План-конспект открытого урока по теме: «Нанесение раствора на оштукатуриваемую вертикальную поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола»
План-конспект открытого урока по теме: «Нанесение раствора на оштукатуриваемую вертикальную поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола»
Тема: «Нанесение раствора на оштукатуриваемую вертикальную поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола».
Направление технологической подготовки: штукатур
Раздел: Состав штукатурных работ.
Цели занятия:
Обучающая:
Формирование представления о нанесении раствора на оштукатуриваемую поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола.
Знакомство с инструментами и приемами работы с ними при набрасывании раствора на оштукатуриваемую поверхность.
Изучить технологические последовательности набрасывания раствора на поверхность с помощью кельмы с сокола.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по теме: «Нанесение раствора на оштукатуриваемую вертикальную поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Межшкольный учебный комбинат» г. Белгорода
План-конспект
открытого урока по теме: «Нанесение раствора на оштукатуриваемую вертикальную поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола»профессии «Штукатур» в 10 классе (группа Шт14),
номинация: Профессии строительного профиля, машиностроение и металлообработка,
Яструбенко Наталья Ивановна, учитель.
Тема: «Нанесение раствора на оштукатуриваемую вертикальную поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола».
Направление технологической подготовки: штукатур
Раздел: Состав штукатурных работ.
Цели занятия:
Обучающая:
Формирование представления о нанесении раствора на оштукатуриваемую поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола.
Знакомство с инструментами и приемами работы с ними при набрасывании раствора на оштукатуриваемую поверхность.
Изучить технологические последовательности набрасывания раствора на поверхность с помощью кельмы с сокола.
Развивающая:
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательная:
Способствовать формированию и развитию трудовых, нравственных, эстетических, экологических качеств личности; интереса к изучаемой теме.
Профориентационная: Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессии штукатура; воспитывать уважение к работающему человеку.
Л.Н. Морозов, П.А. Лапшин «Штукатур», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 год.
И.П. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ», Москва, «АСАДЕМА», 2006 год.
«Штукатур, мастер отделочных строительных работ.». Учебное пособие для учащихся профессионально-технических училищ. Ростов-на Дону. «Феникс», 2000 год.
А.А. Ивлев, А.А. Кальгин, О.М. Скок «Отделочные строительные работы», Москва, «АСАДЕМА», 2005 год.
А.М. Шепелев, «Штукатурные работы».
Л.В. Сериков «Штукатур-маляр», Новый строительный справочник, Москва, «АСАДЕМА», 2005 год.
И.Н. Кузнецов «Современный ремонт и отделка дома.», Минск «Харвест», 2007 год
Для учеников:
Л.Н. Мороз, П.А. Лапшин «Штукатур», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 год.
Материалы к уроку: Учебники, рабочая тетрадь, тестовые задания, карточки, раздаточный материал.
Тип урока: комплексный урок.
Методы обучения: Словесные методы, наглядные методы, логические методы, творческо-поисковые методы, репродуктивные методы, методы самостоятельной работы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент: Поприветствовать учащихся, проверить явку, заполнить журнал, проверить готовность учащихся к занятию, довести до учащихся план и цели занятия.
Сколько слоев имеет простая штукатурка и где она применяется?
КАРТОЧКА № 2.
Как классифицируют раствора по количеству вяжущего материала в них?
В чем особенность растворов для накрывочного слоя?
(С помощью мультимедийного проектора учителем зачитываются предложения, которые необходимо продолжить).
Учитель предлагает варианты для выбора правильного ответа теста.
Тест № 1:
На поверхность последовательно с определенными перерывами наносят три слоя штукатурки:
а) набрызг;
б) обрызг;
в) затирку;
г) грунт;
д) накрывку.
Правильный ответ:
б) обрызг;
г) грунт;
д) накрывку.
Тест № 2:
Назначение обрызга …
а) создать основной слой штукатурного намета;
б) создать прочное соединение штукатурного намета с оштукатуриваемой поверхностью;
в) как отделочный слой.
Правильный ответ:
б) создать прочное соединение штукатурного намета с оштукатуриваемой поверхностью.
Тест № 3:
Подвижность раствор измеряется…
а) в мм;
б) в градусах;
в) в см.
Правильный ответ:
в) в см. (всего 5 тестов)
3.Изучение нового материала:
1. Инструменты и инвентарь, необходимые для нанесения раствора на вертикальную оштукатуриваемую поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола.
2. Организация рабочего места штукатура.
3. Технологическая последовательность набрасывания раствора кельмой с сокола.
4. Набрасывание раствора из разных положений и разных уровней.
Учитель сообщает тему занятия – «Нанесение раствора на вертикальную оштукатуриваемую поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола».
Изложение нового материала.
Обрызг и первый слой грунта наносят на поверхность способом «набрасывания», чтобы достичь более плотного и полного проникновения раствора во все шероховатости и как следствие более прочного сцепления с оштукатуриваемой поверхностью. Последующие слои грунта и накрывку наносят либо «намазыванием», либо «набрасыванием». Существует несколько приемов «набрасывания» штукатурного раствора разными инструментами. Чаще всего раствор набрасывают на поверхность штукатурной кельмой с сокола или непосредственно из штукатурного ящика, можно выполнять набрасывание также ковшом, а иногда и с сокола. Сегодня мы рассмотрим набрасывание раствора на оштукатуриваемую поверхность с помощью кельмы с сокола. Для работы необходим растворный ящик, который стараются установить как можно ближе к оштукатуриваемой поверхности, если он передвижной. У нас ящик стационарный. Но мы, работая с соколом, создаем себе удобные условия труда в нашей ситуации, так как сокол позволяет удержать несколько порций раствора сразу и переносить их от растворного ящика к оштукатуриваемой поверхности. При таком способе штукатуру, да, и нам, не надо наклоняться за каждой очередной порцией раствора к растворному ящику. Что экономит силы и снижает утомляемость.
Набрасывание раствора кельмой с сокола. При набрасывании кельма берется в правую руку, а сокол - в левую. Если человек левша, то инструмент меняют местами. Хватка инструмента одинакова при производстве любых работ и не зависит от положения корпуса и рода штукатурных работ. Набирание раствора производится следующим образом: штукатур подходит к ящику так, чтобы правая нога находилась рядом с ящиком, а левая отставлена назад. Сокол кладется на борт ящика одной стороной, а другая приподнимается выше на 50-100 мм. Это положение более удобно для набирания раствора, так как раствор укладывается сначала на повышенную сторону, а затем последовательно вниз ровными рядами. Если раствор жидкий. То сокол держат почти горизонтально. Сторона сокола, поднятая вверх, опирается на руку, что придает ему устойчивость, и рука меньше устает. Набирают такое количество раствора, от которого рука работающего не устала бы быстро.
После того как нужная порция раствора набрана, ее оправляют, т. е. подбирают с краев к центру сокола, а излишки снимают и возвращают в растворный ящик. Это предотвращает потерю раствора при переносе его к месту работы.
Набрав нужное количество раствора, штукатур подходит к стене и становится в пол оборота правым боком на расстояние, удобном для набрасывания, примерно вытянутой руки. Сокол держат слегка наклонно по отношению к стене, что не только удобно для работы, но и предохраняет руку от попадания на нее раствора. Порцию раствора забирают с сокола правым ребром или концом кельмы так, чтобы кельма двигалась от края сокола (от себя) к его середине, при этом следят за тем, чтобы раствор не стекал с сокола и не падал на пол.
Хватка рукоятки кельмы должна быть правильной. Кисть руки должна охватывать только рукоятку кельмы, не задевая черенок. Это убережет ладонь от повреждений, а пальцы – от быстрой утомляемости.
При набрасывании раствора работает только кисть штукатура, а не вся рука. Кисть руки должна сделать взмах кельмой с резкой остановкой. Кельма остановится, а раствор под действием инерции продолжит движение, долетит до поверхности и закрепится на ней. Чтобы раствор не разбрызгивался, взмах надо делать не очень сильным. Еще движение руки при нанесении раствора можно сравнить с игрой в настольный теннис.
Резкость взмаха зависит от густоты раствора и необходимой толщины наносимого слоя: когда раствор наносят тонко, взмах кельмы должен быть резким, при этом раствор как бы развеивается; когда требуется толстый слой, взмах должен быть сильным, но не очень.
Наносят раствор лопаткой с сокола по-разному: слева направо и справа налево. Это зависит от места, куда наносится раствор. Удобнее наносить раствор движением руки слева направо. Однако такой прием не годится, когда приходится наносить раствор справа налево, например в угол.
В зависимости от места нанесения, раствор приходится набрасывать из разных положений и разных уровней: на уровне головы и несколько выше; на уровне пояса; а при набрасывании раствора на нижнюю часть стены, сокол упирают на левое колено, это обеспечивает удобство в работе, так как основная тяжесть передается на колено, раствор набрасывают снизу вверх. Ударяясь о поверхность, раствор заполняет швы, раковины и шероховатости, образуя плотный слой.
При нанесении раствора следует всегда выбирать такое положение, при котором брызги не летели бы в сторону работающего рядом штукатура.
Вот мы и разобрали, как нужно наносить раствор на оштукатуриваемую поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола. На следующем занятии мы продолжим эту тему и познакомимся, как можно набрасывать раствор на оштукатуриваемую поверхность, используя другие инструменты штукатура, например: ковш и растворный ящик; кельму и растворный ящик; сокол, растворный ящик и кельму или растворный ящик и совок или ковш.
4. Закрепление знаний учащихся: Вопросы для закрепления:
Как должен быть расположен сокол при наборе штукатурного раствора из растворного ящика кельмой?
При набрасывании раствора, на каком расстоянии должен находиться штукатур по отношению к стене?
Какую позу должен принять штукатур при набрасывании штукатурного раствора внизу стены?
Практическая работа.
Перед работой: разъяснить задачи практической работы, ознакомить с учебно-методической документацией, предупредить о возможных затруднениях при выполнении работы, провести текущий инструктаж по технике безопасности.
Техника безопасности:
При выполнении работы нужно быть внимательным к распоряжениям учителя (мастера) и сигналам товарищей, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.
Не проходить в местах, не предназначенных для прохода и не бегать в помещении (не играть, не бороться).
Не прикасаться к электрооборудованию, к клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения.
Не использовать в работе неисправный инструмент.
Исключить падение инструментов, материалов.
Каждый инструмент использовать только по его прямому назначению.
В случае ранения прекратить работу, показать учителю (мастеру) травмированное место и обратиться в медпункт.
Показ учителем практической работы.
Во время работы: проверить организацию рабочих мест и соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания; проверить правильность использования учащимися учебно-технической документации, инструктировать учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом; концентрировать внимание учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций; оказать помощь слабо подготовленным учащимся, следить за бережным отношением к приспособлениям, следить за рациональным использованием учебного времени учащимися.
Под конец занятия: самоконтроль: правильность выполнения операций при работе с инструментами. Узнать у учащихся, какие трудности они испытали при выполнении практической работы. Проанализировать последовательность выполнения приемов учащимися при работе с инструментами; разобрать типичные ошибки, вскрыть причины допущенных учащимися ошибок, объяснить способы устранения ошибок.
6. Подведение итогов: сообщение о достижении целей занятия; дать объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на занятии; выставить отметки в журнал и в дневники; сообщить о теме следующего занятия.
Учитель: Ловкость с опытом приходит. У нас еще впереди будут практические занятия, и будет возможность приобрести новые навыки в выполнении практической работы.
7. Уборка рабочих мест: напомнить учащимся о корректном завершении работы; уборке рабочего места; укладки инструментов в шкаф для хранения. Назначить дежурных для влажной уборки кабинета.
8. Рефлексия: отметку своего настроения после урока учащиеся отмечают на листочке, нарисовав кирпичик тем цветом, который больше соответствует их настроению.