4.Усвоение нового материала. (рассматривая презентацию сделать вывод о жилищах народов мира) 1 группа: «Виды жилищных построек народов мира». Общий характер жилищных построек, определяют, географическое положение, условия и образ жизни народа. Жилища арктических народов .В холодных территориях люди живут в снежном доме. В основании дома укладывают ледяные плиты. Форма дома куполообразная. Японский дом - это, прежде всего крыша, опирающаяся на деревянный каркас. В нем нет окон. В каждой комнате , 3 из 4 стен подвижны. Дом приподнят над землей. Неотъемлемой частью японского дома является сад... Оленеводы-кочевники, проживающие малыми группами, занимают и используют пространство совсем иным образом, чем оседлые общины. Люди, содержащие большие стада животных, не могут проживать в плотно заселённых местах: пространство должно быть определено для каждого семейного хозяйства в общине, чтобы разместить животных и избежать перемешивания стад. - Какие материалы используют кочевники для своих жилищ? «Жилища папуасов»- На сваях создают жилища. Такие дома спасают от наводнений, забираясь высоко над землей и от землетрясений. 2группа: «Традиции русского домостроительства». У большинства народов мира сложились свои традиции создания жилища. Есть они и у русского народа. С 11 века в летописях упоминается дом – истопка, истба, изба, - то есть срубленный дом. Россия – страна лесная, поэтому дома мастерили из дерева. Такой дом был всегда обращен к проезжей дороге, к озеру или реке. ( слайд)
Слово учителя. Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью. Что такое Родина? Кто-то скажет, что это место где человек родился, вырос. Другие скажут, что это родимый дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Для многих Родина начинается с, отчего дома. Наша малая Родина - Дагестан, вот так выглядели дома в нашем селе в начале 19 века. Каким бы ни был отчий дом, где бы он ни находился, он всегда будет нам дорог и близок. ( слайд) Какие воспоминания ваших дедушек и бабушек вы слышали об устройстве и особенностях жилищ в нашем селе? 3 группа: «Жилище Дагестана Основным строительным материалом был камень. Распространены 2- этажные дома. Имел трехкамерную планировку с длинной верандой впереди. Потолок домов располагался низко. Крыша плоска- Дома в равнинной части были одноэтажные. Строительный материал: глина, дерево. Крыша двускатна- . Планировка 3 комнаты и веранда. Слово учителя. Основной тип поселени- - село. Основные факторы, предусматриваемые горцами при строительстве поселени- . Обороноспособности: строили на высоких хребтах, узких выступах теля. Строились сторожевые башни. Значение – малодоступность. Экономии- земли: строили на непригодных для ведения сельскохоз-йственных работ, ровные участки оставляли под земледелие. Значение ( последствие)- скученность. Водоснабжение: наличие воды. Значение – достаточное количество питьевой воды. Вертикальное расположение.
Черты поселения горного села: Солнечна- ориентаци- - горский аул обращен в Южную сторону. Небольшие размеры: не было соответствующих хозяйственно- экономических условий ( достаточного количества пахотных земель, сенокосных, пастбищ). Узкие улицы. Вертикальное расположение села.
Задание: Прочитав стр. 77, определите черты села в плоскостной зоне Дагестан. (ответ: многолюдность, достаток плодородных земель, горизонтальное расположение села, у каждого дома свой двор) . Это интересно: На Кавказе был обычай испытывать место, перед тем как построить дом: например, перед началом строительства на выбранном месте разжигали костер, чтобы очистить место от злых духов. На участок пускали быка и там, где бык ложился, начинали строить жилье, так как бык выбирал для отдыха сухое (в понимании народа счастливое) место. Иногда на том месте, где собирались строить дом, ложился спать сам хозяин, и если ему снились хорошие сны, то место признавали пригодным для жилья.
| Представители групп отвечают по слайдам презентации, остальные слушают и смотрят слайды.
Записывают в рабочую тетрадь основные поняти-.
Ведут дискуссию -рассуждают. Записывают в рабочую тетрадь основные понятия -словарь урока.
Записывают в рабочую тетрадь основные понятия -словарь урока.
Ведут дискуссию -рассуждают.
|
7.Итоги. 1) Сотрудничество рождается при увлеченности, заинтересованности. Спасибо за участие, за сотрудничество. 2) Самооценка учащимися своей учебной деятельности. Самооценку учебной деятельности учащихся на уроке через рефлексию. Рефлексия - «возврат» - процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей, переживаний, размышления о самом себе. Барометр настроения Уходя с урока, ученики на обратной стороне карточки «отмечают птичкой» свое настроение. ( приложение№5) Уровень утомляемости на уроке. Ученики по окончании урока делают отметку о своем физическом состоянии на фигуре. (приложение№6) | Координаторы выставляют оценки за урок, с комментариями
Самооценка своей деятельности-рефлексия |