Внедрение в предмет ансамбль фонограмм минус для публичных выступлений на мероприятиях города, учреждениях в залах, аудиториях, где нет аккомпанирующего инструмента (ф-но,)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Игра в анспмбле"»
План-конспект открытого урока
«Игра в ансамбле как развивающая форма обучения детей на отделении духовых инструментов»
Садыкова Гульшат Зайнулловна
преподаватель МБО ДО «ДШИ им. С. Губайдулиной» ЧМР
Кожевникова Наталья Дмитриевна
концертмейстер МБО ДО «ДШИ им. С. Губайдулиной» ЧМР
Одной из важнейших и развивающих форм обучения детей на отделении духовых инструментов является игра в ансамбле. Игру в ансамбле необходимо начинать как можно раньше, так как она расширяет музыкальный репертуар, дает возможность освоить многие игровые навыки, активизирует и концентрирует внимание и слуховой анализ юного музыканта.
Многие музыканты - исполнители отмечают, что дети охотнее выступают на концертах в ансамбле, чем сольно. Видимо, чувство «локтя» надежного партнера, придает им уверенность во время выступления.
Музицирование в ансамбле способствует развитию таких качеств личности как ответственность перед партнером, чувства товарищества, умение психологически поддержать партнера во время концертного выступления.
Игру в ансамбле на отделении деревянно - духовых инструментов необходимо начинать с регулярного проигрывания произведения с концертмейстером, затем совместное исполнение музыкальных сочинений с педагогом, а потом со сверстником.
Игра в ансамбле дает большое пространство не только для профессионального, но и любительского музицирования.
Цели урока:
- Образовательная. Дать понятие учащимся об игре в ансамбле. Продолжить формирование умений и навыков ансамблевой игры.
-Развивающая.Развивать у школьников умение анализировать и контролировать игру в ансамбле.
- Воспитательная. Формировать у учащихся чувство ответственности за исполнение своей партии в ансамбле, а также чувство товарищества. Продолжать совершенствовать нравственное, эстетическое воспитание.
-Профориентационная .Формировать у учащихся интерес к профессии музыканта, исполнителя, артиста ансамбля и оркестра.
Задачи урока:
1)работа над техникой звукоизвлечения на деревянно - духовых
инструментах при игре в ансамбле;
2) работа в ансамбле : дуэт, трио;
3) игра под фонограмму.
Материально техническая база:
- кабинет- кабинет отделения духовых инструментов.
-оборудование- пюпитр, музыкальные инструменты: Флейта, блокфлейта ноутбук, флешка
Словарная работа: музыкальные термины, встречающиеся в нотах, ансамбль, дуэт, трио, квартет, ансамбль.
Тип занятия: урок получения новых знаний и применение их на практике.
Ход урока
1.Организационный этап
а) приветствие;
б) проверка явки учащихся;
в) проверка готовности учащихся к уроку
г) настрой учащихся на работу.
Педагог настраивает духовые инструменты, проверяет наличие нот у ученика и концертмейстера. Дает наставления ученикам о позитивной и активной работе на уроке.
2. Основной этап
На сцену выходят ученики по классу флейты, учащиеся V курса, «ДШИ им. С. Губайдулиной» г. Чистополя трио флейтистов в составе:
Абдрахманова Л., Храмова Е., Чехонина Е. и преподаватель Садыкова Г.З.
Исполняется сочинение «Танец Пастушков и пастушек» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Концертмейстер Кожевникова Н.Д.
Преподаватель (Садыкова Г.З.) здоровается и благодарит трио флейтистов за музыкальное приветствие всем присутствующим на открытом уроке.
Педагог оглашает тему открытого урока:
«Игра в ансамбле как развивающая форма обучения детей на отделении духовых инструментов».
Садыкова Г.З. представляет участников урока - учащихся «ДШИ им.
С. Губайдулиной» г. Чистополя: Соловьеву А., Хуснутдинову Л., Гафиятуллину Ф., Абдрахманову Л., Храмову Е., Чехонину Е..
Педагог приглашает дуэт учащихся: Хуснутдинову Л. и Гафиятуллину Ф. . Исполняется пьеса Джопа Вандерса «Калупсо».
Садыкова Г.З. объясняет присутствующим, что ребята играли одно произведение вместе, то есть в ансамбле. Слово «ансамбль» в переводе с латинского означает «вместе, слажено». Игра двух музыкантов называется- дуэт, троих- трио, четверых –квартет, пятерых- квинтет, игру более 6 или 7 музы- кантов часто называют просто ансамбль.
Садыкова Г.З. напомнила, что задачей данного урока является работа над техникой звукоизвлечения на деревянно - духовых инструментах при игре в ансамбле. Большое значение надо уделять синхронности взятия звука, равновесию звучания, а также умению передать мелодическую линию от одного исполнителя к другому.
Продолжает показ музыкального материала инструментальное трио деревянно-духовых инструментов в составе: Абдрахманова Л., Храмова Е., Чехонина Е. в их исполнении звучат:
Г. Персёл Рондо, Джоп Вандерс Вальс и дуэт блокфлейтистов в составе: Соловьева А. и преподавателя Садыковой Г.З.
в их исполнении звучат:
р.н.п. «Как пойду я на быструю речку»
«Вы пляшите вместе с нами»
Перед учениками Садыкова Г.З. ставит ряд задач:
передать художественный образ, смысл и содержание музыкального произведения;
прочитать и правильно перевести итальянские термины - обозначения темпов.
исходя из музыкального образа, необходимо владеть мышечно-двигательным аппаратом, т.е. подготовить «взятие» звука, учитывать сложности устройства музыкального инструмента;
при игре в ансамбле следить за ощущением общего ритмического пульса и согласованного взятия дыхания.
правильно выполнять агогические изменения, делать «вилочки», динамику.
Садыкова Г.З. подчеркнула, что важной задачей при игре в ансамбле должно уделять подбору равных по музыкальной подготовке учеников. Иллюстрацией к сказанному стало исполнение квартета флейтистов в составе Абдрахманова Л., Храмова Е., Чехонина Е.. Садыкова Г.З. «Аллегро» Й. Гайдн. Девочки хорошо чувствуют себя на сцене, умеют преодолеть концертное волнение.
В этом сочинении ребята показали умение передавать тему или фразу от одного исполнителя к другому, подхватывать ее и продолжать, в то же время внимательно следить за партией партнера и « слышать» вперед. Педагог показал ряд упражнений для взятия певучего и ровного звука.
Садыкова Г.З. отметила одну важную особенность исполнения музыки на эстраде - это игра под фонограмму. Эта форма интересна и востребована на современной эстраде, во время концертов в общеобразовательных школах, на молодежных вечерах.
Педагог пригласила на сцену Абдрахманову Л. Она исполнила пьесу Салиха Сайдашева Вальс под фонограмму минус.
Современная аппаратура дает возможность сделать выступление более ярким, живым, мобилизует творческое начало. Важно, что успешное выступление приносит удовлетворение и уверенность в себе, способствует повышению профессионального мастерства, служит стимулом для поступления в средние профессиональные учреждения культуры и искусства.
3. Заключительный этап
В заключении урока Садыкова Г.З. поблагодарила всех учеников за успешное выступление на уроке. Она расспросила ребят, о том, что нового они узнали. Ученики назвали слова : ансамбль, дуэт, трио.
Педагог отметила активность и внимательность ребят, поставила им за урок оценки и дала домашнее задание: старшим учащимся поработать над динамикой в « Танце пастушков и пастушек» П.Чайковского, младшим учащимся – над фразировкой в русской народной песне «Как пойду я на быструю речку».