kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме "Первые русские святые - Борис и Глеб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок даст понятие сказания как жанра духовной литературы, познакомит обучающихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба и их канонизацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Первые русские святые - Борис и Глеб"»

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ СВЯТЫЕ. ПРОСЛАВЛЕНИЕ КНЯЗЕМ ЯРОСЛАВОМ МУДРЫМ НЕВИННОУБИЕННЫХ БРАТЬЕВ – КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА. КОНЕЦ СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО

Цели урока:

Обучающие:

    • дать понятие сказания как жанра духовной литературы;

    • познакомить обучающихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба и их канонизацией;

    • выявить главные христианские заповеди «Сказания Бориса и Глеба».

Воспитательные:

    • воспитывать патриотизм, нравственные ценности в детях (различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, смысла жизни человека);

    • создать условия для формирования интереса обучающихся к истории и культуре своего народа, используя исторические образы;

    • воспитывать осознание истинного смысла существования человека на земле.

Развивающие:

    • развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;

    • формировать умение выделять главное;

    • пополнять словарный запас.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, УМК «Православная культура 5-6 классы», иконы Святых Бориса и Глеба, текст для анализа «Сказание о Борисе и Глебе», мультимедийная презентация.

Основные понятия и термины: святые, князь Ярослав Мудрый, сказание, канонизация.

Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.


Тип урока: изучение нового материала.


ХОД УРОКА

Эпиграф

Уклонись от зла, сотвори добро,

найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.

Владимир Мономах

I. Организационный момент

(Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверка готовности обучающихся к уроку).

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Настройте себя на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу.

II. Объявление темы урока, постановка целей урока (Слайд 1-3)

Актуализация темы урока, постановка проблемно–познавательного задания

Почему Борис и Глеб – святые? Чему мы должны учиться у них? (Слайд 4)

III. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний


Слово учителя

- Великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал: «О, Святая Русь! Вера и правда, любовь и смирение, надежда и подвижничество слышатся в этих словах. "Подвигали" к лучшему, светлому, защищая и укрепляя наши духовные ценности, ратники, земледельцы, монахи, князья... По крупинкам добавлялась святость в нимб страны. Кто же вы, первые русские святые?» Ответ на этот вопрос даёт нам духовная литература. (Слайд 5)


Вопросы

1. Что значит «духовная литература»? Что вы вкладываете в это понятие?

(Обучающиеся  высказывают различные мнения).

2. Какие книги можно отнести к духовной литературе? Приведите примеры (Библия).

– Ребята, духовная литература – это не только Библия. Сюда относятся и рассказы о святых людях.

3. Кто же такие святые? (Обращение к глоссарию.) И где, как вы думаете, можно увидеть святых? Жили они давно, фотографий ещё не было (Верно, святые, как и Иисус Христос, и Богородица, изображались и изображаются на иконах).

4. А что является символом святости, как мы можем это определить, глядя на икону? (Нимб). (Слайд 6)

Работа над эпиграфом к уроку

- Эпиграфом к уроку не случайно стали слова Владимира Мономаха: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.» Выделите ключевые слова в этом высказывании ( Добро, мир), и пусть в вашей жизни всегда царят мир и добро. (Слайд 7)

IV. Усвоение новых знаний

Словарная работа

- К духовной литературе относятся и такие жанры как сказание, поучение, житие.

Как вы понимаете значение слова «сказание»? Подберите однокоренные слова.

Сказание = сказ, сказка, сказочник, сказать.

Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова:

«Сказание – это жанр древнерусской литературы исторического или легендарного содержания» (Определение записывается и объясняется).

– Одним из первых сказаний, появившихся на Руси, было «Сказание о Борисе и Глебе». Мы будем читать переложение этого исторического текста, сделанного писателем Е. Поселяниным. Читать житие непросто. Но, внимательно прочитав его, постарайтесь ответить на вопрос: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Но прежде, чем мы начнем знакомиться с образами русских святых, нам необходимо вспомнить то далёкое время, а помогут нам в этом наши историки и литературоведы (Доклады обучающихся) (Слайд 8,9)

Историческая справка

У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Но так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове - глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор и это откладывает отпечаток на всю его жизнь.

Сыновья крестившего Русь князя Владимира по прозвищу Красное Солнышко жили в 11 веке. Младшие из двенадцати братьев – Борис (княжил в Ростове) и Глеб (в Муроме). Старший брат Святополк (усыновлённый Владимиром) захватил престол в Киеве после кончины отца, вероломно убив младших братьев. За свои злодеяния прозван в народе Окаянным. Это печальное событие нашей истории произошло летом 1015 года.

Братья были особенно любимы в народе как первые русские святые среди большого сонма святых, пришедших в годы крещения из Византии. Изображения Бориса и Глеба стали появляться уже в 11 веке, а – позже одноимённые церкви и монастыри. Поныне существуют города под названием Борисоглебск в Ярославской и Воронежской областях. Храмы русских святых ставились в Византии и Чехии.

Другой сын Владимира – Ярослав, княживший в это время в Новгороде, отомстил за гибель братьев: после ожесточённой борьбы, длившейся почти четыре года, Ярослав разбил Святополка, и тот бежал из Русской земли. Позднее, став великим киевским князем, Ярослав, прозванный в народе Мудрый, добился у Константинополя причисления Бориса и Глеба к лику святых. (Слайд 10,11)

Литературная справка

Событие убиения Бориса и Глеба отразилось в целом ряде произведений 11-12 веков, составляющих Борисоглебский цикл. Помимо сокращённых вариантов жития, предназначенных для богослужения, сюда вошла летописная повесть под 1015 годом (в составе «Повести временных лет»), «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора-летописца, а также «Сказание, страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу» (Слайд 12) (произведение конца 11- начала 12 веков).

Физкультминутка (Слайд 13)

Работа с учебником

Чтение текста стр. 114-117, беседа по содержанию:

- Кто такой Святополк? (Старший сын князя Владимира)

- Какое прозвище он получил и за что? (Окаянный, за убийство братьев)

- Кто такие страстотерпцы? (Мученики - святые, принявшие мучение и смерть за веру

в Иисуса Христа)

- Что значит «образец христианских добродетелей»? (Истинная любовь, кротость, смирение, незлобие)

- Что такое «канонизация»? (Причисление умершего к лику святых)

- Кто такой Ярослав Мудрый? (Сын князя Владимира, правивший на Руси после его мерти)

(Слайд 14, 15)

Чтение сказания

– Святым князьям – страстотерпцам Борису и Глебу посвящается. (Учитель читает сказание с небольшими комментариями) (Слайд 16)

Блиц-опрос

- Назовите главных героев.

- Почему князь Владимир так горячо любил своих младших сыновей?

- «…И восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили». Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк)

– Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением жития: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Подтвердите текстом. («…Удивительна высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, смирение и правда, покорность старшим…)

- Итак, князья Борис и Глеб стали святыми, потому что приблизились к Богу.

- Что же стало со Святополком Окаянным?

- Каким вы представляете себе Святополка внешне и внутренне?

- Почему он замыслил погубить братьев?

- В каком эпизоде проявляется истинное христианство Бориса?

- Почему Борис, знавший о своей скорой смерти, не пытается её избежать, не оказывает сопротивление Святополку? (Старшинство – безусловная ценность для русского человека того времени.)

С именем Христа Борис спокойно принимает свою смерть.

- Чем вызвана расправа Святополка с Глебом?

- Как погибает Глеб?

– Можно ли на основании житийного духовного портрета отнести князей Бориса и Глеба к святым?

- Почему благоверных князей Бориса и Глеба называют ещё страстотерпцами?

(Слайд 17)

V. Закрепление новых знаний

Выполнение тренировочных тестов к § 2.4 №№ 7, 8, 9, 10, 11, 12 и тренировочных упражнений №№ 3, 4 (Слайд 18)

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок за урок

- Ребята, вам понравилось сказание? Что именно?

- Чем сказание может быть интересно нам, живущим в 21 веке?

(Мы задумываемся о добре и зле, о том, что необходимо уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если и мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие).

– Ребята, сегодня мы познакомились с вами только с одним сказанием, но их написано много. Наши предки очень любили читать духовную литературу. И у нас с вами это не последняя встреча с этим жанром. Я  надеюсь, что вы теперь самостоятельно захотите познакомиться с другой сказательной литературой.


(Слайд 19)

VII. Рефлексия

«Градусник» (на большом листе изображается градусник с отметками «температуры» на уроке: «дружелюбная», «теплая», «приятная», «ноль», «прохладная», «холодная», «отвратительная».

Учитель:

- Ребята, оцените атмосферу нашего урока с помощью галочки рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению (Слайд 20)

VIII. Домашнее задание (по выбору):

1. Нарисовать иллюстрацию к «Сказанию о Борисе и Глебе».

2. Составить кроссворд по «Сказанию о Борисе и Глебе».

3. Написать эссе «Что такое святость?»

4. Сделать презентацию по теме «Сказание как жанр древнерусской литературы»

(Слайд 21)


Список литературы

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь М.: Просвещение, 1999.

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (http://www.km.ru/)






5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Открытый урок по теме "Первые русские святые - Борис и Глеб"

Автор: Власенко Ирина Ивановна

Дата: 21.08.2016

Номер свидетельства: 340211


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства