kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по Окружающему миру в 3 классе по теме "ЛЕС – ВОЛШЕБНЫЙ ДВОРЕЦ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «ЛЕС – ВОЛШЕБНЫЙ ДВОРЕЦ» в 3 классе направлен главным образом на то, чтобы приобщать учащихся младших классов к природе, учить любить её и беречь. Форма проведения урока – виртуальная экскурсия по лесу – призвана не только показать красоту родной природы на примере ближайшего Маховского леса с его удивительными плавунами озера Клюквенник (эстетическое воспитание), но и углубить знания детей о лесе, о его богатстве в процессе формирования представления школьников об этом удивительном природном сообществе. Данное понятие, как и другие, способствуют формированию у детей целостного представления о взаимосвязи между всеми компонентами леса именно как природного сообщества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по Окружающему миру в 3 классе по теме "ЛЕС – ВОЛШЕБНЫЙ ДВОРЕЦ"»




ОТКРЫТЫЙ УРОК по предмету «Окружающий мир» (3 класс)


Форма проведения: виртуальная экскурсия по лесу

с целью открытия новых знаний

Учитель начальных классов: Верисокина Татьяна Афанасьевна

МКОУ «Воробжанская средняя общеобразовательная школа»

с. Воробжа Суджанского района Курской области

Дата проведения – 24 декабря 2014 года

Тема: «Лес – волшебный дворец»


Цели: познакомить с экологическими связями природного сообщества «лес»:

1. Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе;

2. Ознакомить с многообразием лесных обитателей, с ярусами леса, ролью грибов;

3. Дать понятия «природное сообщество», «ярусность леса»;

4. Показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса;

– развивать познавательную активность детей;

– развивать умение использовать в работе ранее полученные знания;

– развивать умение рассуждать, выражать свои мысли;

– расширять кругозор; развивать речь, вообра­жение;

– воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся видеть цепи пи­тания в природном сообществе «лес», любить и понимать приро­ду, охранять животных и растения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации по теме урока на слайдах, учебники, рабочие тетради, карточки с вопросами к стихотворению, электронное приложение к учебнику, тексты о деревьях на карточках, CD с записью голосов леса

Ход урока

I. Организационный момент

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое — пчелой забралось на цветок,

А третье — лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

Вопрос за вопросом, и так - целый день.

Пойдемте, друзья по тропинке лесной

Ответы искать под зеленым шатром.

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания (Вывод наизусть)

2. Проверка выполнения заданий в рабочей тетради

(Слайды из диска – «Невидимые нити»)

Задание 1 (с. 66)

– Прочитайте названия растительноядных животных, кото­рые вы подчеркнули.

(Мелкие грызуны, зайцы, лоси.) Слайд 1

– Назовите хищников. (Лиса, сова.) Слайд 2

– Назовите насекомоядных животных. (Ласточки, лягушка.) Слайд 3

– Прочитайте названия всеядных животных, которые вы под­черкнули. (Ворона, кабан.) Слайд № 4

Задание 2 (с. 66)

– Приведите примеры растительноядных животных и хищ­ников с помощью тех слайдов, что мы посмотрели.

Задание 4 (с. 67)

– Составим схемы цепей питания, используя тексты

Карточка 1.

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца. (Молодые деревца —› козы —› волки)

Карточка 2.

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения. (Деревца —› мыши —› ежи, барсуки)

Задание 5 (с. 67) Слайд 5


III. Самоопределение к деятельности

– Отгадайте загадку:

Это дом. Огромный дом –

Места всем хватает в нем:

И бельчонку, и зайчонку,

И зубастому волчонку. (Лес.)

– О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О лесе.)


Слайды № 6 - 12: Звучит запись голосов птиц

6 7 8 9 10

11 12

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудесные откроете эти.

Плакат-схема «Смешанный лес» Слайд № 13

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Что такое лес? (Деревья, цветы, животные...)

Лес – природное сообщество, в котором взаимодействуют ра­стения, животные, грибы, микроорганизмы. Лес состоит из яру­сов, как дом из этажей. Самый нижний ярус – травы.

– Что такое травы? (Травы растения с мягкими зелеными стеблями.)

Выше располагается средний ярус – кустарники.

– Что мы называем кустарниками? (Кустарники многолет­ние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.)

Самый верхний ярус – деревья.

– Что такое деревья? (Деревья многолетние растения с круп­ным, твердым стеблем.) Слайд № 14 – ярусы

Лес – это прежде всего деревья. Несколько загадок про деревья: 1. Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой расту под горой. (Берёза) 2. С моего цветка берёт
Пчелка самый вкусный мёд. (Липа) 3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина) 4. Зимой и летом одним цветом. (Ель) 5. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)


Кратко прочитаем о них. (Чтение информации с карточек раздаточного материала)

Берёза бородавчатая, или повислая

Берёза – красивое дерево, высотой до 20 метров. Ствол с гладкой белой корой. Живут берёзы в среднем до 150 лет.

В рощах от белых стволов светло даже ночью. Берёза любимое дерево России. В песнях её ласково называют берёзонькой. Удивительно красивы берёзы в любое время года. Прозрачным зелёным кружевом нежных молодых листьев покрываются они ранней весной; золотисто-жёлтыми становятся осенью лёгкие кроны берёз, когда вниз «неслышен, невесом, слетает жёлтый лист».

Почками и побегами лакомятся животные. А берёзовый сок! Только не забывайте заделывать ранки.

Клён остролистный, или платановый

Клён растёт в лиственных лесах. Растение теневыносливое, часто бывает спутником дуба. Дерево высокое от 15 до 30 метров, живёт до 150 лет.

Неяркие цветки клёна весной, так как собраны в большие соцветия, которые издают приятный медовый запах. К соцветиям слетаются пчёлы. Клён – хороший ранний медонос. У клёна очень хорошо заметна листовая мозаика. Клён – красивое декоративное растение. Оно быстро растёт; выдерживает загрязнение воздуха.

Липа сердцелистная

Липа – высокое, до 30 метров, красивое дерево, долговечное, живёт до 400 лет и более. Часто растёт вместе с дубом. Липа цветёт позже других деревьев: в конце июня – июле. Она вовремя цветения распространяет тонкий особенный аромат, который лучше ощущается на некотором отдалении от дерева, чем рядом с ним. Цветы липы – богатейший источник нектара для пчёл. Липовый мёд считается наилучшим, поэтому липа – ценное медоносное растение. Высушенные соцветия с прицветниками – известное лекарственное средство.

Дуб черешчатый

Мощное, красивое дерево, властелин лиственного леса, живёт до 500 – 700 лет и дольше, хотя рост в высоту прекращается к 120 годам. Мощь дубов всегда вызывает восхищение. На свободе, на лесных полянах и опушках дуб предстаёт перед нами во всём своём величии.

Вокруг дуба и летом и зимой кипит жизнь. Всю осень и зиму пасутся кабаны, выкапывая из-под лесной подстилки упавшие жёлуди. Для белок и мышей жёлуди – тоже лакомство. Сойки, стараясь сделать запасы, разносят жёлуди по лесу, прячут; весной жёлуди прорастают на новых участках.

Кора молодых ветвей дуба используется в медицине. Ко всему прочему, он хорошее медоносное растение.

Осина или тополь дрожащий

Осина может достигать в высоту 35 метров и расти до 180 лет. Стволы внизу с гладкой серой корой, а вверху оливково-зелёные.

Осину не случайно назвали дрожащей. Если даже в лесу тихо, ни ветерка, листья осины всё равно легко подрагивают, трепещут. Это происходит потому, что черешки листьев очень длинные – вот и не выдерживают тяжести листовой пластинки и всё время колеблются.

Осины могут кормить многих зверей и птиц. Листья и молодые побеги с удовольствием едят коровы, козы, лошади, олени, лоси. Зимой кормятся зайцы и бобры. Лакомством для белок являются серёжки, а для глухарей, тетеревов и белых куропаток – почки, листья и молодые побеги.

Осенью среди ярко-оранжевых и красных опавших листьев осин поднимаются красные шапки подосиновиков, очень вкусных и полезных грибов.


– К какой группе растений относятся лещина, волчье лыко, жимолость, бересклет, крушина, шиповник и можжевель­ник? (Это кустарники.)

– Что вы можете рассказать об этих кустарниках?

Лещина обыкновенная, или орешник

Лещина растёт в подлеске (во втором ярусе) широколиственных и смешанных лесов. Высота кустарника 2 – 7 метров, живёт он до 90 лет.

По времени цветения орешника отмечают наступление весны. В конце лета на месте цветков созревают орехи; они растут парами и тройками. Ядра ореха любят не только люди: для белок, соек, кабанов орехи являются ценной пищей. Запасая орехи на зиму, животные способствуют распространения орешника. Кормом для бобра, лося, зайца-беляка служат молодые побеги, листья и кора орешника.

Шиповник; роза майская, или коричная

Шиповник, или роза майская, часто встречается в разреженных лесах, по опушкам лесов, в зарослях кустарников. Невысокий кустарник – всего до 2 метров.

Шиповник получил своё название не случайно. Растение густо покрыто шипами, которые служат хорошей защитой от поедания его травоядными животными, которых особенно привлекают молодые побеги.

Зацветает шиповник в конце мая – июне и цветёт до июля. Крупные, розовые цветки шиповника с тонким приятным ароматом привлекают к себе многих насекомых: пчёл, шмелей, жуков-бронзовиков и усачей. После отцветания образуются плоды – орешки. Птицы (рябчики, галки, вороны, овсянки и др.) поедая плоды, распространяют шиповник по лесу.

– Какие лесные травы вы знаете? (Кислицаг копытень, ландыш, хвощ лесной, сушеница лесная, зверобой и т. д.)

– Грибы являются неотъемлемой частью леса. Какие грибы растут в лесу?

Лес дом для многих животных.

2. Работа по учебнику С. 100-101 Слайд № 15

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Назовите растения леса — первое звено цепи питания.

– Какие животные будут вторым звеном цепи питания? (Ра­стительноядные. )

– Назовите их.

– Какие насекомоядные животные есть в лесу?

– Какие всеядные животные есть в лесу?

– Назовите хищников.

– Составьте схемы цепей питания по рисунку. (Сосна бел­ка куница. Злаки мышь ласка.)

– Дополните схему цепи питания.

Осина – гусеница – дрозд – ... (ястреб). Дуб – ... (мышь) – сова.

V. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Дальше мы пешком пойдём.

(Ходьба на месте)

Но закончилась, игра, за работу нам пора

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику С. 102

– Рассмотрите схему «Круговорот жизни».

– Назовите основные звенья этого круговорота.

Основу круговорота составляют такие группы организмов, как растения, животные, бактерии и черви.

Только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей). Они – основа питания всех животных.

– Кому растение дает питание? (Животным и грибам. Они по­требляют вещества, производимые растениями.)

– Проходит время, и растения и животные погибают. Тогда за работу берутся бактерии и черви. В чем заключается их работа? (Благодаря им эти останки перегнивают, а затем перегной образует соли.)

– Для чего нужны соли? (Растения ими питаются...)

И снова пошло все по кругу. Как видите, представители раз­ных царств живой природы играют различную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо.

Огромную роль в круговороте жизни играет почва. Вы помни­те, что главная составляющая почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда ра­стения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют дру­гие растения, а растениями питаются другие животные.

Вот так вещества и путешествуют в природе по кругу. И круг этот разорвется, если исчезнет почва.

Слайд № 16

VII. Подведение итогов урока

– Что нового узнали о лесе?

– Что может сделать человек, чтобы невидимые связи в живой природе не рушились?

– Почему лес называют природным сообществом?

Ответ: Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

– Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?

Ответ: Нет, не должен. В лесу всё идёт по законам природы.

VIII. Рефлексия

Клюквенное озеро в Маховском лесу Слайды: 17-18-19-20


А теперь информация о всем нам хорошо знакомым родным местам, где все мы не раз бывали с экскурсиями. Это известный Маховский лес – памятник природы нашего Суджанского лесхоза (Маховская дача), где как раз и располагается наше знаменитое озеро КЛЮКВЕННИК.

Условно территорию лесного озера можно разделить на четыре структурных элемента: 

  • Свободное зеркало озера      

  • Большая сплавина - участок, покрытый мощной толщей сфагнума (мох) с комплексом редких для Курской области бореальных растительных ассоциаций. Раньше при сильном ветре сплавина передвигалась по озеру, по состоянию на 1993 год она прикреплена к северо-восточному берегу и несколько лет держится на одном месте.      

  • Малая сплавина площадью, которая до 1998-1999 гг. свободно перемещалась по озеру, а затем "приросла" к его юго-западному берегу. 

  • Периферийная часть, представленная, главным образом, ивовыми зарослями, ольшаниками, осинниками и березняками, окаймляющими озеро по периметру

Главная достопримечательность памятника природы - произрастание реликтовых видов растений послеледниковой эпохи. Это таких как плаун булавовидный, альдрованда пузырчатая, росянка круглолистная, клюква болотная, турча болотная, ортилия однобокая, осока топяная и др. Всего на территории памятника природы выявлено 187 видов сосудистых растений, среди которых 11 видов включены в Красные книги России и Курской области. 
      На территории памятника природы отмечен 41 вид птиц. Это охраняемые виды: серый журавль, лесной жаворонок и соловьиный сверчок, внесенные в Красную книгу Курской области (2001). Среди насекомых обнаружен жук-олень (вид, занесенный в Красную книгу РФ и Курской области).

Слайд № 21

Мы любим лес в любое время года, 
Мы слышим речек медленную речь... 
Всё это называется природа, 
Давайте же всегда её беречь!

Ромашки на опушках солнечного цвета, 
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это, 
Давайте же с природою дружить!

М. Пляцковский

Слайд № 22

Домашнее задание:

1. Прочитать текст на с. 98–103 учебника.

Ответить на во­просы на с. 103 в рубрике «Проверим себя».

2. Выполнить задания 1–3 (с. 68–69) в рабочей тетради.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по Окружающему миру в 3 классе по теме "ЛЕС – ВОЛШЕБНЫЙ ДВОРЕЦ"

Автор: Верисокина Татьяна Афанасьевна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства