kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме «ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ. СТАРТЕР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок производственого обучения для мастеров производственного обучения, обучающих студентов по профессии автослесарь

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме «ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ. СТАРТЕР»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАКЕЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИМЕНИ. Ф.И. БАЧУРИНА











ОТКРЫТЫЙ УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПО ПРОФЕССИИ

«СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН»



ТЕМА: «ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ.

СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ. СТАРТЕР»






Мастер производственного обучения:

Морозюк Андрей Александрович










г. Макеевка – 2016 г



ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.



Тема учебной программы: Электрооборудование автомобиля.

Тема урока: Система пуска двигателя. Стартер автомобиля.

Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Вид урока: Урок-практикум.

Метод обучения: Словесно наглядный.


ЦЕЛИ УРОКА:



1. Дидактическая цель: Систематизация и обобщения знаний и умений в системе пуска двигателя автомобиля, научить студентов навыкам проведения диагностики и технического обслуживания стартера автомобиля;

Задачи:

  1. Усвоить на уровне осмысленного воспроизведения схему пуска двигателя и стартера. Научить студентов проводить диагностику стартера, не снимая с автомобиля.

  2. Уметь самостоятельно анализировать возможные причины неисправностей. Научить студентов проводит техническое облуживание стартера автомобиля согласно результатов диагностики.

2. Развивающая цель:

Развивать у студентов способности самостоятельно анализировать свою работу, логическое мышление

Задачи:

  1. Развивать способности студентов сравнивать полученные результаты со стандартными данными

  2. Развивать способности студентов выявлять технические неисправности через диагностику стартера

  1. Развивать способность студентов контролировать выполняемую работу по операциям согласно технологической карты, используя приемы самоконтроля и взаимоконтроля


3. Воспитательная цель:

Воспитывать чувство ответственности, аккуратности, самостоятельности и социальной коммуникации

Задачи:

  1. Студент должен осознавать и проявлять ответственность за правильность выбора технологического процесса ТО и ремонта системы пуска двигателя.

  2. Воспитывать у студента аккуратность через организацию выполнения самостоятельной работы

  3. Студент должен осознавать и проявлять умение работать сообща. Воспитывать у студентов умение экономно использовать рабочее время через мотивирование


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Стартер автомобиля СТ221 в сборе, исправный;

  2. Технологическая карта «Диагностика и техническое обслуживание стартера» -1;

  3. Стенд «Стартер автомобиля»;

  4. Плакаты по устройству стартера;

  5. Раздаточный материал для индивидуальной работы:

- Лист с заданием 9.3. Предварительное определение уровня знаний;

- Лист с заданием 9.3а. Актуализация опорных знаний.

- Учебный материал 9.3. Технологическая карта диагностики и

технического обслуживания стартера автомобиля;

- Приложение 1 – Детали стартера;

- Лист с заданием 9.3.1. Закрепляющий материал;

- Таблица 1. Карта самоконтроля;

- Оценочный лист

- Лист с заданием 9.3.2. Проверка степени усвоения материала;

- Дневник урока производственного обучения


Время проведения - 6 часов.

Место проведения: Автомастерская;

Форма организации: Индивидуальная, парная;

Ожидаемый результат: Достижение цели.

ХОД УРОКА



Организационный этап: (5 мин.)

- проверить явку студентов

- провести осмотр внешнего вида студентов: соответствие одежды

безопасным условиям работы.

    1. Вводный инструктаж (20 мин.)

  1. Проверка готовности студентов и оборудования для проведения урока производственного обучения;

  2. Мотивация учащихся;

  3. Предварительное определение уровня знаний (задание 9.3.1);

  4. Актуализация опорных знаний (лист с заданием 9.3.2);

  5. Инструктаж по технике безопасности при работе с

электрооборудованием автомобиля, система пуска двигателя.

    1. Текущий инструктаж (5час.)

        1. Выдать задание;

        2. Самостоятельная работа студентов;

        3. Целевые обходы:

- проверить организацию рабочего места;

- проверить правильность выполнения работ;

- проверить правильность пользования студентами приемов

самоконтроля и взаимоконтроля;

- пронаблюдать правильность использования технологической

карты и контрольно-измерительных приборов;

- своевременно предупредить и устранить ошибки.

    1. Проверить степень усвоения материала (лист с заданием 9.3.3);

    2. Заполнение оценочного листа урока производственного обучения

    3. Прием практической работы, оценивание.


3. Заключительный инструктаж (35 мин.)

Анализ учебно-производственной деятельности группы в целом и отдельных студентов; Анализ типичных ошибок в работе студентов и нарушений правил ТБ; Подведение итогов урока, сообщение оценок; заполнение дневника урока производственного обучения; Задание на дом к предстоящему уроку.

Лист с заданием 9.3.2


АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ


Вариант 1.


1. Какой цифрой обозначено реле включения стартера?

    1. Какими цифрами обозначены тяговое реле и сердечник тягового реле?








3. Какие обмотки тягового реле включаются в электрическую цепь при замыкании контактов реле включения?

4. Какая деталь втягивается внутрь реле под действием магнитного поля обмоток?

5. Какой цифрой обозначена ведущая шестерня стартера?

6. Какая деталь, связанная с сердечником тягового реле, перемешает ведущую шестерню вдоль вала стартера и вводит ее в зацепление с маховиком?


Таблица ответов к заданию 9.3.2.



Дата _______________________________

№ группы ___________________________

Ф.И.О. студента_______________________

Вариант _____________________________


вопрос

1

2

3

4

5

6

ответ








Криптограмма на тему: «Устройство автомобиля»




6









7











5






4






3







2





1










По-горизонтали:

1.Устройство, предохраняющее автомобиль спереди и сзади (бампер, тормоз, колесо);

2. Устройство для автоматической коммутации электрически цепей по сигналу извне (шина, реле, рама);

3. Устройство для уменьшения скорости движения автомобиля (провод, колесо, тормоз);

4. Устройство для удержания автомобиля на заданной траектории (механизм для изменения направления) (руль, рама, шина);

5. Прибор для освещения дороги установленной на автомобиле (болт, фара, ключ);

6. Упругий элемент подвески автомобиля (колодка, рессора, реостат);

7. Прибор для изменения сопротивления электрического тока (колодка, реостат, рессора).



Решение криптограммы состоит в том, что правильно выбранные слова по горизонтали помогут вам прочитать зашифрованное слово, выделенное серым цветом.

Эталоны ответов к криптограмме на тему «Устройство автомобиля»


1 - Бампер; 2 - Реле; 3 - Тормоз; 4 - Руль; 5 - Фара; 6 - Рессора; 7 - Реостат.



Ключевое слово: стартер

Лист с заданием 9.3.2.


АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ


Вариант 2.


  1. Какой цифрой обозначена обмотка возбуждения?


  1. Какой цифрой обозначен коллектор?


  1. Какие детали подводят электрический ток к коллекторным пластинам?


  1. Какой узел стартера приводится во вращение в результате взаимодействия магнитных полей?


  1. Какой цифрой обозначена муфта свободного хода в сборе с ведущей шестерней стартера?


  1. Какая деталь воздействует на муфту , перемещая ее вместе с шестерней вдоль вала якоря?

























ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К ЛИСТУ С ЗАДАНИЕМ 9.3.2.



Вариант 1.


1 - 1

2 - 2, 6

3 - 4, 5

4 - 6

5 - 8

6 - 7


Вариант 2.


1 - 3

2 - 5

3 - 4

4 - 6


5 - 1

Лист с заданием 9.3.1.




ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ


С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРЫ «КРЕСТИКИ И НОЛИКИ».




Ответьте на вопросы:



  1. В чем заключается принцип работы стартера?


  1. Назовите типы применяемых стартеров на отечественных автомобилях?


  1. Какое назначение основных блоков стартера?


  1. При каком техническом обслуживании или через сколько километров пробега проверяется состояние стартера?


  1. Можно ли запускать двигатель при разряженной аккумуляторной батареи?


  1. Опишите ситуацию последствия запуска двигателя с включенной коробкой переменных передач.


  1. Какое условие должно быть при работе с горюче-смазочными материалами в замкнутом пространстве?


  1. Какие требования предъявляться к переносным лампам?


  1. Какова роль аккумуляторной батареи при пуске двигателя?


1

2

3

4

5

6

7

8

9










Условное обозначение

№ варианта










+

1










0

2










ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ИГРЫ «КРЕСТИКИ И НОЛИКИ»



  1. Принцип электромагнитной индукции.

  2. Стартер автомобиля представляет собой четырехполюсной, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением.

  3. Наведение электромагнитного поля, возбуждение его в роторе, в результате происходит вращение ротора.

  4. При ТО-2, пробег 8-9 тыс. км.

  5. При разряженной аккумуляторной батарее запуск двигателя стартером не возможен.

  6. Стартер воздействуя на коленчатый вал двигателя, вращает его, если коробка переменных передач включена, то приводиться в движение весь автомобиль. Коробка переменных передач должна быть на нейтральной передаче.

  7. При работе с ГСМ в замкнутом пространстве должна работать вытяжная вентиляция.

  8. Напряжение не более 36 В, закрытого типа, провод с гарантированной, бронированной изоляцией.

  9. Аккумуляторная батарея является источником тока.
















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:

«ДИАГНОСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

СТАРТЕРА АВТОМОБИЛЯ»


п/п

Содержание

операций

Технические условия

Оборудование

инструмент и

приспособления

Диагностика стартера без снятия с автомобиля

1

Измерить падение напряжения при включении стартера на заряженной аккумуляторной батарее

Должно быть не менее 10В

Вольтметр, провода

2

Измерить напряжение на клеммах батареи и клеммах стартера.


Разница показаний вольтметра на клеммах батареи и клеммах стартера не должно быть более1,5В.

Вольтметр

3

Проверить цепь, замок зажигания – вольтметр на клемму «50» или СТ и корпус автомобиля.

При включении стартера напряжение U= 12В.


Вольтметр

Техническое обслуживание стартера


Снять стартер с двигателя

Отсоединить провода, провести сухую и влажную очистку от пыли и грязи.

Гаечный ключ, отвертка


Очистить от пыли и грязи

Провести сухую и влажную очистку от пыли и грязи

Ветошь



Проверить состояние щеточно-коллекторного узла.


Снять крышку со стороны коллектора, рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания.



Проверить состояние щетки стартера.


Щётки должны свободно, без заеданий, перемещаться в щеткодержателях и не иметь чрезмерного износа

Измеритель-ная линейка



Проверить затяжки винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям

Затянуть винты



Отвертка


Продуть щеточно-коллекторный узел, установить крышку на место

Сжатым воздухом


Компрессор


Проверить состояние контактов реле стартера


Если контактные болты имеют износ в месте соприкосновения с контактным диском, то их следует повернуть на 1800, а контактные болты заменить.

Шкурка, бархатный напильник,



Продуть и очистить от пыли контактную коробку

Внутреннюю поверхность контактной коробки

Компрессор


Проверить крепления реле к корпусу стартера

Должно быть надежным.

Отвертка


Проверить и отрегулировать вылет шестерни стартера.


Соединить плюсовую клемму аккумуляторной батареи с выводной клеммой обмоток реле стартера, а минусовую клемму – с корпусом («массой») стартера.



Отрегулировать вылет шестерни стартера.

Якорь реле при этом втягивается и выдвигает шестерню. Зазор между торцом шестерни и упорным кольцом замеряют при помощи металлической линейки

Измерительная линейка



Очистить крышки стартера и привода.


От грязи с помощью тряпки, смоченной в керосине или сжатым воздухом.

Ветошь, керосин, компрессор.


Проверить перемещения привода на валу якоря.


Привод должен перемещаться легко при необходимости смажьте вал под

приводом смазкой

Масленка со смазкой. ЦИАТИМ- 201


Установить стартер на двигатель.

Совместить посадочные отверстия, собрать резьбовые соединения и подключить провода.

Гаечные ключи, отвертки



Стартер предназначен для запуска двигателя автомобиля.

Стартер питается от аккумулятора и превращает его электрическую энергию в механическую работу, необходимую для проворачивания двигателя, пока он не начнёт работать самостоятельно. В этот момент стартер должен механически отсоединиться от двигателя. Стартер имеет от 2 кВт и выше, должен развивать достаточно большой крутящий момент (для запуска поршневого двигателя V не ниже 100 об/мин), при тяжёлых условиях ток стартера достигает 500 А. Очевидно, что сопротивление обмоток стартера должно быть очень низким, не выше 1мОм. Это требует использования толстых проводов, хороших контактов и аккумулятора с низким внутренним сопротивлением.


КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРТЕРОВ

РАССМАТРИВАЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ




На рассматриваемых легковых автомобилях устанавливают аналогичные по конструкции стартеры. На автомобилях АЗЛКА-2141 и ВАЗ-2105 установлены унифицированные стартеры СТ-221 или 35.3708. В автомобилях АЗЛК -21412 и ИЖ-21251 стартеры модели 421.3708.

Стартеры изучаемых автомобилей представляют собой четырёхполосный четырёхщёточный электродвигатель постоянного тока, со смещённым соединением обмоток возбуждения. Основными частями стартера являются: корпус (ста- тор), закрытый с двух сторон крышками, стянутыми болтами, щётки, якорь, втягивающие реле и привод с муфтой свободного хода и шестернёй.













Рис.1. Детали стартера СТ-221: 1. крышка стартера со стороны привода;

2. резиновая заглушка; 3. рычаг провода; 4. тяговое реле; 5. полюс статора; 6. сериесная обмотка статора; 7. шунтовая обмотка статора; 8. резиновая заглушка; 9. защитная лента; 10. крышка со стороны коллектора; 11. щётка; 12. пружина щётки; 13. тормозной диск крышки; 14. корпус; 15. стяжная шпилька; 16. якорь; 17. ограничитель хода шестерни; 18. обгонная муфта с шестернёй привода; 19. упорная шайба; 20. регулировочная шайба.






























































ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ МАТЕРИАЛ


ЗАДАНИЕ № 1. ПРОВЕСТИ ДИАГНОСТИКУ И ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАРТЕРА АВТОМОБИЛЯ.



В соответствии с образцом, инструктивно-технологической картой, используя приложение 1 «Детали стартера СТ-221» провести диагностику и техническое обслуживание стартера автомобиля. Во избежание дефектов и неточностей при проведении операций диагностики и технического обслуживания стартера обратить внимание на карту самоконтроля (таб.2)

Время на задание – 5 ч


КАРТА САМОКОНТРОЛЯ


Что проверить

Как проверить

1


При проведении диагностики особое внимание обратить на следующее:

1. Падение напряжения при включении стартера не менее 10В.

2. Разница показаний вольтметра на клеммах батареи и клеммах стартера не должно быть более 1,5В.

3. При включении стартера напряжение -12В.

С помощью вольтметра и съемных наконечников проводов типа «крокодил»


2

При проведении технического обслуживания стартера:

1. Проверка состояния щеточно-коллекторного

узла.

2. Проверка щеток стартера.

3. Проверка затяжки винтов, крепящих наконечники

щеточных канатиков к щеткодержателям.

Проверка осуществляется визуально при помощи линейки.

Очистка – ветошью с применением керосина(бензина) или сжатым воздухом. Зачистка контактов проводится мелкой шкуркой или бархатным напильником.

3

Проверка состояния контактов реле стартера.

4

Проверка крепления реле к корпусу стартера

5

Проверка и регулировка вылитой шестерни стартера.

6

Очистка крышки стартера и привода.

7

Проверка перемещения привода на валу якоря.

8

Установить стартер на двигатель.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ № 9.3


Ф.И.О студента__________________________


п/п

Качество

выполнения задания

Оценка

Замечания

1


Правильность выполнения операций диагностики стартера без снятия с двигателя автомобиля.




2


Снятие стартера с двигателя.



3


Разборка стартера





Дефектовка деталей стартера.





Очистительные и регулировочные работы на стартере.






Сборка и установка стартера на двигатель.


















Лист с заданием 9.3.3.


ПРОВЕРКА СТЕПЕНИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА.



Выберите правильные ответы.


Вариант 1.



1. Муфта свободного хода стартера обеспечивает передачу крутящего момента…


а) от вала якоря к шестерне стартера,

б) от шестерни стартера к валу коря,

в) в обоих направлениях?



2.Передача крутящего момента через муфту свободного хода осуществляется…


а) при пуске двигателя,

б) после запуска двигателя,

в) в обоих указанных случаях?



  1. Когда вал якоря и шестерня стартера имеют различную частоту вращения без учета поворота шестерни при движении по винтовым шлицам?


а) в период времени, при котором происходит запуск двигателя.

б) после запуска двигателя, когда шестерня стартера зацеплена с

зубчатым венцом маховика.


в) в момент перемещения шестерни вдоль вала якоря перед запуском двигателя?


  1. Отключение шестерни от вала якоря происходит …


а) в момент увеличения частоты вращения коленчатого вала при

переходе с режима пуска на режим холостого хода,

б) в момент выключения зажигания и остановки двигателя,


в) при переходе двигателя с режима холостого хода на режим средних

нагрузок?



5. Если на всех режимах работы стартера и двигателя обоймы муфты свободного хода жестко связаны друг с другом, может произойти недопустимое…


а) увеличение частоты вращения якоря после пуска двигателя, б) снижение частоты движения якоря после пуска двигателя,

в) увеличение частоты вращения якоря перед пуском двигателя.






Лист с заданием 9.3.3.


ПРОВЕРКА СТЕПЕНИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА.


Выберите правильные ответы


Вариант 2.



1. Во избежание глубокого разряда аккумуляторной батареи продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать

а) 5 с,

б) 10 с,

в) 15 с,

г) времени, необходимого для пуска двигателя.


2. После запуска двигателя ключ выключателя зажигания и стартера.

а) должен быть немедленно отпущен,

б) может удерживаться в крайнем положении до 5 с ,

в) может удерживаться в крайнем положении до 15 с ,

г) должен быть отпущен и снова повернут в крайнее положение?


3. Если после первой попытки пуска двигателя стартером запустить двигатель не удалось, повторную попытку можно предпринять не ранее чем через…

а) 5 с ,

б) 15 с,

в) 30 с,

г) 60 с?


4.Что следует сделать, если после трехкратной попытки запустить двигатель не удалось?

а) продолжить попытки , увеличивая продолжительность включения стартера при каждом последующем включении.

б) попытаться завести двигатель с помощью пусковой рукоятки.

в) попытаться завести двигатель путем буксировки другим автомобилем.

г) обнаружить и устранить неисправности, препятствующие пуску

двигателя


5.Наиболее вероятным последствием продолжительной непрерывной работы стартера является…

а) перегрев и выход из строя обмоток тягового реле;

б) перегрев обмоток якоря и обмоток возбуждения;

в) разряд и выход из строя аккумуляторной батареи;

г) износ и поломка зубьев шестерни стартера.


ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К ЛИСТУ С ЗАДАНИЕМ 9.3.3.


Задание 1.


1.а

2.а

3.б

4.а

5.а


Задание 2.


1.б

2.а

3.б

4.г

5.в


















ДНЕВНИК УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.



Для того чтобы получить хорошие знания, умения и навыки важно зафиксировать, насколько успешно прошел урок производственного обучения. Этот дневник даст Вам возможность записывать каждую деталь Вашей работы в течение занятий при изучении модуля.

Отметьте Ваши отношения к элементам урока в соответствующей графе анкеты.


п/п

Элементы урока/

отношение

Да

Нет

Комментарии

1

Довольны ли Вы данным уроком?




2

Хватило ли Вам времени на выполнение заданий?




3

Были ли задания сложными?




4

Все ли задания были понятны?




5

Комфортно ли Вы себя чувствовали на уроке?




6

Понравился ли Вам данный урок?




7

Ваши отношения к деятельности мастера п/о.








Ваши предложения по усовершенствованию урока п/о:


  1. ____________________________________________________________________


  1. ____________________________________________________________________


  1. ____________________________________________________________________






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Открытый урок по теме «ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ. СТАРТЕР»

Автор: Морозюк Андрей Александрович

Дата: 05.12.2016

Номер свидетельства: 366145


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства