kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект занятия "Организация рабочего места. Правила техники безопасности."

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект занятия "Организация рабочего места. Правила техники безопасности" по дополнительной общеразвивающей программе "Белошвейка" для учащихся 1-го года обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия "Организация рабочего места. Правила техники безопасности."»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества № 5»







ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по теме: «Вводное занятие. Инструменты и приспособления. Техника безопасности»

(программа «Белошвейка», I год обучения)












Разработала: Панфилова М.А.,

педагог дополнительного образования








г. Новокузнецк, 2017

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

(для учащихся I года обучения)

Тема: «Вводное занятие. Инструменты и приспособления. Техника безопасности».

Цель занятия: ознакомление с инструментами и приспособлениями, организацией рабочего места, правилами ТБ при выполнении работ.

Задачи:

- формировать знания и умения по организации рабочего места, правильному использованию инструментов и приспособлений;

- воспитывать аккуратность, бережное отношение к инструментам, приспособлениям.

Тип занятия: комбинированное.

Время проведения занятия: 90 минут.



Материалы, принадлежности и методическое обеспечение:

- ручные иглы,

- нитки,

- ножницы,

- напёрсток,

- ПК,

- инструкционная карта «Ручные инструменты и приспособления»

Ход занятия

I. Организационный момент.
  1. Приветствие.

  2. Сообщение темы и задач занятия

  3. Проверка готовности к занятию.

  4. Правила поведения на занятии.


II. Объяснение нового материала:


- Организация рабочего места:

Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Для ручных работ необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.

Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости. (Приложение 2)


Правильная посадка во время работы заключается в следующем:

  1. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.

  2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.

  3. Голову слегка наклонить вперёд.

  4. Нельзя опираться грудью о стол.

  5. Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.

  6. При работе не следует ставить локти на стол.

  7. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.

  8. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

- При выполнении ручных работ используют следующие инструменты и оборудование.

(Приложение 3, 4)


Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушком достаточных размеров. Иглы различают по диаметру (толщине) и длине по номерам от № 1 до №12. Иглы подбирают в зависимости от вида изделия и обрабатываемой ткани. Для хлопчатобумажных тканей применяются иглы № 1-3. В соответствии с номером иглы и видом обрабатываемой ткани следует, и подбирать и номер ниток. При изготовлении хлопчатобумажных тканей применяют нитки № 40-80.


Сантиметровая лента представляет собой ленту из прорезиненной ткани, длиной 150 см, с металлическими закрепками на концах, Сантиметровую ленту применяют для снятия мерок на фигуре, при раскрое материала.


Напёрсток предназначается для предохранения пальца от укола при проталкивании иглы в ткань. Его надевают на средний палец правой руки. Величина напёрстка должна точно соответствовать толщине пальца.


Ножницы используют для раскроя тканей, обрезки ниток. Ножницы, применяемые в швейном производстве, имеют восемь номеров.


Булавки могут быть с металлической или стеклянной головкой. Применяют для скалывания деталей изделия, прикалывания бумажных лекал к ткани. Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными.


Портновский мел применяют для обозначения на материале линий и знаков при раскрое и примерке. Иногда вместо мела пользуются тонкозаточенным сухим мылом.


Колышек – приспособление для удаления намётки при шитье. Колышки изготавливают из дерева, стекла или кости. Его применяют для выправления углов борта, воротника, различных фигурных швов.


Из истории инструментов

Ножницы.

Первые ножницы изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Самые старые ножницы в Восточной Европе найдены под Смоленском, в Гнездово. По составу материала, из которого они были изготовлены, ученые определили, что ими работал кожевник X в.

На Руси ножницы делали кустари, занимавшиеся изготовлением ножей. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой.

Некоторые мастера-изготовители давали волю фантазии: из-под их рук выходила диковинная птица с клювом, который резал ткань. Это были настоящие художники, которые превращали простой рабочий инструмент в произведение искусства. Иногда украшений на ножницах было так много, что это затрудняло пользование инструментом, и они оставались чисто декоративным предметом. Например, так получилось с ножницами, кольца которых были увиты металлическими виноградными лозами с кистями винограда.

Существует множество разновидностей этого древнейшего режущего инструмента. У ножниц есть своя «специализация»: для кожевников, парикмахеров, лекарей… Различаются они по размеру – от маленьких для маникюра до громадных для разрезания автомобилей.





Утюг.

В древние времена до появления утюгов на Руси, а также в Средней и Северной Европе пользовались деревянным прессом для распрямления ткани после стирки. Затем появилась деревянная каталка, на которую наматывали бельё, потом прокатывали по доске несколько раз.

Первый утюг появился в начале XVI в. Он представлял собой большой, тяжелый корпус, сделанный из латуни, стали или чугуна, с широкой отполированной нижней поверхностью и деревянной ручкой. Нагревали такие утюги на плите, или раскаленным железом, либо углями, которые закладывали внутрь корпуса. Манжеты и некоторые другие вещи утюжили с помощью специального приспособления из латуни в форме колокола, внутри которого находилось раскаленное железо. Изделия из тонких тканей утюжили стеклянным цилиндром, которым распрямляли их до удаления всех мелких складок.

Н протяжении трех последующих веков конструкция утюга менялась незначительно, улучшалось качество и возрастала скорость работы.

Существенным достижением начала XX в. Считается создание электрического утюга, не зависящего от внешнего нагревателя, обязательным элементом которого стал терморегулятор. Затем начали применять устройства для увлажнения тканей при утюжении; традиционную чугунную подошву сменила более легкая алюминиевая или с антипригарным покрытием; корпус и ручки стали изготавливать из жаростойких пластмасс. Это основные характеристики современного бытового электроутюга.

- Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Что нужно сделать до начала работы:
    - посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
    - положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

  2. Что нужно делать во время работы:
    - быть внимательной к работе;
    - надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
    - вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
    - класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
    - передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

  3. Что нужно сделать по окончании работы:
    - посчитать количество игл и булавок в игольнице;
    - убрать рабочее место.

Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ.

  1. Что нужно сделать до начала работы:
    - проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;
    - проверить наличие резинового коврика.

  2. Что нужно делать во время работы:
    - выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике;
    - включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур;
    - ставить утюг на специальную подставку;
    - следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не перегревался;
    - использовать для увлажнения ткани пульверизатор.

  3. Что нужно сделать по окончании работы:
    - выключить утюг;
    - поставить его на специальную подставку.



III. Практическая работа

- Обучающимся предлагается обустроить свое рабочее место, правильно расположив инструменты и приспособления.

- Разгадывание кроссворда «Инструменты». (Приложение 1)


IV. Рефлексия

- Подведение итогов работы.

- Выявление недостатков в работе, их преодоление






Информационное обеспечение:


  1. Максимова М.В., .Кузьмина М.А Школа домоводства. [Текст] / М.В.Максимова, М.А.Кузьмина – М: Эксмо-Пресс, 2010.

2. Интернет – ресурсы: сайт - rukodelie


Приложение 1.



Кроссворд «Инструменты».










5





3











2






























4

















1






































1. Длинная…. – ленивая швея.

2. Для того … сделан, чтобы палец не наколоть.

3. Два кольца, два конца – посредине гвоздик.

4. Остра, длинна, одноуха – всему миру красна.

5. Идёт пароход, то взад, то вперёд, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать.

Ответы к кроссворду.











5





3







у




2


н

а

п

ё

р

с

т

о

к



о







ю





ж





4

и

г

л

а



н










1

н

и


т

к

а








ц












ы
















































Приложение 2.



Правильная посадка за рабочим местом.


































Приложение 3.


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА «ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ»


Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушком достаточных размеров. Иглы различают по диаметру (толщине) и длине по номерам от № 1 до №12. Иглы подбирают в зависимости от вида изделия и обрабатываемой ткани. Для хлопчатобумажных тканей применяются иглы № 1-3. В соответствии с номером иглы и видом обрабатываемой ткани следует, и подбирать и номер ниток. При изготовлении хлопчатобумажных тканей применяют нитки № 40-80.

Сантиметровая лента представляет собой ленту из прорезиненной ткани, длиной 150 см, с металлическими закрепками на концах, Сантиметровую ленту применяют для снятия мерок на фигуре, при раскрое материала.

Напёрсток предназначается для предохранения пальца от укола при проталкивании иглы в ткань. Его надевают на средний палец правой руки. Величина напёрстка должна точно соответствовать толщине пальца.

Ножницы используют для раскроя тканей, обрезки ниток. Ножницы, применяемые в швейном производстве, имеют восемь номеров.

Булавки могут быть с металлической или стеклянной головкой. Применяют для скалывания деталей изделия, прикалывания бумажных лекал к ткани. Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными.

Портновский мел применяют для обозначения на материале линий и знаков при раскрое и примерке. Иногда вместо мела пользуются тонкозаточенным сухим мылом.

Колышек – приспособление для удаления намётки при шитье. Колышки изготавливают из дерева, стекла или кости. Его применяют для выправления углов борта, воротника, различных фигурных швов.


Приложение 4.


Инструменты для ручных работ.




Оборудование.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
План-конспект занятия "Организация рабочего места. Правила техники безопасности."

Автор: Панфилова Марина Анатольевна

Дата: 07.06.2017

Номер свидетельства: 420851


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства