kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме "Э.Н. Успенский. Юбилей писателя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:            

Образовательные:

  • познакомить с веселыми произведениями для детей Э. Успенского; учить понимать особенности юмористического произведения, кратко пересказывать веселые рассказы;
  • способствовать развитию связной речи, учить использовать в речи средства художественной выразительности;
  • обогащать и расширять словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения в группе, при фронтальной и индивидуальной работе.

Общепредметные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Э.Н. Успенский. Юбилей писателя"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

г. Новосибирска

«Специальная (коррекционная) школа № 14»





Открытый библиотечный урок

7 «Б» класс




Э. Н. Успенский.

Юбилей писателя.








Выполнила:

Педагог-библиотекарь

Сысоева Ю. В.



















Новосибирск, 2022

Открытый библиотечный урок

«Э. Н. Успенский. Юбилей писателя»

7 «Б» класс

Цели:

Образовательные:

  • познакомить с веселыми произведениями для детей Э. Успенского; учить понимать особенности юмористического произведения, кратко пересказывать веселые рассказы;

  • способствовать развитию связной речи, учить использовать в речи средства художественной выразительности;

  • обогащать и расширять словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения в группе, при фронтальной и индивидуальной работе.

Общепредметные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • оценивать правильность выполнения действий;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • высказывать своё предположение.



Оборудование: книги, журналы, ИКТ, раскраски, карандаши, образец плана пересказа, чистые листы, портрет писателя, игрушки.

Методы: частично-поисковый, частично-исследовательский, беседа, наглядный.

Вид урока: комбинированный урок.

Этапы урока

Виды деятельности

Коррекционно-развивающая направленность

учителя

ученика

1. Орг. момент



Проверка готовности детей к уроку.

На доске: число, портрет Э. Н. Успенского, юбилейная дата «85», обложки книг писателя.


Формировать навыки организации учебной работы

2. Построение «Целевого пространства»

Цель: выращивание внутренних потребностей ребёнка


1. Введение учащихся в предметную ситуацию.

– Прозвенел звонок и смолк, он зовёт всех на …(УРОК)


– Пусть книги друзьями заходят в дома!


Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!


- Проверьте глазками, все ли у вас готово к уроку. Садитесь!


- Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.


Глаза ваши смотрят,

Они все видят и запоминают.

Ушки ваши не просто слушают,

Они все слышат и улавливают.

Головка думает, а язычки говорят.

Не допускайте, чтобы язык.

Забегал вперед ума!


- Как вы это понимаете?



- Это что за тема библиотечного урока?


















Развивать внимание, креативность.






3. Построение «Поискового пространства»

Цель: выращивание способностей и потребностей

ребёнка


1. Подготовка к восприятию нового материала.

– Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:


Этот милый, странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда - то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш, послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ)


- Правильно. Это – Чебурашка (показ игрушки).

Кто же такой Чебурашка?


2. Сообщение темы и цели.


- А что бы хотели узнать о Чебурашке? (Почему его так назвали? Откуда он появился? С кем подружился?...)


- Сегодня вы многое узнаете о нём, прочитав произведение «Чебурашка».


– Ребята, кто написал это произведение? (Э.Успенский)


– Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э. Успенского).


3. Биография автора (слова учителя)

Э. Успенский жил в Москве, в доме, где все дети – от трех до двадцати – были людьми двора, то есть «дворяне». Старшие гоняли голубей, играли в карты, младшие играли в мяч, в чижа, в казаков – разбойников, 12 палочек. Старшие опекали младших, учили их быть верными дружбе, держать слово, почитать родителей. «Это была шикарная школа жизни!» (Э.Н. Успенский)

И героев ему не пришлось выдумывать – писатель их нашел, подсмотрел в жизни и перенес в книжку.

Как вы считаете, крокодил Гена– выдумка? Ничего подобного!

Прототипом крокодила Гены стал композитор Ян Френкель, вместе с которым работал Эдуард Николаевич. Ян Френкель помог наделить крокодила конкретными человеческими чертами, вплоть до походки. Ян об этом знал и не обижался.

А кто не знает старухи Шапокляк?! Да это вовсе и не старуха, а хулиганистый подросток! Помните ее? Вспомните все ее проказы. Она стреляет из рогатки по голубям, обливает прохожих из окна водой, всегда переходит улицу в неположенном месте, подрисовывает усы на афишах, вытряхивает из урн мусор. Как вы думаете, зачем? А чтобы прославиться! Интересно, кто же стал прототипом Шапокляк? Сам Э. Успенский.

Каким он был в детстве? Разным. Сначала он учился плохо, не знал, чем заняться, воевал с учителями: кидал в них снежки, придумывал прозвища, лил кислоту на стулья, чтобы испортить единственный выходной костюм. Летом после окончания седьмого класса он сломал ногу, лазая по развалинам и попал в больницу. Чтобы не отстать, в больнице он начал читать учебники по математике и по физике, решать задачи; и понял, что может разобраться в этих сложных предметах без учителей. Это открытие сделало будущего писателя уверенным в себе человеком. Когда он вышел из больницы, стал учиться по математике и физике на одни пятерки. А учителей своих Э.Н. Успенский очень любил.


4. Игра «Восстанови слово»

РКИКОДОЛ(крокодил)

ЛЯКПОКАШ(шапокляк)

ШАРБУЕЧКА(чебурашка)

ЁДОРФ(фёдор)

НИТРОСАКМ(матроскин)

КИРАШ(шарик)

НИКЧЕП (печкин)


5. История персонажей Э. Успенского (слово учителя)

Крокодил Гена

Имя Гена имеет древнегреческое происхождение и переводится как «родовитый», «благородного происхождения». Действительно, крокодил Гена в повести-сказке Э.Н. Успенского весьма подходит под данное определение. Ведь он ходит на задних лапах, носит костюм, шляпу и трость, курит трубку и ежедневно ходит в зоопарк, где работает крокодилом. А еще он занимается не свойственным обычным крокодилам делом - играет на гармошке. Табличка над его местом работы гласит: «Африканский крокодил Гена. Возраст пятьдесят лет. Кормить и гладить разрешается». Интересно, что реальным прототипом крокодила Гены, по словам самого автора, является композитор Ян Френкель.

Старуха Шапокляк

Фамилия Шапокляк имеет французское происхождение и переводится как chapeau claque – мужской головной убор, разновидность цилиндра. Особенностью данного головного убора является то, что его можно было складывать. Первый шапокляк был изготовлен в Париже в 1830-х гг. Расположенный внутри цилиндра механизм позволял складывать его в вертикальном направлении. В помещении шапокляк носили сложенным, подмышкой. До 1914 года эта шляпа была, в основном, принадлежностью бального туалета. После Первой мировой войны шапокляк вышел из употребления.

Старуха Шапокляк названа в честь данного старомодного головного убора. Согласно произведению, ее основное занятие – «собирать злы». Жизненным прототипом старухи Шапокляк, по словам Эдуарда Успенского, является его первая жена, «довольно вредная гражданка», с которой он прожил восемнадцать лет.

Чебурашка

Согласно тексту Успенского, Чебурашкой главный герой был назван за то, что, пережив неудобное путешествие в ящике с апельсинами, постоянно норовил «чебурахнуться», то есть упасть. Так это описано в книге «Крокодил Гена и его друзья».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово «чебурахнуться» толкуется как «упасть», «грохнуться», «растянуться», а слово «чебурашка», определяется им как «шашка бурлацкой лямки, привешенная на хвосте», либо как «ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь ее, сама встает на ноги».

Согласно этимологическому словарю М.Фасмера, «чебурахнуть» образовано от слов чубурок, чебурах – «деревянный шар на конце бурлацкой бечевы», тюркского происхождения.

Сам Успенский называет две причины происхождения имени и героя Чебурашки. По одной из версий (официально прописанной в книжках про Чебурашку, но впоследствии опровергнутой писателем, как сотворенной специально для детей): в детстве у писателя была бракованная игрушка. Не то медвежонок, не то заяц, с большими ушами. Он и называл его Чебурашкой.

На самом же деле, по словам самого Успенского, дело обстояло следующим образом: «Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу. Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И ее отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» – это значит, «упасть». Так и появилось имя моего героя».

Основными героями повести-сказки Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот» являются мальчик дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин.

Дядя Федор

Имя Федор имеет древнегреческое происхождение и переводится как «божий дар». Действительно, такой трудолюбивый, самостоятельный и серьезный мальчик, как главный герой Успенского – подарок для родителей. Интересно, что изначально, дядя Федор задумывался в повести-сказке как действительно дядя. Он должен был быть лесником, у которого жили кот и собака. По словам самого Эдуарда Николаевича, ему «хотелось сохранить традиции русских сказок: чтобы собака и кошка были говорящие». Но позднее его учитель и наставник Борис Заходер посоветовал сделать произведение «мотивированным, а не представлять его как волшебство». И тогда Эдуард Успенский сделал дядю Федора профессором, который изучал язык зверей. Но Заходер посоветовал, чтобы героем книги стал все же мальчик. А полное имя «дядя Федор» Успенский оставил. Так и возник известный всем персонаж повести-сказки мальчик с необычным именем «дядя Федор».

Кот Матроскин

В повести-сказке Успенского «Дядя Федор, кот и пес» фамилию коту дает сам дядя Федор и объясняет ее следующим образом: «И с котами связано, и что-то морское есть в этой фамилии». Ведь Матроскин был «из морских котов. Из корабельных».

Сам Эдуард Успенский в интервью, опубликованном в интернет – журнале «Субботник», объясняет: «Прообразом Матроскина послужил главный режиссер киножурнала «Фитиль» Анатолий Тараскин. Дело было так. Я звоню ему: «Толь, сейчас пишу одного кота, он по характеру немножко похож на тебя, можно я дам ему твою фамилию?» Он в ответ: «Ни в коем случае! Ты меня на всю Москву опозоришь!» Потом, когда кот уже был написан, он жалел и говорит мне: «Какой я дурак, фамилию пожадничал дать!» Так появился на свет Матроскин».

Пес Шарик

В произведении Э.Успенского пес Шарик – добродушная деревенская дворняжка, обретшая друзей в лице дяди Федора и кота Матроскина.

Существует версия, что кличка Шарик образована от слова «шарый». Слово «шарый» с белорусского и польского переводится как серый, а в переносном смысле – обыденный. Ведь сам герой Успенского в повести-сказке говорит про себя: «Я из простых собак, не из породистых». По своему характеру пес, действительно, простоват и покладист, а данная кличка наиболее распространена именно среди дворняг, которые часто бывают серого цвета и обычно не выделяются никакими чертами, в отличие от породистых псов. Возможно, поэтому Э. Успенский и выбрал именно эту кличку.

С другой стороны, нельзя не рассмотреть и другие версии происхождения этой клички. Существует мнение, что кличка Шарик образована от слова «шар» при помощи суффикса – ик– В словаре М. Фасмера «шар» определяется как «с церк., русск-цслав. шаръ – «краска», шарити – «красить», шаръчи – «художник», болг. шар – «пятно; пестрый», словен. sаr,. «пестрый, пятнистый».

Существует еще одна версия толкования клички Шарик, по которой она произошла от слова «шарить», которое в словаре М. Фасмера толкуется как «копать, разгребать, искать», что собаки обычно и делают.

Почтальон Печкин

Игорь Иванович Печкин – любопытный почтальон Простоквашино, «типичный сельский стукач», как характеризует его сам автор.

Фамилия Печкин – чисто русская, даже скорее сельская. Образована, возможно, от слова «печа», которое в словаре Даля растолковывается как «попеченье, хлопоты, усердное участие».

Действительно, Печкин в Простоквашино является единственным взрослым персонажем, который органично вошел в мир дяди Федора и его друзей. Он является их старшим товарищем. Именно почтальон помогает родителям дяди Федора разыскать его, хотя и не без корысти. Одновременно Печкин очень любопытен и постоянно вмешивается в дела наших героев.



6. Творческая работа

- Ребята, выберите своего любимого героя и раскрасьте его. Напишите слова благодарности Эдуарду Николаевичу Успенскому за книги, которые мы читаем и любим



















Ответы детей



Уметь обосновывать мнение













Восприятие материала

































Работа в парах










Восприятие материала





























































































































Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других



Развивать умение анализировать свои действия.


Развитие критического мышления.

Развитие устной связной речи.

Развитие памяти, внимания, устной речи.

Развивать внимание, мышление.


Развитие зрительной памяти и внимания.

Развитие критического мышления.


Расширение словарного запаса.











































Развитие устной и письменной речи









Развитие памяти

























































4. Построение «Рефлексивного пространства».

Цель:

выявление степени

реализации поставленной цели и затруднений, которые становятся целями последующего обучения и коррекции

1. Контроль за усвоенными знаниями.

- С произведением какого автора мы познакомились?


- Понравились ли вам герои?


- О чем хотел сказать Успенский?

(Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья).


2. Рефлексия.

А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Добились мы целей или нет? Как мы работали?


3. - А наш урок завершим песней «Чебурашка».


После урока мы с вами просмотрим отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья».


- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! Благодарю за урок!


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности






Отвечают дети

Развитие памяти, устной связной речи.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме "Э.Н. Успенский. Юбилей писателя"

Автор: Юлия Васильевна Сысоева

Дата: 11.01.2023

Номер свидетельства: 622759


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1810 руб.
2260 руб.
1660 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства