Планирование уроков через призму предмета "Самопознание"
Планирование уроков через призму предмета "Самопознание"
Предмет: самопознание
Класс: 7
Тема: Тепло человеческого общения
Цель: раскрыть ценностный смысл понятия «тепло человеческого общения». Задачи: повторить известные и усвоить новые сведения о культуре речи;
дать сведения, расширяющие кругозор, развивать коммуникативные навыки;
совершенствовать навыки вежливого поведения в обществе.
Релаксация. Психологический настрой
Обращаем внимание на эпиграф к уроку: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Эти слова принадлежат французскому писателю Антуану де Сент Экзюпери. Вдумаемся в их смысл. Человек не может жить без общения, оно ему необходимо, это – радость, удовольствие, роскошь.
Вспомните, какой литературный герой жил на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)
Он был многого лишен: еды, одежды, предметов домашнего обихода. Но больше всего Робинзон страдал не от голода и лишений, а от одиночества, ему не с кем было общаться. Без общения человек перестает быть человеком. (Это произошло с прототипом Робинзона – Александром Селькирком). Лишить человека общения – жестокое наказание, так поступают с преступниками, помещая их в одиночную камеру.
Живя в обществе, люди учатся следовать общим законам, вести себя так, чтобы всем было удобно, комфортно. Поэтому появилось понятие «этикет».
Вспомним, что это слово обозначает: этикет – правила вежливого поведения; речевой этикет – правила общения с использованием «волшебных» слов, формул вежливости.
В разные времена и у разных народов правила вежливого поведения, (т.е. этикет) отличаются.
О некоторых отличиях нам расскажут наши знатоки этикета в рубрике «Знаете ли вы, что…»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Планирование уроков через призму предмета "Самопознание" »
Дата:
Предмет: самопознание
Класс: 7
Тема: Тепло человеческого общения
Цель: раскрыть ценностный смысл понятия «тепло человеческого общения». Задачи: повторить известные и усвоить новые сведения о культуре речи;
дать сведения, расширяющие кругозор, развивать коммуникативные навыки;
совершенствовать навыки вежливого поведения в обществе.
Ход урока
Релаксация. Психологический настрой
Обращаем внимание на эпиграф к уроку: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Эти слова принадлежат французскому писателю Антуану де Сент Экзюпери. Вдумаемся в их смысл. Человек не может жить без общения, оно ему необходимо, это – радость, удовольствие, роскошь.
Вспомните, какой литературный герой жил на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)
Он был многого лишен: еды, одежды, предметов домашнего обихода. Но больше всего Робинзон страдал не от голода и лишений, а от одиночества, ему не с кем было общаться. Без общения человек перестает быть человеком. (Это произошло с прототипом Робинзона – Александром Селькирком). Лишить человека общения – жестокое наказание, так поступают с преступниками, помещая их в одиночную камеру.
Живя в обществе, люди учатся следовать общим законам, вести себя так, чтобы всем было удобно, комфортно. Поэтому появилось понятие «этикет».
Вспомним, что это слово обозначает: этикет – правила вежливого поведения; речевой этикет – правила общения с использованием «волшебных» слов, формул вежливости.
В разные времена и у разных народов правила вежливого поведения, (т.е. этикет) отличаются.
О некоторых отличиях нам расскажут наши знатоки этикета в рубрике «Знаете ли вы, что…»
2.Знаете ли вы, что…
1-й ученик. Раньше говорили «покорнейше благодарю» вместо современного «спасибо»; «бью челом» говорили, если хотели обратиться с просьбой (потому что при этом кланялись до пола, ударялись лбом); а обращения «милостивый государь», «покорный слуга» отражали неравенство между людьми.
2-ой ученик. Было время, когда люди на Руси обращались друг к другу только на «ты». В 16 веке из Польши пришла мода на уважительное «вы». В 19 веке это обращение в дворянском обществе стало обязательным даже в семье. Этим подчеркивалось уважение к собеседнику.
3-ий ученик. Китайцы, японцы, индийцы не понимают традиции европейцев трогать друг друга руками при встрече, обниматься, целоваться – они считают это неприличным и оскорбительным для себя.
4-й ученик. Англичанин, если он настоящий джентльмен, не может начать письма к своему врагу без слов «Дорогой сэр…». Представьте себе такое предложение: «Дорогой сэр, вы – подлец!».
5-й ученик. Незнание обычаев другого народа может привести к курьёзам. Например, если спросить у болгарина: «Не хотите ли отведать этого блюда?», и ответ положительный – он покажет головой – «нет» и, наоборот, кивнет, если ответ отрицательный.
Вывод.
Посещая ту или иную страну, полезно знать обычаи другого народа, в том числе, правила речевого этикета. Почему? Чтобы не попасть в неловкое положение, не обидеть людей, с которыми будешь общаться.
Работа по теме урока
Теперь предлагаю вам рассмотреть конкретные примеры и ситуации, совместно составить памятку «Правила общения».
Закрепление
Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака –
Молчали Бука и Бяка.
И Бука думал со скукой:
«Чего он так смотрит – букой?»
А Бяка думал: «Однако
Какой он ужасный бяка…»
Вопросы:
Можно сказать, что они были приветливы?
Чем они могли расположить к себе друг друга?
(Улыбнуться, поздороваться)
Правило №1. Будьте доброжелательны и вежливы.
Какие слова вежливости (или формулы вежливости) вы знаете?
(Учащиеся приводят примеры)
Итог урока. Рефлексия
Я узнал..
Унесу с собой…
Стало понятно…
Сделал вывод…
Домашнее задание.Составить диалог «Встреча старых друзей» с использованием правил общения.