Школа № 17 с.Боралдай Урок: 11-12 Дата 21.11.2015г. Педагог Колегова А.А.
Класс: 10 Кол-во учащихся: 25 Тема: В семейном кругу
Ценность: Праведное поведение Качества: взаимопонимание, умение ценить близких, выполнение семейного долга.
Цель: углубление представлений учащихся оценности праведное поведение через взаимоотношения в семье
Задачи:
- расширить представление учащихся о семье, взаимопонимании в семье, семейном счастье;
- развить умение проявлять ответственность в семейных отношениях;
- воспитывать внимательное, уважительное отношение к родным и близким.
Ход урока:
- Орг. Момент:
Позитивный настрой – концентрация на свет.
- Опишите, пожалуйста, своё состояние.
- Что особенного произошло с вами?
- Какие чувства вы испытали?
- Проверка домашнего задания.
Учащиеся составляли генеалогическое древо своей семьи. Демонстрация выполненных работ по желанию.
- Нужно ли знать историю своей семьи? Почему?
- Чем вы особенно гордитесь в вашей семье?
Вы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках.
Мы должны интересоваться жизнью своих близких родственников, как не знать, кем были, о чем мечтали, с чем и за что боролись и сражались наши деды и прадеды.
- Позитивное высказывание:
Хороша та семья, где царствуют доверие, уважение и понимание. Народная мудрость.
- Чтение цитаты учителем, затем 2-3 учащихся по-очереди, затем, при необходимости, чтение изречения всем классом.
- Запись цитаты в блокнот.
- Как вы понимаете это высказывание?
- Почему доверие, уважение и понимание так необходимы в семейных отношениях?
- Что нужно, чтобы семья была счастливой?
- Что означает понятие «семейный долг»?
Рассказывание истории (беседа): притча «Две семьи»
Живут в соседних домах две разных семьи. Одни всё время ссорятся, а у других всегда тишина и взаимопонимание. Однажды, позавидовав мирной соседской семье, жена говорит мужу: – Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо. Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась. Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит: – Прости, дорогой, я виновата. – Нет, это ты прости, я виноват. Расстроился мужчина, и пошел домой. Дома жена спрашивает: – Ну, что, посмотрел? – Да! – Ну что? – Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.
- В чем смысл этой притчи?
- Зачем жена отправила мужа к соседям?
- Как вы понимаете выражение: «У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ»
- В чем счастье этой семьи?
- Что является основой счастливой семьи?
Просмотр социального видеоролика «Ваша семья»
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Что вы можете сказать об этой семье?
- Что хотел донести до нас автор фильма?
- Творческая деятельность, групповая работа:
- Составьте модель отношений современного подростка с родителями. Воспользуйтесь перечисленными ниже характеристиками. Дополните проектируемую модель своими наблюдениями.
Современные дети: прислушиваются к советам родителей; настаивают на своем; участвуют в домашнем труде;
все свободное время проводят с друзьями; полностью отдаются своему хобби; интересуются профессиональными делами своих родителей; стремятся проводить с родителями свободное время; делятся секретами с близкими; принимают ответственные решения, обсудив их со старшими членами семьи; считают, что родители мыслят несовременно; во всем полагаются только на себя.
Проблема отцов и детей во все времена стояла особенно остро. Чтобы семья стала надежным оплотом добра и любви, каждому нужно научиться видеть и ценить то доброе, что делают для него близкие люди. Именно тогда семья будет по-настоящему счастливой!
Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно, ваши мамы, папы, дедушки, бабушки, родные и близкие вам люди – семья. Это наши бабушки и дедушки. Так будем помнить про них всегда. Большой удачей взрослых и детей можно считать проживание рядом бабушек и дедушек, чей жизненный опыт незаменим в решении обыденных и нестандартных жизненных вопросах, чья моральная поддержка и совет помогают преодолевать встречающиеся на пути невзгоды.
а) Создайте рисованный фильм «Счастливая семья». Отразите в нем свои представления о главных семейных ценностях, правилах взаимоотношений родителей и детей, старших членов семьи и младших.
«Фильм» - название условное. Группам учащихся раздаются листы формата А-4, каждый из которых посвящен какой-то теме и соединяется с предыдущим и последующим. Примерные темы кадров-сюжетов: «Семья и спорт», «Досуг семьи», «Семейные вечера», «Старшие в семье», «Наши малыши», «Утро начинается с зарядки» и т.д. кто-то придумывает сюжеты рисунков, кто-то их выполняет, кто-то монтирует в общее полотно, кто-то пишет комментарий к кадрам.
- Групповое пение: «Моя семья»
- Мы о близких своих, забываем порою
За делами, заботами, годы бегут
Только, кто я без Вас, что бы было со мною?
Это счастье, когда тебя любят и ждут.
Припев:
Моя семья, а с нею я
И счастья большего не надо
Моя семья, моя семья
Моя надежда и награда.
- Нечего нет важней, я теперь понимаю
Ничего нет важней, и теплей - этих глаз
Я, родные мои, Вас люблю, обнимаю
И все радости жизни, пусть будут для Вас
Припев.
- Если вместе мы все, то уходят невзгоды
Если вместе мы все, то и жить веселей
Хорошо, что Вы есть и я долгие годы
Согревать всех Вас буду, любовью своей.
- Домашнее задание: прочитать притчу «Два крыла» на стр.96
- Заключительная минута тишины:
Ребята, закройте глаза и вспомните все, о чем мы говорили на уроке. Я хочу вам пожелать быть успешными в жизни, и создать свои счастливые семьи.
(Звучит музыка).