kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Откытый урок по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

Педагог: Сухарева Людмила Геннадьевна

Предмет: «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

Группа, специальность: 14ТЭО13к, специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (углубленная подготовки)

Время учебного занятия:  1 час 30 мин.

Раздел 2.  Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Тема 2.1.  Анализ объема производства и реализации продукции

Тема занятия: «Анализ и оценка факторов, влияющих на объем реализации, связанных с товарными, трудовыми ресурсами, материально технической базой. Разработка предложений по увеличению объема реализации продукции»

Цели занятия:

Образовательные:

  • закрепить теоретические знания по методике проведения анализа объемов производства и реализации продукции, оценки влияния факторов на объем реализации;
  • охарактеризовать основные правила оформления пояснительной записки, раскрыть структуру и содержание составных частей;
  • формировать умения и навыки по расчету показателей, влияющих на объем реализации, определению путей эффективного функционирования и дальнейшего роста объема продаж.

Развивающие:

  • развивать у студентов логическое мышление путем выявления факторов, влияющих на изменение показателей товарооборота;
  • формировать умения экономически грамотно излагать мысли, обоснованно делать выводы по результатам анализа показателей;
  • отстаивать свои позиции и взгляды на определенные экономические процессы.

Воспитательные:

  • формировать понимание значимости специалиста экономиста в оценке показателей, характеризующих экономическое положение коммерческой организации.

Тип урока:  комбинированный урок

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Междисциплинарные связи: «Экономика организации»; «Статистика»; «Бухгалтерский учет»

Внутрипредметные связи: «Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции», «Методы и приемы экономического анализа», «Информационное обеспечение и организация экономического анализа»

Учебное оснащение занятия:

Оборудование: ПК, проектор, микрокалькуляторы

Наглядные пособия: презентация PowerPoint

Раздаточный материал: «Показатели хозяйственной деятельности за квартал», «Методика проведения анализа объемов производства и реализации, с оценкой влияния факторов на объем продаж»

Структура урока

1. Организационный момент (5 мин)

Цель преподавателя: проверить готовность группы к занятию, организовать переключение внимания учащихся на учебную деятельность.

Цель учащихся: организовать свое внимание и быстро включиться в деловой ритм.

Преподаватель и учащиеся приветствуют друг друга. Преподаватель фиксирует отсутствующих, проверяет внешнее состояние аудитории, подготовленность учащихся к занятию (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), формируется рабочий настрой учащихся.

2. Диагностическое тестирование (20 мин)

Цель преподавателя: проверить степень усвоения материала по темам: «Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции», «Методы и приемы экономического анализа», «Информационное обеспечение и организация экономического анализа»  в тестовой форме; обозначить критерии оценки ответов учащихся; организовать работу экспертов по проверке; выявить наиболее сложные для усвоения вопросы, дать рекомендации.

Цель учащихся: продемонстрировать усвоение пройденных тем

  1. Проводится тестовый контроль знаний в течение 15 мин.

Критерии оценки:

Оценка «удовлетворительно»: студент правильно отвечает на 60% тестового материала (6 вопросов)

Оценка «хорошо»: студент правильно отвечает на 80% тестового материала (8 вопросов)

Оценка «отлично»: студент правильно отвечает на 100% тестового материала (10 вопросов)

  1. Проверка результатов тестирования экспертами.
  2. Диагностика результатов работы преподавателем с целью выявления наиболее сложных вопросов, рекомендации по усвоению.

3. Обозначение темы и цели занятия (5 мин)

Цель преподавателя: подготовить учащихся к восприятию нового материала, определить тему и цель занятия, организовать групповую работу студентов по выполнению практической работы способствующей актуализации ранее полученных знаний.

Цель учащихся: познакомиться с темой и целями занятия, уяснить задачи, поставленные при выполнении практической работы, представить результаты выполнения практической задания от группы.

Практическая работа: «Анализ и оценка факторов, влияющих на объем реализации, связанных с товарными, трудовыми ресурсами, материально технической базой. Разработка предложений по увеличению объема реализации продукции»

4. Выполнение практической работы (сопровождается показом слайдов) (40 мин)

Цель преподавателя: организовать деятельность, направленную на закрепление у учащихся знаний по методике факторного анализа и умений оперировать полученными знаниями для оформления пояснительной записки по итогов выполненных расчетов.

Цель учащихся: в ходе выполнения группового задания работать над закреплением навыков использования факторного анализа, правильно выполнить задание, разработать предложения направленные на увеличения объема продаж.

В ходе выполнения командного задания студенты могут пользоваться информацией, показанной на слайде, а также раздаточным материалом, позволяющим проанализировать показатели товарооборота и оценить влияние факторов на объем продаж.

Результаты расчета отражаются командой в предложенной таблице.

По полученным расчетам необходимо оформить пояснительную записку, в которой необходимо оценить полученные экономические показатели и разработать предложения по устранению отрицательных моментов в работе предприятия, а также пути дальнейшего роста объема продаж за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов.

 На выполнение задания отводится 40 минут, после чего заполненные таблицы передаются на проверку экспертам.

Критерии оценок:

За каждый правильно рассчитанный показатель – 1 балл. Максимальное количество баллов – 7 баллов.

За каждое эффективное предложение по увеличению объема товарооборота – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6 баллов. Таким образом общее количество баллов – 13баллов.

5. Подведение итогов выполнения практической работы (15 мин)

Цель преподавателя: определить степень усвоения пройденного материала, создать ситуацию рефлексии для учащихся.

Цель учащихся: защитить результаты проведенного анализа, осмыслить выполненную на занятии работу.

Учащиеся защищают переданные экспертам задания, отстаивают свои предложения по росту объема продаж.

Эксперты оценивают работу, дополнительно ставят баллы – не более 2.

Максимальное количество баллов за выполнение практической работы – 15 баллов.

6. Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин)

Цель преподавателя: сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить методику его выполнения.

Цель учащихся: понять содержание домашней работы, пояснить не понятные моменты, зафиксировать домашнее задание.

Преподаватель объясняет домашнее задание, благодарит студентов за активную работу на уроке.

Домашнее задание (дифференцированно):

  1. К следующему занятию повторить методику факторного анализа объемов производства и реализации. Для повторения можно использовать дополнительные источники литературы:
    • Губин В.Е. Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012.
    • Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.

Дополнительное задание (дополнительная оценка):

  1. Используя справочно-правовую систему «Консультант Плюс» проанализировать применение факторного анализа показателей хозяйственной деятельности, в частности показателей товарооборота в работе предприятий на современном этапе. Результаты самостоятельной работы представить в сообщении по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Откытый урок по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»»

Раздел 2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия  Тема 2.1. Анализ объема производства и реализации продукции   Тема занятия: «Анализ и оценка факторов, влияющих на объем реализации, связанных с товарными, трудовыми ресурсами, материально технической базой. Разработка предложений по увеличению объема реализации продукции»

Раздел 2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Тема 2.1. Анализ объема производства и реализации продукции Тема занятия: «Анализ и оценка факторов, влияющих на объем реализации, связанных с товарными, трудовыми ресурсами, материально технической базой. Разработка предложений по увеличению объема реализации продукции»

Цели занятия:   Образовательные:  закрепить теоретические знания по методике проведения анализа объемов производства и реализации продукции, оценки влияния факторов на объем реализации; охарактеризовать основные правила оформления пояснительной записки, раскрыть структуру и содержание составных частей; формировать умения и навыки по расчету показателей, влияющих на объем реализации, определению путей эффективного функционирования и дальнейшего роста объема продаж.   Развивающие:  развивать у студентов логическое мышление путем выявления факторов, влияющих на изменение показателей товарооборота; формировать умения экономически грамотно излагать мысли, обоснованно делать выводы по результатам анализа показателей; отстаивать свои позиции и взгляды на определенные экономические процессы.   Воспитательные:

Цели занятия:

Образовательные:

  • закрепить теоретические знания по методике проведения анализа объемов производства и реализации продукции, оценки влияния факторов на объем реализации;
  • охарактеризовать основные правила оформления пояснительной записки, раскрыть структуру и содержание составных частей;
  • формировать умения и навыки по расчету показателей, влияющих на объем реализации, определению путей эффективного функционирования и дальнейшего роста объема продаж.

Развивающие:

  • развивать у студентов логическое мышление путем выявления факторов, влияющих на изменение показателей товарооборота;
  • формировать умения экономически грамотно излагать мысли, обоснованно делать выводы по результатам анализа показателей;
  • отстаивать свои позиции и взгляды на определенные экономические процессы.

Воспитательные:

  • формировать понимание значимости специалиста экономиста в оценке показателей, характеризующих экономическое положение коммерческой организации.
Диагностическое тестирование «Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции» «Методы и приемы экономического анализа»  «Информационное обеспечение и организация экономического анализа» Время выполнения 20 минут

Диагностическое тестирование

  • «Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции»
  • «Методы и приемы экономического анализа»
  • «Информационное обеспечение и организация экономического анализа»

Время выполнения 20 минут

Этапы занятия

Этапы занятия

  • Анализ показателей товарооборота путем проведения горизонтального и вертикального сравнения (10 мин)
  • Анализ факторов, влияющих на объем реализации, связанных с товарным обеспечением, трудовыми ресурсами, основными фондами (20 мин)
  • Обобщение результатов анализа, написание пояснительной записки (10 мин)
  • Защита результатов полученных в ходе анализа показателей объемов реализации (15мин)
Задание 1    Используя данные таблицы «Показатели хозяйственной-деятельности за квартал» заполните исходную таблицу № 1.   Определите недостающие показатели, проведите вертикальное и горизонтальное сравнение показателей розничного товарооборота.

Задание 1 Используя данные таблицы «Показатели хозяйственной-деятельности за квартал» заполните исходную таблицу № 1. Определите недостающие показатели, проведите вертикальное и горизонтальное сравнение показателей розничного товарооборота.

Таблица 1 - Факторы, влияющие на товарооборот Показатель Единица измерения Товарооборот, всего План в т.ч.: тыс. руб. продовольственные товары тыс. руб. удельный вес продовольственных товаров Факт % выполнения % непродовольственные товары Отклонение + , - удельный вес непродовольственных товаров тыс. руб. 2. Запасы на начало периода % тыс. руб. 3. Поступление тыс. руб. 4. Запасы на конец периода тыс. руб. 5. Численность работников чел. 6. Производительность труда тыс. руб. 7. Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб. 8. Фондоотдача

Таблица 1 - Факторы, влияющие на товарооборот

Показатель

Единица

измерения

  • Товарооборот, всего

План

в т.ч.:

тыс. руб.

  • продовольственные товары

тыс. руб.

удельный вес продовольственных товаров

Факт

% выполнения

%

  • непродовольственные товары

Отклонение + , -

удельный вес непродовольственных товаров

тыс. руб.

2. Запасы на начало периода

%

тыс. руб.

3. Поступление

тыс. руб.

4. Запасы на конец периода

тыс. руб.

5. Численность работников

чел.

6. Производительность труда

тыс. руб.

7. Среднегодовая стоимость

основных фондов

тыс. руб.

8. Фондоотдача

Задание 2   На основании данных таблицы № 1 определите, влияние факторов на объем реализации, связанных с товарным обеспечением, трудовыми ресурсами и основными фондами.   Для анализа использовать способ цепной подстановки.  Представьте результаты факторного анализа в таблице № 2.

Задание 2 На основании данных таблицы № 1 определите, влияние факторов на объем реализации, связанных с товарным обеспечением, трудовыми ресурсами и основными фондами. Для анализа использовать способ цепной подстановки. Представьте результаты факторного анализа в таблице № 2.

Таблица 2 – Размер влияния факторов на объем реализации № п/п Показатель Факторы, связанные с товарным обеспечением Размер влияния 1. Влияние запасов на начало периода 2. Влияние поступление товаров 3. Влияние запасов на конец периода Общее влияние факторов на объем реализации, связанных с товарным обеспечением Факторы, связанные с эффективным использованием трудовых ресурсов 1. 2. Влияние численности работников Влияние производительности труда Общее влияние факторов на объем реализации, связанных с трудовыми ресурсами Факторы, связанные с эффективным использованием основных фондов 1. Влияние среднегодовой стоимости основных фондов 2. Влияние фондоотдачи Общее влияние факторов на объем реализации, связанных с основными фондами

Таблица 2 – Размер влияния факторов на объем реализации

п/п

Показатель

Факторы, связанные с товарным обеспечением

Размер влияния

1.

Влияние запасов на начало периода

2.

Влияние поступление товаров

3.

Влияние запасов на конец периода

Общее влияние факторов на объем реализации, связанных с товарным обеспечением

Факторы, связанные с эффективным использованием трудовых ресурсов

1.

2.

Влияние численности работников

Влияние производительности труда

Общее влияние факторов на объем реализации, связанных с трудовыми ресурсами

Факторы, связанные с эффективным использованием основных фондов

1.

Влияние среднегодовой стоимости основных фондов

2.

Влияние фондоотдачи

Общее влияние факторов на объем реализации, связанных с основными фондами

Задание 3 По результатам анализа составить пояснительную записку, в которой, проанализируйте:

Задание 3

По результатам анализа составить пояснительную записку, в которой, проанализируйте:

  • состояние показателя на данный момент времени.
  • причины отклонения изучаемого показателя от плана.
  • пути повышения эффективности работы предприятия по:
  • увеличению объема товарооборота; нормализации товарных запасов; увеличению объема поступления и удержания его структуры; повышению производительности труда.
  • увеличению объема товарооборота; нормализации товарных запасов; увеличению объема поступления и удержания его структуры; повышению производительности труда.
  • увеличению объема товарооборота;
  • нормализации товарных запасов;
  • увеличению объема поступления и удержания его структуры;
  • повышению производительности труда.
Защита результатов анализа   Учащиеся защищают выполненные задания, отстаивают свои предложения по росту объема продаж.     Время выполнения – 15 минут

Защита результатов анализа

Учащиеся защищают выполненные задания, отстаивают свои предложения по росту объема продаж.

 

Время выполнения – 15 минут

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Откытый урок по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

Автор: Сухарева Людмила Геннадьевна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304243


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства