kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка площадки к строительству и её обустройство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Подготовка площадки к строительству и ее обустройство" по МДК 02.01 специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка площадки к строительству и её обустройство»

ГБПОУ Белебеевский гуманитарно – технический колледж







Методическая разработка урока

«Подготовка площадки к строительству и её обустройство»



по дисциплине: Инженерные подготовка строительной площадки


специальность: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений







Разработал: Игнатьева В.И.,

преподаватель спец.дисциплин












2022г.

Тип: урок формирования новых знаний


Цели урока: Обучающая: актуализация знаний, полученных в ходе изучения тем «Проектно-изыскательские работы и обоснование выбора площадки», «Построение красных отметок», «Расчистка и планировка будущей строительной площадки», «Выполнение полевых работ по трассированию линейных сооружений»;

Развивающая: развитие умений структурирования текста, отбора нового материала; развитие умений делового общения: высказываться конкретно, кратко, информативно; точно по существу формулировать вопросы; вести конструктивный диалог; развитие познавательного интереса посредством применения информационных технологий; развитие познавательной активности и самостоятельности, внимания, памяти, речи, культуры учебного труда;

Воспитательная: развитие качества взаимопомощи, требовательности, личной ответственности.


Задачи урока: изучить этапы инженерной подготовки площади к строительству. Закрепить материал с помощью контрольных вопросов. Привить интерес к дисциплине и специальности.


Планируемый результат: знания – технология инженерной подготовки стройплощадки

Умения – получение и осмысление полученной информации, анализирование и систематизирование новых данных

Навыки - организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке.


Методы обучения: а) использование ИКТ

б) дискуссионный

в) проблемных заданий.


Формы организации: фронтальная, групповая.


Межпредметные связи: «Основы геодезии», «Общие сведения об инженерных сетях территорий и зданий», «Строительные машины и средства механизации», «Технология и организация строительных работ».


Необходимое оборудование: Раздаточный материал. Мультимедиапроектор, проекционный экран, ноутбук ОС Windows, презентация урока.

Продолжительность урока: два учебных урока (90 минут).


Домашнее задание: Выполнить презентацию, зарисовать схемы 2,3, прочитать, законспектировать Николаевская И.А. Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок стр. 59 – 61, 158-161.


Литература: 1. Николаевская И.А. Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок/ И.А. Николаевская. - 7-е изд., переработанное. - М.: ИЦ «Академия», 2018г.-256с.

2. Бейербах В.А. Инженерные сети, подготовка территорий и зданий; Феникс - М., 2015г.- 576 c.



Структура занятия

Этап занятия

Задачи этапа занятия

Методы и формы

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Регламент

I.

Организационный этап

Подготовка студентов к работе на занятии.

Психологическая установка

на восприятие материала занятия.


Проверка аудитории к уроку. Приветствие. Выявление отсутствующих на уроке.

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие.

1

II. Вводный этап занятия

1. Сообщение темы




Определение темы урока.



Беседа.

Показ слайдов презентации.

Запишите тему занятия: «Подготовка площадки к строительству и её обустройство»

Записывают тему занятия в опорный конспект.

1

2. Постановка цели

Обеспечение самоосмысления через

постановку цели.

Перед Вами стоит

следующая цель. Вы будете:

иметь практический опыт: самостоятельно приобретать новые знания;

уметь: структурировать текст,

отбирать и объяснять новый материал; высказываться кратко, информативно; точно по существу формулировать вопросы; вести конструктивный

диалог;

знать: основные этапы организации инженерной подготовки территории.

Осмысливают цель.

1,5

3. Мотивация

Возбуждение интереса, внимания к предложенной теме и будущей профессии.


Организация деятельности студентов на «ситуацию успеха» для каждого.

Осмысливают значимость

материала данного урока в формировании профессионального опыта.

1,5

4. Входной контроль.

Актуализация опорных знаний. Реализация связей: межпредметных, внутрипредметных

(материал предыдущих

уроков).

Устный опрос

Вопросы предыдущих занятий.

Отвечают на вопросы.

5

III. Основной этап

занятия.

1. Изучение нового

материала.

Получение новой информации по новой теме. Составление словесно-схематического изложения прочитанного.

Беседа.


Показ слайдов презентации.

Последовательное изложение материала.

Самостоятельно изучают

предложенный материал,

структурируют его.

Составляют вопросы на понимание прочитанного текста.

30

2. Первичное

закрепление нового

материала.

Обеспечение репродуктивного

воспроизведения материала.

Фронтальный опрос на контрольные вопросы.

Наблюдение. Оказание помощи в преодоление трудностей.

Ответы студентов.

30

3. Коррекция знаний.

Осмысление на высоком

уровне обобщения.

Групповая работа по карточкам – заданиям.


Наблюдение и корректировка.

Обсуждают и выбирают.

10









IV.

Заключительный

этап занятия.

Анализ и оценка успешности

достижения цели урока.


Подведение итогов урока. Анализ работы каждого студента. Оценка качества работы каждого.

Самоанализ выполненной работы. Самокоррекция.

10

Мотивация

Формирование у студентов ориентации на успех.


Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых).

Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели.


Домашнее задание

Обеспечение понимания цели

домашнего задания. Обеспечение понимания

содержания и способов

выполнения домашнего

задания.


Сообщение домашнего задания.

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.


Ход занятия

  1. Организационный этап: приветствие; выявление отсутствующих на уроке.

  1. Вводный этап занятия:

  1. Сообщение темы урока «Подготовка площадки к строительству и её обустройство».

  2. Постановка цели - изучить этапы инженерной подготовки площади к строительству.

  3. Мотивация - Любому строительству (объекту или комплексу) предшествует подготовка площадки, направленная на обеспечение необходимых условий качественного и в установленные сроки возведения зданий и сооружений, включающая инженерную подготовку и инженерное обеспечение. Знания по этой теме понадобятся вам и при изучении дисциплины «Основы геодезии», «Строительные машины и средства механизации», «Технология и организация строительных работ».

  4. Входной контроль. Для изучения нового материала нам необходимо повторить темы «Механизмы для расчистки территории», и «» .

  1. Основной этап занятия:

1. При инженерной подготовке выполняют комплекс процессов (работ), в общем случае наиболее характерными из которых в технологии строительного производства являются:

а) создание геодезической разбивочной основы,

б) расчистка и планировка территории,

в) отвод поверхностных и грунтовых вод.


Подготовка площадки включает следующие виды подготовительных работ:

1. Открытие ордера на производство работ подготовительного периода

2. Вырубка и утилизация деревьев

3. Срезка растительного слоя

4. Планировка территории

5. Монтаж временного и постоянного ограждения строительной площадки

6. Устройство временных дорог

7. Монтаж временных инженерных коммуникаций

8. Устройство строительного городка


В каждом конкретном случае состав указанных процессов и методы их выполнения регламентируются природно-климатическими условиями, особенностями строительной площадки, спецификой возводимых зданий и сооружений, особенностями объекта: новое строительство, расширение или реконструкция и др.


Инженерное обеспечение строительной площадки предусматривает

устройство временных зданий, дорог и сетей водо-, электроснабжения и др.


Площадку строительства оборудуют раздевалками-бытовками, столовой,

конторой производителя работ, душевыми, санузлами, складами для хранения строительных материалов, инструмента, временными мастерскими, навесами и т.д. Под эти сооружения целесообразно использовать часть сносимых зданий, если они не попадают в габариты возводимого сооружения и не будут мешать нормальному осуществлению строительных работ, а также инвентарные здания вагонного или блочного типа.


Для транспортирования грузов следует максимально использовать существующую дорожную сеть и только при необходимости предусматривать устройство временных дорог.


В подготовительный период прокладывают линии временного водоснабжения, включая противопожарный водопровод, и электроснабжения с подводкой энергии ко всем бытовкам и местам установки электромеханизмов.


Прорабская должна быть обеспечена телефонной и диспетчерской связью. На

строительной площадке оборудуют место для ремонта и стоянки землеройных и других машин и автомобилей. Площадку обязательно ограждают или обозначают соответствующими знаками и надписями.


Создание геодезической разбивочной основы


На стадии подготовки площадки к строительству должна быть создана геодезическая разбивочная основа, служащая для планового и высотного обоснования при выносе проекта подлежащих возведению зданий и сооружений на местность, а также (в последующем) для геодезического обеспечения на всех стадиях строительства и после его завершения.


Геодезическую разбивочную основу для определения положения объектов строительства в плане создают преимущественно в виде:

строительной сетки, продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности основных зданий и сооружений и их габаритов, для строительства предприятий и групп зданий и сооружений;

красных линий (или других линий регулирования застройки), продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности и габариты здания, для строительства отдельных зданий в городах и поселках.


Строительную сетку выполняют в виде квадратов и прямоугольников,

которые подразделяют на основные и дополнительные. Длина сторон основных фигур сетки 100–200 м, а дополнительных –20–40 м. При проектировании строительной сетки для выполнения разбивочных

работ должны быть обеспечены максимальные удобства, основные возводимые здания и сооружения расположены внутри фигур сетки, линии сетки параллельно основным осям возводимых зданий и по возможности ближе к ним для возможности непосредственных линейных измерений.

Разбивку строительной сетки на местности начинают с выноса в натуру исходного направления, для чего используют имеющуюся на площадке (или вблизи от нее) геодезическую сеть. По координатам геодезических пунктов и пунктов сетки определяют полярные координаты и углы, по которым выносят на местность исходные направления сетки. Затем от исходных направлений на всей площадке разбивают строительную сетку и закрепляют ее в местах пересечений постоянными знаками с плановой точкой. Знаки делают из забетонированных обрезков труб, рельсов и т. п. Основание знака (низ знака, опора знака) должно располагаться ниже границы промерзания фунта минимум на 1 м.

Рис. 1 Создание геодезической основы.


Аналогично переносят и закрепляют красную линию. При переносе на местность основных осей строящихся объектов при наличии в качестве плановой разбивочной основы строительной сетки применяют метод прямоугольных координат. В этом случае в качестве линий координат принимают близлежащие стороны строительной сетки, а их пересечение – за нуль отсчета.

При наличии в качестве плановой разбивочной основы красной линии на стройгенплане должны быть приведены какие-либо данные, определяющие положение будущего здания. Главные оси здания закрепляют за его контурами знаками приведенной выше конструкции.

Фото 2 Измерения нивелиром.


Высотное обоснование на строительной площадке обеспечивается

высотными опорными пунктами – строительными реперами. Обычно в качестве строительных реперов используют опорные пункты строительной сетки и красной линии. Высотная отметка каждого строительного репера должна быть получена не менее чем от двух реперов государственной или местного значения геодезической сети.


В процессе строительства необходимо следить за сохранностью и устойчивостью знаков геодезической разбивочной основы, что осуществляет строительная организация.


Расчистка территории


При расчистке территории пересаживают зеленые насаждения, если их используют в дальнейшем, защищают их от повреждений, корчуют пни, очищают площадку от кустарника, снимают плодородный слой почвы, сносят или разбирают ненужные строения, перекладывают подземные коммуникации и в заключение производят планировку строительной площадки.

Зеленые насаждения, не подлежащие вырубке или пересадке, обносят оградой, а стволы отдельно стоящих деревьев предохраняют от возможных повреждений, защищая отходами пиломатериалов. Деревья и кустарники, пригодные в дальнейшем для озеленения, выкапывают и пересаживают в охранную зону или на новое место. Деревья валят с помощью механических или электрических пил. Тракторами с трелевочно-корчевальными лебедками или бульдозерами с высоко поднятыми отвалами валят деревья с корнями и корчуют пни. Отдельные пни, не поддающиеся корчевке, расщепляют взрывом. Кусторезами расчищают территорию от кустарника. Для этой же операции применяют бульдозеры с зубьями-рыхлителями на отвале, корчеватели-собиратели. Кусторез является сменным оборудованием к гусеничному трактору.

Плодородный слой почвы, подлежащий снятию с застраиваемых площадей, срезают и перемещают в специально выделенные места, где складируют для последующего использования. Иногда его отвозят на другие площадки для озеленения. При работе с плодородным слоем следует предохранять его от смешивания с нижележащим слоем, загрязнения, размыва и выветривания.


Снос зданий и сооружений выполняют путем их членения на части (для последующего демонтажа) или обрушения. Деревянные строения разбирают, отбраковывая элементы для последующего их использования. При разборке каждый отделяемый сборный элемент должен предварительно раскрепляться и занимать устойчивое положение.

Монолитные железобетонные и металлические строения разбирают по специально разработанной схеме сноса, обеспечивающей устойчивость строения в целом. Членение на блоки разборки начинают со вскрытия арматуры. Затем блок закрепляют, после чего режут арматуру и обламывают блок. Металлические элементы срезают после раскрепления. Наибольшая масса железобетонного блока разборки или металлического элемента не должна превышать половины грузоподъемности кранов при наибольшем вылете крюка. Сборные железобетонные строения разбирают по схеме сноса, обратной схеме монтажа. Перед началом разборки элемент освобождают от связей. Сборные железобетонные конструкции, не поддающиеся поэлементному разделению, расчленяют, как монолитные.


Снос зданий и сооружений обрушением осуществляют гидравлическими молотами, отбойными молотками, а в отдельных случаях – экскаваторами с различным навесным оборудованием: шар- и клин-молотами и др. Вертикальные части строения для предотвращения разброса обломков по площади следует обрушивать внутрь. Обрушение осуществляют также взрывным способом.

После расчистки производят общую планировку строительной площадки.

Фото 3 Срез плодородного слоя почвы.

Отвод поверхностных и грунтовых вод


Поверхностные воды образуются из атмосферных осадков (ливневые и талые воды). Различают поверхностные воды «чужие», поступающие с повышенных соседних участков, и «свои», образующиеся непосредственно на строительной площадке.


Территория площадки должна быть защищена от поступления «чужих» поверхностных вод, для чего их перехватывают и отводят за пределы площадки.

Для перехвата вод делают водоотводные канавы или обваловывание вдоль границ строительной площадки в повышенной ее части. Водоотводные канавы должны обеспечивать пропуск определенных расходов ливневых и талых вод. Их устраивают глубиной не менее 0,5 м, шириной 0,5–0,6 м, с высотой бровки над расчетным уровнем воды не менее чем на 0,1–0,2 м. Для предохранения лотка канавы от размыва скорость движения воды не должна превышать для песка 0,5–0,6 м/с, для суглинка – 1,2–1,4 м/с. Канаву устраивают на расстоянии не менее 5 м от постоянной выемки и 3 м от временной. Для предотвращения возможного заиливания продольный профиль водоотводных канав делают не менее 0,002. Стенки и дно канав укрепляют дерном, камнями, фашинами.

«Свои» поверхностные воды отводят приданием соответствующего уклона при вертикальной планировке площадки и устройством сети открытого или закрытого водостока.

При сильном обводнении площадки грунтовыми водами с высоким уровнем горизонта осушение осуществляют дренажными системами открытого и закрытого типов. Открытый дренаж применяют при грунтах с малым коэффициентом фильтрации при необходимости понижения уровня грунтовых вод на небольшую глубину (0,3–0,4 м). Их устраивают в виде канав глубиной 0,5–0,7 м, на дно которых укладывают слой крупнозернистого песка, гравия или щебня толщиной 10–15 см. Закрытый дренаж – это обычно траншеи с уклонами в сторону сброса воды, заполняемые дренирующим материалом (щебнем, гравием, крупным песком). При устройстве более эффективных дренажей на дно такой траншеи укладывают перфорированные в боковых поверхностях трубы (керамические, бетонные, асбестоцементные, деревянные). Такие дренажи собирают и отводят воду лучше, так как скорость движения воды в трубах выше, чем в дренирующем материале. Закрытые дренажи должны быть заложены ниже уровня промерзания грунта и иметь продольный уклон не менее 0,005.



Фото 4 Процесс водопонижения котлована с помощью иглофильтров.

Схема 1. Водопонижения с помощью иглофильтров.

Фото 5 Глубинная дренажная сеть.



Фото 6 Закрытый дренаж.

Фото 7 Открытый дренаж.

Схема 2. Открытый и закрытый дренажи.



Фото 8 Гидроизоляция подземных сооружений.

Ограждение участка строительства

При подготовке строительной площадки для проведения работ ее, а также расположенные вокруг опасные зоны необходимо оградить. При въезде на стройплощадку обязательно должны быть установлены информационные щиты, где среди прочего указывается название объекта, застройщик, исполнитель работ, контактные данные ответственного по объекту, а также даты начала и окончания работ, схемы объекта.

Контакты исполнителя также должны быть отображены на щитках, установленных на ограждениях, передвижных зданиях, крупногабаритных элементах оснастки, кабельных барабанах и так далее.

Помимо этого, на строительной площадке можно устанавливать бункеры для сбора мусора, а также пункты мойки/очистки колес ТС. Органы местного самоуправления определяют нормы временного использования территорий для нужд строительной бригады и проведения работ, которые не входят в зону строительной площадки.

Фото 9 Ограждение стройплощадки.


Фото 10 Ограждение стройплощадки.


Фото 11 Ограждение и информационный щит.

Схема 3.



Возведение временных зданий и сооружений

Специальные временные постройки возводятся на стройплощадке специально для обеспечения строительства, а после его окончания подлежат ликвидации.

При подготовке и возведении временных бытовых, складских, административно-культурных и иных зданий на территории строительной площадки следует предусматривать такие работы, как рекультивация земель, перенос коммуникаций, последующий снос возведенных "времянок" и так далее.


Фото 12 «Времянка» для строителей из дерева.

Строительство временных сооружений и их снос необходимо согласовывать с Государственной противопожарной службой, службами санитарно-эпидемиологического и экологического надзоров, органом местного самоуправления.

Фото 13 Модульная бытовка из окрашенного (или оцинкованного) профлиста.

2. Контрольные вопросы: 1 Что означает «инженерная подготовка и оборудование строительных площадок»? 2 Какие работы входят по расчистке строительной площадки? 3 Какие работы относятся к подготовительным работам застройке стройплощадки? 4 Назовите геодезическую разбивочную основу для плановой и высотной привязки на местности проекта строящихся зданий и сооружений. 5 Как осуществлять отвод поверхностных и грунтовых вод с территории строительной площадки? 6 Постоянные и временные коммуникациям на стройплощадке

3. Карточка – задание: выполнить правильную технологическую последовательность этапов подготовки площадки

1. Планировка территории

2. Открытие ордера на производство работ подготовительного периода

3. Монтаж временного и постоянного ограждения строительной площадки

4. Монтаж временных инженерных коммуникаций

5. Устройство строительного городка

6. Вырубка и утилизация деревьев

7. Устройство временных дорог

8. Срезка растительного слоя



IV. Заключительный этап занятия - подведение итогов.

В заключение подводятся итоги урока. Учащиеся оценивают ее с точки зрения педагогики сотрудничества, усвоения знаний, формирования умений для дальнейшего успешного использования в своей деятельности.

Отметить успехи студентов в изучении новой темы. Выставить оценки каждому.



Домашнее задание: Подготовить презентацию по теме «Подготовка площадки к строительству», зарисовать схемы 2,3, прочитать, законспектировать Николаевская И.А. Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок стр. 59 – 61, 158-161.


Спасибо за урок!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка площадки к строительству и её обустройство

Автор: Игнатьева Вера Ивановна

Дата: 23.05.2022

Номер свидетельства: 607804


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства