Просмотр содержимого документа
«Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.»
Смолина Ольга Александровна.
Филиал МОУ СОШ с. Куриловка Новоузенского района Саратовской области в
с. Бессоновка
Урок истории в 8 классе по курсу «История России»
1.Тема урока: Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.
2. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
3. Цель урока: формирование представлений об основных переменах в культуре России и изменениях в повседневной жизни в первой четверти XVIII века.
Задачи:
Охарактеризовать причины подъема науки и культуры России в первой четверти XVIII века;
Изучить новые явления в области культуры, введенные Петром I;
Развивать умения у учащихся самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства;
Оказывать помощь учащимся в раскрытии их индивидуальных познавательных интересов;
Воспитывать толерантное отношение к культуре народов России первой четверти XVIII века, способствовать воспитанию культуры делового общения.
4.План:
Наука:
-медицина,
-точные и гуманитарные науки.
Образование.
Художественная культура:
-музыка;
-архитектура;
-скульптура;
-изобразительное искусство,
Изменения в повседневной жизни:
-европейская одежда;
-новое летоисчисление;
-ассамблеи;
-пособие «Юности честно зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов»
5.Планируемые образовательные результаты:
В результате изучения темы учащиеся смогут давать определение понятий ассамблея, летоисчисление, гравюра; назвать не менее 3 изменений в дворянском быту; формировать умения работать с историческими источниками, документами; решить проблемные вопросы урока и дать оценку нововведениям Петра I в общественно-культурной жизни; развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, составлять синквейн.
Ход урока:
Технологическая карта урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты этапа урока
Формируемые УУД
1.
Этап мотивации к учебной деятельности
Приветствует учащихся.
-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке.
Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок? Что вы желаете от него получить? Я надеюсь, что вы не разочаруетесь.
В мире существуют десятки наук. Каждая из них по-своему интересна и неповторима. Но одной из самых увлекательных, на мой взгляд, является история. Она помогает человеку окунуться в далекое прошлое, воссоздать события тысячелетней давности, ощутить себя частичкой огромного мира. Я надеюсь, что и вам нравится соприкосновение с миром истории.
Задает загадку.
Он создал армию в России, В Полтавской битве победил, Он флот построил самый сильный, Окно в Европу прорубил!
-О каком историческом деятеле идет речь в загадке?
-Как связаны данные предметы с именем Петра I? (показывает предметы, появившиеся в России в годы правления Петра I, которые лежат на столике около доски)
-Соотнесите имя правителя и предметы и определите тему урока.
Показывают готовность к уроку и усвоению учебного материала.
Отвечают на вопросы
Л – формирование стартовой мотивации
К – умение выражать свои мысли
К – владеть навыками монологической и диалогической речи.
2
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Выясняет степень усвоения материала прошлого урока.
-Кто такой Петр I и какой след он оставил в русской истории?
-Почему о нем сохранились противоречивые характеристики?
-А каково ваше личное отношение к правителю?
-Как изменилась карта России при Петре I?
-Какие города появились на карте?
-Что вы о них можете рассказать?
Отгадайте загадку: «На болоте родился, 4 раза перекрестился»
Почему так говорят о Санкт-Петербург?
Вступают в диалог с учителем, показывают степень усвоения материала.
П – объяснять исторические явления, процессы.
П - находить на карте объекты и устно комментировать события
3.
Этап выявления места и причины затруднения.
Подводит учащихся к значимости изучения событий темы урока вопросами:
-Почему возникла необходимость в преобразованиях?
-Где они проводились? Как? Каков их результат?
Выстраивают собственные точки зрения, пробуют дискуссировать.
П - формирование представления о событиях
4.
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Организует с помощью вопросов процесс постановки целей учебной деятельности
и на этой основе – выбора способа их реализации:
«Источники повествуют о значительных изменениях в России в период правления Петра I.
-Почему, несмотря на их необходимость, приходилось силой проводить многие преобразования?
-Какую мы поставим цель перед собой? Способы достижения цели? Есть ли у вас вопрос, на который вы хотели особенно получить ответ?
Проблемная ситуация.
Строят цепочку получения необходимых знаний:
Когда? Кто они? Зачем? Ход действий.
К – полно и точно выражать свои мысли.
5.
Этап реализации проекта.
Нацеливает на работу с текстом параграфа и делит класс на группы.
Каждая группа работает с определенным вопросом текста параграфа, результат работы от группы представляет 1 ученик.
Работают над заданием в группе (номер задания соответствует номеру вопроса параграфа).
К – уметь работать в группе, выслушивать мнение членов группы.
П –ориентироваться в учебном материале, выделять необходимую информацию и группировать ее.
Р – формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.
6.
Этап первичного закрепления.
Предлагает
составить синквейн на тему:
«Преобразования»
Преобразования
Петровские, государственные.
Изменили, укрепили,
усилили.
Сократили разрыв с Западом.
Реформы.
Составляют синквейн в тетрадях.
П - создавать устные и письменные тексты.
7.
Этап самостоятельной работы.
Динамическая пауза.
Дает задание:
Мальчикам:
-Составьте меню ужина на ассамблеи петербургских дворян.
Девочкам:
Сравните иллюстрации с одеждой дворянок допетровской эпохи и петровского времени. Что изменилось?
Предлагает провести физминутку.
- А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому ученику из вашего класса.
Ученики выполняют задание.
По очереди передают мягкое игрушечное сердце и говорят друг другу что – нибудь приятное.