Открытый урок по ОДНКНР на тему :"Семья-хранитель духовных ценностей"
Открытый урок по ОДНКНР на тему :"Семья-хранитель духовных ценностей"
Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные религии относятся к семье. Привить детям любовь к своей семье и культивирование бережного отношения к семейным ценностям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ОДНКНР на тему :"Семья-хранитель духовных ценностей"»
Открытый урок по курсу ОДНКНР «Семья – хранитель духовных ценностей»
Михайличенко Наталья Ивановна
учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №46 с.Бараники
Основное общее образование
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить , как традиционные религии относятся к семье. Привить детям любовь к своей семье и культивирование бережного отношения к семейным ценностям.
Задачи:
1. Формировать представления о роли семьи в традиционных религиях России: православие, ислам, буддизм, иудаизм.
2. Обучать ведению учебного диалога в раскрытии значения семьи в жизни людей; организовать совместную деятельность детей по определению основных ценностей семьи; обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
3. Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.
-уметь найти(услышать) подтекстовую информацию. Владеть смысловым чтением, выделять главное. Уметь работать с информацией, анализировать, обобщать;
-определять цель- проблему. Выдвигать версии. Работа с понятием. Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач. Уметь работать со словарем, находить и выделять главное;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Коммуникативны:
- умениями слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; -развитие навыков рефлексии;-организовать работу в группе;-следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.
Регулятивные :
-развитие саморегуляции;
-формировать действия оценивания.
Личностные :
-уметь оценивать ситуации и поступки. Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей.
- уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии. Самоопределяться в жизненных ценностях. Ценностно-смысловая ориентация.
Планируемые результаты: Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение. Метапредметные УУД: Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. Личностные: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.
Личностно значимая проблема: знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.
Ход урока.
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.
Надеюсь, что сегодня на уроке наша совместная работа будет плодотворной.
2.Мотивация.
Установка: подумать о смысле, заложенном в ролике.(показ видеоролика о семье).
Обсуждение:
1.Какой смысл заложен в сюжете? (что нам хотел сказать автор).
2.Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Формулируют и записывают тему: Семья – хранитель духовных ценностей
Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Цели:-Что такое семья? Что такое семейные ценности? Какие семейные ценности существуют в различных религиях?
Интрига: Как вы думаете, что находится в красной коробке?
3.Актуализация знаний.
Обсуждение:
У Л.Н Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме»
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Что такое «семья»? (дети дают ответы)
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
4. Изучение нового материала.
План
1.Что такое семья?
Работа групп со словарями.
Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе».
У каждого слова, есть своя история. А, как вы думаете, как появилось слово Семья? Послушайте замечательное стихотворение которое объясняет, как появилась слово семья. Рассказывает стихотворение ученица.
«Семья»
Когда появилось слова «семья»?
Когда- то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,, Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
-Кто их воспиттывает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
-Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я»,- тихо молвила Ева – Я,я....
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на земле появилась семья.
2.Что такое семйные ценности. -Что важнее всего в семье? (дети отвечают)
Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей ?
А что такое семейные ценности? (дети отвечают) Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
Что же может объединять семью? (дети отвечают)
В словаре Ожегова: «Ценности – то, что человек ценит в жизни. Чему он придает особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность».
Работа групп(пар) - Вспомним пословицы о семье. Чему нас учит народная мудрость?
Задание. Необходимо собрать пословицу, прочитать и объяснить о какой семейной ценности в ней говорится. Необходимо найти нужные слова на столе учителя. А. затем из лепестков складывается ромашка семейных ценностей на доске. ЛЮБОВЬ. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. ТЕРПЕНИЕ. УВАЖЕНИЕ. СОГЛАСИЕ. Трудолюбие.Верность.Дружба. Физминутка
- А сейчас поиграем в игру, которая называется
"Моя семья".
Встаньте все и выполняйте по заданию:
- Присядьте те, --- - кто похож на маму?
- Потопайте те, ---- кто похож на папу?
- Покружитесь те, ---- кто похож сам на себя?
-Похлопайте те, --- у кого есть сестрёнки?
-Покачайте головой те, --- у кого есть братишки?
-Попрыгайте те,----- у кого есть и братишки и сестрёнки
-Поднимите руки те, --- у кого пока никого нет?
-Скажите громко «Да, люблю!» ----- кто любит свою семью и дорожит ею!
3. Какие семейные ценности существуют в различных религиях?
- Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте познакомимся с семейными ценностями разных религий.
Работа групп(пар).
Сейчас вы попробуете себя в роли исследователей. Откройте учебники на с. 74 . Задание в голубом конверте. Вам нужно будет прочитать, заполнить таблицу, рассказать о семейных ценностях.
Семья в исламской религиозной культуре.
Семья в иудейской религиозной культуре.
Семья в православной культуре.
Семья в буддистской религиозной культуре.
Гипотеза- Семейные ценности в разных религиозных культурах совпадают.
Отчет групп(пар).
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
5.Первичное закрепление знаний.
Строительство дома. Работают в группах(парах)..
Сейчас вам нужно будет записать в окошечках «домика» слова, характеризующие счастливую семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список предоставленный на листочке.
Ребята назовите по одному самому важному качеству счастливой семьи, а какие слова вы не взяли, почему? Чего не хватает нашему дому счастливых семей 5класса? (Крыши)Семья сильна, когда на ней крыша одна. Итак, мы видим, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье.
6.Рефлексия. Подведение итогов урока. Связь со следующим уроком.
Карточки с вопросами. Самооценка. Оценивание учителем самых активных детей.
Интрига. Сейчас давайте вернемся к нашей красной коробке. Что в ней?
Цветки ромашки. Эти цветки выбраны нами не случайно. Они символизируют семью.
8 июля отмечается праздник Семьи в честь Петра и Февронии Муромских. О них мы поговорим на следующем уроке.
Дети берут из коробки ромашки. Положите их перед собой, закройте глазки и мысленно вспомните те семейные ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.
– Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Согрейте их в своих руках. Представьте, как каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к домику.
7.Домашнее задание. С.74-77, по выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):рассказать или нарисовать рисунок о традициях своей семьи.