kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по КТНД «Поселение и жилище человека».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Открытый  урок по КТНД

 «Поселение и жилище человека».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по КТНД «Поселение и жилище человека».»



МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»









Открытый урок по КТНД

«Поселение и жилище человека».



Класс: 9

Учитель: Асадулаева П.Д.































Учебник: Х.Г. Магомедсалихов. Культура и традиции народов Дагестана. (9 класс)

Вид урока: сотрудничество, развитие.

Тип урока: проект-исследование.

Методы: проблемно-поисковый, наглядно – иллюстративный.

Цель урока: создать условия для:

  • развития представлений о своеобразии жилищных построек различных народов мира;

  • развития представлений о своеобразии поселений и жилищных построекнародов Дагестана;

  • развития диалогической культуры и способностей к восприятию духовно- нравственного наследия различных народов мира;

  • для воспитания толерантного отношения к позиции другого человека;

  • воспитания любви к родному краю и малой Родине.

Дидактические цели:

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованныевыводы;

  • Принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли;

  • Формирование компетентностей в сфере познавательной деятельности.

Задачи урока:

  • Формирование навыков диалогического общения (между учениками, между учеником и учителем, между эпохами, между родителями и детьми - домашнее задание);

  • Развитие способностей к анализу;

  • Развитие творческих способностей;

  • Воспитание уважительного отношения к минувшему;

  • Развитие духовно – нравственных качеств личности.

В ходе урока формируются следующие знания, умения и навыки:

  • знать традиции дагестанского домостроения, особенностями поселений дагестанцев;

  • Сделать выводы о том, как в архитектуре учитываются природно-климатические условия и образ жизни человека;

  • уметь различать виды жилищных построек

В ходе урока формируются следующие компетентности:

  • Коммуникативная компетентность. (Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию);

  • Информационная компетентность. (Навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете, а также в окружающем мире. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Применение интернет - ресурсов и интернет – технологий);

  • Учебно-познавательная компетентность. (Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности).

  • Общекультурные компетентности. (Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов).

  • Ценностно-смысловые компетентности. (Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности).

Оборудование урока:

  • Компьютер, проектор, экран;

  • Презентация : «Жилище народов мира»;

  • Дидактические материалы: карточки с таблицей для проверки усвоения знаний: «Заполните пустые строки в таблице»;

  • карточки с таблицей для домашнего задания: «Индивидуальная карта развития ученика»;

  • Рабочая тетрадь ученика.




План-конспект урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.


2.Вводная беседа.

Дом — начало начал, в нем мы рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него в значительной мере раскрываются характер народа, его культура и особенности быта. Внешний вид жилища, строительные материалы и способ постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, обычаев, религии и от рода занятий людей, его создающих. Но из чего бы ни строилось жилье и как бы оно ни выглядело, у всех народов его считают центром, вокруг которого расположен весь остальной мир.





3.Постановка проблемы.

«Как архитектура поселений и жилищных построек народов Дагестана учитывает природно-климатические, географические условия и образ жизни человека?»


Формулируют и записывают тему урока.

4.Усвоение нового материала.

(рассматривая презентацию сделать вывод о жилищах народов мира)

1 группа: «Виды жилищных построек народов мира».

Общий характер жилищных построек, определяют, географическое положение, условия и образ жизни народа. Жилища арктических народов .В холодных территориях люди живут в снежном доме. В основании дома укладывают ледяные плиты. Форма дома куполообразная.

Японский дом - это, прежде всего крыша, опирающаяся на деревянный каркас. В нем нет окон. В каждой комнате , 3 из 4 стен подвижны. Дом приподнят над землей. Неотъемлемой частью японского дома является сад...

Оленеводы-кочевники, проживающие малыми группами, занимают и используют пространство совсем иным образом, чем оседлые общины. Люди, содержащие большие стада животных, не могут проживать в плотно заселённых местах: пространство должно быть определено для каждого семейного хозяйства в общине, чтобы разместить животных и избежать перемешивания стад.

- Какие материалы используют кочевники для своих жилищ?

«Жилища папуасов»- На сваях создают жилища. Такие дома спасают от наводнений, забираясь высоко над землей и от землетрясений.

2группа: «Традиции русского домостроительства».

У большинства народов мира сложились свои традиции создания жилища. Есть они и у русского народа. С 11 века в летописях упоминается дом – истопка, истба, изба, - то есть срубленный дом.

Россия – страна лесная, поэтому дома мастерили из дерева.

Такой дом был всегда обращен к проезжей дороге, к озеру или реке.

слайд)



Слово учителя.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью. Что такое Родина? Кто-то скажет, что это место где человек родился, вырос. Другие скажут, что это родимый дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Для многих Родина начинается с, отчего дома. Наша малая Родина - Дагестан, вот так выглядели дома в нашем селе в начале 19 века. Каким бы ни был отчий дом, где бы он ни находился, он всегда будет нам дорог и близок. ( слайд)

Какие воспоминания ваших дедушек и бабушек вы слышали об устройстве и особенностях жилищ в нашем селе?

3 группа: «Жилище Дагестана

Основным строительным материалом был камень. Распространены 2- этажные дома. Имел трехкамерную планировку с длинной верандой впереди. Потолок домов располагался низко. Крыша плоска- Дома в равнинной части были одноэтажные. Строительный материал: глина, дерево. Крыша двускатна- . Планировка 3 комнаты и веранда.

Слово учителя.

Основной тип поселени- - село.

Основные факторы, предусматриваемые горцами при строительстве поселени- .

  1. Обороноспособности: строили на высоких хребтах, узких выступах теля. Строились сторожевые башни. Значение – малодоступность.

  2. Экономии- земли: строили на непригодных для ведения сельскохоз-йственных работ, ровные участки оставляли под земледелие. Значение ( последствие)- скученность.

  3. Водоснабжение: наличие воды. Значение – достаточное количество питьевой воды.

  4. Вертикальное расположение.



Черты поселения горного села:

  1. Солнечна- ориентаци- - горский аул обращен в Южную сторону.

  2. Небольшие размеры: не было соответствующих хозяйственно- экономических условий ( достаточного количества пахотных земель, сенокосных, пастбищ).

  3. Узкие улицы.

  4. Вертикальное расположение села.



Задание: Прочитав стр. 77, определите черты села в плоскостной зоне Дагестан. (ответ: многолюдность, достаток плодородных земель, горизонтальное расположение села, у каждого дома свой двор) .

Это интересно: На Кавказе был обычай испытывать место, перед тем как построить дом: например, перед началом строительства на выбранном месте разжигали костер, чтобы очистить место от злых духов. На участок пускали быка и там, где бык ложился, начинали строить жилье, так как бык выбирал для отдыха сухое (в понимании народа счастливое) место. Иногда на том месте, где собирались строить дом, ложился спать сам хозяин, и если ему снились хорошие сны, то место признавали пригодным для жилья.








Представители групп отвечают по слайдам презентации, остальные слушают и смотрят слайды.















Записывают в рабочую тетрадь основные поняти-.























Ведут дискуссию -рассуждают.

Записывают в рабочую тетрадь основные понятия -словарь урока.



















Записывают в рабочую тетрадь основные понятия -словарь урока.





Ведут дискуссию -рассуждают.






















5.Первичная проверка знаний.

Учащиеся заполняют карточки: «Заполните пустые строки в таблице».

2 варианта, а затем осуществляют взаимопроверку практического задания и выставляют оценку.

Практическая работа по карточкам, взаимопроверка.

6. Заключение.

Наш урок подходит к концу, и мы можем дать ответ, на проблемный вопрос, сформулированный в начале урока: «Как архитектура жилищных построек различных народов мира учитывает природно-климатические условия и образ жизни человека?» (дети делают выводы о том, что у различных народов мира архитектура жилищ определяется природно-климатическими условиями, образом жизни и традициями)

Приходилось ли вам видеть какие – либо необычные дома-жилища человека? Какие ваши впечатления?

Диалогическое общение в сотрудничестве.

Формулируют выводы.

7.Итоги.

1) Сотрудничество рождается при увлеченности, заинтересованности. Спасибо за участие, за сотрудничество.

2) Самооценка учащимися своей учебной деятельности.

Самооценку учебной деятельности учащихся на уроке через рефлексию.

Рефлексия - «возврат» - процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей, переживаний, размышления о самом себе.

Барометр настроения Уходя с урока, ученики на обратной стороне карточки «отмечают птичкой» свое настроение. ( приложение№5)

Уровень утомляемости на уроке. Ученики по окончании урока делают отметку о своем физическом состоянии на фигуре. (приложение№6)

Координаторы выставляют оценки за урок, с комментариями















Самооценка своей деятельности-рефлексия

8.Домашнее задание. №9

1)Все учащиеся получают практическое задание: заполнить индивидуальную карту развития - карточка. (приложение№7)

2)Обсудить с родителями или другими членами семьи ответ на вопрос: «В каком доме в будущем вы хотели бы жить?»














4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Открытый урок по КТНД «Поселение и жилище человека».

Автор: Асадулаева Патимат Джамаловна

Дата: 17.05.2019

Номер свидетельства: 510784

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства