kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Пенме в речевой позиции по системе Сета Риггса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока в классе сольного пения с учащимися  ДШИ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Пенме в речевой позиции по системе Сета Риггса"»

Жітіқара ауданы әкімдігінің бөлімі» ММ «Балалар өнер мектебі» МКҚК

КГУ «Детская школа искусств»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского ра йона»






















Тема«Пение в речевой позиции по системе Сета Риггса»

Разработка открытого урока




Предмет: сольное пение

Учитель: Бондаренко С.И





Житикара

2018г

Тема: «Пение в речевой позиции по системе Сета Риггса»



Форма проведения: индивидуально


Тип занятия :урок -лекция, урок практикум,урок формирования умений и навыков.

Вид урока: Обобщения и систематизации знаний



Цель:


- Познакомить ученика , с понятием «пение в речевой позиции». а также с культурой пения современной эстрады согласно методике Сэта Ригса. и с биографией знаменитого преподавателя, тем самым расширяя культурный кругозор ребенка.


Задачи:

Обучающие:

-Познакомить ученицу с понятием «речевая позиция»

-Пополнение словарного запаса учащегося музыкальными терминами

-Знакомить ученицу с культурой мировой эстрады

-Формирование образных представлений

Развивающие:

-Развитие навыков пения в речевой позиции посредством спецальных упражнений по методике

-развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

Воспитательные:

- Воспитать интерес к музыке других народов

-  воспитания сознательного подхода к обучению;

-   повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;

-  стимулирования творческого поиска студента в создании интерпретации произведений.  


Актуальность: развитие творческого потенциала, формирование устойчивого интереса к музыке является наиболее актуальным в музыкальном воспитании обучающихся.

Демонстрационный материал:

Видео материалы с показом некоторых из упражнений по методике Сэта Ригса, презентация биографии Сэта Ригса.


Наглядные пособия: Картинки с изображением строения голосового аппарата, презентация с рассказом о Сэт Ригсе. ( показ слайдов)


Оборудование:

Фортепиано, ноутбук, микрофон.

План урока

1. Организационный момент.

2. Знакомство с биографией знаменитого преподавателя Сэта Ригса.

3. Показ слайдов, презентация.

4. Знакомство с понятием «Пение в речевой позиции по методике Сэта Ригса» плюсы а также минусы данной методики.

5. Знакомство с некоторыми из 30 эффективных упражнений для развития данной техники учащейсяю

6.Рефлексия.

7.Подведение итогов занятий.

Ход урока



1.Организационный момент

Здравствуйте уважаемые коллеги , сегодня я проведу открытый урок-лекцию на тему которая меня заинтересовала очень давно. Это «Пение в речевой позиции « и при чем не просто как отдельная тема, а именно по методике знаменитого как вы уже узнали из биографии Сэта Ригса, преподавателя вокала. Сегодня я Вас постараюсь познакомить с некоторыми из 30 эффективных упражнений по вокалу , которые Вы возможно могли бы применить на уроке со своими учениками. Я вам расскажу ,что же за такое понятие « Речевая позиция» и как найти это ощущение , чем полезно , и в чем все же губительно для голоса эта техника пения, почем стоит с осторожностью отнестись к этим упражнениям. Рассмотрим так же с вами плюсы и минусы работы методики Сэта Ригса. И конечно попробуем с Вами вместе некоторые упражнения выполнить вместе.

Итак, начнем.

2.Биография преподавателя Сэта Ригса. Знакомство. ( презентация, показ слайдов).




Некоторые факты о Сэт Ригсе.

1 слайд.

Сет Риггс является одним из самых выдающихся учителей пения в мире. Он одинаково успешно работает как с поп-звездами, так и с лауреатами конкурса Метрополитен Опера. Его книга "Как стать звездой" является одной из самых выдающихся работ, посвященных проблемам голоса. Секрет его школы пения заключается в приеме, который называется "пение в речевой позиции" (когда гортань находится в таком положении, как и во время речи). Что позволяет при пении пользоваться голосом так же легко и комфортно, как это делается во время разговора.

2 слайд.

(Seth Riggs) — один из самых авторитетных и знаменитых педагогов вокала в мире. Его учениками — обладателями более 120 «Грэмми» — были Мадонна, Дженнифер Лопес, Стиви Уандер, Барбра Стрейзанд, Тина Тернер, Хулио Иглесиас, Майкл Джексон и многие другие мировые звезды.
В конце минувшего года по приглашению своей ученицы Виктории Беловой, которая является официальным представителем вокальной техники Сета Риггса на постсоветском пространстве, Маэстро посетил Москву.

3 слайд
Во время этого визита Сет Риггс побывал в гостях у Игоря Сандлера в его Общественно-культурном музыкальном центре и был потрясен увиденным. Он дал несколько мастер-классов. В память об этой незабываемой встрече были сделаны фотографии, одну из них мы публикуем.

Независимо от регистра и громкости рот и горло ведут себя одинаково. Ваш тембр и пропеваемые слова всегда будут казаться естественными как вам самим, так и аудитории. Пение в речевой позиции – это естественный прием, при котором голос работает без усилий. Мы не позволяем мышцам лежащим вне гортани, вмешиваться в процесс рождения звука. Когда мы освобождаем процесс появления звука, освобождается и артикуляция, в результате чего слова пропеваются легко и внятно. При расслабленной и стабильной гортани наш резонатор остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих, вне зависимости от диапазона в котором мы поем. Эту задачу можно решить при помощи специальных упражнений.



4 слайд

«Мне 81 год, из которых 54 я преподаю», — говорит Сет. Сам Риггс поет с семи лет. В девятилетнем возрасте он исполнял Баха и Генделя в Национальном соборе Вашингтона. Позже стал изучать актерское мастерство, хореографию, вокал и режиссуру. Три года выступал на Бродвее и в течение шести сезонов работал приглашенным артистом в нью-йоркском театре.
• Сет изучал актерское мастерство и занимался вокалом с лучшими педагогами Америки. Он вступил в свой первый профессиональный союз за два года до того, как получил диплом. Впоследствии он стал членом многих артистических ассоциаций.
• В разгар своей карьеры Риггс понял, что обладает великим даром помогать своим коллегам, и стал преподавателем. Успех на этом новом поприще пришел мгновенно. Многие студенты бросили своих преподавателей, чтобы учиться у Сета. Отвергнутый консервативными коллегами, Риггс приехал в Лос-Анджелес, где основал самую прогрессивную школу вокального мастерства нашего времени.



5 слайд

Приемы и методы Сета Риггса пользуются бешеной популярностью в мире суперзвезд, которым приходится выступать ежедневно, а иногда и по нескольку раз в день. На кон поставлены большие деньги, поэтому голоса его клиентов должны звучать легко и без напряжения. Не удивительно, что когда певцы со всех концов света съезжаются в Лос-Анджелес, их продюсеры, менеджеры или друзья сразу отправляют их к главному специалисту по вокалу.
• Самый известный и самый любимый его ученик, без сомнения, Майкл Джексон. С ним Риггс познакомился благодаря своему первому звездному ученику, Стиви Уандеру, 33 года назад. Отношения между Сетом и Майклом были не как у ученика и учителя, а, скорее, как у отца и сына. 





4.

О чем нужно помнить в пении в речевой позиции, что это естественный прием при котором наш голос работает без усилий. Мы не должны позволять мышцам лежащим вне гортани вмешиваться в процесс рождения звука. А также не забывать что когда мы освобождаем процесс появления звука освобождается и артикуляция, в результате чего слова пропеваются легко и внятно. При расслабленной и стабильной гортани резонатор также остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих вне зависимости от диапазона в котором поем.

Независимо от того какую музыку вы поёте - рок, оперную или мюзикл, для всех них существует единая эффективная техника позволяющая петь более легко и естественно по многу часов в день. Эта техника называется пением в речевой позиции. Суть этой техники заключается в том, что независимо от того как вы поёте - громко или тихо, высоко или низко, вы делаете это легко и комфортно, точно так же как это бывает при обычном разговоре. При пении в речевой позиции ваш голос управляется автоматически. Диафрагма и другие мышцы дыхательной системы подают на голосовые связки необходимое для их нормальной работы колличество воздуха.



Чтобы иметь чистый голос, обладающий хорошей динамикой, вам не нужно напрягаться или пытаться управлять мышцами лица или же дыхательной системы. При пении в речевой позиции ваш голос автоматичкски сбалансирован по высоким, средним и низким гармоническим составляющим. Вам нет необходимости извлекать утробные низкие либо писклявые верхние звуки. При пении в речевой позиции ваш голос с годами становится только лудше. Он не теряет ни в качестве, ни в диапозоне, ни в мощи. Но чтобы овладеть такой техникой вам придется позаниматься, ну а тем кто уже поет - придется переучиваться. Для этого вам нужно будет выполнить специальные упражнения.

В предисловии Сет Риггс пишет: «Независимо от того, что вы поете — поп, рок, оперу или мюзикл, вы должны владеть такими приемами, которые позволят вам расслабиться и сконцентрироваться на актерской игре».

(Мнение одного из преподавателей вокала , итальянской школы оперного искусства) «Увы, это не так!» Есть даже такой анекдот. Режиссер выговаривает оперному певцу, что тот плохо играет в любовной сцене: «Разве в жизни у вас не было такой ситуации?!» — «Была, — отвечает певец. — Только тогда мне не нужно было петь!» «Сет Риггс преподает технику, которая базируется на характеристиках актерского речевого голоса», — отмечают в книге актеры студии «West»,  Лос-Анджелес. Но актерское пение некорректно сравнивать с классическим. Классическое пение гораздо сложнее. Звуковая волна, которая образуется внутри ротовой полости певца, обогащается резонансами и имеет тенденцию к концентрации звуковой энергии.  Этим лучом звуковой волны классический певец управляет, посылая его в пространство с тенденцией сжатия и усиления, но никак не расслабления. Это — физика. Зачем же делать плохо то, что можно делать хорошо?

Вокальная техника всегда должна стоять на первом месте. И только потом — эмоции, и только потом — игра. Иначе будет страдать качество звучания голоса. Конечно, в неклассических жанрах требования к вокалу заниженные, но тогда Риггсу не стоило бы упоминать в своем тезисе оперу. Поэтому его предложение всем «расслабиться» звучит даже несколько абсурдно. Но только на первый взгляд… В дальнейшем мы с вами увидим, что это утверждение логично ложится в ту систему, которую он выстраивает для своих учеников. Что же такое речевая позиция? Имеется в виду позиция всей голосовой системы нашего организма, в тот момент, когда мы говорим. И она, по Риггсу, должна быть такой же, когда мы поем. Но тут следует иметь в виду, что во время речи гласные произносятся широко, плоско. А как при пении? Можно сказать, что в ярко выраженной «речевой позиции» поют китайцы, японцы, корейцы… Но, конечно же, не мировую классику, а свои национальные песни. И голос у них звучит при этом плоско, не по классически. Но если нам, европейцам, петь так же широко и плоско, тогда, совершенно очевидно, будет страдать красота певческого голоса. (Но заметьте,  те же корейцы, когда поют обученными по итальянской школе голосами, сегодня легко отбирают у наших певцов призовые места на конкурсах оперных вокалистов.) Сет Риггс далее подчеркивает, что суть приема «пения в речевой позиции» в том, что гортань находится в таком же положении, как и во время речи. Но что это за прием? В классической школе певец своей гортани не чувствует и  не следит за ее движениями. (Под классической вокальной школой я всегда подразумеваю итальянскую вокальную школу.) Ученые говорят, что гортань при пении поднимается и опускается. Им, конечно, со стороны, виднее, но у классических певцов есть множество другим задач, чем все время следить за своей гортанью.

Как Вы уже услышали уважаемые коллеги, мнения по данной методике расходятся.



5.

Учитель: А теперь приступим непосредственно к выполнению упражнений по методике Сэта Ригса.

Учитель: Анель, предлагаю нам немного разогреть наш дыхательный аппарат, перед выполнением упражнений.

Итак, встали ровно, спина прямая, вес как бы немного направляем весь на передние стопы. ( показ).

Грудная клетка как бы немного приподнята, единственное что может принять движение -это диафрагма.

Учитель: Анель,напомни пожалуйста ,что такое -диафрагма?

Ученица: ( ответ)

Учитель: Правильно, а теперь Анель ,чтобы проверить правильно ли работаем твое дыхание( дифрагма) предлагаю подойти тебе к стене спиной, выпрямится, сейчас ты будешь делать вдох, а я буду давить слегка тебе на солнечное сплетение, твоя задача создать сопротивление руке которой я давлю , на твое дыхание.( показ).

(Это упражнение на разогрев дыхания так же выполняем по методике Сэта Ригса)



Ученица выполняет указания.

(Показ 2-х упражнений) Чтобы понять Анель как работает вокальная техника с которой мы сегодня познакомимся, предлагаю тебе вспомнить строение голосового аппарата.( показ на картинку).

Анель, расскажи что на данном изображении тебе знакомо.

Ученица: Гортань, связки, носовые пазухи.

Учитель: Хорошо Анель. Спасибо.

Часто происходит зажим связок, певец ( ученик) думает ,что для того чтобы спеть ту или иную ноту ,стоит кричать , напрягать связки, и как правило форсирует звук. Но! Согласно методике Сэта Ригса мы освобождаем все зажимы , которые возникают при попытке спеть высокую либо через чур громкую ноту. Петь так как будто нет никакой сложности, не создавать искусственно усилие. Не мучаем связки. Пусть сила звучания не будет громкой, это не главное. Главное свобода наших голосовых мышц. Поэтому, Анель, я предлагаю нам с тобой сделать не большой вдох и спеть на одной ноте любой высоты как тебе удобно слоги « А-Э-И-О-У». Следи за тем чтобы дыхание работало равномерно, т.е количество воздуха и создает нагрузку на связки, создает колебание ,за счет чего и происходит процесс голосообразования. Если ты будешь через чур давить ( на твердой атаке исполнять распевку) ,то и звук будет форсированный и будут страдать связки, от перенапряжения. Главное равномерная подача воздуха.

Далее.

Упражнения для распевки по системе Сета Риггса:



Упражнение № 1.

Расположи кончики пальцев на щеках так, чтобы они поддерживали лежащую вокруг губ кожу. Подтянуть кожу так, чтобы твои зубы соединились. Благодаря этому мышцы остаются расслабленными и чтобы двигать ими не нужно много воздуха. Используя звук "М" позволь свои губам вибрировать как можно свободно и равномерно. Всю работу делает воздух. Расслабь губы и все остальные мышцы лица и горла. Чем медленнее будет скорость вибрации губ, тем лучше. Следим за тем, чтобы губы были свободными и расслабленными, а звук слитным. Попробуем выполнить это упражнение, избегая прерывистости звучания (отрабатывается упражнение).

(мнение преподавателя вокала,итальянской школы оперного пения)

«Итак, вопрос о положении гортани — надуманный. Каким бы способом певец не пел, ему совершенно необязательно думать о гортани. По моим многолетним наблюдениям, о гортани чаще всего беспокоятся певцы, у которых имеются проблемы с нервной системой. Это как с сердцем: пока оно здорово,  мы не должны его ощущать.»

Упражнение № 2.

Трель языком. При извлечении звука позволь своему языку слегка колебаться. Ноты те же, что и в упражнении №1. Помни, при переходе к головному голосу важно следить за тем, чтобы звук был связным (отрабатывается упражнение).

Упражнение № 3.

Споем звук "нэй". Следим за тем, чтобы он не пелся носом. Постарайся не утрировать звук "эн" иначе он будет гнусавым. Также следи за тем, чтобы не петь грудным голосом (отрабатывается упражнение).

Упражнение № 4.

Споем те же ноты, но только на слог "мам". Чтобы удобнее было петь, сделай свой голос немного "плаксивым" для того чтобы опустилась твоя гортань. Эта позиция является временной. При пении следить, чтобы мягкое небо оставалось расслабленным, а звук по мере того, как будешь петь все выше и выше, уходил за него все дальше и дальше. Поем звук "мам" внятно, не следует переходить на "мем" – это будет сигналом того, что гортань начала подниматься (отрабатывается упражнение).

При пении вокализа следуй тем указаниям, о которых я говорила на упражнениях: следить за положением гортани, естественный вдох, слитное звуковедение.

7.

Анель, как ты считаешь, полностью ли тебе удалось справиться со всеми заданиями, которые мы сегодня выполняли на нашем занятии, или что-то у тебя не совсем получилось и над этим надо еще поработать?

Ответ ученицы.

(Самоанализ занятия ребенком.)

Учитель: Анель, вот и подошел к завершению наш урок. Расскажи как твое настроение ?

Ученица: Прекрасное!)

Учитель: Что нового для себя ты открыла на нашем занятии сегодня?

Ученица:Узнала о таком преподавателе как Сэт Ригс, изучила и даже применила новые упражнения по вокалу , познакомилась с понятием «речевая позиция». Узнала ,что данные упражнения помогут мне развить мой голос еще лучше ,что позволит мне расширить репертуар песен. Теперь я буду применять данные знания при выполнении домашнего задания.

Учитель: Скажи ,Анель, что нужно знать и каким навыком обладать чтобы голос был ярким, звучным, и радовал певца на протяжении долгих лет?

Ученица: Я узнала,что нельзя напрягать голос, что нужно правильно использовать и распределять поток воздуха на связки который мы набираем, и конечно петь в речевой позиции, только тогда голос будет звучать долгие годы.

Учитель: Анель, были ли такие упражнения на уроке сегодня , которые тебе было трудно выполнять?

Ученица: Да, было сложно петь распевки в которых требовалось петь связно , сглаживая при этом регистры.

Учитель: Хорошо, Анель. Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Ученица: Я думаю, что мне есть над чем работать, и мне предстоит узнать много нового. Думаю я справилась хорошо.

Учитель: Спасибо Анель, думаю что ты справилась со всеми упражнениями на отлично . Надеюсь этот урок был для тебя интересным и полезным. Старайся, и применяй техники пения при разучивании нового материала. Успехов тебе и трудолюбия.

Подведение итогов занятия . Пришло время подвести итог наше6го занятия.

Уважаемые коллеги , сегодня я и моя ученица постарались показать вам, рассказать и познакомить с методикой одного из известнейших педагогов именитых певцов, данная методика оставляет много вопросов. Я считаю, что данная методика имеет место быть. Но только лишь, как один из элементов работы с учениками, лишь, малая доля упражнений применима на уроках вокала.

Тайна Сэта Ригса. Мнение Ирины Ульевой ( вокалистка , преподаватль итальянской школы вокала).

«При внимательном изучении книги Сета Риггса становится очевидно,  что он придумал метод постановки голоса, который, к счастью, совпал… со второй методикой итальянской школы — пением на мягкой атаке! Именно поэтому он так часто говорит о необходимости расслабления. Для настройки голоса на работу на мягкой атаке предназначены практически все его вокальные упражнения. Теперь, когда нам открылась главная тайна методики Сета Риггса, рассмотрим его обучающий курс еще пристальнее, чтобы выявить его плюсы и минусы. Эта методика может пригодиться вам при изучении песен соответствующего жанра и направления. Также важно учитывать индивидуальность каждого ученика и его голосового аппарата , чтобы не навредить голосу учащегося.

Вероятно, изначально идея Риггса была такая:  почему бы на мягкой атаке не сделать школу для всех голосов? На твердой петь не у всех получается: сложно. А на мягкой, да плюс микрофон — вполне. Для актеров тем более сойдет.

Учить от нуля на мягкой атаке густые голоса — нонсенс. А учить драматических баритонов и басов — вообще не получится. Вернее, получится черт знает что. Женские эстрадные голоса, поющие только на мягкой атаке — почти все на одно лицо, вернее, голос. С незначительными тембровыми различиями. Но если научить драматическое сопрано петь на мягкой атаке, это для певицы — большой подарок. Век благодарить будет! Для легких сопрано и теноров мягкая атака — вообще их метод. Знаменитая итальянская певица и педагог Рената Скотто в своих интервью часто  критикует певцов, особенно  певиц, за то, что они не умеют петь на мягкой атаке. Иногда это приводит к перегрузке голоса, истощению связок, потере высоких нот и даже потере голоса. Итак, Сет Риггс строит свою методику на завуалированном втором методе классической школы — мягкой атаке. И выдает это за свой секрет. Но этому «секрету» возраст — несколько веков. Ведь итальянская вокальная школа берет свое начало от XVI века. Так нужно ли создавать новые методики и школы? Думаю, необходимо просто беречь то, что было создано до нас. И последнее. Нельзя метод обучения на мягкой атаке считать панацеей. Слабость же методики Сета Риггса состоит в том, что она построена на отдельных приемах — как правильных, так и ошибочных. И одна из серьезных ошибок в том, что не различаются типы певческих голосов. Для итальянской школы такой подход вообще — нонсенс!»

На этом нашем занятие подошло к завершению, сегодня вы уважаемые коллеги думаю что-то для себя взяли на заметку, и конечно же у вас сложилось собственное мнение по данной методике.

Желаю вам успехов в работе, творческого настроения, и конечно трудолюбивых учеников. До новых встреч!











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Пенме в речевой позиции по системе Сета Риггса"

Автор: Бондаренко Светлана Игоревна

Дата: 14.01.2019

Номер свидетельства: 495247


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства