Оборудование:компьютер, проектор, экран, УМК «Православная культура 5-6 классы», иконы Святых Бориса и Глеба, текст для анализа «Сказание о Борисе и Глебе», мультимедийная презентация.
Основные понятия и термины: святые, князь Ярослав Мудрый, сказание, канонизация.
Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
Эпиграф
Уклонись от зла, сотвори добро,
найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.
Владимир Мономах
I. Организационный момент
(Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверка готовности обучающихся к уроку).
- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Настройте себя на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу.
II. Объявление темы урока, постановка целей урока (Слайд 1-3)
Актуализация темы урока, постановка проблемно–познавательного задания
Почему Борис и Глеб – святые? Чему мы должны учиться у них? (Слайд 4)
III. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний
Слово учителя
- Великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал: «О, Святая Русь! Вера и правда, любовь и смирение, надежда и подвижничество слышатся в этих словах. "Подвигали" к лучшему, светлому, защищая и укрепляя наши духовные ценности, ратники, земледельцы, монахи, князья... По крупинкам добавлялась святость в нимб страны. Кто же вы, первые русские святые?» Ответ на этот вопрос даёт нам духовная литература. (Слайд 5)
Вопросы
1. Что значит «духовная литература»? Что вы вкладываете в это понятие?
(Обучающиеся высказывают различные мнения).
2. Какие книги можно отнести к духовной литературе? Приведите примеры (Библия).
– Ребята, духовная литература – это не только Библия. Сюда относятся и рассказы о святых людях.
3. Кто же такие святые? (Обращение к глоссарию.) И где, как вы думаете, можно увидеть святых? Жили они давно, фотографий ещё не было (Верно, святые, как и Иисус Христос, и Богородица, изображались и изображаются на иконах).
4. А что является символом святости, как мы можем это определить, глядя на икону? (Нимб). (Слайд 6)
Работа над эпиграфом к уроку
- Эпиграфом к уроку не случайно стали слова Владимира Мономаха: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.» Выделите ключевые слова в этом высказывании ( Добро, мир), и пусть в вашей жизни всегда царят мир и добро. (Слайд 7)
IV. Усвоение новых знаний
Словарная работа
- К духовной литературе относятся и такие жанры как сказание, поучение, житие.
Как вы понимаете значение слова «сказание»? Подберите однокоренные слова.
Сказание = сказ, сказка, сказочник, сказать.
Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова:
«Сказание – это жанр древнерусской литературы исторического или легендарного содержания» (Определение записывается и объясняется).
– Одним из первых сказаний, появившихся на Руси, было «Сказание о Борисе и Глебе». Мы будем читать переложение этого исторического текста, сделанного писателем Е. Поселяниным. Читать житие непросто. Но, внимательно прочитав его, постарайтесь ответить на вопрос: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Но прежде, чем мы начнем знакомиться с образами русских святых, нам необходимо вспомнить то далёкое время, а помогут нам в этом наши историки и литературоведы (Доклады обучающихся) (Слайд 8,9)
Историческая справка
У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Но так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове - глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор и это откладывает отпечаток на всю его жизнь.
Сыновья крестившего Русь князя Владимира по прозвищу Красное Солнышко жили в 11 веке. Младшие из двенадцати братьев – Борис (княжил в Ростове) и Глеб (в Муроме). Старший брат Святополк (усыновлённый Владимиром) захватил престол в Киеве после кончины отца, вероломно убив младших братьев. За свои злодеяния прозван в народе Окаянным. Это печальное событие нашей истории произошло летом 1015 года.
Братья были особенно любимы в народе как первые русские святые среди большого сонма святых, пришедших в годы крещения из Византии. Изображения Бориса и Глеба стали появляться уже в 11 веке, а – позже одноимённые церкви и монастыри. Поныне существуют города под названием Борисоглебск в Ярославской и Воронежской областях. Храмы русских святых ставились в Византии и Чехии.
Другой сын Владимира – Ярослав, княживший в это время в Новгороде, отомстил за гибель братьев: после ожесточённой борьбы, длившейся почти четыре года, Ярослав разбил Святополка, и тот бежал из Русской земли. Позднее, став великим киевским князем, Ярослав, прозванный в народе Мудрый, добился у Константинополя причисления Бориса и Глеба к лику святых. (Слайд 10,11)
Литературная справка
Событие убиения Бориса и Глеба отразилось в целом ряде произведений 11-12 веков, составляющих Борисоглебский цикл. Помимо сокращённых вариантов жития, предназначенных для богослужения, сюда вошла летописная повесть под 1015 годом (в составе «Повести временных лет»), «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора-летописца, а также «Сказание, страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу» (Слайд 12) (произведение конца 11- начала 12 веков).
Физкультминутка(Слайд 13)
Работа с учебником
Чтение текста стр. 114-117, беседа по содержанию:
- Кто такой Святополк? (Старший сын князя Владимира)
- Какое прозвище он получил и за что? (Окаянный, за убийство братьев)
- Кто такие страстотерпцы? (Мученики - святые, принявшие мучение и смерть за веру
- Что такое «канонизация»? (Причисление умершего к лику святых)
- Кто такой Ярослав Мудрый? (Сын князя Владимира, правивший на Руси после его мерти)
(Слайд 14, 15)
Чтение сказания
– Святым князьям – страстотерпцам Борису и Глебу посвящается. (Учитель читает сказание с небольшими комментариями) (Слайд 16)
Блиц-опрос
- Назовите главных героев.
- Почему князь Владимир так горячо любил своих младших сыновей?
- «…И восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили». Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк)
– Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением жития: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Подтвердите текстом. («…Удивительна высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, смирение и правда, покорность старшим…)
- Итак, князья Борис и Глеб стали святыми, потому что приблизились к Богу.
- Что же стало со Святополком Окаянным?
- Каким вы представляете себе Святополка внешне и внутренне?
- Почему он замыслил погубить братьев?
- В каком эпизоде проявляется истинное христианство Бориса?
- Почему Борис, знавший о своей скорой смерти, не пытается её избежать, не оказывает сопротивление Святополку? (Старшинство – безусловная ценность для русского человека того времени.)
С именем Христа Борис спокойно принимает свою смерть.
- Чем вызвана расправа Святополка с Глебом?
- Как погибает Глеб?
– Можно ли на основании житийного духовного портрета отнести князей Бориса и Глеба к святым?
- Почему благоверных князей Бориса и Глеба называют ещё страстотерпцами?
(Слайд 17)
V. Закрепление новых знаний
Выполнение тренировочных тестов к § 2.4 №№ 7, 8, 9, 10, 11, 12 и тренировочных упражнений №№ 3, 4 (Слайд 18)
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок за урок
- Ребята, вам понравилось сказание? Что именно?
- Чем сказание может быть интересно нам, живущим в 21 веке?
(Мы задумываемся о добре и зле, о том, что необходимо уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если и мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие).
– Ребята, сегодня мы познакомились с вами только с одним сказанием, но их написано много. Наши предки очень любили читать духовную литературу. И у нас с вами это не последняя встреча с этим жанром. Я надеюсь, что вы теперь самостоятельно захотите познакомиться с другой сказательной литературой.
(Слайд 19)
VII. Рефлексия
«Градусник» (на большом листе изображается градусник с отметками «температуры» на уроке: «дружелюбная», «теплая», «приятная», «ноль», «прохладная», «холодная», «отвратительная».
Учитель:
- Ребята, оцените атмосферу нашего урока с помощью галочки рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению (Слайд 20)
VIII. Домашнее задание (по выбору):
1. Нарисовать иллюстрацию к «Сказанию о Борисе и Глебе».
2. Составить кроссворд по «Сказанию о Борисе и Глебе».
3. Написать эссе «Что такое святость?»
4. Сделать презентацию по теме «Сказание как жанр древнерусской литературы»
(Слайд 21)
Список литературы
Ожегов С.И. Толковый словарь М.: Просвещение, 1999.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (http://www.km.ru/)