План урока «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»
Педагог: Сухарева Людмила Геннадьевна
Предмет: «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»
Группа, специальность: 14ТЭО13к, специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (углубленная подготовки)
Время учебного занятия: 1 час 30 мин.
Раздел 2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
Тема 2.1. Анализ объема производства и реализации продукции
Тема занятия: «Анализ и оценка факторов, влияющих на объем реализации, связанных с товарными, трудовыми ресурсами, материально технической базой. Разработка предложений по увеличению объема реализации продукции»
Цели занятия:
Образовательные:
- закрепить теоретические знания по методике проведения анализа объемов производства и реализации продукции, оценки влияния факторов на объем реализации;
- охарактеризовать основные правила оформления пояснительной записки, раскрыть структуру и содержание составных частей;
- формировать умения и навыки по расчету показателей, влияющих на объем реализации, определению путей эффективного функционирования и дальнейшего роста объема продаж.
Развивающие:
- развивать у студентов логическое мышление путем выявления факторов, влияющих на изменение показателей товарооборота;
- формировать умения экономически грамотно излагать мысли, обоснованно делать выводы по результатам анализа показателей;
- отстаивать свои позиции и взгляды на определенные экономические процессы.
Воспитательные:
- формировать понимание значимости специалиста экономиста в оценке показателей, характеризующих экономическое положение коммерческой организации.
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Междисциплинарные связи: «Экономика организации»; «Статистика»; «Бухгалтерский учет»
Внутрипредметные связи: «Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции», «Методы и приемы экономического анализа», «Информационное обеспечение и организация экономического анализа»
Учебное оснащение занятия:
Оборудование: ПК, проектор, микрокалькуляторы
Наглядные пособия: презентация PowerPoint
Раздаточный материал: «Показатели хозяйственной деятельности за квартал», «Методика проведения анализа объемов производства и реализации, с оценкой влияния факторов на объем продаж»
Структура урока
1. Организационный момент (5 мин)
Цель преподавателя: проверить готовность группы к занятию, организовать переключение внимания учащихся на учебную деятельность.
Цель учащихся: организовать свое внимание и быстро включиться в деловой ритм.
Преподаватель и учащиеся приветствуют друг друга. Преподаватель фиксирует отсутствующих, проверяет внешнее состояние аудитории, подготовленность учащихся к занятию (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), формируется рабочий настрой учащихся.
2. Диагностическое тестирование (20 мин)
Цель преподавателя: проверить степень усвоения материала по темам: «Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции», «Методы и приемы экономического анализа», «Информационное обеспечение и организация экономического анализа» в тестовой форме; обозначить критерии оценки ответов учащихся; организовать работу экспертов по проверке; выявить наиболее сложные для усвоения вопросы, дать рекомендации.
Цель учащихся: продемонстрировать усвоение пройденных тем
- Проводится тестовый контроль знаний в течение 15 мин.
Критерии оценки:
Оценка «удовлетворительно»: студент правильно отвечает на 60% тестового материала (6 вопросов)
Оценка «хорошо»: студент правильно отвечает на 80% тестового материала (8 вопросов)
Оценка «отлично»: студент правильно отвечает на 100% тестового материала (10 вопросов)
- Проверка результатов тестирования экспертами.
- Диагностика результатов работы преподавателем с целью выявления наиболее сложных вопросов, рекомендации по усвоению.
3. Обозначение темы и цели занятия (5 мин)
Цель преподавателя: подготовить учащихся к восприятию нового материала, определить тему и цель занятия, организовать групповую работу студентов по выполнению практической работы способствующей актуализации ранее полученных знаний.
Цель учащихся: познакомиться с темой и целями занятия, уяснить задачи, поставленные при выполнении практической работы, представить результаты выполнения практической задания от группы.
Практическая работа: «Анализ и оценка факторов, влияющих на объем реализации, связанных с товарными, трудовыми ресурсами, материально технической базой. Разработка предложений по увеличению объема реализации продукции»
4. Выполнение практической работы (сопровождается показом слайдов) (40 мин)
Цель преподавателя: организовать деятельность, направленную на закрепление у учащихся знаний по методике факторного анализа и умений оперировать полученными знаниями для оформления пояснительной записки по итогов выполненных расчетов.
Цель учащихся: в ходе выполнения группового задания работать над закреплением навыков использования факторного анализа, правильно выполнить задание, разработать предложения направленные на увеличения объема продаж.
В ходе выполнения командного задания студенты могут пользоваться информацией, показанной на слайде, а также раздаточным материалом, позволяющим проанализировать показатели товарооборота и оценить влияние факторов на объем продаж.
Результаты расчета отражаются командой в предложенной таблице.
По полученным расчетам необходимо оформить пояснительную записку, в которой необходимо оценить полученные экономические показатели и разработать предложения по устранению отрицательных моментов в работе предприятия, а также пути дальнейшего роста объема продаж за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов.
На выполнение задания отводится 40 минут, после чего заполненные таблицы передаются на проверку экспертам.
Критерии оценок:
За каждый правильно рассчитанный показатель – 1 балл. Максимальное количество баллов – 7 баллов.
За каждое эффективное предложение по увеличению объема товарооборота – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6 баллов. Таким образом общее количество баллов – 13баллов.
5. Подведение итогов выполнения практической работы (15 мин)
Цель преподавателя: определить степень усвоения пройденного материала, создать ситуацию рефлексии для учащихся.
Цель учащихся: защитить результаты проведенного анализа, осмыслить выполненную на занятии работу.
Учащиеся защищают переданные экспертам задания, отстаивают свои предложения по росту объема продаж.
Эксперты оценивают работу, дополнительно ставят баллы – не более 2.
Максимальное количество баллов за выполнение практической работы – 15 баллов.
6. Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин)
Цель преподавателя: сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить методику его выполнения.
Цель учащихся: понять содержание домашней работы, пояснить не понятные моменты, зафиксировать домашнее задание.
Преподаватель объясняет домашнее задание, благодарит студентов за активную работу на уроке.
Домашнее задание (дифференцированно):
- К следующему занятию повторить методику факторного анализа объемов производства и реализации. Для повторения можно использовать дополнительные источники литературы:
- Губин В.Е. Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012.
- Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.
Дополнительное задание (дополнительная оценка):
- Используя справочно-правовую систему «Консультант Плюс» проанализировать применение факторного анализа показателей хозяйственной деятельности, в частности показателей товарооборота в работе предприятий на современном этапе. Результаты самостоятельной работы представить в сообщении по теме.