kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект занятия по учебной практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект занятия по учебной практике (парикмахерское искусство) на тему "Отработка приёмов подготовительных и заключительных операций во время обслуживания клиентов". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия по учебной практике»



5


ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Учебная дисциплина: "Учебная практика"
Тема: «Отработка приемов подготовительных и заключительных операций во время обслуживания клиентов».
Цель: Закрепление теоретического материала и отработка практических навыков и умений.
Вид занятия: практическое занятие с элементами беседы.
Методы: объяснение, беседа


Литература

1. Гутыря Л.Г. Парикмахерское искусство/ – Харьков: Фолио, 1998.

2. Збигнев Марек. Парикмахерское дело/Пер. с польского А.В.Можейко. – Мн: Выш. шк., 1996.

3. Перукарське мистецтво: Підручник: У 3 кн./За заг.ред. В.Ф.Орлова. – К.: Грамота, 2005 – Кн.1, 2.

4. Луканова О.В., Федорова Л.В. Технология парикмахерских услуг. – Ростов н/Д: Издательский центр «МартТ», 2002.


Материально-техническое обеспечение:

парикмахерская белье, инструменты и принадлежности.


Структура занятия

1. Организационная часть занятия
- Проверка присутствия студентов на занятии. Ответы на вопросы студентов.
2. Вводный инструктаж:
• Т. Б.
• Дезинфекция инструментов.
3. Сообщение темы, формирование целей и основных задач

- Отработка приемов подготовительных и заключительных операций во время обслуживания клиентов.

4. Мотивация учебной деятельности
студенты должны знать:
* Подготовительные операции:
- Подготовка рабочего места.
- Необходимое количество белья.
- Необходимые инструменты.
- Диагностика волос клиента.
- Деление волосяного покрова головы на зоны.
* Заключительные работы:
  - Вычесывание стриженых волос.
  - Очистка волос с клиента.
  - Дезинфекция инструмента.
  - Уборка рабочего места.

5. План занятия
     

 Выполнение подготовительных и заключительных операций при обслуживании клиентов при оказании различных видов парикмахерских услуг.
6. Подведение итогов
- Обобщение материала
- Выдача задания для самостоятельной работы студентов.


































Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию посетителей


Все виды парикмахерских услуг начинаются с приема клиента. В этот момент возникает контакт между клиентом и мастером, во многом определяющий дальнейший процесс обслуживания. Именно от этого контакта зависит рабочее настроение мастера, что в свою очередь влияет на качество работы, культуру обслуживания и в конечном счете - на расширение круга постоянной клиентуры.

В подготовительные и заключительные работы входят все виды работ, не связанные непосредственно с технологическим процессом выполняемого мастером вида услуг.

Выполнение прически (в том числе накрутка на бигуди, расчесывание и вычесывание волос), завивка, окраска, стрижка и мытье волос составляют основной производственный процесс. Подготовка же рабочего места, инструмента, аппаратуры, белья и прочие работы, необходимые для выполнения конкретной операции, являются вспомогательными или подготовительными.

Подготовка рабочего места. От подготовки рабочего места мастера зависит производительность труда, качество работ, культура обслуживания посетителей. Поэтому при подготовке к работе необходимо убедиться в наличии нужных инструментов; разложить их в определенном порядке; проверить исправность аппаратуры; наличие чистого белья, горячей воды и дезинфицирующего раствора, парфюмерии и химикатов; продезинфицировать требуемый инструмент; проверить остроту режущего инструмента и при необходимости заменить вставные лезвия бритв.

В жаркое время года при использовании вентилятора отрегулировать силу и направление воздушной струи так, чтобы она не мешала работе.

В настоящее время рабочие места парикмахеров выполнены в стандартной модификации (в некоторых мастерских с определенными отклонениями). Поэтому основной инструмент мастера располагается на туалете. От того, как часто применяется инструмент, зависит и его расположение. Под рукой, т. е. справа на туалете, располагаются наиболее употребляемые инструменты. Поскольку инструменты мужского и дамского мастера существенно отличаются, как и виды выполняемых работ, то и их расположение не идентично.

Весь инструмент мужского мастера вполне умещается на туалете. Инструмент дамского парикмахера более обширен, громоздок и поэтому требует дополнительной площади. Размещение его в тумбочках и ящиках связано с неудобствами. Поэтому целесообразно иметь передвижные столики. Устройство их позволяет размещать на нескольких уровнях пластмассовые сетчатые коробки с необходимым набором инструментов и приспособлений. На туалетном столике должны располагаться только следующие принадлежности: спиртовка, дезинфицирующий раствор, вата (в ватнице), перекись водорода (во флаконе), туалетная вода (одеколон), пудра и шампунь. Если в парикмахерской имеются раковины для мытья головы, встроенные в туалет, то на каждой из них должно быть туалетное мыло. Мастер обязан вымыть руки перед обслуживанием клиента в его присутствии.

Правила и очередность приема посетителей. Анализ работы парикмахерских показывает, что плохая организация приема посетителей приводит к ряду недочетов, отрицательно влияющих на общий микроклимат в парикмахерской, взаимоотношения мастеров и клиентов, на качество работы, ритмичность и загрузку в течение всего рабочего дня.

Работа парикмахеров должна быть организована с учетом максимального удовлетворения потребностей как клиента, так и мастера. Для этого необходимо организовать предварительную запись к мастеру (главным образом в женском зале) в удобное для клиента время (запись координирует мастер). Для обслуживания по предварительной записи в парикмахерской выделяется примерно 60% работников, а 40% осуществляют обслуживание ЖИЕОЙ очереди, т. е. клиентов, по разным причинам не пользующихся услугами в порядке предварительной записи. В больших дамских салонах за очередностью обязан следить администратор. Он учитывает при этом виды выполняемых работ, их сложность и стоимость. Необходимо, чтобы более сложные работы (завивки, окраски) выполнялись в порядке очередности всеми мастерами, для чего вводится журнал. В нем фиксируется сменная выработка мастеров, выполняющих сложные операции.

В мужских залах предварительная запись не исключается, но используется реже, так как продолжительность обслуживания клиента здесь значительно короче и колеблется в среднем около 15 - 20 мин.

Ответственность мастера за качество обслуживания. Мастер несет непосредственную ответственность за культурное и качественное обслуживание клиента. Условием успеха в этом деле является проявление профессионального мастерства, создание благоприятной обстановки и умение дать четкую и исчерпывающую информацию. Внешний вид мастера, наличие необходимого ассортимента инструментов, соблюдение санитарных норм и производственной этики убеждают клиента в том, что работы будут выполнены хорошо.

Вышеизложенные условия могут сформироваться только в том случае, если мастер прошел необходимый курс обучения, обладает хорошо развитым вкусом и чувством меры.

Учитывая изменчивость моды и разнообразие форм причесок, вызванных индивидуальностями клиентуры, мастер должен следить за информационной литературой, быть пропагандистом современной моды и воспитателем эстетического вкуса клиенток. Важно, чтобы познания мастера были разносторонними и не ограничивались каким-либо одним видом работ. Он должен в совершенстве выполнять все виды стрижек, причесок из длинных и коротких волос, окраску волос, термическую и химическую завивку по совершенной технологии.

Ответственность мастера за качество обслуживания включает в себя и ответственность за состояние рабочего места, инструмента и парикмахерского белья.

Большое значение для хорошей работы парикмахерской имеет правильная организация оплаты услуг.

В настоящее время существует два вида - предварительная и оплата после выполнения работы.

Предварительная оплата производится только в дамских залах. Клиентка оговаривает в кассе требуемый перечень услуг, оплачивает их и с чеком идет к мастеру. Он записывает в рабочую карточку виды работы, сумму денег, номер чека и приступает к обслуживанию клиента. Чек должен находиться у клиентки до конца обслуживания.

Оплата после выполнения работы производится преимущественно в мужских залах. В этом случае мастер имеет возможность убедить клиента в необходимости выполнения добавочных процедур, например, таких, как мытье волос, профилактическое лечение волос и кожного покрова головы, применение одеколона лучших сортов и прочее. Это, с одной стороны, приносит клиенту пользу, а с другой - способствует выполнению производственного плана.

После обслуживания клиента мастер записывает в рабочий лист перечень выполненных работ с указанием общей суммы. Оплату клиент производит через кассу, а рабочий лист возвращает мастеру.

Предварительная оплата имеет существенный недостаток, так как клиент оговаривает лишь основной вид работы (стрижка, завивка и т. д.) и оплачивает только его. Если потребуются добавочные работы, клиенту приходится производить доплату, но чаще всего он просто отказывается от дополнительных услуг. Кроме того, предварительная оплата отнимает у мастера определенное время на оформление рабочего листа, где необходимо, кроме перечисленных услуг, произвести запись номера чека, доплату и т. д.

Имеет свои недостатки и второй вид оплаты услуг - клиент должен идти в кассу с рабочим листом, а после оплаты относить его мастеру.

В последние годы заметно прогрессирует метод оплаты услуг, построенный на взаимном доверии, т. е. работа по договору. Клиент согласно прейскуранту рассчитывается непосредственно с мастером. Отпадает необходимость ведения рабочего листа, значительно экономится время мастера, упраздняется должность кассира, облегчаются расчетные операции в бухгалтерии, а главное - такой метод больше удовлетворяет клиента. Все расчетные операции сводятся к получению денег от клиента с последующей сдачей их в конце смены бригадиру или заведующему.

Для учета работы в парикмахерской имеется график, в котором отмечается доводимый мастеру план и его выполнение по дням. Это дает парикмахеру возможность контролировать и корректировать выполнение производственного плана.

Применение парикмахерского белья. Белье используется в целях предохранения одежды клиентов от загрязнения, связанного со спецификой работы парикмахера. Пеньюар (простыню) используют всегда в комплекте с салфеткой. Сначала шею и воротник одежды покрывают салфеткой, затем берут пеньюар и закрывают им клиента до подбородка. Перейдя за спинку кресла, мастер закладывает концы пеньюара слева направо так, чтобы левый конец был несколько выше, а правый прижимал левый к шее. Свободный правый конец закладывается за левый (сверху). При этом пеньюар не должен туго стягивать шею и не образовывать грубых складок в месте закрепления.

Пеньюар закрепляется так, чтобы оставался свободным верхний край салфетки, лежащей внизу. Впоследствии этот край отворачивается назад и закрывает собой концы закрепленного пеньюара. После этого шею слегка припудривают и между ней и салфеткой прокладывают тонкий слой ваты. Это предохраняет клиента от попадания срезанных при стрижке волос за ворот рубахи и облегчает удаление их с кожного покрова шеи. Удаление производится только чистой салфеткой.

При выполнении стрижки бритвой (на мокрых волосах) припудривание шеи не производится. При укладке волос феном в мужском зале пеньюар снимают и на плечи клиента кладут чистое полотенце.

При бритье мастер использует только салфетки. Одной покрывается подголовник кресла, а второй оборачивается шея клиента. Края ее закладываются за воротник рубашки. Салфетку кладут с правой стороны шеи, затем у середины ее перегибают под углом 90° и располагают с левой стороны.

При окраске коротких волос в дамском зале на плечи клиентки дополнительно кладется полотенце, которое сверху покрывается полиэтиленовой косынкой для предохранения парикмахерского белья от краски. Длинные волосы красят с помощью "крыла".

Полотенца в дамском зале используются преимущественно тогда, когда работа связана с мытьем головы (окраска, завивка, укладка и т. д.). Более практичными являются вафельные полотенца, так как с махровых трудно удалять срезанные волосы.

Выполняя причесывание сухих волос, мастер покрывает плечи клиентки легкой пелеринкой из синтетической ткани. С кожей пелерина не соприкасается и может применяться неоднократно, к тому же она создает определенные удобства для парикмахера.

В подготовительные работы входит довольно разнообразный перечень операций; например, если стрижка, бритье и выполнение прически требуют минимума вспомогательных операций, то для выполнения завивки, окраски, профилактического лечения волос необходимо значительное время. Надо правильно приготовить раствор, определить группу волос, их структуру, сделать пробу на чувствительность.

Расчесывание и вычесывание волос. Терминология парикмахерского дела требует конкретного определения отдельных операций по обработке волос. Необходимо отличать расчесывание от вычесывания, так как назначение этих операций различно.

Расчесывание - первичная стадия любых операций, связанных с обработкой волос и входит в подготовительные работы. Оно означает распутывание их и придание им взаимно параллельного положения. Процесс расчесывания надо выполнять по направлению роста волос, что в значительной мере облегчает устранение спутанности волос. Плохо расчесанные волосы затрудняют выполнение последующих операций - накрутку на бигуди, на коклюшки, распределение на пряди для окраски.

Расчесывание надо производить расческой с редкими зубьями. Хорошо выполнять ее массажной щеткой. Амортизационная резиновая подушка в ней позволяет производить расчесывание безболезненно. Мокрые и тонкие волосы (после мытья) лучше расчесывать прядями. Перед этим целесообразно слегка смазать их эмульсией типа "Лонда-витал". Волосы, окрашенные с применением пергидроля или завитые продолжительной завивкой, легче расчесываются, если после мытья ополоснуть их мягкой водой.

Если волосы не моются, их перед накруткой на бигуди смачивают водой или специальным раствором из пульверизатора или ватным тампоном, чтобы не нарушать параллельности волос, достигнутой расчесыванием, и не усложнять себе работу.

Расчесывание сильно спутанных длинных волос облегчается, если их предварительно разделить на участки - сначала на прямой пробор, а затем на пробор от уха до уха через макушку. В дальнейшем участки делят на пряди. Чем сильнее спутаны волосы, тем меньшие пряди берутся для расчесывания.

Вычесывание предназначается для того, чтобы придать прическе пышность и естественный вид. Вычесывание выполняется после сушки и снятия бигуди. Производится оно расческой и щеткой. При этом надо соблюдать направление движения расчески и щетки (согласно накрутке бигуди, чтобы не нарушать формы и линии задуманной прически. Хорошие результаты получаются при работе щеткой со щетиной.

Заключительные работы. Перечень заключительных работ во всех случаях определяется конечными операциями, не связанными с основным технологическим процессом. Это значит, что мастер, обслужив клиента, выполняет вспомогательные операции: очищает его лицо и шею от срезанных и вычесанных волос, снимает пеньюар, предоставляет клиенту возможность осмотреть и оценить выполненную работу в различных ракурсах, рассчитаться за услугу. Затем мастер благодарит его за посещение и приступает к уборке рабочего места. После наведения должного порядка мастер приглашает пройти следующего посетителя.


В парикмахерских применяются следующие методы дезинфекции инструментов и помещений:

  1. Физическая дезинфекция инструментов — термообработка, под действием высоких температур, которая предусматривает кипячение, и прокаливание инструментария, проглаживание белья горячим утюгом.

  2. Химическая — обработка рабочих поверхностей химическими растворами, с сильным комплексным дезинфицирующим действием.

Вещества химического происхождения, которыми производится дезинфекция и стерилизация парикмахерских инструментов, называются дезинфектантами.

Растворы и порошки дезинфектанты, благодаря многочисленным свойствам, могут вызывать различные эффекты.

Обычно, они пишутся в аннотации к средствам для дезинфекции:

  • бактериостатический эффект — предотвращение роста и размножения бактерий на определенный срок;

  • бактерицидный эффект — полное или частичное уничтожение всех форм бактерий на разных стадиях развития;

  • вирулоцидный эффект главным образом заключается в полном уничтожении всех видов вирусов;

  • фунгицидный эффект — поэтапное уничтожение патогенных грибков, продуктов их жизнедеятельности и спор.

Дезинфекция парикмахерских инструментов с помощью химических средств осуществляется при помощи этилового спирта, перекиси водорода, настойки 5%-ного йода, формальдегида (медицинский формалин), неохлора, лизоформина, вещества бацилола и многих других.

В качестве оптимального варианта стоит выбирать средства широкого спектра действия, которые не имеют сильного, плохо выветриваемого запаха и не оставляющие следов на рабочих поверхностях. Также по мере возможности дезинфекция инструментов парикмахера должна проводиться в отсутствие посетителей, поскольку клиентам может быть неприятен запах или могут возникнуть аллергический кашель и чихание на ингредиенты средств.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
План-конспект занятия по учебной практике

Автор: Иванченко Елена Александровна

Дата: 12.02.2018

Номер свидетельства: 456691


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства