План-конспект урока по инженерной графике "Геометрические тела"
План-конспект урока по инженерной графике "Геометрические тела"
План-конспект урока
по теме
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА»
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Цели урока:
Обучающие – сформулировать особенности геометрических тел и их использование в объектах окружающего мира;
Задачи: систематизировать знания о геометрических телах;
дать представление о классификации геометрических тел;
сформировать понятие об анализе формы предмета;
научить читать и строить чертежи простых деталей на основе метода прямоугольного проецирования.
Развивающие - способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение, умение делать выводы, работать по алгоритму, доказывать, объяснять понятия).
Задачи: способствовать развитию речи учащихся;
развивать пространственные представления учащихся;
содействовать формированию у обучающихся интереса к изучаемой теме.
Воспитательная - способствовать формированию уважительного отношения к товарищам (умение слушать и слышать).
Задачи: воспитывать культуру учебного труда;
воспитыватьответственность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум»
Министерства образования Чувашской Республики
План-конспект урока
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА»
Разработали: Федорова Ирина Викторовна, преподаватель
Мариинский Посад
2023
План-конспект урока
по теме
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА»
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Цели урока:
Обучающие – сформулировать особенности геометрических тел и их использование в объектах окружающего мира;
Задачи: систематизировать знания о геометрических телах;
дать представление о классификации геометрических тел;
сформировать понятие об анализе формы предмета;
научить читать и строить чертежи простых деталей на основе метода прямоугольного проецирования.
Развивающие - способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение, умение делать выводы, работать по алгоритму, доказывать, объяснять понятия).
Задачи: способствовать развитию речи учащихся;
развивать пространственные представления учащихся;
содействовать формированию у обучающихся интереса к изучаемой теме.
Воспитательная - способствовать формированию уважительного отношения к товарищам (умение слушать и слышать).
Задачи: воспитывать культуру учебного труда;
воспитыватьответственность.
Методическое обеспечение: Мультимедийный компьютер для учителя, мультимедийный проектор, экран, рабочая тетрадь, учебник, чертежные инструменты, раздаточный материал (геометрические тела). Презентация «Геометрические тела и их проекции».
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная;
индивидуальная.
План урока:
1. Организационная часть урока
2. Мотивация учащихся к восприятию нового материала.
3. Повторение –систематизация ранее изученного материала
4. Сообщение нового материала
5. Закрепление полученных знаний
6. Запись домашнего задания
7. Подведение итогов (4 мин)
Ход урока:
Организационная часть урока:
• взаимное приветствие;
• определение отсутствующих;
• настрой учащихся на работу, организация внимания;
• деление на группы (учащиеся получают карточки разных цветов)
2. Мотивация учащихся к восприятию нового материала.
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы
Мы с Вами живем в мире, который наполнен множеством объектов живой и неживой природы. Сегодня мы будем исследовать объекты окружающего мира с точки зрения формы, которой они обладают.
Вопрос для учащихся: Назовите геометрические фигуры. Возможные варианты ответов: треугольник, квадрат, круг, трапеция, шестиугольник.
Вопрос для учащихся: Что объединяет их? Возможные варианты ответов: они плоские.
Вопрос для учащихся: что будет отличать геометрическую фигуру от геометрического тела?
Возможные варианты ответов: Геометрические тела объемны.
Перед вами модели геометрических тел классифицируйте их, т.е. разделите на группы.
(Приглашаются желающие ребята, которым предлагается расставить имеющиеся модели, называя при этом геометрические тела. Возможные варианты ответов: конусы + пирамиды и призмы + цилиндры; плоскогранные тела и тела вращения (приложение 1, слайд 2)).
Присмотритесь к окружающим нас предметам. Они имеют форму геометрических тел или представляют собой их сочетание (приложение 1 слайд 3,4,5).
В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела (приложение 1 слайд 6). Следовательно, для чтения и выполнения чертежей нужно знать, как изображаются геометрические тела. Для того, чтобы, мы смогли это сделать, нам необходимо знать характерные особенности простейших геометрических тел.
3. Повторение –систематизация ранее изученного материала
Цель – установить осознанность усвоения пройденного материала, систематизировать имеющиеся знания, выявить уровень знаний учащихся, устранить в ходе работы обнаруженные пробелы в знаниях.
3.1. Исследовательская работа в группах; Ребята рассаживаются по группам, объединяясь в соответствии с цветом полученной ранее карточки.
Задание: Вам необходимо в течении 10 минут изучить текст учебника параграф 3.1-3.3 и составить схему характерных особенностей одного из простейших геометрических тел (определение, характерные особенности, разновидности и др.). Представить результат своего труда коротко, выразительно, зрелищно. На столе для вашей работы ватман, маркеры, учебники.
Во время работы проводятся целевые обходы класса с целью организаторской помощи и поддержки, совета по оформлению листа ответа.
3.2. Выступление спикера группы с сообщением по систематизации знаний об одном из геометрических тел.
4. Сообщение нового материала
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе;
рассказ учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с выводами); чередование беседы и рассказа; применение ИКТ. Конспект новой темы.
4.1. Проекции шара. Все проекции шара — круги, диаметр которых равен диаметру шара (слайд 19-20). На каждой проекции проводят центровые линии. Благодаря знаку диаметр шар можно изображать в одной проекции.
4.2.Проецирование цилиндра. Если круги, лежащие в основании цилиндра, расположены параллельно горизонтальной плоскости П1, их проекции на эту плоскость будут также кругами (слайд 21-22). Фронтальная и профильная проекции цилиндра в этом случае — прямоугольники, а конуса — равнобедренные треугольники. На всех проекциях следует наносить оси симметрии, с проведения которых и начинают выполнение чертежей цилиндра и конуса.
Фронтальная и профильная проекции цилиндра одинаковы. Благодаря знаку / можно представить
форму цилиндра по одной проекции. Отсюда следует, что в подобных случаях нет необходимости в трех проекциях. Размеры цилиндра определяются высотой h и диаметром основания d.
4.3. Проецирование конуса. Если круг, лежащий в основании и конуса, расположен параллельно горизонтальной плоскости Н, его проекция на эту плоскость будет также кругом (слайд 23-24). Фронтальная и профильная проекции конуса — равнобедренные треугольники. На всех проекциях следует наносить оси симметрии, с проведения которых и начинают выполнение чертежей конуса.
Размеры конуса определяются их высотой h и диаметром основания d.
5. Физкультминутка: Упражнение «Рисуем как Микеланджело». Написать, используя левую сторону тела (плечо, руку, бедро и другие части), слова: призма, пирамида, цилиндр, конус, шар.
6. Закрепление полученных знаний
Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.
А. Ответить на вопросы слайда:
Какие тела при разных своих положениях дают проекции в виде:
Б. Назовите геометрические тела. Достройте их профильные проекции? (приложение 2)
В.Построить комплексный чертеж (3 проекции) и изометрическую проекцию цилиндра диаметром 40 и высотой 60 мм . Демонстрация образца .
7. Запись домашнего задания; п. 3.1.-3.3. выполнить в тетради комплексный чертеж и изометрическую проекцию правильного полного конуса (диаметр основания 40, высота 60 мм.
8. Подведение итогов
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
• оценка работы учащихся: оценивается работа учащихся на уроке
(сопровождается комментариями учителя), выставленные оценки вносятся в классный журнал и дневники учащихся.
Рефлексия учащихся (с применением цветных стикеров): написать своё мнение.
Приложение 1
Б. Назовите геометрические тела. Достройте их профильные проекции?
Приложение 3
Лист оценки работы группы
Взаимооценка и самооценка: сейчас вам необходимо оценить свою работу в группах и выставить оценки по 5 бальной системе, которые нужно внести в лист оценки работы группы. 0 – проявлял слабую заинтересованность в работе; 1 - активно работал (выполнил только часть работы); 2 – активно и продуктивно участвовал в работе (выполнил свою часть работы, помогал другим)