kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока на тему "Лущильник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Лущильник.

I. Дидактическое обоснование урока 
Цели урока: 
- Образовательная: создать условия для формирования у обучающихся  понятий о лущении, назначении лущильника, агротехнических требованиях, предъявляемых к лущению, устройстве, регулировании на заданную глубину обработки, способствовать актуализации жизненного опыта учащихся. 
- Развивающая: способствовать развитию образовательной, информационной, социальной, поликультурной, профессиональной,  компетентностей учащихся. 
- Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе, формирование  целеустремленности и настойчивого желания добиться успеха в выбранной профессии.

- Профориентационная: способствовать формированию знаний необходимых для выбранной профессии.
Методическое оснащение урока: 
1. Материально-техническая база: 
- Проектор, экран, ноутбук;
2. Дидактическое обеспечение: 
- Рабочая тетрадь;
- Презентация «Лущильник»

Методы обучения: проверочная работа, рассказ, наглядный (презентация, плакаты), учебная групповая работа.

 Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.
Межпредметные и внутрипредметные связи: агрономия, растениеводство, сельскохозяйтсвенные машины.

Понятия и термины: лущение, агрегатирование, рабочие органы, лемешный лущильник, дисковый лущильник и др. 
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока на тему "Лущильник" »

ТЕМА: Лущильник.

I. Дидактическое обоснование урока 
Цели урока: 
- Образовательная: создать условия для формирования у обучающихся понятий о лущении, назначении лущильника, агротехнических требованиях, предъявляемых к лущению, устройстве, регулировании на заданную глубину обработки, способствовать актуализации жизненного опыта учащихся. 
- Развивающая: способствовать развитию образовательной, информационной, социальной, поликультурной, профессиональной, компетентностей учащихся. 
- Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе, формирование целеустремленности и настойчивого желания добиться успеха в выбранной профессии.

- Профориентационная: способствовать формированию знаний необходимых для выбранной профессии .
Методическое оснащение урока: 
1. Материально-техническая база: 
- Проектор, экран, ноутбук;
2. Дидактическое обеспечение: 
- Рабочая тетрадь;
- Презентация «Лущильник»

Методы обучения: проверочная работа , рассказ, наглядный (презентация, плакаты), учебная групповая работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.
Межпредметные и внутрипредметные связи: агрономия, растениеводство, сельскохозяйтсвенные машины.

Понятия и термины: лущение, агрегатирование, рабочие органы, лемешный лущильник, дисковый лущильник и др. 
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний.

II. Ход урока: 


1. Организационный момент:
- Приветствие; 
- Проверка наличия обучающихся; 
- Заполнение преподавателем классного журнала; 
- Проверка готовности обучающихся к уроку; 
- Настраивание обучающихся на работу.

2. Проверка изученного ранее. 
Проверка проводится фронтальная по теме « Плуги»

1.Назовите из каких частей состоит отвальный корпус в соответствии с указанными позициями на рисунке.

 п/п ,

Наименование

Назначение

1




2




3




5




6





2. Из каких рабочих и вспомогательных узлов состоит плуг.

3. Для чего предназначен предплужник.

4. В чем особенность обработки задернелых почв.



3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Правильно проведенная обработка почвы с соблюдением агротехнических требований существенно улучшает условия произрастания и питания растений.  Лущение проводят для рыхления верхнего слоя почвы (до 18 см), перемешивания ее, измельчения пожнивных остатков и сорняков. После лущения верхний слой почвы будет измельчен, что сократит расходы на последующую пахоту на 25%. Пожнивные остатки и наземные части сорняков будут измельчены и заделаны в почву (не менее 50%), где перегниют, станут удобрением. Семена сорняков, до этого лежавшие на поверхности, окажутся во влажной почве и начнут прорастать. Корни, корнеотпрысковых сорняков, будут измельчены и дадут новые ростки, из спящих почек. Это свойство лущения получило название " провокация ".
    Примерно через 10 дней после лущения, поле покроется, молодой, свежезеленой, порослью сорняков (зеленый пожар). В этот период, через 10-14 дней, после лущения и необходимо произвести вспашку, чтобы заделать, молодые еще неокрепшие, сорняки в почву, на большую глубину(22-30см). С такой глубины они не прорастут, а перегниют и станут удобрениями. Если упустить этот срок, то сорняки окрепнут и более поздняя пахота их не уничтожит.Лущение обеспечивает снижение запаса семян сорняков, количество которых может достигать 1,5—2,0 млрд шт./га, вредителей (проволочников), обитающих в почве, до 128 шт./м2 и др.


4. Тема урока 
Ученики делают запись в тетрадь. Лущильник. (слайд 1.)

5. Определение целей для обучающихся на урок (слайд 2.)


6. Актуализация знаний учащихся .
- Какое вы знаете основное эффективное профилактическое мероприятие по улучшению фитосанитарного состояния пашни от сорняков, вредителей и болезней?
- Какой наиболее благоприятный период для оздоровления пашни вы знаете?

- Чем в последние годы заменили лущение и почему?

7. Изучение нового материала. 


Ученики делают записи в тетради «Лущение»
Лущение (рассказ преподавателя), затем обучающиеся делают записи в тетради. (слайд 3).



Лущением называют обработку верхнего слоя почвы на небольшую глубину (5-12 см) с полным или частичным оборотом пласта. Как правило, лущение предшествует вспашке. 
Благодаря лущению обеспечивается рыхление, частичное оборачивание и перемешивание почвы, а также подрезание сорняков. 
При лущении заделывается часть пожнивных остатков, а вместе с ними семена сорняков, вредители и возбудители болезней культурных растений.

После лущения стерни на поверхности почвы образуется мелкокомковатый слой, уменьшающий испарение влаги, уничтожаются сорные растения. Однако при этом не все семена сорных растений удается уничтожить и значительная их часть прорастает. Но при последующей вспашке почвы эти всходы сорняков уничтожаются. 
Еще одно достоинство применения лущения - снижение энергозатрат на вспашку.

Часто можно услышать вопрос - чем лущение отличается от боронования? И боронование, и лущение включают одинаковые технологические операции - рыхление, перемешивание почвы, подрезание сорняков и т. д. Однако лущение, в отличие от боронования, сопровождается частичным или даже полным оборотом почвенного пласта, т. е. является своеобразной мини-вспашкой, тогда как основная цель боронования - рыхление и выравнивание поверхностного слоя почвы.


Историческая справка (рассказ преподавателя) (слайд 4).

Лущение почвы осуществляют с помощью специальных почвообрабатывающих орудий - лущильников, которые впервые появились в странах Западной Европы во второй половине ХIХ века. 


Лущильник (рассказ преподавателя), затем обучающиеся делают записи в тетради (слайд 5).

В зависимости от агротехнических требований лущение проводят дисковыми или лемешными лущильниками. 

Лущильник – сельскохозяйственная машина почвообрабатывающего класса, с помощью которой лущат стерню после сбора злаковых культур, обрабатывают пары, возделывают почву в предпосевной период, разделывают пласты и размельчают глыбы после вспахивания.

Лущильник дисковый ЛДГ-10 / ЛДГ-15 (рассказ преподавателя) (слайд 6.)

Дисковыми лущильниками лущат стерню зерновых культур на участках, засоренных преимущественно корневищными и другими многолетними сорняками, для послеуборочного лущения жнивья и обработки чистых паров, засоренных пыреем ползучим, а также для предпосевной обработки целинных и залежных земель. Уплотненную почву после уборки кукурузы и подсолнечника и участки, засоренные корнеотпрысковыми сорняками, лучше обрабатывать лемешными лущильниками.

Дисковые лущильники (бороны-лущильники) хуже оборачивают почву и подрезают сорняки, но лучше разрезают их горизонтально расположенные корневища и отпрыски корней. Глубина работы дисковых лущильников 6-8 см, а с дополнительным грузом - до 10-12 см.

Основные рабочие органы дисковых лущильников (рассказ преподавателя), затем обучающиеся делают записи в тетради (слайд 7.)

На рис.1. показаны рабочие органы дискового лущильника: 1 — рама; 2 и 4 — опорные колёса; 3 — брус рамы; 5 — секция дисков; 6— балластный ящик; 7 — понизитель.

Сферические диски, которыми оснащен агрегат, рыхлят почву на глубину до 10 см, уничтожают сорняки.

Диски лущильников располагают так, чтобы плоскость вращения дисков составляла с направлением движения угол атаки 30 - 35°. В таком положении диски хорошо подрезают и крошат пласты почвы, заделывают в верхний слой пожнивные остатки и семена сорняков.

Лемешные лущильники (плуги-лущильники) (рассказ преподавателя) (слайд 8.)

Лемешные лущильники (плуги-лущильники) представляют собой уменьшенную копию отвального полунавесного плуга без предплужника. Они хорошо подрезают и оборачивают верхний слой почвы до глубины 18 см. Лемешными лущильниками можно выполнять также мелкую вспашку.

Лемешные лущильники (облегченные плуги) выпускают прицепные (ПЛ-5-25 и др.) и навесные (ЛН-5-256). Они отличаются от обыкновенных плугов малым размером корпусов (ширина захвата - 25 см), отсутствием ножей и предплужников. Лущильники неплохо рыхлят верхний слой почвы с полным оборачиванием его на глубину 10-14 см, полностью подрезают стерню и сорняки и заделывают их в почву.

Основные рабочие органы лемешного лущильника ППЛ-10-25 (рассказ преподавателя), затем обучающиеся делают записи в тетради (слайд 9.)

Рабочими органами лущильника ППЛ-10-25 являются корпуса 1 (см. рисунок), которые смонтированы на раме, состоящие из двух шарнирно-соединенных секций: передней 2 с прицепным устройством 16 и задней 5.

Корпуса имеют полувинтовую поверхность и включают в себя стойку, лемех, отвал и полевую доску. В транспортном положении лущильник опирается на ходовые колеса 3 передней секции. Задняя секция при этом поднята подъемным механизмом (на рис. не показан). 
При работе лущильник опирается на левое ходовое колесо и два опорных колеса 17. Такая расстановка колес обеспечивает хорошее копирование рельефа поля, а также одинаковую глубину обработки и ширину захвата корпусов.

Регулировка лущильника ППЛ-10-25 (рассказ преподавателя) (слайд 10.)

Основная регулировка глубины обрабатывания производиться опорными колесами 7 и 12, т.е. Регуляторами глубины. Регулировка проводится на ровной площадке, при полностью опущенном агрегате. Регулировка производится вращением винта 3, до необходимого расстояния обода 13 от поверхности земли.

Для подъема и принудительного заглубления дисков гидрофицированные лущильники оборудованы механизмом гидроуправления. 
Для надежного заглубления дисков при обработке тяжелой по механическому составу почвы лущильник оборудуют балластным ящиком.

АГРЕГАТИРОВАНИЕ (рассказ преподавателя), затем обучающиеся делаю записи в тетради) (слайд 11.)

В агрегате с тракторами Т-150 и Т-150К десятикорпусный лемешный плуг ППЛ-10-25 может работать со скоростью до 12 км/ч. Его можно переоборудовать в девяти- и восьмикорпусный, отсоединяя последние корпусы. Для агрегатирования с плугом трактор оборудуется прицепной и упряжной скобами. Упряжную скобу необходимо переставить вправо от оси трактора на два отверстия (160 мм). Гидросистема плуга подключается к выводным штуцерам распределителя гидросистемы навесного устройства разрывной муфтой со шлангами. ЛДГ-10 является прицепной почвообрабатывающей машиной совместимой с тракторами тягового класса 3. Особенности конструкции лущильника позволяют транспортировать его без демонтажа. Вес агрегата 2700 кг.

Агротехнические требования к лущению (рассказ преподавателя) (слайд 12.)

Лущение стерни проводят поперек направления движения уборочных агрегатов на скорости не более 10 км/ч, так как с увеличением скорости агрегата глубина лущения уменьшается.
Лущение производится не позднее чем через 2-3 дня после уборки урожая и за 12-14 дней до зяблевой вспашки.

При засоренности поля однолетними сорняками стерню лущат на глубину 6-8 см дисковыми лущильниками, при засоренности корнеотпрысковыми или корневищными сорняками - на 8-14 см лемешными лущильниками. Сорные растения должны быть подрезаны полностью.

Средняя глубина лущения почвы не должна отличаться от заданной на ±2 см. Поверхность почвы должна быть ровной, глубина развальных борозд в стыке средних батарей дисковых лущильников - не превышать глубины лущения, а высота валиков, образуемых при смежных проходах лущильника, - 8-10 см.

Во избежание огрехов при обработке почвы смежные проходы дисковых лущильников делают с перекрытием в 10-15 см.

Подбор лущильника (рассказ преподавателя) (слайд 13.)

1. Чем меньше поле, тем меньший лущильник выбирается, так на полях до 50 га выбирают ЛДГ-5, от 50 до 100 га — ЛДГ-10
 2. На тяжелых почвах, предпочтительнее использовать для лущения, дисковую борону, настроенную для лущения на меньший угол атаки.
 3. На слабозасоренных (сорняками) полях и не имеющих корнеотпрысковых сорняков, применяют дисковые лущильники, глубина обработки до 12см. На сильнозасоренных полях или полях засоренных, глубокорастущими корнеотпрысковыми сорняками (осот) применяют лемешные лущильники (ППЛ-10-25), глубина обработки до 18см.



8. Проблемная задача «Как переоборудовать лущильник ЛДГ-10 и ЛДГ-15 в дисковую борону и наоборот?»
Вступительный инструктаж преподавателя:
Вы изучили назначение, устройство и принцип действия борон и лущильников. Проведя анализ и сравнение в их конструкциях, предложите способ для переоборудования орудий.

Правильный ответ: для этого сплошные диски заменяют игольчатыми. В результате дисковый лущильник превращается в широкозахватную бессцепочную односледную игольчатую борону.С переоборудованного лущильника снимают и разбирают дисковые батареи, демонтируют уголки с чистиками. Затем срезают кронштейны их крепления, чтобы игольчатые диски, диаметр которых на 100 мм больше дисков лущильника, могли свободно вращаться. Распорные втулки (48 шт.) укорачивают до 150 мм (стачивают по 5 мм с каждой стороны). Втулки с подшипниками не торцуют.При сборке игольчатых дисков на батареях левых секций втулки с подшипниками устанавливают так, чтобы их удлиненный конец был с левой стороны по ходу движения орудия, а на батареях правых секций наоборот. Этим обеспечивают свободное вращения дисков с зазором относительно тяг рамок секций, расположенных под углом к направлению движения. Минимальный угол атаки дисков на лущильнике составляет 15°. Чтобы при бороновании посевов не допустить повреждения озимых культур, необходимо угол атаки уменьшить до 8— 10 Для этого боковые тяги удлиняют на 400 мм.Два механизатора переоборудуют лущильник ЛДГ-10 в широкозахватную односледную игольчатую борону за 1,5 рабочей смены.


Обсуждение результатов работы. 

9. Подведение преподавателем итогов урока: 
- Сообщение учителя о достижениях целей урока;
- Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке, выставление оценок в классный журнал; 
- Сообщение темы следующего урока;
- Задание обучающимся для подготовки к следующему уроку. Уборка рабочих мест. 


Подумай и ответь! 

1. В каких случаях применяется дисковый и лемешной лущильники?
2.Назовите рабочие органы лущильника ППЛ-10-25?

3. Как регулируется лущильник ППЛ-10-25 на заданную глубину обработки?

4. С каким трактором агрегатируют плуг-лущильник?

5.Что называется углом атаки лущильника ЛДГ-10?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
план-конспект урока на тему "Лущильник"

Автор: Мансур Наталья Владимировна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195267


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства