Просмотр содержимого документа
«ПК Портрет человека и оптические иллюзии»
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
(МБУ ДО "ДДТ")
План-конспект
Тема: Портрета человека и оптические иллюзии
Автор: п.д.о. Шалимова Н.А.
Вид деятельности: использование технологии мастерских
Цель: Развитие творческих способностей в процессе стилизации портрета человека
Задачи:
Предметные:
Расширить представления учащихся о роли искусства в жизни человека.
Закрепление умений и навыков в изображении головы человека в различных ракурсах.
Развитие воображения и творческого подхода к художественной деятельности.
Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации портрета человека.
Освоить средства художественной выразительности рисунка и живописи, иметь представления об особенностях художественных материалов, используемых в этих видах искусств.
Межпредметные:
Вводя учащихся в художественный мир изобразительного искусства, учить анализировать произведения изобразительного искусства
Развивать зрительную память, мышление, наблюдательность воображение, творческие и художественные способности.
Оборудование
Для преподавателя: презентация на компьютере, наглядные пособия
Проявляют активность в обсуждении проблемного вопроса
Высказывают свое мнение и комментарии к презентации
4.Закрепление
Фронтальная работа
Выполнение композиционного рисунка в графике.
5.Итог занятия.
Рефлексия
Анализ эскизов Обсуждение успехов и неудач в работе. Вопросы к учащимся.
Активно подводят итоги.
Анализируют работы
Ход занятия
Организационный момент:
Подготовка презентации, проверка готовности рабочих мест.
Актуализация знаний
Вступительная беседа
С темой «Оптические иллюзии мы с вами познакомились на предыдущих занятиях изучили виды иллюзий.
Работа над новым материалом
Сообщение темы с показом презентации
Немного из истории.
Слайд №2,3
«Рисовать - значит обманывать»
М.К.Эшер
Наша склонность к самообману открывает возможности создания художественных эффектов. Вот почему представления об особенностях и парадоксах зрения необходимо всем, кто рисует на полотне или бумаге. Иллюзия - это искаженное, неадекватное изображение свойств воспринимаемого объекта, в переводе с латыни означает ошибка, заблуждение. Художник, создавший первые визуальные каламбуры, был Джузеппе Арчимбольдо, маньерист эпохи Возрождения. Его последователи: Сальвадор Дали, Маурицио Эшер, Октавио Окампо в своем искусстве демонстрировали сверхъестественные способности к манипуляциям пространством, временем и перспективой. Их привлекали множественность точек зрения, сложность протранственного построения - и как результат создание волшебного и нереального мира, существующего на грани с реальностью. Слайд № 4,
Мир иллюзий - это вторая мнимая реальность. Возможность видеть то, что удалено во времени и пространстве и даже то, что вообще не поддается непосредственному зрительному восприятию, дает человеку гигантское преимущество перед всеми остальными живыми существами. Оптические иллюзии - ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекцией зрительного образа.
Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.
Почему возникают оптические иллюзии? Зрительный аппарат человека - сложно устроенная система со вполне определенными пределами функциональных возможностей. Иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочным преобразованием сигнала мозга. Поэтому оптические иллюзии называют обманом зрения - эффект зрительного восприятия, когда наблюдатель сознательно или непроизвольно дает не соответствующей действительности объяснение наблюдаемой им картине. Слайд № 5
Например: иллюзии - перевертыши - вид оптической иллюзии в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Автор художник - маньерист эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо. Или изображение объектов не существующих в пространстве - элементы изображения трехмерного объекта расположены во взаимосвязи, препятствующему их однозначному восприятию. Например - «Вверх и вниз» литография М.К. Эшера. Слайд № 6.7,8,9,10.
Выдающийся советский психолог П.Я. Гальперин дал в свое время простое определение предмета художественного произведения: «Каждое по настоящему художественное произведение раскрывает чью- нибудь судьбу, судьбу героя». Только то, что изображено в искусстве - не просто объект, подлежащий описанию, а непременно живой, действующий субъект - даже если его жизнь передается косвенно, через неподвижные вещи в натюрморте или через настроение в пейзаже Слайд №11.12
В изобразительном искусстве портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик, а через него и внутренний мир конкретного реального, существующего в прошлом или в настоящем человека. Портрет - это построение в пластических формах и линиях, красках живого лица и одновременно при этом его идейно- художественная интерпретация.
1этап работы:«Построение головы человека в различных ракурсах.» (Угол профиля, ракурсы.) Слайд №14
Материалы: графический карандаш, бумага ватман.
Учебные задачи:
Конструктивное построение головы человека в различных ракурсах.
Передача пропорций
Светотеневая моделировка формы головы.
Характеристика анатомических особенностей строения головы человека
Последовательность выполнения изображения строения головы в различных ракурсах: Слайд №15,16
Анализ анатомического строения головы (лицевая и затылочная часть, форма черепа, ракурс поворота головы)
Определение основных пропорций лицевой части головы (нахождение осевых линий построения. крестовина, строение глазного яблока, форма век, носа, губ).
Светотеневая моделировка формы.
Затем выполнение творческой работы «портрет» в технике «сухая кисть». Эта техника уникальна, она дает тончайшие растяжки тоном, красивые переходы теней и линий, портрет получается реалистичным и выразительным.
2 этап работы « Портрет в технике « сухая кисть»
Слайд №17.18.19
Материалы: гуашь, щетинная кисть.
Учебные задачи:
Достижение портретного сходства, передача характера и образа.
Последовательность выполнения:
Композиционный эскиз.
Построение головы.
Передача объема,фактуры в технике «сухая кисть»
Дальнейший этап работы- использование приемов стилизации для создания шаржей и карикатуры.
Итогом этой работы является выполнение стилизации портрета человека с использованием оптических иллюзий.
Закрепление. Фронтальная работа
Выполнение композиционного рисунка и цветового эскиз
Итог занятия. Рефлексия
Анализ и оценка эскизов
Подведем итоги по изображению стилизованного портрета человека в жанре оптических иллюзий.