1. Организационный момент. 2. Позитивный настрой. | Ребята, урок самопознания – это особенный урок. Он совсем не похож на другие уроки. И совсем скоро вы это поймете. Каждый урок мы с вами будем начинать с особенного упражнения, которое называется «Позитивный настрой». Это волшебное упражнение научит нас путешествовать, не выходя из класса. Самое главное внимательно меня слушать. Итак, давайте попробуем. Мысленное путешествие в подводное царство. Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; Вдох-выдох-вдох-выдох Мысленное путешествие в подводное царство. (Попросите учеников сесть в круг, руки положить на колени или на стол, ноги не скрещивать. Следите за тем, чтобы они держали спину прямо. Включите негромкую спокойную музыку). Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря. Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд). А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе то ощущение покоя и тишины. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины. -Что вы почувствовали? | | |
5.Рассказывание истории (беседа) | Бабушка Зере всегда называла мальчика самыми нежными, самыми ласковыми словами. «Светик мой, ягненочек маленький, Абай, сердечко мое!» – бормотала она, едва внук оказывался в ее объятиях. Она была большим знатоком народной мудрости и сумела привить своему внуку стремление к знаниям: «Это хорошее дело, сын мой. Мало ли на свете людей, у которых в голове нет ничего, кроме еды и сна. Всю жизнь они суетятся без толку – и так и остаются пустоголовыми бездельниками! Не будь похож на них, не расставайся с этими мудрыми листами». Такое уважение бабушки к книгам всегда радовало Абая, и он еще больше углублялся в чтение. Абай дни и ночи проводил рядом с бабушкой, постоянно упрашивая рассказать сказку или историю. Бабушка Зере с радостью раскрывала перед ним все богатство устного творчества. Зере была большой мастерицей устного рассказа. «Она говорила увлекательно, интересно», – позже вспоминал поэт. Абай не уставал слушать бабушку. Когда она уставала, Абай обращался к матери Улжан. Больше всего он любил, когда мать читала ему стихи. Улжан была неграмотная, но она бережно хранила их в памяти, и это удивляло и восхищало Абая. Она целыми днями могла передавать жыры, айтысы, назидания в стихах. Данное отцом имя Ибрагим она заменила ласковым именем Абай. Оно означает «внимательный, вдумчивый». Под этим именем Абай прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье. Старая Зере никогда не забывала о своем долге. «Сумела ли я… в жизни… быть добрым примером для вас?.. Сумела ли… наставлять вас... – говорит она, обращаясь к своим внукам… И Абай, приложив обе руки к груди, склонялся перед нею со словами: «Все лучшее, все чистейшее в сердце моем – от тебя, святая мать». 1. О чем этот рассказ? 2. Как бабушка Зере повлияла на жизнь Абая? 3. Как вы общаетесь со своими родными? 4. А чему научили вас ваши родные? По мнению Абая, любовь и справедливость – основа жизни. Он считал, что самое важное – воспитать в людях доброту, честность. Какие качества цените в друзьях вы? Узнайте у родителей, какие качества они ценят в людях. | | |
6. Творческая деятельность, групповая работа | На партах у вас солнышко, внутри напишите свое имя, а на лучиках напишите слова своим близким, как вы их назовете. Всякий раз, когда вам захочется сделать приятное для кого- либо, напишите это на лучике у своего солнышка. В конце недели по солнечным лучикам мы посчитаем, сколько раз за неделю солнышко помогло вам быть лучше. | | |
8. Групповое пение | Тепло души Сл. Е. Санина Муз. С. Ашимова Как хорошо, что есть на свете, Среди бесчувственных людей, Такие, для кого все дети – Равны. И нет чужих детей! Припев: Здоровые или больные, Подростки или малыши – Неважно. Все для них родные, Всем отдадут тепло души. Они их ласкою согреют, В болезни отдадут себя, И шалости простить сумеют, И наказать порой, любя. Припев: Как любят их за это дети, Я описать не в силах сам... Одно лишь знаю: люди эти Дороже многих пап и мам! Припев: | | |
8 Заключительная минута урока. | Дорогие ребята, Закройте глаза и постарайтесь вспомнить все хорошее, что было у нас сегодня на уроке. Мы сегодня говорили о великом Абае, о том, что он призывал народы земли к миру и согласию, духовному единению. Растите добрыми, дружите друг с другом, помогайте друг другу, говорите добрые слова. Спасибо за урок | | |