к использованию в период последующего сезона (зимнего или летнего).

Обычно СО приравнивают к очередному тех­обслуживанию. Необходимость в сезонном обслуживании объясняется тем, что эксплуатация машин в осенне-зимнее время усложняется и сопровождается ускоренным изнашиванием сопряженных деталей. Под­готовка машины к осенне-зимней эксплуатации включает: проведение операций очередного техобслуживания, утепление кабины, двигателя и аккумуляторов, повышение плотности электролита и подзарядку аккумулятора, промывку системы охлаждения, отключение радиатора смазочной системы, замену масел и гидравлической жидкости на зим­ние сорта, заливку в систему охлаждения антифризов, а также подго­товку систем и приборов для облегчения запуска двигателя.

Текущий ремонт выполняют, как правило, на месте работы машины водитель , а в отдельных случаях – ремонтники ремонтной мастерской. При текущем ремонте устраняют отдельные неисправности в узлах и агрегатах, возникшие в процессе работы машины и препятствующие ее нормальной эксплуатации. Во время этого вида ремонта заменяют или восстанавливают детали (кроме базисных), снимая или не снимая узлы с машины.

Капитальный ремонт должен обеспечивать исправность и полный (или близкий к полному) ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц и деталей, включая базовые.

Различают необезличенный и обезличенный методы капитального ремонта машин.

При проведении АСДНР в целях быстрого восстановления и возвращения в строй максимально возможного количества машин при организации ремонта необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

- в первую очередь ремонтируются те машины, которые имеют меньший объем работ по ремонту и наиболее необходимы в ближай­ший период;

- текущий ремонт машин небольшой трудоемкости про­изводится, как правило, на местах выхода машин из строя;

- основной метод ремонта – агрегатно-узловой.

Особенности планово-предупредительной системы ТОиР в пожарной службе

Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта предназначена для обеспечения высокой боевой готовности ПА, оперативной подвижности, безопасности их движения, сокращения расхода топлива, предотвращения отказов, уменьшения износов деталей механизмов.

Ежедневное техническое обслуживание производится при смене караула. При этом проверяется работа двигателя, насоса и других аг­регатов и механизмов. Цель обслуживания – убедиться в готовности к немедленному выезду на пожар.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) проводит боевой рас­чет. Цель обслуживания – обеспечение работоспособности механизмов и ПТВ при тушении пожара.

Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) – восстановить боевую способность ПА, заправить ГСМ и огнетушащими материалами, кроме того, устранить обнаруженные неисправности.

Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и СО проводится для восстановления работоспособности механизмов ПА, обеспечения безопасности движения, экономичного расходования ГСМ и продления сро­ка службы ПА;

Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники

Действия по организации включают:

- принятие техники на баланс части;

- правильный учет ТС и систематический мониторинг их функционирования;

- регулярное ТО;

- осуществление запланированных и экстренных работ по устранению неполадок;

- проведение плановых занятий бойцов подразделения для проверки навыков по подготовке ТС к работе в разное время года;

- систематическая диагностика рабочего состояния ТС и агрегатных узлов.

Так как от готовности оперативной пожарной техники по экстренному выезду на пожар зависит быстрая ликвидация возгорания, необходимо придерживаться правил ее эксплуатации.

Оперативные транспортные средства применяют исключительно для устранения возгораний и осуществления спасательных действий.

Нормативы технических документов определяют правила и технический регламент по эксплуатации и уходу за ПТ. В частности, сервисный ремонтный отдел по восстановлению служебной техники руководствуется наставлением по эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.

По сервисному мониторингу спецтехники и ее ремонту составляется предварительный план.

Подготовленность автопарка к осуществлению первоочередных задач определяется:

- рабочим состоянием оперативных машин;

- полной и постоянной заправкой транспорта водой, топливом, пенообразующими жидкостями;

- наличием комплекта пожарного инструмента для ликвидации возгорания.


Учет пожарных автомобилей и их работы

Учет оперативных спецсредств, стоящих на балансе ПЧ, ведется по документации:

- свидетельство о регистрации, техпаспорт ТС;

- формуляр на ТС о принадлежности к данной ПЧ;

- учетный журнал рабочих часов и передвижения автотехники;

- эксплуатационная карточка пожарного транспортного средства, в которой указан номерной знак машины, расход ГСМ и период использования;

- путевка;

- учетная карта выработанных часов автошин и эксплуатации аккумулятора автомобиля;

- журнал по учету техобслуживания;

- путевой листок дополнительной техники;

- журнал по регистрации выдачи, возврата путевок и учета работы вспомогательного спецтранспорта.

При пересменке караула все ТС сдаются чистыми, с полным комплектом инструмента, заправленными топливом и водой, произведены пометки в учетную документацию.

Сотрудник, принимающий машину, осматривает состояние ТС. При принятии смены и приемке машины работа включенного двигателя ограничена по времени. Оно не должно превышать для основных пожарных автомобилей общего назначения:

- с карбюратором в пределах трех мин.;

- на дизеле пять мин.;

- спецмашины семь мин.;

- машины, оснащенные автолестницами, до десяти мин.

Соблюдение мер безопасности:

1. Техобслуживание оперативной ПТ осуществляют в оборудованных помещениях (гаражах) с естественной или принудительной вентиляцией.

2. Гараж для сервисного обслуживания должен быть оснащен осмотровыми ямами. Размер ямы достигает 110 см в ширину и 140 см в глубину. Ямы должны быть оборудованы ступеньками и металлическими ребордами, защищающими колеса машины от попадания в яму.

3. Смотровая яма должна быть закрыта решетками или защитным покрытием, препятствующем падению работающих людей в нее.

4 .В ремонтном гараже предписано предусмотреть отведение выхлопных газов. При ремонте газоотведение подключается к выхлопным трубам ТС.

При выполнении ремонта и сервисных работ не допускается:

  • наращивать балонные или гаечные ключи различными трубами;

  • увеличивать усилие инструментов с помощью рычагов;

  • использовать молоток или кувалду для выбивания дисков;

  • обслуживать коробку передач ТС при включенном моторе;

  • выполнять сервисное обслуживание или ремонтировать ТС в неправильно зафиксированном положении;

  • подставлять под машину подручные предметы.

Особенности эксплуатации в различное время года

Летним считается время, если температура воздуха держится на протяжении недели на положительных отметках в плюс пять градусов по Цельсию и выше, зимним, соответственно на минусовых отметках в минус пять градусов.

Спецтехника и аварийно-спасательное оснащение готовится:

- к теплому сезону в течении двух месяцев — с 15 марта по 15 мая;

- к холодному времени года также за двухмесячный интервал — с 15 сентября по 15 ноября;

Для служащих подразделения организуются и проводятся занятия, где повторяются:

- алгоритм подготовки ТС к определенному сезону;

- специфика сервиса и содержания;

- повторяются методы увеличения проходимости машин;

- повторяется специфика управления ТС в зимний период и алгоритм запуска мотора;

- оговариваются способы утепления двигателя;

- производится смена масла в зависимости от сезона.

В зимний сезон необходим прогрев двигателей ТС, не находящихся на дежурстве, проверка уровня электролита в аккумуляторах и уровень зарядки. В летний сезон проверяется защита двигателя от пыли и система дополнительного охлаждения.

Виды техобслуживания

Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.

Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:

- моечные;

- смотровые, или диагностические;

- крепежные;

- пускорегулировочные;

- топливно-заправочные;

- смазочные;

- шинные.

Виды, сроки и место проведения ТО пожарной техники

- техобслуживание на пожаре либо учениях осуществляет водитель или расчет для гарантии работоспособности при тушении возгорания;

- техобслуживание 1 – организуется один раз в месяц, осуществляет водитель в рабочем гараже части в служебное время, но не во время дежурства;

- техобслуживание 2 – осуществляется ежегодно, один раз за год, обслуживание осуществляется отделом сервиса на территории части;

- техническое обслуживание сезонное – дважды в год при смене сезонов;

Кроме этого, при пересмене дежурства производится ежесуточное ТО. Его проводит заступающий на смену водитель, он отмечает сведения в учетном документе, что машина принята в стопроцентной готовности к выезду по экстренному вызову;

Для резервной техники также ведется сервисное обслуживание, основанное на предварительно спланированном графике: по одному разу ежемесячно, в полгода, ежегодно и регламентированно.

Регулярное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации всех видов пожарных автомобилей. Оно обеспечивает:

- постоянную боеготовность техники;

- безопасность эксплуатации автомобилей;

- обнаружение изношенных деталей;

- продление межремонтных промежутков;

- сокращение расхода горючего.

Первое ТО

График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.

В первом ТО важно соблюсти порядок действий:

  1. Обслуживание автомобиля в месте постоянной дислокации на специальном техпосту. На этом этапе машину полностью промывают, смазывают все вращающиеся и перемещающиеся детали, подтягивают крепежи.

  2. Диагностика, включающая в себя оценку работы осветительных приборов, наноса и всех коммуникаций.

  3. После проверки боевую техническую единицу заправляют топливом и огнетушащими средствами, а также проводят окончательную регулировку деталей.

Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.

Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.

Второе ТО

Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.

ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:

- раму, кабину, кузов;

- мотор;

- сцепление;

- трансмиссию;

- карданный вал;

- рулевое управление;

- передний и задний мосты;

- аккумулятор;

- тормозную систему;

- осветительный комплекс;

- водяной резервуар и емкость для средств пожаротушения;

- насос;

- систему подогрева резервуара;

- место для пожарного расчета.

На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.

Сезонное

Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:

прочистку охлаждающего контура;

- диагностику кранов и слива тормозной системы;

- замену смазки всех агрегатов;

- проверку карбюратора и топливного насоса;

- очистку бака горючего;

- тестирование аккумулятора на стенде.

Ежедневное

ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.

В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:

- ПА общего назначения с мотором с карбюратором – 3 мин.;

- ПА целевого использования на дизеле с многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;

- ПА специального типа – 7 мин.;

- АЛ и АЦПК – 10 мин.

Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и ф Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).иксацию колесных гаек.

ТО на пожаре и АСР

Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:

- выведение пожарной единицы из зоны огня;

- устранение перегибов рукавов и всасывающих сопел;

- смазка уплотнителей через каждые 60 минут работы;

- проверка двигателя и наноса на протечки;

- диагностика нагрева охлаждающей жидкости;

- контроль уровня масла в двигателе;

- очистка пенообразователя и каналов от ВМП;

- заполнение резервуара водой после окончания работ по пожаротушению;

- откачка остатков воды из наноса.




ТО в зависимости от вида ПА

При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.

Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.


Виды ремонта

Если во время диагностики определяют поломку, то ПА переводят в ремонт. В рамках ТО он может быть капитальный, средний и текущий.

  1. Капитальный предполагает полное восстановление работоспособности агрегатов машины. Их разбирают, меняют изношенные детали, собирают и проводят наладку. Капремонту подвергают двигатель, сцепление, коробку передач, насосы, коробку отбора мощности.

  2. Средний ремонт – замена двигателя, проверка целостности всего автомобиля и его полная прокраска.

  3. Текущий – частичная разборка машины с заменой одного или нескольких агрегатов. Проводят крепежные, регулировочные, смазочные, сварочные работы. Текущий ремонт должен гарантировать целостность узлов до следующего ТО-2.

Соблюдение регламента ТО помогает продлить срок эксплуатации машин и повышает результат проводимой спасательной операции.


Меры безопасности при проведении техобслуживания

Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.

  1. Все операции с машинами проводят на постах и в помещениях, оборудованных естественной и принудительной вентиляцией.

  2. Работы проводят на смотровых ямах, ширина которых соответствует колее автомобиля. Чтобы избежать сползания и опрокидывания машины в канаву, вдоль движения по ней устанавливают железобетонные или металлические реборды.

  3. Ямы, не задействованные при обслуживании и ремонте, во избежание падения в них людей накрывают металлическими щитками.

  4. В помещениях обязательно должны быть газоотводы от выхлопных труб. Они всегда подключаются к выхлопной системе ПА, поступившего на осмотр, и саморазмыкаются с началом движения машины.

  5. Запрещено выполнять диагностику трансмиссии при работающем двигателе.

  6. Нельзя выполнять работы с ПА, подвешенным только на подъемных механизмах без дополнительной фиксации.

  7. Не допускается промывать детали легковоспламеняющимися жидкостями.

5.Рефлексия по занятию

Интеллектуальная рефлексия ( что понял, что не понял, что осознал, какие затруднения испытывал) ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Домашнее задание

Наставление по технической службе противопожарной службы стр. 5-12. Организацию и порядок технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники



Мақсат» колледжі мекемесі

Учреждение колледж «Максат»


Поурочный план педагога для организаций технического и профессионального, после среднего образования


Основные способы разборки завалов разрушенных зданий

(тема занятия)

Наименование модуля /дисциплины: ПМ 3 Выполнение аварийно-спасательных и неотложных работ с использованием специального снаряжения на опасных производственных объектах, территориях»
Подготовил педагог: _Халигитов А.С._________
"__ "____________2024 г.

1.Общие сведения

Курс, группы: _ЧС-33______________________________

Тип занятия: Теоретическое______________________

2. Цели, задачи

1. Изучить виды завалов по степени разрушения.

2. Рассмотреть вопросы аварийно-спасательных работ в разрушенных зданий.

3. Изучить действия личного состава механизированной группировки по проведению других неотложных работ :

- способы и технологии оборудования проходов и проездов в завалах

- другие неотложные работы

- способы обрушения неустойчивых конструкций

- ликвидация последствий разрушений

4. Меры безопасности при проведении разборки завалов.

5. Воспитывать чувство гордости за выбранную специальность: пожарный –спасатель.

 

2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

1. Аналитические_умения (анализировать, выделить главное, мыслить логично)

2. Социальные умения(умение слушать и осуществлять самоконтроль)_________

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение, справочная литература:

__DVD-материал, видео-материал, наглядный материал. .

3.2 Техническое оснащение, материалы: Проектор, интерактивна доска_________

4. Ход занятия

Завалы образуются вследствие обрушения зданий и сооружений, вызванных землетрясениями, взрывами, бурями, ураганами, смерчами, селями, оползнями и другими природными и техногенными явления­ми. Характер завала зависит от источника (причины) его образования, от типа и длительности действия поражающего фактора, от типа и этаж­ности зданий, от особенностей застройки и других факторов.

Завалы представляют собой хаотичное нагромождение крупных и мелких обломков строительных конструкций, технологического обо­рудования, коммунально-энергетических устройств, мебели и т.д.

В толще завалов могут оставаться крупные щели, через которые свободно проходят запахи и звуки от находящегося там человека. Это облегчает поиски людей, оказавшихся в завалах.

Наиболее характерным для завалов является нагромождение об­рушившихся строительных конструкций, их отдельных обломков, в том числе обломков бетонных, железобетонных конструкций и кир­пичной кладки объемом до 0,8 м3 и строительного мусора.

Объем завалов при разрушении жилых зданий составляет 35-50 %, промышленных зданий - 15-20 % от строительного объема. Объем пустот в завалах составляет 40-60 %. Наибольшая высота завалов жилых зданий - 1/5-1/7, а промышленных зданий - 1/4-1/10 их вы­соты. Средний угол откосов завалов - 30°.


Степень разрушения зданий подразделяется на четыре категории

Степень разрушения

Характеристика разрушения

Слабые

Частичное разрушение внутренних перегородок, кров­ли, дверных и оконных коробок, легких построек и др. Основные несущие конструкции сохраняются. Для пол­ного восстановления требуется капитальный ремонт

Средние

Разрушение меньшей части несущих конструкций. Большая часть несущих конструкций сохраняется и лишь частично деформируется. Может сохраняться часть ограждающих конструкций (стен), однако при этом второстепенные и несущие конструкции могут быть частично разрушены. Здание выводится из строя, но может быть восстановлено

Сильные

Разрушение большей части несущих конструкций. При этом могут сохраняться наиболее прочные элементы здания, каркасы, ядра жесткости, частично стены и пе­рекрытия нижних этажей. При сильном разрушении об­разуется завал. В большинстве случаев восстановление нецелесообразно

Полные

Полное обрушение здания, от которого могут сохра­ниться только поврежденные (или неповрежденные) подвалы и незначительная часть прочных элементов. При полном разрушении образуется завал. Здание вос­становлению не подлежит



Аварийно-спасательные работы в разрушенных зданиях

Чрезвычайные ситуации, связанные с разрушением зданий и сооружений, обычно сопровождаются гибелью людей и возникновением значительного материального ущерба. Ликвидация таких чрезвычайных ситуаций предполагает проведение аварийно-спасательных работ (АСР), отличительной особенностью которых является то, что они выполняются в основном в крайне неблагоприятных внешних условиях, в сжатые сроки, с высокой интенсивностью и привлечением значительных сил и средств.

При разрушении зданий образуются завалы, представляющие собой хаотическое нагромождение крупных и мелких обломков строительных конструкций, санитарно-технических устройств, мебели, технологического оборудования и прочего.

На состояние завала влияют вид и параметры поражающего воздействия, тип здания по функциональному назначению и конструктивному исполнению, его этажность и конфигурация.

Процесс ведения АСР в условиях разрушенных зданий подразделяется на этапы:

- общая специальная разведка очага поражения и объекта работ;

- подготовительные работы;

- аварийно-технические работы;

- поисково-спасательные работы;

- инженерные работы по деблокированию и извлечению пострадавших;

- оказание первой медицинской и врачебной помощи, медицинская эвакуация раненых;

- эвакуация, опознание и захоронение погибших.

Наиболее сложным технологическим этапом являются инженерные работы по деблокированию и извлечению пострадавших. Это обусловлено тем, что выполнение данного этапа:

- занимает наиболее продолжительное время в процессе проведения АСР;

- связано с применением различных технических средств, материалов и оборудования и с - - привлечением большого числа спасателей;

- предполагает выполнение трудоемких, циклических операций в сложных

- организационно-технологических условиях обстановки.


Действия личного состава механизированной группировки по проведению других неотложных работ

При подготовке к работе инженерных машин, механизмов и транспорта командиры подразделений, экипажи машин и специалисты, обслуживающие механизмы, перед началом работы обязаны произвести осмотр техники. Запрещается использовать машины и механизмы, имеющие неисправности.

Для размещения и работы машин и механизмов должны быть подготовлены площадки с учетом особенностей каждого вида техники и характера работы. Рабочая площадка для размещения техники, механизмов и крепежных материалов должна обеспечивать устойчивость машин и механизмов во время работы, а также свободу маневра; исключать наезд на завал и нарушение его устойчивости. Размещение машин, механизмов и материалов на рабочей площадке должно осуществляться с учетом последовательности их использования, исключать необходимость их многократного перемещения.

В период нахождения спасателей в завале должно максимально ограничиваться движение в районе работ тяжелой техники и транспорта. При устройстве галереи в грунте под завалом разрушенного здания работы производятся в следующей технологической последовательности:

- ограждение места работы, укрепление или обрушение стен разрушенного здания, нависающих над участком работ;

- укрепление элементов завала, расчистка площадки для размещения средств механизации и складирования необходимых материалов;

- отрывка приямка, проходка галереи.

Работы по отрывке приямка и проходке галереи начинаются только после отключения или локализации повреждений на всех расположенных на данном участке КЭС, откачки воды, фекалий, а также после укрепления нависающих конструкций.

Не допускается производить разборку завала в условиях недостаточной освещенности рабочего места и плохой видимости сигналов стропальщика.

В ходе разборки должно постоянно вестись наблюдение за состоянием устойчивости завала и окружающих зданий и сооружений; при возникновении угрозы обвала работы немедленно прекращаются.

Перед подъемом груза стропальщик обязан убедиться в надежности крепления груза и отсутствии на нем инструмента и приспособлений. Груз не должен ничем удерживаться и ни за что не цепляться. Никто не должен находиться возле поднимаемого груза.

При подъеме и перемещении груза проверяется правильность строповки, равномерность натяжения строп, устойчивость крана, для стабилизации положения длинномерного груза применяются оттяжки. Только после проверки положения груза подается сигнал о его подъеме. При подъеме груза стропальщику запрещается находиться на грузе и под грузом, допускать нахождение под ним людей, оттягивать груз во время его подъема и перемещения.

Другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.В зависимости от конкретного вида ЧС в дополнение к вышеуказанным АСР и другим неотложным работам могут проводиться следующие АСР и другие неотложные работы:

 в зонах наводнения (паводка):

- поиск и прокладка маршрутов эвакуации людей, материальных средств и животных из населенных пунктов и районов, которые оказались (могут оказаться) в зонах наводнения (паводка);

- укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов, гидротехнических сооружений;

- создание запасов спасательных средств (кругов, поясов, багров, лестниц, веревок), необходимых для спасания людей на воде и аварийных запасов материалов для заделывания промоин и наращивания высоты дамб вблизи гидротехнических сооружений;

- ликвидация зажоров и заторов; оборудование причалов для спасательных средств;

- мероприятия по защите и восстановлению дорожных сооружений; восстановление энергоснабжения;

- локализация источников вторичных поражающих факторов;

 в зонах радиоактивного загрязнения:

- ведение радиационной разведки;

- осуществление дозиметрического контроля населения;

- разборка завалов и разрушенных зданий в зоне ЧС;

- санитарная обработка людей;

- дезактивация территорий, дорог, сооружений и техники;

- вывоз радиоактивных веществ (отходов), в том числе загрязненного грунта;

в зонах химического заражения:

- участие совместно со специалистами аварийной организации в локализации источника химического заражения на технологическом оборудовании;

- локализация и обеззараживание парогазовой фазы (облака), а также проливов аварийно

- химически опасных веществ;

- проведение санитарной обработки населения и личного состава подразделений, действовавших в зоне заражения;

- обеззараживание территории, зданий и сооружений;

- участие совместно с представителями функциональной подсистемы охраны общественного порядка РСЧС в поддержании общественного порядка в зоне заражения;

- проведение обеззараживания техники;

в зонах землетрясений, в зонах обрушения зданий (сооружений):

- тушение возникших пожаров в зоне ЧС;

- расчистка и проделывание проходов в завалах, расчистка и подготовка площадок для

- размещения техники и людей;

- обрушение или укрепление конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом;

- отключение поврежденных коммунально-энергетических сетей, локализация и ликвидация аварий на них;

- ремонт и поддержание в готовности подъездных путей к участкам проведения работ;

оборудование и содержание переправ через водные преграды;

- проведение первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению населения;

в зонах оползней, обвалов, селей, снежных лавин, ураганов, тайфунов и смерчей:

- обрушение и укрепление конструкций и местных предметов, угрожающих обвалом;

- устройство подъездов и проходов к местам проведения АСР и других неотложных работ;

временное восстановление дорог и дорожных сооружений; санитарная очистка территории, подвергшейся воздействию ЧС; укрепление и сооружение дополнительных противоселевых, противооползневых и противолавинных защитных сооружений.


Способы обрушения неустойчивых конструкции

Ручной способ применяется, если невозможно использовать машины и механизмы или провести взрывные работы. Вручную разбирают небольшие завалы в одном или нескольких зданиях, под которыми оказались люди. В этом случае применяют механизированный инструмент и простейшие средства механизации.

Наиболее распространенным является механизированный способ разборки и обрушения конструкций. Он характеризуется широким применением инженерных машин и механизмов. Например, участок стены, подлежащей обрушению, предварительно отделяют от примыкающих стен путем рассечки перемычек и подрубки низа стены (проделыванием штробы). Подрубка осуществляется не более чем на одну треть толщины стены со стороны обрушения при условии, что стена не наклонена в сторону подрубки. Затем с помощью троса или каната, прикрепленного одним концом к конструкции, а другим к трактору или лебедке, обрушивают стену. Самые прочные сооружения и конструкции обрушивают или дробят на отдельные элементы взрывным способом. Чтобы взрывная волна и сотрясение при взрыве не повредили соседние сооружения, подрыв производят малыми зарядами, располагаемыми обычно в шнурах (круглое отверстие для взрывчатого вещества), забивая песком или фунтом. Открытые накладные заряды (при наличии возможности — кумулятивные), как правило, применяют в случаях, когда устройство шнуров в стенах, башнях, трубах сопряжено с опасностью обрушения конструкции из-за крена или трещин, а ручная разборка или валка механическим способом невозможны.

Опыт показывает, что взрывной способ с применением накладных зарядов наиболее целесообразен для разрушения железобетонных конструкций (балок, колонн, перекрытий). Поврежденные сооружения, имеющие внутри капитальные стены, при необходимости разрушают взрывным способом по частям. Стены, башни, заводские трубы подрывают так, чтобы они обрушивались на свое основание иди падали в определенном, заранее выбранном, направлении во избежание завала и повреждения инженерных сетей и коммуникаций.

Завалы расчищают частично или полностью.

Частично - при спасении пострадавших, оказавшихся под обломками разрушенных строении, а также при устройстве проездов или извлечении ценного промышленного оборудования.

Полностью – при расчистке территории для нового строительства или восстановления повреждённых зданий и сооружений.

В первую очередь разбирают (обрушивают) или крепят неустойчивые, угрожающие обрушением элементы. Затем освобождают проезды, проходы и входы в здания. После этого извлекают балки, колонны, крупные глыбы и обломки, чтобы подготовить фронт работ для экскаваторов и погрузчиков. Крупные глыбы разбирают на более мелкие части, размеры которых зависят от мощности применяемых машин.


Ликвидация последствий разрушений

Ликвидация последствий разрушений зданий и сооружений - комплекс мероприятий направленных на:

1. Поиск и спасение пострадавших, блокированных в завалах, поврежденных зданиях, сооружениях.

2. Оказание им первой помощи.

3. Эвакуация пострадавших.

4. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Поиск и порядок спасения людей, находящихся в завалах

Способ и технология спасения конкретного пострадавшего определяется командиром (начальником) спасательного формирования на основе данных разведки и оценки обстановки на месте нахождения пострадавшего.

При этом оцениваются:

- условия, в которых находится пострадавший (завален обломками строительных конструкций, блокирован в заваленном помещении, блокирован на верхних этажах или крыше поврежденного здания и т.п.);

- структура завала и его масштабы, глубина нахождения пострадавшего, состояние разрушенного здания, наличие безопасных подходов к нему, основные опасные факторы;

наличие контакта с пострадавшим, его состояние, продолжительность нахождения в завале (блокированном помещении);

- наличие средств, необходимых для спасения пострадавших в данных условиях, их возможности;

- наличие вторичных поражающих факторов, затрудняющих ведение спасательных работ, их характер, масштабы, источники;

- время суток, года и состояние погоды.

На основе этого принимается решение, в котором определяются:

- наиболее рациональный способ спасения пострадавшего;

- необходимое количество сил и средств для решения задачи;

- технология выполнения работы с учетом местных условий;

- время, необходимое для выполнения задачи;

- мероприятия, которые требуется выполнить в первую очередь;

- меры безопасности при выполнении работ.

При определении времени на выполнение задачи учитываются условия ведения работ.

Пострадавшие, находящиеся под обломками строительных конструкций, в зависимости от структуры завала, глубины их нахождения, а также от возможностей имеющихся технических спасательных средств, деблокируются путем разборки завала сверху или сплошной горизонтальной разборкой, либо устройством лаза в завале.

Технология деблокирования пострадавших путем разборки завала сверху применяется при нахождении пострадавших на небольшой глубине от поверхности завала, на некотором удалении от его края.


Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в очаге катастрофы

Первая медицинская помощь заключается в проведении срочных медицинских мероприятий, направленных на спасение жизни пострадавших, предупреждение тяжелых последствий и развития осложнений поражения, а также на уменьшение или полное прекращение воздействия поражающих факторов катастрофы.

Значение первой медицинской помощи в современных условиях резко возрастает, т.к. при катастрофах возможна высокая вероятность возникновения тяжелых множественных, сочетанных и комбинированных поражений.

Неправильное и несвоевременное оказание первой медицинской помощи может привести к тяжелым последствиям- развитию травматического шока, раневой инфекции, возобновлению кровотечения, что представляет реальную угрозу для жизни пострадавшего.

 Первая медицинская помощь в очаге катастрофы включает:

- извлечение пострадавших из трудно доступных мест (транспорта, из- под завалов, очагов пожара);

- тушение горящей одежды и горючих смесей, попавших на тело;

- надевание противогаза на зараженной территории;

- временную остановку кровотечения;

- введение антидотов пораженным ядовитым веществом и обезболивающего средства при болевом синдроме;

- наложение асептической повязки на рану или ожоговую поверхность, а при открытом пневмотораксе - окклюзионной повязки;

- иммобилизацию поврежденной части тела;

- дачу внутрь таблетированного антибиотика;

- проведение частичной санитарной обработки.

При высокой температуре окружающего воздуха принимаются меры по предупреждению перегревания, а при низкой- переохлаждения организма пораженного.

В случае множественных или сочетанных (комбинированных) повреждений в первую очередь выполняются лечебно-профилактические мероприятия в отношении повреждений, представляющие смертельную опасность, а затем - менее опасных.

При оказании помощи вначале расходуются индивидуальные средства, имеющиеся у пострадавшего, а только потом перевязочные и другие материалы оказывающего помощь. При их отсутствии используются подручные средства - нижнее хлопчатобумажное белье на бинты, жгуты - закрутки, импровизированные шины и т.д.


Эвакуация пострадавших

Медицинская эвакуация – это система мероприятий по удалению из зоны катастрофы пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи и лечении за ее пределами. Она начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших с объектов народного хозяйства (участков), района (зоны) катастрофы, где им проводятся мероприятия первой медицинской помощи, и завершается доставка их в лечебные учреждения, обеспечивающие оказание медицинской помощи в полном объеме и лечение до окончательного исхода. 29 Быстрая доставка пострадавших на первый и конечный этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи и объединении рассредоточенных на местности и во времени лечебно-эвакуационных мероприятий в одно целое. Наряду с этим, эвакуация содействует высвобождению работающих в зоне катастрофы санитарных дружин, персонала медсанчасти пострадавшего объекта, бригад скорой медицинской помощи, бригад экстренной медицинской помощи и других формирований. Конечная цель эвакуации – госпитализация пострадавшего в лечебнопрофилактическое учреждение соответствующего профиля, где пострадавшему будет оказана медицинская помощь в полном объеме и окончательное извлечение.

Меры безопасности при проведении разборки завалов

При разборке завалов необходимы следующие меры безопасности:

- строго соблюдать условия техники безопасности, установленные для данного вида деятельности;

- все спасатели, привлеченные на разборку завалов должны работать в удобной одежде, на голову обязательно надевается каска;

- необходимо вести тщательное наблюдение за состоянием и устойчивостью конструкций и крупных элементов завала, при возникновении трещин, просадок и других деформаций необходимо немедленно остановиться и вывести людей из опасной зоны;

- необходимо обрушить или укрепить неустойчивые конструкции поврежденных зданий;

- запрещается устраивать лазы-проходы в завалах без установки креплений;

- машины (краны и экскаваторы), применяемые при разборе завалов, размещают на площадках, расчищенных от обвалившихся строительных конструкций.

При передвижении в непосредственной близости от завала особое внимание следует уделять уцелевшим фрагментам строений, поскольку они представляют собой повышенную опасность. Это связано с возможностью их внезапного обрушения.

При движении по поверхности завала выбирают оптимальный и безопасный маршрут. Особое внимание уделяют выбору места постановки ног. Наступать нужно только на надежно лежащие предметы. В ряде случаев следует убрать с дороги остатки строений, доски, трубы, арматуру.

5.Рефлексия по занятию

Интеллектуальная рефлексия ( что понял, что не понял, что осознал, какие затруднения испытывал) ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Домашнее задание

Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ
в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений. – М.: ВНИИ ГОЧС,
1994 −175 с. Инв. № 19849. Стр. 145


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Халигитов Абдулло Сайдулоевич

Дата: 09.04.2024

Номер свидетельства: 648747


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства