kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по экологии 5 класс «Особенности географического положения, территория и границы Брянской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по экологии 5 класс «Особенности географического положения, территория и границы Брянской" с использованием тетради на печатной основе и презентацией. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по экологии 5 класс «Особенности географического положения, территория и границы Брянской»

Открытый урок по экологии 5 класс «Особенности географического положения, территория и границы Брянской области».

ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с особенностями географического положения, территорией и границами Брянской области.

Задачи урока

Образовательные: Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных заданий.

Развивающие: Формирование исследовательских навыков анализа географических карт, определять положение описания области.

Развитие учебно-логических умений, анализировать, сравнивать, обобщать и делать вывод.

Воспитательные: использовать воспитательный и развивающий потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.

Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Тип урока урок «открытия» новых знаний

(Планируемые результаты через компетенции)

Формируемые УУД:

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками нужные действия;

Познавательные - продолжение формирования умения работы с картами, учебной литературой, другими источниками информации;

Коммуникативные: формирование умения и навыков работы в группе и владения различными социальными ролями в коллективе;

Планируемые результаты

Предметные: Определять ГП Брянской области, показывать и называть территории граничащие со Брянской областью, анализировать преимущества и недостатки расположения Брянской области.

Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.

Личностные: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Межпредметные связи: география, литература, история

Оборудование:

Компьютер, политико-административная карта Брянской области, атласы, картосхемы областей Центральной России, в том числе и Брянской области, символика Брянской области (флаг, герб – репродукции), карта полушарий, физическая карта России, административная карта России, аудиозапись песни «Шумел сурово Брянский лес, стихи о брянском крае, выставка краеведческой литературы.

Формы урока Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Технологии Технология развития критического мышления, Здоровьесберегающая технология, разноуровнего обучения, информационные технологии.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (работа с картой, самостоятельная работа), частично-поисковый, исследовательский.

ТИП УРОКА:

Ход урока.

1.Орг. момент. Настрой.

Слайд №1

Здравствуйте! Желаю нам, чтобы урок получился интересным и продуктивным. Эпиграфом урока я взяла следующее выражение «Ученик на уроке – не пассивный исполнитель,  а активный участник» и чтобы слова не расходились с делом,  вы    на уроке  должны активно поработать.

2. Мотивация. Самоопределение к деятельности. ПРОСЛУШИВАНИЕ аудиозаписи песни

СЛАЙД №2

Вступительное слово учителя: Для того, чтобы определить тему над, которой мы с вами сегодня будем работать я дам вам несколько подсказок.

  1. Подсказка. Урок начнем с фрагмента музыкального произведения.  Прослушав который вы должны сказать, что это за песня?

ЩЕЛЧЕК
( звучит песня «Шумел сурово Брянский лес»)

Ученики: это гимн Брянской области.

Учитель: Правильно вы прослушали гимн Брянской области на стихи Анатолия Софронова музыку Сигизмунда Каца. Я рада, что вы догадались и встали. На будущее, запомните когда звучит гимн Брянской области надо вставать. Это  главная песня Брянской области, почему выбрана именно она, а не какая другая?

Ученики: Партизаны, 70 лет со дня победы в Вов

  1. Подсказка. СЛАЙД №3?еще подсказки для вас Посмотрите на доску и скажите, знакомо ли вам, то что изображено на слайде№3?

Ученики: это герб и флаг и губернатор Брянской области Богомаз Александр Васильевич.

Учитель: Да, действительно, вы правы – это губернатор Брянской области - наш земляк Богомаз Александр Васильевич. Чем являются для Брянской области Герб и флаг.

Ученики: Герб и флаг—официальные символы Бря́нской области . Под этим знаменем в годы Великой Отечественной войны армия и партизаны сражались за освобождение Брянщины.

3. Открытие новых знаний

Учитель: – Так о чем же мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

Ученики: о Брянщине.

Учитель: О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

Учитель: Мы приступаем с вами к изучению нового раздела, на который отводится (6 ч) и называется он «Край, где ты живёшь».

- Подготовить этот урок мне помогали вы, подбирая нужную информацию дома из разных источников. Значит, этот урок вы проведете вместе со мной.

- Как вы думаете, с чего мы должны начать изучение Брянского края? Сегодня на протяжении урока у нас будет путеводитель. А какой, вы узнаете отгадав на загадку:

Дорога есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя,

В реках, морях воды нет.

(Карта)

Ученики: Карта

ЩЕЛЧЕК

Слайд №4

Учитель: Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

С чего как вы думаете, мы начнем изучение Брянской области?

Ученики: с положения Брянской области на карте.

ЩЕЛЧЕК

Слайд №5-6

Учитель: тема урока перед вами, но вижу что буквы на слайде поменялись местами, помогите мне прочитать, что написано.

Учитель: Тема нашего урока «Особенности географического положения, территория и границы Брянской области».

- Географическое положение — это положение любого географического объекта относительно поверхности Земли и по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. 

- Давайте попробуем определить задачи нашего урока? Согласно темы «Особенности географического положения, территория и границы Брянской области».

Ученики: Познакомимся, где расположена Брянская область на карте России, какова площадь ее территории, с кем граничит. Как называются территории с кем граничит.

Учитель: Работать на протяжении этих уроков мы будем по рабочим тетрадям, в которых есть справочный материал.

- Давайте попробуем составить полный адрес, того места, где мы с вами живем и называем «Малой Родиной». НА ДОСКУ прикрепить

Планета: Земля

Материк: Евразия

Страна: Россия

Область: Брянская

Район: Стародубский

Село: Меленск

3. Работа над темой урока: (Актуализация знаний)

Учитель: Вы знаете, мне по душе стихотворение поэта Ильи Швеца

Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Только мне из всей моей России
Ближе к сердцу Брянщина моя.

ЩЕЛЧЕК

СЛАЙД№ 7

Учитель: Давайте вспомним, из курса географии как на карте расположены стороны горизонта.

Ученики: - Север – вверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева

Учитель: Родной Брянский край – это часть большой страны- России.

ЩЕЛЧЕК

СЛАЙД№ 8

Она находится в восточном полушарии, на материке Евразия.

ЩЕЛЧЕК

СЛАЙД №9

РАБОТА С КАРТОЙ

Учитель: Рассмотрим положение Брянской области на карте России.

ЩЕЛЧЕК

СЛАЙД №10

Она находится почти в центре Русской (Восточно – Европейской) равнины, к юго-западу от Москвы.

ЩЕЛЧЕК

СЛАЙД №11

Учитель: Посмотрите на слайд что на нем изображено, знакомо ли вам это место? Как оно может быть связано с географическим положением Брянской области и соответственно с темой нашего урока. 

Ответы учеников: Монумент дружбы "Три сестры".

ЩЕЛЧЕК

Сообщение учеников: На границе трех бывших союзных республик, на высоком холме в августе 1975 года, в год 30-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, на месте пересечения границ Беларуси, Украины и России, был установлен Монумент дружбы "Три сестры". Монумент дружбы, расположен на границе 3 государств приграничных областей - Гомельской, Брянской и Черниговской был воздвигнут Монумент дружбы "Три сестры". К монументу ведут три широкие дороги. Издали видны три пилона, увенчанных гербами дружественных государств и опоясанных широким бронзовым кольцом. Барельефы на нем запечатлели страницы общей истории трех братских народов. Ежегодно проходит форум, в котором принимают участие несколько тысяч славян из трех бывших республик.

СЛАЙД №12

Учитель: А теперь обратите внимание на герб Брянской области. Внимательно посмотрите на элементы, изображенные на нем. Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к географическому положению Брянщины? Прослушайте сообщение ученика

Прослушайте сообщение ученика: Герб Брянской области представляет собой Синий — цвет щита — принятый в геральдике цвет славянского единства, символизирует принадлежность области к славянству. В нижней части щита из одной точки расходятся три золотых луча, делящие щит на три части, каждая из которых является символом единства славянских государств: РоссииБелоруссии и Украины. Этот же элемент несёт и вторую смысловую нагрузку — историческое геополитическое положение Брянщины на схождение границ трёх славянских государств.

Учитель: Как расположена Брянская область по отношению к Белоруссии и Украины.

Ответы учеников: имеет приграничное положение.

Учитель: Итак, как вы поняли из рассказа, наша Брянщина имеет приграничное положение, она расположена на схождении границ трёх славянских государств РоссииБелоруссии и Украины

СЛАЙД №13

Физкультминутка

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

СЛАЙД №14

Работа с картой

Учитель: Прослушав сообщение , вы с вами поняли о том, что Брянская область- приграничная территория, на границе с государством Беларусь и Украиной, при этом Брянщина имеет государственную границу. Попробуйте определить учитывая стороны света с кем граничит Брянская область.

1 ряд - на западе с государством Беларусь

2 ряд - на севере - с Смоленской и Калужской областями,

3 ряд - на востоке и юго-востоке - с Курской и Орловской областями,

4 ряд - на юге с государством Украиной (Черниговской и Сумской областями).



Ответы учеников: Брянская область граничит:

- на западе - с государством Беларусь

- на севере - с Смоленской и Калужской областями,

- на востоке и юго-востоке - с Курской и Орловской областями,

- на юге с государством Украиной (Черниговской и Сумской областями).

Слайд №15

- Протяженность территории Брянской области с запада на восток 270 километров, а с севера на юг - 190.

СЛАЙД №16

- Территория Брянской области составляет 34,9 тыс. км2. Она также больше соседних Орловской (24,7 тыс. кв. км) и Калужской (29,9 тыс. кв. км) областей. По размерам территории (34,9 тыс. кв. км) она превосходит такие государства, как Бельгия (30,5 тыс. кв. км), Нидерланды (33,5 тыс. кв. км), в 13 раз — Люксембург. Она также больше соседних Орловской (24,7 тыс. кв. км) и Калужской (29,9 тыс. кв. км) областей.

- Откройте тетради на странице № 3, где расположен справочный материал к сегодняшнему уроку. Ознакомьтесь с ним. На это я вам даю 5 минут. Выполните задание. Вставьте в предложения пропущенные слова.

Россия расположена в пределах самого большого материка Земли– Евразии, при этом она занимает значительные территории в двух частях света – Европе и Азии граница между ними- Уральские горы. Брянская область находится в Европе, почти в центре Русской равнины, в Центральной части Российской Федерации, к юго-западу от Москвы, на Русской (Восточно – Европейской) равнине. Область образована 5 июля 1944 года в границах, существующей ранее Брянской губернии. На карте Брянской области можно увидеть 27 районов, 6 городских округов, 30 поселений городского типа и 225 сел. Территория Брянской области составляет 34,9 тыс. км2. По размерам территории (34,9 тыс. кв. км) она превосходит такие государства, как Бельгия (30,5 тыс. кв. км), Нидерланды (33,5 тыс. кв. км), в 13 раз — Люксембург. Она также больше соседних Орловской (24,7 тыс. кв. км) и Калужской (29,9 тыс. кв. км) областей.

Для закрепления материала

Ознакомьтесь с текстом. Вставьте в предложения пропущенные слова

Брянская область находится на материке ……………………………………….,в государстве ………………………………и расположена на ……………………………….. равнине. Административный центр город………………………………………. Я живу в ………………………………………. районе. В населенном пункте………………………………..

НА доске даны контуры областей найдите на них Брянскую область?

СЛАИДЫ №17-25

Практическая работа «Отметить на контурной карте Брянскую область (границы)».

Перед вами контурная карта Брянской области. Обведите на ней границы области (красным цветом). Определенным цветом выделите территорию.

Зеленым- государство Беларусь

Розовым- Смоленскую область

Синим- государство Украина

Оранжевым- Курскую область

Фиолетовым- Орловскую область

Голубым- Калужскую область

Слайд №26

Тест

1.Мой край расположен на материке:

А) Африка В) Евразия

Б) Австралия Г) Северная Америка

2. Мой край находится:

а) в Восточном полушарии;

б) в Западном полушарии.

3. Мой край граничит с государством:

А) Украина В) Беларусь

Б) Польшей Г) Латвия

4. Протяженность области с севера на юг по сравнению с протяженностью с запада на восток

А) больше;

Б) меньше.

5. Площадь Брянской области:

А) 32,6 кв.км;

Б) 34,9 кв.км;

В) 36,4 кв.км.

Щелчок

Взаимопроверка

ОТВЕТ НА ТЕСТ: 1 В 2 а 3 а,б 4. Б 5 б

Фронтальная беседа:

Назовите официальную дату образования Брянской области?

Назовите и покажите на карте приграничные территории.

Сделайте вывод: выгодно ли географическое положение Брянской области?

Чему равна площадь Брянской области?

СЛАЙД №27

5. Рефлексия

цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов.

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

СЛАЙД №28 Домашнее задание: Прочитать и уметь пересказывать материал на странице № 3

По желанию написать сочинение «Что я расскажу иностранцам о Стародубском районе». О том, что вы можете рассказать им о своём Брянском крае», мы говорили на уроке.

Представьте себе, что к нам приехали иностранцы и вы даете им интервью «Что вы можете рассказать им о своём Брянском крае?» Передают микрофон.

СЛАЙД №30 Спасибо за внимание









Монумент дружбы "Три сестры".

Сообщение ученика: На границе трех бывших союзных республик, на высоком холме в августе 1975 года, в год 30-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, на месте пересечения границ Беларуси, Украины и России, был установлен Монумент дружбы "Три сестры". Монумент дружбы, расположен на границе 3 государств приграничных областей - Гомельской, Брянской и Черниговской был воздвигнут Монумент дружбы "Три сестры". К монументу ведут три широкие дороги. Издали видны три пилона, увенчанных гербами дружественных государств и опоясанных широким бронзовым кольцом. Барельефы на нем запечатлели страницы общей истории трех братских народов. Ежегодно проходит форум, в котором принимают участие несколько тысяч славян из трех бывших республик.

Герб Брянской сообщение ученика: Герб Брянской области представляет собой Синий — цвет щита — принятый в геральдике цвет славянского единства, символизирует принадлежность области к славянству. В нижней части щита из одной точки расходятся три золотых луча, делящие щит на три части, каждая из которых является символом единства славянских государств: РоссииБелоруссии и Украины. Этот же элемент несёт и вторую смысловую нагрузку — историческое геополитическое положение Брянщины на схождение границ трёх славянских государств.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аржаная Любовь Владимировна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 361253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства