- плавно подавать дыхание и распределить его на всю фразу
Оборудование и материалы:
- просторное светлое помещение;
- фортепиано.
II. Практическая часть.
Певческое дыхание отличается от обычного дыхания своей целенаправленностью. Дыхательная гимнастика способствует укреплению мышц и лучшей их управляемостью. Работа дыхательного аппарата во время пения тесно связана с работой гортани и артикуляционного аппарата.
Традиционно различают следующие типы дыхания:
-ключичное;
- нижнее грудное;
-нижнереберное;
-груднобрюшное ( диафрагмальное).
1.Распевание (15 мин.)
Дыхательные упражнения.
1.Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
2.Надуй шарик. «Надувая шарик» носом сделать глубокий вдох и, затем медленно выдуваем воздух на звук – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
1.2 Артикуляционные упражнения.
Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ). Тренировка согласных: П – Б, Т – Д- Т
«Наш Полкан попал в капкан»;«По бревну бобры бредут»; «От топота копыт пыль по полю летит»; «Пришел Прокоп кипит укроп, ушел Прокоп кипит укроп, как при Прокопе кипит укроп , так и без Прокопа кипит укроп» - на глухие согласные «Три сороки тараторки тараторили на горке» - на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Все артикуляционные упражнения произносятся твердыми губами, при активной работе
Проговорить несколько раз, плотно сжимая губы мышц:
1.П – Б, П –Б, П – Б, П – Б зыка.
2.Шшшшшшш – шумит лес
Активно работая кончиком языка сказать:
3.Т – Д, Т – Д, Т – Д, Т – Д и т.д.
Работает корешок языка, проговорить несколько раз:
в) обратить внимание на момент вдоха: быстрый, но вместе с тем не судорожный вдох обеспечит четкую работу всего дыхательного аппарата, а значит и образование «опертого» звука.
Навык«цепного» дыхания - главное выразительное средство, характерное для хороводных, лирических, протяжных народных песен. Правильное дыхание дает возможность детям ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные на всех участках диапазона голоса, а это значит одновременно работать над совершенствованием своего тембра.
Разбиваемся на 3 группы по партиям и разучиваем каждую партию по отдельности. Разучив каждую партию, соединяем все три голоса.
-прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, правильное распределение дыхания на всю фразу, сделать соответствующую кульминацию.
- исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе, а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
IV. Подведение итогов. (3 мин.) Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом новой песни.
Формулировка домашнего задания:
Проработать свои партии в произведении, добиваясь легкого и полетного звучания мелодии.
Выучить наизусть свои партии, исполнять на опоре песню «Ой, заря, ты зорюшка»,
Используемая литература:
1. В. Попов «Русская народная песня в детском хоре»- М.: Музыка, 1985- 80с., нот
2. Попов B.C. Многоголосие в хоре начальных классов. (Из опыта работы). - В кн. «Музыкальное воспитание в школе», вып. № 3. М.: «Музыка», 1964 г.
3. Алексеев В.А. "Русская народная песня в начальной школе". Научно - методическое пособие для средних и высших учебных заведений, учителей музыки и начальных классов. - Оса:"Росстани-на-Каме". 1994.