Тема урока | Интегрированный урок хантыйского языка и краеведения по теме - Подготовка к написанию сочинения- описания по теме «Служили два Ивана» Кат Иванэт lяlь кo. |
класс | 6 |
Тип урока | урок-подготовка к написанию сочинения. |
Дата урока | 25.03.15. |
Информационно- методическое обеспечение | 1.Технические средства обучения: Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеоролики Программное обеспечение: Microsoft Word, Викторина о ВОВ Наглядные пособия: «Великая Отечественная война», музейные экспонаты, связанные с участниками ВОВ, выставка книг о войне. 2.Дидактический материал: стенд с материалами и фотографиями «Наш округ в годы ВОВ, фото из личного архива Кривых И.П, Покачева И.Е. Оформление кабинета: парты расставлены таким образом, чтобы обучающиеся могли работать в нескольких группах. |
План урока | Организационный момент. Мотивационный этап. Целеполагание. Сообщение темы и цели урока. Введение учебного материала. Повторение и систематизация изученного. (Самостоятельная работа по карточкам. Творческая работа. Обобщение. Домашнее задание. Рефлексия. |
Цель урока | подготовиться к написанию сочинения, активизация и совершенствование коммуникативных умений обучающихся по хантыйскому языку и краеведению в контексте темы Великая Отечественная война «Служили два Ивана». |
Задачи урока | ОБУЧАЮЩИЕ: -обобщить знания обучающихся о ВОВ; -формировать навыки работы со словарем, умения учащихся работать с информацией; - подготовить учащихся к самостоятельной письменной работе; - умение отобрать и систематизировать материал в соответствии с темой, планом предлагаемого текста. РАЗВИВАЮЩИЕ: -обогащать словарный запас обучающихся, повышать их речевую культуру; - развивать и совершенствовать умения анализировать текст на русском и хантыйском языках; - формировать навыки отрабатывать умения отбирать материал для создания текста по заданному алгоритму; - формировать навыки перевода текста с русского хантыйский язык. ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: -воспитывать интерес к истории и культуре югорских народов; -содействовать созданию целостной духовной картины мира и развивать чувство патриотизма. |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Методы: частично – поисковый; словесный (рассказ учителя, беседа); наглядный (иллюстрации, рисунки, фотографии и документы); исследовательский (характеристика, сравнение). |
Основные понятия и термины | Ребенок, юноша, мужчина, война. |
После изучения данной темы учащиеся должны знать: |
| Факты: Понятия: Ребенок, юноша, мужчина, война. Персоналии: Покачев И.Е, Кривых И.П Уметь: Характеризовать: воина солдата. Называть этапы жизни на хантыйском языке: детство, юность, старость Составлять: структурно-логическую фотохронику «Покачев И.Е», «Кривых И. П» |
Организационная структура урока |
Этап урока, его задачи и длительность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Приветствие. | Здравствуйте ребята! Пmzа вglитэx, неврэмэт. | Здороваются |
2.Мотивационный этап. Цель:
| Рассказ о знамени Победы. Взвейся Знамя Победы! Государственный флаг! Слышу голос из бездны: «Здесь победный наш стяг! Мы под знаменем красным шли бесстрашно вперед За любимую Родину, за советский народ!» Пусть же Знамя Победы в этом зале стоит, С вами, прадеды, деды пусть оно единит! Это важно сегодня для тебя, для меня. Вспоминаем героев мы, скорбя и любя. Шильникова Е.В. Тmм урокэн мэн чиминт варт тойlув. Тmми вmртm нокпитmм Знамя, кояxи йmмxи ропиlтml том куя мойlmтmм. Ос тmм kaтmlmн нmh zmн омmсlmтmн – ай группаxmн. Lапmт тыlmс 22 – мmт kатmlнэ 1941-мmт оlнm мmh kон мmxува mнml zэк йgвmт – па kон мmx, lяlьmксmта мmhаты нmпmт. Чи lатmтнm икит, имит айmм – китmм авит- пaxmт вонкомата lаlа воxmт ныпэкmт kаzmт пан атэм сирmп иlm киттаzm. Я не случайно начала урок с этих строк, так как сегодня мы поговорим о воинах солдатах Великой Отечественной войны. Такое Знамя было вознесено над Берлином военнослужащими Красной 1 мая 1945 г. в ознаменование Победы советского народа над фашисткой Германией. -Это копия знамени Победы, которое получила наша школа в честь празднования 70- летней Победы. Каждый из вас будет получать копию знамени Победы за правильный ответ и хорошую работу на уроке. Так же мы сегодня поделились на три группы – три фронта «Калининский», «Ленинградский», «Центральный» | |
3.Актуализация знаний обучающихся о ВОВ. | Ма ос нmh иньzmксmlmм кояxи мrвlи вyl, lяlь вар пmтан. Тэм доскаxmт вопросmт lghтm, ясmh картинкаxmт воllmт мантmма яста. Учитель предлагает ответить на вопросы викторины на интерактивной доске. За правильный ответ каждый ученик – получает копию знамени Победы. Проведем небольшую викторину, которая поможет еще раз вспомнить историю нашего края и района в период Великой Отечественной войны. Вопросы к мозаике: 1. Назовите дату начало ВОВ? Когда она началась? (22 июня 1941 года.) 2.«Гимном советского народа в годы войны стала песня В. Лебедева - Кумача» (Священная война). 3.Назовите, какие звание, получили города после ВОВ? 4.Назовите, какой город выдержал блокаду? 5.Сколько дней продолжалась ВОВ(1418 дней). 6.Сколько, людей погибло в годы войны (27 млн. человек). 7.Героями становились не только люди, но и оборонительные объекты (Брестская крепость). 8.Назовите дату окончания войны (9 мая 1945г). | Ученики должны правильно назвать события по увиденным изображениям и соотнести картинки. На интердоске представлены слова викторины Дети выходят к интерактивной доске и выдвигают слова. |
3.Целеполагание, сообщение темы и цели урока. | Тэм урокmн темаxmв «Кат lяlь кo» Покачев Иван пан Кривых Иван, ос пае яkmн нипmка мустэмин kaнzиlmн. Ит lmйlyв lяlь кинохроника, пан чи пырmн нипэка канчlув. Сегодня на уроке мы с вами подготовимся к написанию сочинения «Служили два Ивана». Наша задача – на базе имеющихся знаний и музейных источников восстановить фотохронику жизни, определить роль наших земляков в Великой Отечественной войне: Покачева Ивана и Кривых Ивана. И на примере боевого пути наших земляков восстановить картину главных событий их жизни. Для дальнейшей работы предлагаю вам посмотреть кино хронику Великой Отечественной войны. | Учащиеся смотрят кинохронику. |
Повторение материала. | Неврэмэт ноkномlaxmlyв kolmн сочиненияx канza. Тmм нипmка канzlyв: Ай вalтm laтmн. Kolнm aнmмlmт, Kolнm mнmlxи йmxmт. Мувурmн lяlь йоxa мmнmт. Kolнm пырmсxи йоlат. Давайте вспомним структуру сочинения. Структура сочинение - описания имеет следующий вид: 1. Заголовок. 2. Введение. 3. Основная часть. 4. Заключение. При прочтении вашего сочинения описываемый должен вызвать интерес у читателя, как человек, добившийся чего-то в жизни, выполнивший свое предназначение, проявивший свои лучшие человеческие качества в сложившейся ситуации. Биография это описание сделанное другими людьми или человеком, жизни какого либо известной личности. Если вы пишите о себе, то это называется автобиография. Чтобы написать биографию вам нужно сначала проследить все этапы жизни человека, биографию нужно начать писать с фамилии, имени и отчества, затем пишется даты рождения и если человек умер то и дату смерти. Дальше, чтобы составить биографию, пишется, какое человек получил образование, где и в каких годах учился и имел ли какие либо успехи и награды Основная часть должна иметь определенную логическую структурную последовательность изложения материала. Чаще всего применяется хронологическая последовательность. Чтобы четко определить нить развития основной идеи статьи, а также установить правильную связь между абзацами основной части. | Обучающиеся предполагают, где и как добыть нужные знания, с помощью чего решить поставленные задачи (экспозиции музея, документы, мемуары, электронные презентации) |
Словарная работа. | Ос тmм кат mlнm йmlmп ясmh оhmlmтlув. Индивидуальная работа.Для написания биографии наших солдат нам необходимо познакомиться с новыми словами: Ай - маленький неврэм – ребенок, Ай неврэм- маленький ребенок Паx - мальчик kо- мужчина Ики - муж Ими - жена Война - lяlь Солдат – lяlь ko Эти слова вам помогут составить и записать биографии. План написания биографии у вас лежат на столе. Прочитайте план: Фамилия, имя отчество, (дата рождения, дата смерти). Родители (занятия родителей). Детство. Место жительство (занятия, увлечения). Война. Послевоенная жизнь Отсюда следует, что рассказ должен быть грамотным, продуманным, соответствовать знаниям об истории страны, жизни солдата определенного периода времени. Ваш рассказ будет использован для посетителей музея, (школьников, учителей, ветеранов), будет использоваться на экскурсиях и на уроках. Ит ай ролик lmйlув Прослушивание биографии Покачева Ивана Ефимовича на хантыйском языке. Работа по алгоритму составления биографии. | Проговаривают слова |
Работа с текстом. | На столах у вас есть биографии наших воинов, вы должны прочитать и выполнить следующее задание. С помощью словаря вы выпишите нужные вам слова. Учитель акцентирует внимание на корректном произношении слов. Неврэмэт, ит нoмlaxтmlrв kolmh kaнтmx соxmт тоlaт: Индивидуальная работа.Задание №. 1. Работа с тестом. Вставьте пропущенные слова (имя прилагательные, гаголы) в тест. Таlmx лота мостm kelmт умтытmx.Вaрmм предложенияxmт нok kbнzитmx. Иван сaма пит ______________оl. Иван родился __________году. В детстве Иван любил:______________,________________,__________. Lyв вос ____________, _______________. Он был _____________,_______________, Пример: Иван был очень высокий, сильный…. Затем вы запишите на листке с биографией нашего солдата , его этапы жини на хантыйском языке. | |
Физкультминутка. | Неврэмэт ньинzа морта йmx/ Мантmма lmйlитmx. mй,катxmн, kolmм – чи мэн? Самолет Koрaсmп. Давайте немного отдохнем. Руки в стороны – в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет. | |
ЭТАП. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. Предлагает на базе имеющихся документов восстановить биографию участников ВОВ. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Вопросы на экране. | Чимml ропиlтmlув группинат. Карточкаxmт выйmтmx пан ясhэт нок lghтmx, пан нипэка канчитэх Работа в группах. Цель работы – составить фотохронику обсуждаемой темы, используя пакет материалов, предложенных учителем (текстовые материалы, документы). ГРУППЫ: 1. Эй группа kahzm йox - писатели – работа с хантыйским словарем (подбор слов для описания портрета участника войны, на пример смелый, отважный, хороший стрелок, солдат); 2. Кимmт lmx koр lmlaт- фотожурналисты - подбор фотографий по теме, вырезание, приклеивание. 3. Оформители. Учитель раздает копии архивных документов. На столе перед каждой группой лежит инструкция кто, что будет делать(4-5 челок в группе) Инструктаж перед работой. Итак, вы собрали все нужные сведения, систематизировали их. Нужно, чтобы не получилось так, что вы сначала описываете, как кто-то, к примеру, женился, а потом описываете моменты его прекрасного детства. Наш фото должен отражать хронологическую последовательность жизни героя. | Каждая группа готовит информацию об отдельном участнике войны. Участники группы высказывают свою точку зрения, овладевают приемами самоконтроля, правильности полученных результатов. Воспитывается культура делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умение оказывать и принимать помощь. |
Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос: | 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…». С использованием хантыйских слов. | |
Домашнее задание | А дома вы напишете сочинение-рассказ, используя рабочие материалы, подготовленные сегодня. | |
Рефлексия. | Сейчас каждая команды представит кинохронику, которую вы сделали. А остальные будут слушать и оценивать. | |
Подведение итогов урока. | Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. Вам герои нашей страны, живые и павшие, известные и безымянные, низкий Вам поклон, спасибо за то, что Вы есть, были и будете в нашей памяти.. Задача учителей: соблюдение регламента при защите проектов и постановке вопросов. | Учащиеся получают отметки за урок после оценки действий каждого этапа урока учителем. |
Работа с тестом. Вставьте пропущенные слова (имя прилагательные, глаголы ) в тест.
Таlmx лота мостm kelmт умтытmx.Вaрmм предложенияxmт нok kbнzитmx.
Иван родился __________году.
Он был _____________,_______________,_________________.
Пример: Иван был очень высокий, сильный….