kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по геодезии на тему "Теодолитная съемка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по дисциплине Геодезия на тему "Теодолитная съемка". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по геодезии на тему "Теодолитная съемка"»

ГУ «Управление образования»

г. Астаны

ГККП «Колледж транспорта и коммуникаций»

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Геодезия»

СМК КТК МР

дата 2012г.

стр. 14 из 12













СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по дисциплине

«ГЕОДЕЗИЯ»

для специальности 1410000-«Строительство автомобильных дорог и аэродромов»

СМК КТК МР




Разработала преподаватель

___________ Аубакирова Т.Н.

Рассмотрено на заседании предметно цикловой комиссии «С, СД и ПМ»

_______ от _______2012 г.

ПЦК ________ Каримова А.К.








Астана


План открытого урока

по дисциплине «Геодезия»


Тема: «Теодолитная съемка»

Дата: 25.01.12

Аудитория: 46

Группа: 2СД-110

Вид урока: обобщающий

Цели урока:

обучающая:

-закрепить и обобщить знания по разделу теодолитная съемка;

-систематизировать изученный материал с помощью самостоятельной работы учащихся.

развивающая:

-развивать навыки творческого подхода в обучении, развитие технического мышления, формирование творческой личности.

-стимулировать познавательный интерес.

воспитательная:

-воспитывать интерес и осознанное отношения к изучению дисциплины,

- воспитывать у обучающихся гордость за выбранную профессию.

Межпредметные связи: математика, геометрия, черчение

Наглядные пособия, раздаточный материал:

Интерактивная доска, слайды, плакаты, учебники, карточки, прибор теодолит и штатив.

Литература: Родионов В.И. «Геодезия»,в.И. Родионов, В.Н. Волков «Задачник по геодезии»







План проведения занятия

  1. Организационная часть- 3мин

2. Презентация команд – 5мин

Первая команда: «Ориентир»

Вторая команда: «Точность»

3. Игра - 65 мин

4. Подведение итогов урока, награждение команды – 5мин

5. Выдача домашнего задания – 2мин


Ход урока

1. Организационная часть

проверка готовности учащихся и аудитории к занятиям.

проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих в журнале.


В конце каждого тура команды оцениваются по 5 балльной системе.

Учащийся Топаев Бахытбек объяснит и покажет устройство теодолита 2Т30.

2. Презентация команд



3. Игра

I –тур

Поверки теодолитов


Преподаватель: поверки выполняют для того, чтобы убедиться в выполнении условий взаимного расположения геометрических осей теодолита и в случае нарушения этих условий исправить положение той или иной оси.

Существуют 4 вида поверок: поверка уровня, поверка сетки нитей, поверка визирной оси, поверка оси вращения трубы.

(Учащиеся показывают и объясняют на интерактивной доске.)

Поверки команды: «Ориентир»

1) Поверка уровня

Ось цилиндрического уровня на алидаде горизонтального круга должна быть перпендикулярна к оси вращения алидады.

Перед выполнением поверки выполняют горизонтирование теодолита. Затем устанавливают уровень по направлению двух подъёмных винтов и с их помощью приводят пузырёк в нульпункт. Поворачивают алидаду на 180º.

Если пузырёк уровня остался в нульпункте, то требуемое условие выполнено – ось уровня перпендикулярна к оси вращения алидады. Если пузырёк уровня ушел из нульпункта, исправительными винтами уровня изменяют его наклон, перемещая пузырёк в сторону нульпункта на половину отклонения.


Рис .1. Поверка уровня


2) Поверка сетки нитей

Вертикальный штрих сетки нитей должен быть перпендикулярен к оси вращения зрительной трубы.

Наводят вертикальный штрих сетки нитей на точку и наводящим винтом трубы изменяют ее наклон. Если изображение точки не скользит по штриху, сетку нитей надо повернуть. Для этого поворачивают корпус окуляра, ослабив четыре винта его крепления к зрительной трубе (рис.2).


Рис 2 . Крепление сетки нитей: 1- крепёжный винт окуляра; 2, 3 - горизонтальные и вертикальные исправительные винты сетки нитей; 4 – сетка нитей








Поверки команды: «Точность»

1) Поверка визирной оси

Визирная ось трубы должна быть перпендикулярна к оси вращения трубы.

Если визирная ось перпендикулярна к оси вращения трубы, то отсчёты по горизонтальному кругу при разных положениях вертикального круга (круг

слева и круг справа) и наведении на одну и ту же точку будут различаться ровно на 180º. Если разность отчетов отличается от 180°, то ось вращения трубы не перпендикулярна к визирной оси (рис.3). При этом соответствующие отсчёты Л и П отличаются от правильных значений на одинаковую величину с, получившую название коллимационной ошибки.

При выполнении поверки визируют на удалённую точку при двух положениях круга и берут отсчёты Л и П. Вычисляют коллимационную

погрешность с = (Л - П ± 180°) ¤ 2, которая не должна превышать двойной точности теодолита.

Если коллимационная погрешность велика, то наводящим винтом алидады устанавливают на горизонтальном круге верный отсчёт, равный (Л - с) или (П + с). При этом центр сетки нитей сместится с изображения точки. Отвинчивают колпачок, закрывающий винты сетки нитей, ослабляют один из вертикальных исправительных винтов, и, действуя горизонтальными

исправительными винтами, совмещают центр сетки нитей с изображением точки. Закрепив ослабленные винты, поверку повторяют.





Рис 3. Поверка визирной оси: ss - визирная ось; tt - верное положение оси вращения трубы; t1t1, t2t2 -положение оси вращения трубы при круге право и круге лево.






2) Поверка оси вращения трубы

Ось вращения трубы должна быть перпендикулярна к оси вращения алидады.

Установив теодолит вблизи стены здания, визируют на высоко расположенную под углом наклона 25 - 30º точку Р (рис. 4). Наклоняют трубу до горизонтального положения и отмечают на стене проекцию центра сетки нитей. Переводят трубу через зенит, вновь визируют на точку Р и отмечают её проекцию. Если изображения обеих проекций точки не выходят за пределы биссектриссы сетки нитей, требование считают выполненным. В противном случае необходимо исправить положение оси вращения трубы. Исправление выполняют в мастерской, изменяя наклон оси.



Рис.4. Поверка оси вращения зрительной трубы




Оцениваем: активность, знание.

(Подводим итоги первого тура, оцениваем команды по 5 балльной системе).



II-тур

«Кто – сильнее, кто- умнее?!»

Второй тур состоит из 5 задач, для каждой команды.

(Командам раздаются карточки с заданиями).


Задачи для команды «Ориентир»


Задача №1.

Определить румб линии r по заданному азимуту.

А=234°17´

r-?

Решение:

Формула: 3 четверть (ЮЗ) r= А-180

r=234°17´-180=54°17´

234°17´

- 180


= 54°17´

Задача №2.

Определить МО вертикального круга теодолита ТТ5 по отсчетам.

П=5°26´, Л=354°36´

Решение:

Формула: МО=П+Л+360°/2

МО=5°26´+354°36´+360°/2=720°02´/2=360°01´

Задача №3.

По измеренному дирекционному углу α2-3=110°07´ стороны 2-3 и внутреннему углу β2=83°14´. Определить дирекционный угол α3-4.

Дирекционный угол α3-4 определяют по формуле

α3-4 = α обр3-2 -β2= α2-3+180-β2

Решение:

α3-4 =110°07´+180-83°14´=206°53´

110°07´

+ 180

290°07´

- 83°14´

206°53´

Задача № 4

Определить румб линии 2-3, если r1-2=СВ:55°00´

Β2=95°08´

Решение:

R2-3=180-( r1-2+β2)

R2-3=180-(55°00´+95°08´)=29°52


Задача №5

Измеренные углы хода приведены в табл. Исходный дирекционный угол

α1-2= 12°30´

( Задачник по геодезии стр.82)


Задачи для команды «Точность»


Задача №1.

Дан румб линии r. Определить азимут этой же линии.

r=ЮЗ:73°26´

Решение:

А=180+ r

А=180+73°26´=253°26´

Задача №2.

Вертикальный угол измерен теодолитом Т30. Найти МО вертикального круга при П=5°21´,Л=174°40´

Решение:

МО=(П+Л+180):2

МО=(5°21´+174°40´+180):2=360°01´:2=180°0,5´=0°0´30´´.

Задача №3. По дирекционным углам α1-2=67°12´ и α2-3=147°09´ сторон 1-2 и 2-3, образующим справа по ходу лежащий внутренний угол β2, определить его величину.

Решение:

В2=α обр1-2 – α2-3,

Обратный дирекционный угол αобр1-2±180

Подставив значение обратного дирекционного угла, получим:

Β2=α1-2+180 –α2-3

В2=67°12´+180-147°09´=100°03´

+180°

247°12´

- 147°09´

100°03´

Задача №4.

Определить румб линии 2-3.

R1-2=ЮЗ:21°20´

В2=89°16´

Решение:

R2-3=180-(21°20´+89°16´)=69°24´

21°20´ 180

+ 89°16´ - 110°36

110°36´ 69°24´

Задача №5

Измеренные углы хода приведены в табл. Исходный дирекционный угол

α1-2= 323°07´

(книга «Геодезия» стр.126-127)

Проверяем задачи.

Оцениваем: знание, быстроту,организованность команды, активность.

(Подводим итоги второго тура, оцениваем команды по5 балльной системе).


III-тур

Теодолитная съемка


С каждой команды выходят по 2 учащихся для теодолитной съемки, им даются 2 точки, которую они должны снять. И по точкам КП (круг право) и КЛ( круг лево) надо найти средний отсчет угла β2.

Одновременно командам даются формат А1 и маркеры, за время пока

учащиеся делают теодолитную съемку команды составляют кроссворд и сдают жюри для оценки.

Оцениваем: активность, знание, быстроту и организованность команды.

(Подводим итоги третьего тура, оцениваем команды по5 балльной системе)


IV- тур


Работа с карточками


(Каждый обучающийся выбирает карточку, дается время на подготовку.)


Карточка №1

Что такое штатив?


Карточка №2

Основные правила обращения с теодолитом и уход за ним.



Карточка №3

Что такое азимут?



Карточка №4

Что такое верньер?



Карточка №5

Место нуля – это ….



Карточка №6

Расскажите, про прибор дальномер.



Карточка №7

Расскажите, про прибор эккер.



Карточка № 8

Что такое теодолитная съемка?



Карточка №9

Что такое камеральная подготовка?



Карточка №10

Рекогносцировка – это …



Карточка №11

Начертите схему замкнутого теодолитного хода.



Карточка №12

Начертите схему разомкнутого теодолитного хода.



Карточка №13

Что такое полигонометрия?



Карточка №14

Абрис – это …


Карточка №15

Напишите формулу вычисления дирекционных углов и румбов замкнутого теодолитного хода



Карточка №16

Приведите основные виды теодолитов и их марки.



Карточка №17

Что такое дирекционный угол?



Карточка №18

Что такое румб?



Карточка №19

Напишите формулу дирекционного угла 3 четверти (ЮЗ )



Карточка №20

Напишите формулу румба 4 четверти (СЗ)



Карточка №21

Напишите формулу дирекционного угла 1 четверти (СВ)



Карточка №22

Напишите формулу румба 2 четверти (ЮВ)



Карточка №23

Магнитный румб – это …



Карточка №24

Начертите схему диагонального хода.



Карточка №25

Начертите схему висячего хода.



Оцениваем: знание, быстроту.

(Подводим итоги четвертого тура, оцениваем команды по 5 балльной системе).

4. Подведение итогов урока, награждение

(Награждается самая активная команда и самый активный учащийся.)

5. Выдача домашнего задания

Родионов В.И. «Геодезия» стр. 113-131 повторить.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Открытый урок по геодезии на тему "Теодолитная съемка"

Автор: Аубакирова Торгын Нуралиновна

Дата: 25.05.2017

Номер свидетельства: 418465


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства