| Самостоятельное применение в исходной и новой ситуации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Воспроизведение знаний учащихся, сообщение нового 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | - Вспомните, пожалуйста, о чем вы говорили на предыдущем уроке? (о водоемах) - Назовите какие виды водоемов вы знаете? (река, море, озеро, океан, водохранилище, пруд) - На какие две группы можно разделить все водоемы (искусственные и естественные)  - В чем их сходство и отличая? (это водоемы,  одни имеют природное, естественное происхождение, другие созданы человеком).  - Молодцы ребята. Давайте разделим все водоемы на две группы. (искусственные и естественные ). - Я предлагаю вам еще один сюрприз – музыкальную шкатулку, которая поможет вам понять дальнейшую цель нашего разговора. Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент. Подумайте и скажите мне, какие эмоции у вас возникли? О чем мы будем говорить сегодня? Звучит песня «Наш край» - О чем эта песня? (о родном крае, природе, ее красоте) - Верно, ребята. А как называется край, в котором мы живем, наша малая родина? (Дзержинск, Нижегородская Область) Сегодня тема нашего урока «Озера, пруды, болота». Работа с учебником стр 44, читают. Вопросы: Какими бывают озера? Чем они различаются? В чем сходство и различия пруда? Стр 46. Читают текст. Вопрос: Приходилось ли тебе видеть болото?Чем оно опасно? -Ваша учительница открыла мне маленькую тайну – оказывается, вы все любите путешествовать. И сегодня я приглашаю вас всех стать участниками заочного клуба путешественников. -А какое самое большое озеро?(Байкал) - Сегодня на уроке мы познакомимся с положением озера, природой Байкала, его животным миром и достопримечательностями.  - Разве все это нам важно знать? Какую ценность вы в этом видите? (Ответы детей). Представьте, что вы поехали на экскурсию в Европу. Люди, узнав, что вы из самой глубины Сибири, начнут интересоваться нашей Голубой жемчужиной. А мы в ответ, к огромному сожалению, ничего рассказать не можем. Вот теперь мы понимаем- на сколько нам это важно. Байкал- это одно из высших творений природы. Байкал это уникальное озеро одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только для россиян, но всего человечества.  Географическое положение озера. Байкал- это величественная и необычная красота Сибири, именно здесь мы с вами живем. Поднимите руку, кто был на Байкале? Что больше всего вам запомнилось? ( Ответы детей) О расположении озера расскажет группа географов, а для тех, кто не знает как туда добраться, они расскажут маршрут. Казалось бы- Сибирь, суровая зима. А на побережьях Байкала произрастает более трех тысяч видов растений. Здесь повсеместно произрастают мхи, лишайники, душистые тополи, кедры. Большая площадь лесных массивов принадлежит хвойным лесам с сибирскими голубыми елями, соснами и лиственницами. 
 
 
 
 
 | главные сведения читает учитель, последующий совет ученики вслух). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Работа по учебнику | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; Уметь сотрудничать с одноклассниками; 
 
 Ставить учебную задачу, планировать действия, действовать по намеченному плану, осознанно выполнять инструкцию; контролировать процесс и результат деятельности (своей и чужой), оценивать его и вносить коррективы. Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения. 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | Физминутка 
 
 
 
 
 
 
 
 Обобщение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Итог урока 
 
 
 
 
 
 
 | 
 | Презентация и музыкальное сопровождение. 
 
 
 
 
 
 
 
 Животный мир Байкала. Соня Титова Байкал- жемчужина Сибири, Он уникален наш Байкал, Чисты, прозрачны его воды По глубине и равных нет. И в тишине ведёшь богатству счет, Что притаилось в бездне твоих вод!? В озере насчитывается около 60 видов рыб различных семейств: осетровых, лососевых, хариусовых, щуковых, карповых, сомовых, тресковых, окуневых. Самой многочисленной рыбой в Байкале является глубоководная голомянка. В поверхностном озерном слое обитают омули и бычки. Единственное млекопитающее озера Байкал – нерпа (тюлень). Одно из удивительнейших существ, обитающих в Байкале - это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, тело которой на 35 % состоит из жира. Она обитает на большой глубине озера Байкал и принадлежит к классу живородящих. Русское название «голомянка» происходит от слова «голомень», что означает «открытое море», и точно передает особенности экологии этих рыбок. Самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал- осетр. Воды Байкала. Говорят, что не существует на Земле озера, вода в котором прозрачнее байкальской. Что вы можете об этом сказать? Правда ли это? Ваня Расскажу вам легенду: Жил да был на свете старик Байкал. Был он властный, богатый старик и была у него дочь, прекрасная Ангара. Старик скрывал ее ото всех и не давал ни с кем встретиться. Но однажды чайки напели ей о веселом и красивом парне Енисее. С тех пор Ангара только о нем и могла думать. Прознал о том Байкал, и запер ее за семью дверями под семьдесят семью замками, решив женить на парне из соседней деревни. Но прямо перед свадьбой Ангара пропала, и он больше никогда ее не видел. Убитый горем он рыдал до самой своей смерти. Слезы вылившиеся из его глаз обратились озером и назвали то озеро - Байкал. стр 48 читают. 
 
 Самостоятельная работа (тест) «Байкальский сундук». Проверка, обсуждения и выводы по тестовой работе. 
 
 Кто из вас считает этот урок полезным для себя?   | отдыхают 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ответы учащихся | 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения.   Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли. Участвовать в совместной деятельности, в коллективном и групповом обсуждении различных вопросов; выражать свою точку зрения и выслушивать чужие, соблюдать правила культуры общения 
 
 
 |