Открытый урок "Формирование компетенций юных пианистов"
Открытый урок "Формирование компетенций юных пианистов"
Работа адресована преподавателям ДШИ и ДМШ исполнительских отделений в целях совершенствования образовательного процесса на уроках специального фортепиано. Основная цель работы - показать вариант использования личностно-ориентированной игровой (сюжетной) технологии, основанной на приеме интеграции, способствующей эффективному формированию ключевых компетенций юных пианистов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Формирование компетенций юных пианистов"»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств п. Старь»
Дятьковского района Брянской области
Открытый урок:
«Формирование компетенций юных пианистов»
Номинация: «Открытый урок»
Автор: преподаватель
I квалификационной категории
Горькая Татьяна Альбертовна
Аннотация
к открытому уроку по специальности фортепиано
Данная работа адресована преподавателям ДШИ и ДМШ исполнительских отделений в целях совершенствования образовательного процесса на уроках специальности.
Она посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу компетентностного подхода в обучении, предполагающему не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений навыков, опыта самостоятельной деятельности, обеспечивающих качество современного образования, но и воспитание лучших личностных качеств обучающихся.
Основная цель данной работы - показать вариант использования личностно - ориентированной игровой (сюжетной) технологии, основанной на приеме интеграции, способствующей эффективному формированию ключевых компетенций юных пианистов.
Интегративный подход в организации урока позволяет провести его в виде театрализованной игры. Сценарий урока составлен по сюжету сказки В.Катаева «Цветик-семицветик». Близкий по духу ребенку, он не только оживляет урок, помогая преподавателю повысить творческую и познавательную активность ученика, но и, оказывает положительное влияние на его физическую и психологическую выносливость во время урока.
Использование сюжета литературного произведения как основы для сценария урока, позволяет четко выстроить его форму, охватывающую все виды учебной деятельности (работу над упражнениями, над репертуаром, чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, игру в ансамбле) на основе которых идет формирование ключевых компетенций юных пианистов как профессиональных, так и социальных.
Содержание
Вступление
План-конспект
Самоанализ урока
Список литературы
Вступление
«В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда
играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть
к игре, и ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время
поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».
А.С.Макаренко
В настоящее время во все сферы образования и, в том числе, область музыкального исполнительства внедряется компетентностный подход – подход предполагающий формирование у учащихся в учебном процессе ключевых компетентностей.
Понятие профессиональная компетентность музыканта включает в себя наличие разносторонних знаний, навыков, умений, которые позволяют свободно ориентироваться и оперировать знаниями как области теории и истории музыки, так и в области музыкального исполнительства, а также - личного социального коммуникативного опыта.
С самых первых уроков перед преподавателем возникает вопрос формирования общепрофессиональных, профессиональных так и социальных компетенций будущего пианиста-профессионала.
К счастью, уроки специальности содержат в себе большой запас ресурсов для их формирования.
Уже к концу первого учебного полугодия ученики накапливают определенные знания, навыки, умения по специальности, которые требуют закрепления, некоторой систематизации, обобщения а, возможно, и корректировки. В этих целях проводятся итоговые обобщающие уроки. Для ученика такие уроки – это повторение и закрепление пройденного материала, а для преподавателя – один из способов формирования основных компетенций у учащихся.
Различные виды деятельности на таких уроках: работа над репертуаром, чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле и другие виды учебной работы, предполагают выполнение довольно большого объема заданий. Это может утомлять маленького пианиста, создавать дискомфорт и даже отрицательно сказываться на его здоровье. Выход из этой ситуации есть – это проведение урока, в котором есть место сказке, фантазии, присутствуют элементы игры.
Желание ребенка младшего школьного возраста участвовать в игре очень естественно. Поэтому преподавателю стоит обратить на это серьезное внимание и не отрывать преждевременно ребенка от игры, мира детских образов. Для преподавателя проведение урока – игры - это особый метод, метод больших педагогических возможностей, способствующий активному усвоению учеником теоретических практических знаний, воспитанию его творческого самовыражения, развитию эрудиции, художественного вкуса, самостоятельного мышления, а значит, накоплению всего, что составит его профессиональный багаж и будет относиться к его компетентности в изучаемой области.
Практика моей работы с начинающими показала, что урок-игра, в котором как основа его формы, используется литературный сюжет (в данном уроке - сказка В.Катаева «Цветик-семицветик») - это один из действенных и эффективных способов формирования различных видов компетенций у начинающих пианистов. Сказочная канва урока вызывает положительные эмоции, поддерживает у ученика интерес и рабочий тонус на протяжении всего урока, что позволяет ему легко справиться с большим объемом учебного материала, на основе которого идет формирование ключевых компетенций, а также обеспечивает высокую комфортность психологического климата урока.
Урок проводится в виде театрализованной игры. «Главным действующим лицом» на уроке служит любимая игрушка ребенка, «желания» которой «выполняются» с помощью цветика-семицветика сказочной феей (ученицей). Это способствует развитию воображения, повышению ответственности за качество выполнения каждого задания, ведь «желания» обязательно должны быть исполнены.
В результате интегративного подхода к содержанию урока - идеи сочетания в уроке двух видов искусств - литературы и музыки, ребенок, начинающий постигать азы музыкального искусства, имеет возможность не только осваивать выбранный вид искусства, но и параллельно знакомиться с произведениями другого вида искусства, а педагог - воспитывать личность, компетентного музыканта-исполнителя, обладающего широким спектром знаний.
Занимательным и интересным данный урок делает не только сказочный сюжет, но и наглядные дидактические пособия, которые способствуют развитию у ребенка зрительной памяти, устойчивости внимания, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения, и позволяют эффективно закреплять теоретический материал и контролировать полученные знания.
Так могут проводиться не только итоговые, обобщающие уроки. Если, преподаватель творчески подходит к проведению своих уроков с начинающими, то идея проведения сюжетных уроков может применяться и чаще. Она очень эффективна как для разностороннего и гармоничного развития ученика, так и, полезна с точки зрения снятия напряженности на уроке, поддержки интереса к занятиям.
В данном уроке преподавателю потребуется использование таких современных методов как: метод проблемного обучения, направленный на совместное с учеником решение определенных задач; метод стимулирования учебно-познавательной деятельности, реализация которого заложена в сюжете урока и легко осуществляется благодаря пожеланиям-заданиям главного героя (игрушки ученицы), и, конечно, создание ситуации успеха.
Ведущим методом урока является метод стимулирования учебно-познавательной деятельности, применение которого становится возможным благодаря приему интеграции смежных видов искусств.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что творческий подход к организации уроков для начинающих – это ключ к успешному формированию их компетенций по изучаемому предмету, который открывает двери воспитанию будущего профессионала, свободно владеющего специальными знаниями и навыками, и, бесспорно, обладающего лучшими личностными качествами.
-дидактический материал: нотный стан; изображение скрипичного и басового ключей; карточки с изображениями средств музыкальной выразительности;
-наглядное пособие «цветик-семицветик» с отрывными лепестками;
-любимая игрушка ученика.
-иллюстрации с изображением кларнета, флейты;
-мольберт.
Музыкальный материал:
1.Для освоения навыков игры:
-Произведения из сборников: А.Д.Артоболевская «Первая встреча с музыкой», Б.Милич «Фортепиано» 1 класс.
2.Для подбора на слух:
-М.Красев «Елочка».
3.Для чтения с листа:
-Пьеса по выбору педагога (ансамбль) из сборника Камаев А., Камаева А. «Чтение с листа на уроках фортепиано»
Этапы и содержание урока:
1. Организационный этап.
1.Вступительное слово педагога.
2.Организационный момент урока.
2. Основной этап.
1.Выполнение упражнений, организующих игровой аппарат.
2.Игра выученных пьес, как средства налаживания и закрепления двигательно-игровых навыков.
3.Работа над элементами гаммового комплекса (игра подготовительных упражнений).
4.Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста.
5.Работа над произведением, разучиваемым по нотам с анализом средств выразительности, образного строя произведения.
6.Подбор по слуху и транспонирование знакомой ученику мелодии.
3.Заключительный этап
1.Подведение итогов урока.
2.Оценивание работы учащейся.
3.Домашнее задание.
4. Самоанализ урока
Ход урока
1.Организационный этап
Вступительное слово
Обращение к присутствующим. «Уважаемые коллеги, гости, тема нашего отрытого урока, который мы проведем для вас с ученицей первого класса Степановой Юлей: «Формирование компетенций юных пианистов».
Цель урока: формирование ключевых компетенций у начинающих.
Главная задача урока: – создание условий для качественного формирования общепрофессиональных (музыкально-теоретических), профессиональных (музыкально-операционных – знаний, предполагающих владение способами и методами работы над музыкальными произведениями и их исполнения), так и социальных компетенций (личностных качеств).
Она решается в уроке посредством включения ребенка в мир детских образов, в мир сказки, игры.
Наш урок нетрадиционный. В нем используется сюжетная линия литературного произведения как основа его формы. Основой сценария урока служит сказка В.Катаева: «Цветик-семицветик». Использование сюжета литературного произведения, как основы для сценария урока, позволяет четко выстроить его форму, охватывающую все виды учебной деятельности (работу над упражнениями, над репертуаром, чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, игру в ансамбле) на основе которых идет формирование ключевых компетенций как профессиональных, так и социальных.
В уроке по результатам выполнения того или иного задания, будет подводиться итог о приобретенных ученицей знаниях, умениях, навыках, на основе которых у ученицы формируются ключевые компетенции.
Организационный момент.
Преподаватель: «Сегодня у нас праздник, ведь к нам на урок пришли гости: преподаватели нашей школы и школ нашего района.
Нам с тобой предстоит подвести итоги нашей совместной работы за первое полугодие, поэтому мы должны показать все, чему научились за это время, постараемся проявить свои творческие способности.
Наш сегодняшний урок не совсем обычный, потому, что в нем будет участвовать твоя любимая игрушка - лев, которого ты по моей просьбе взяла сегодня с собой на урок, а также «волшебный» цветик-семицветик (он у нас находиться на мольберте). Они и помогут нам провести наш сказочный урок.
Сегодня твоему левушке предстоит многое узнать о тебе, о том, что и как ты изучаешь на уроках специальности и чему уже научилась. Льву надо будет загадать семь желаний (я буду их озвучивать за него), которые и помогут ему все об этом узнать. Ты на уроке будешь феей-волшебницей, которая будет исполнять эти желания. Получится так, что, загадывая желания, лев будет давать тебе разнообразные задания. Загадывая желание, лев должен, отрывая по одному разноцветному лепестку от цветка, произнести сказочное заклинание: «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели». Лепесток должен «превратиться» в ноту и «опуститься» на нотный стан. Ты будешь помогать лепесткам, располагая их на нотоносце по звукоряду, начав с ноты «до» первой октавы.
На уроке все будет происходить как в сказке «Цветик-семицветик» известного писателя Валентина Петровича Катаева, создавшего книги для детей и взрослых. Сказка «Цветик-семицветик» написана им в 1940 году. Ей уже больше 70-ти лет! Она уже бабушка для нас. Бабушки всегда воспитывают своих внуков, учат их всему хорошему. Поэтому и эта волшебная сказка-бабушка тоже нас научит быть отзывчивыми, добрыми, упорными в работе.
Я коротко расскажу, о чем в сказке идет речь. Главная героиня сказки - обычная девочка Женя. Она получает в подарок от волшебницы сказочный цветок с семью разноцветными лепестками, который мог моментально исполнять любое ее желание. Девочка загадывала разные желания. Все желания, кроме одного, Женя загадывала для себя, но последний сказочный лепесток она использовала, чтобы помочь больному мальчику выздороветь.
Мне очень симпатична эта сказка, поэтому я решила провести наш урок по сюжету этой сказки. Ведь она учит нас быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим.
2. Основной этап.
Задание №1.
Цель: организация игрового аппарата ученицы.
Время выполнения - 2 мин.
Лев:«Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели».
Хочу узнать, делают ли музыканты специальную зарядку, как и я утром, когда просыпаюсь».
Ученица помогает льву оторвать лепесток и кладет его на нотный стан на место ноты «до» первой октавы.
Ученица выполняет ряд упражнений направленных на мышечные ощущения игрового аппарата и освобождение от зажимов:
-«Балерина» (сделать вдох - подняться на носки, руки вверх, выдох – наклон, руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки).
-«Новая и сломанная кукла» (сидеть, ровно держа спину, затем дать кукле «сломаться»).
-«Подковки» (прикоснуться к подушечке каждого пальца карандашом, «поставив» на них «подковы»).
-«Висячий мост» (зацепиться за крышку клавиатуры кончиками пальцев, покачать «мост»).
Задание на дом: начинать занятия с выполнения данных упражнений.
Вывод: Идет воспитание навыков активного мышечного самоконтроля.
Задание №2.
Цель: проверка усвоения элементов пианистической пластики, создание атмосферы увлеченности содержанием и образами пьес, что способствует развитию и совершенствованию пианистической техники. Развитие навыка концертного выступления и исполнения произведений.
Время выполнения -10 мин.
Лев: «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Хочу оказаться на настоящем концерте».
Ученица «помогает льву», оторвав лепесток, кладет его на нотный стан на место ноты «ре» первой октавы.
Преподаватель: «Добрая фея, тебе предстоит выполнить это желание. Ты сможешь устроить для своего друга настоящий концерт, ведь ты уже выучила много интересных произведений, разных по жанрам и характеру.
А что придает характер каждой пьесе?».
Ученица: «Средства музыкальной выразительности».
Повторяем средства выразительности: темпы, штрихи, динамические оттенки (работа с карточками).
Преподаватель:«Вспомни, что обозначает слово «динамика» в музыке».
Ученица: «Это сила звучания: громко – тихо».
Преподаватель: «Ты уже знаешь, что для передачи настроения музыки очень важное значение имеет темп. Назови знакомые тебе темпы».
Ученица: «Медленный, быстрый, умеренный».
Преподаватель: «Без каких средств выразительности просто не может обходиться музыка?».
Ученица: «Без штрихов».
Преподаватель: «Что обозначает музыкальный термин «Штрих»?».
Преподаватель: «Концертное выступление для музыканта – это результат большого труда, серьезное и ответственное дело, за которое исполнитель несет ответственность перед композитором, слушателем, преподавателем и, конечно, перед собой, но это и праздник, на котором он дарит слушателям радость.
Значит надо стараться играть так, чтобы доставить радость и удовольствие всем.
Старайся передать характер каждой пьесы точно, чтобы можно было представить себе, о чем рассказывает музыка, узнать ее образы.
Играй в темпе, с точными штрихами, динамическими оттенками. Следи за положением и свободой рук».
Ученица объявляет и играет выученные произведения:
-«Вальс собачек» (в ансамбле с преподавателем).
-Мелодия из музыкальной шкатулки. «Живем мы на горах» (в ансамбле с преподавателем).
-Мотив из Второй венгерской рапсодии Ф.Листа. «Прыг-скок» (в ансамбле с преподавателем).
-Украинский народный танец «Казачок» (в ансамбле с преподавателем).
-С.Ляховицкая. «Где ты, Лека?».
-С.Ляховицкая. «Дразнилка».
-К.Лонгшамп-Друшкевичова. «На катке».
-Н.Любарский. «Курочка».
-А.Руббах. «Воробей».
-И.Филипп. «Колыбельная».
-Л.Книппер.«Полюшко-поле».
-С.Прокофьев- «Болтунья» (в ансамбле с преподавателем).
Ученица успешно справляется с заданием, исполнив все пьесы в характере.
Преподаватель: «Как ты думаешь, понравился концерт твоему льву? Все ли тебе удалось исполнить в характере, всех ли персонажей узнал он в твоем исполнении?».
Ученица дает общую оценку своего исполнения (хорошо – плохо) и что получилось не очень удачно. Преподаватель в беседе помогает ученице заметить допущенные неточности в исполнении некоторых пьес и исправить их, давая пояснения, сопровождая их при этом собственным показом точного исполнения. Ученица исправляет допущенные ошибки в практической работе.
Задание на дом: Даются советы для домашней работы. Особое внимание ученицы обращается на работу над характером произведений.
Выводы:
-Идетактивноеналаживание двигательных навыков на выученных пьесах.
-Развитие слухового восприятия музыки и эмоционального отношения к исполняемым произведениям.
-Развитие навыков концертного выступления.
-Развитие навыков вести диалог.
-Развитие навыков самоанализа.
Задание №3.
Цель: освоение элементов гаммового комплекса, развитие пластики движений рук, формирование навыков слухового и мышечного самоконтроля (звуковая ровность и удобство исполнения).
Время выполнения - 5 мин.
Лев:«Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Хочу, чтобы пальцы у Юли были ловкими, смелыми, быстрыми как мои лапы и никогда не уставали».
Ученица «помогает льву» оторвать очередной лепесток и кладет его на нотный стан на место ноты «ми» первой октавы.
Преподаватель: «Чтобы осуществить это желание льва, тебе, фея, надо научиться играть гаммы. Но прежде, чем играть гаммы, давай поиграем подготовительные упражнения к ним».
Ученица играет подготовительные упражнения:
-«Ящерица» (Играется элемент хроматической гаммы от клавиши «фа» до «си» каждой рукой 1и 3 пальцами, закрепляется понятие хроматизм).
-«Паровозик» (Играются гаммы по слуху от клавиши «до» по квинтовому кругу по 4 звука каждой рукой, вводится понятие тетрахорд).
-«Занавески» (Играется расходящаяся гамма от клавиши «ми», закрепляется понятие гамма в противоположном движении).
-«Шмель» (Играются аккорды от заданных учителем клавиш, закрепляется понятие аккорд ).
-«Танкист» (Играется упражнение по Ш.Ганону из сборника «Пианист-виртуоз», часть 1, №2, отрабатывается координация параллельного движения двух рук).
Преподаватель следит за постановкой рук, корректирует и направляет внимание ученицы на пластику движений рук, активность пальцев. Особое внимание уделяется 1пальцу, звукоизвлечению.
На дом дается задание: играть упражнения, следить за звуком, за постановкой рук.
Вывод:идет теоретическое и практическое освоение элементов гаммового комплекса.
Задание №4.
Цель: развитие навыка чтения с листа.
Время выполнения - 10 мин.
Лев: «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Хочу узнать, как музыканты сразу могут сыграть незнакомую пьесу по нотам».
Ученица помогает льву оторвать лепесток и кладет его на нотный стан на место ноты «фа» первой октавы.
Преподаватель: «Это у музыкантов называется чтением с листа. Мы знаем, что чтобы играть по нотам, музыканту надо много знать и уметь. Он должен знать из чего состоит музыка: музыкальную грамоту (ноты в скрипичном и басовом ключе, длительности нот и пауз, размер такта, штрихи); знать, как устроена мелодия (видеть фразы, мотивы) и уметь выразительно, в темпе ее исполнять; уметь играть без остановок, в указанном темпе, не глядя на клавиатуру».
Ученица с помощью вопросов преподавателя анализирует текст выбранного произведения: название пьесы, автор, темп, форма, тактовый размер, ритмические особенности, повторяются ноты, штрихи, направления движения мелодии по фразам, выполняется сравнительный анализ фраз, определяется тональность, затем оно играется в ансамбле с преподавателем.
На дом дается задание по чтению с листа.
Вывод:идетразвитие навыков чтения с листа: навыка графического восприятия текста и ритмических структур; знание и умение видеть в тексте простые интервалы.
Задание №5.
Цель: развитие навыков работы с нотным текстом.
Время выполнения - 5 мин.
Лев:«Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Хочу побывать на балу в сказочном замке».
Ученица «помогает льву» оторвать лепесток и кладет его на нотный стан на место ноты «соль» первой октавы.
Преподаватель:«Юля, с каким старинным танцем мы с тобой начали знакомиться на прошлом уроке?»
Ученица: «С «Менуэтом» композитора Леопольда Моцарта, отца Вольфганга Амадея Моцарта. Портрет Вольфганга Амадея Моцарта висит у нас в классе».
Преподаватель: «Что ты можешь рассказать о нем? Я просила тебя найти к уроку иллюстрации балов старинного времени».
Ученица рассказывает о танце, о костюмах, определявших стиль этого танца о стиле эпохи, сопровождая рассказ подготовленными иллюстрациями балов того времени и отвечает на ряд вопросов: кто его танцует, какие инструменты могли исполнить танец, какой темп у танца, какие движения характерны для него.
Преподаватель:«Играй выразительно каждую фразу, слушай окончания фраз, играй их тише. Старайся музыкальными интонациями передать движения «танцующих» (вежливые поклоны, плавные, скользящие движения по паркету)».
Ученица играет 1 часть пьесы по нотам каждой рукой. Преподаватель дает возможность ученице самой оценивать результаты своей работы (что надо было сделать, что получилось - не получилось, почему не получилось). Педагог помогает найти ошибки, затем поясняя словесно, и, демонстрируя правильное исполнение, устраняет неточности. Совместно с ученицей добиваются хорошего результата - качественного исполнения.
На дом дается задание: отработать текст партии правой и левой руки, точно выполняя штрихи, аппликатуру, работать над фразировкой, соединить партии обеих рук. Следить за интонированием.
Выполняется устный разбор 2 части. Идет анализ формы, мелодии, штрихов пьесы.
На дом дается задание:выполнить разбор партии правой руки 2 части пьесы.
Преподаватель:«Для передачи стиля старинного танца, важно знать какие инструменты его исполняли. Всякий голос имеет свою неповторимую окраску, тембр. Тембр в музыке – это как краска в живописи. Звучание каждого инструмента неповторимо, как и голоса людей».
Педагог читает стихотворение, данное в методических рекомендациях сборника А.Д.Артоболевской: «Нежно играет нам кларнет…» и играет «Менуэт» на синтезаторе, выбрав тембры кларнета, флейты, с целью воссоздания стиля эпохи и знакомства ученицы с новыми инструментами и их тембрами.
Показываются картинки с изображением инструментов флейты, кларнета.
Вывод: развивается музыкальное мышление, способность анализировать музыкальное произведение, словарный запас обогащается новыми терминами, воспитываются умение осознанно воспринимать форму произведения, творчески передавать образ произведения.
Задание №6.
Цель: формирование навыков подбора и транспонирования, развитие мелодического и гармонического слуха.
Время выполнения - 3 мин.
Лев: «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Хочу, услышать мою любимую новогоднюю песенку про маленькую елочку».
Ученица «помогает льву» оторвать лепесток и кладет его на нотный стан на место ноты «ля» первой октавы.
Ученице дается задание.
Ученица играет и поет детскую песенку М.Красева «Елочка» в (до, ре, ми, фа) мажоре с басовой поддержкой мелодии.
На дом дается задание: подобрать мелодию песенки от звуков «ре», «ми» и определить ее тональность.
Вывод: активно развивается мелодический и гармонический слух, воспитывается навык транспонирования.
Задание №7.
Лев: «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели».
Ученица помогает льву оторвать лепесток и кладет его на нотный стан на место ноты «си» первой октавы.
Преподаватель: «Придумай сама, что еще мог бы загадать лев, отрывая последний седьмой лепесток у волшебного цветика-семицветика».
Ученица озвучивает придуманное желание.
Преподаватель: «Посмотри, наши семь лепестков превратились в семь нот, а их цвета чередуются как семь цветов у радуги. Чем не волшебство?»
3.Заключительный этап
Преподаватель: «Наше путешествие со львом по стране музыки подошло к концу. Тебе понравилось быть в роли доброй феи-волшебницы?».
Ученица:«Очень понравилось».
Преподаватель:«Как ты считаешь, цветик-семицветик помог левушке больше узнать о музыке, о тебе?».
Ученица: «Да. Помог».
Преподаватель:«Я тоже так думаю. Сегодня ты, исполняя желания льва, выполнила много разнообразных заданий, которые не только познакомили льва с огромной страной музыки, но и, как настоящие волшебники, помогают тебе расти как музыканту. Все желания левушки были выполнены успешно. Ты была внимательна на уроке, старалась выполнять каждое задание хорошо, опираясь на свои знания и мои советы. Твоя работа заслуживает высокой оценки - «5».
Хотя у нас не осталось больше волшебных лепестков, мне тоже хочется загадать желание, чтобы ты полюбила наши уроки и никогда не расставалась с музыкой. А еще, пожелание - почитать вместе с мамой книгу Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик», посмотреть мультфильм по данной сказке. Я думаю, что они тебе понравятся. А еще можешь познакомиться с его книгой «Дудочка и кувшинчик».
Самоанализ урока
Юля - ученица первого класса отделения «Музыкальное исполнительство». Занимается в классе специального фортепиано первый год. Обладает хорошими природными музыкальными данными. Девочка очень дисциплинированная, старательная, целеустремленная. В занятиях всегда внимательна: поставленные задачи старается выполнять точно, умеет самостоятельно замечать свои ошибки, допущенные при выполнении заданий, что положительно влияет на качество работы на уроках.
Недостаточно разностороннее общее развитие ученицы, вызвало желание провести урок не только формирующий ее музыкальную компетентность, но и развивающий ее общий кругозор.
Поэтому был выбран тип урока на интегративной основе. Интегративная основа урока позволила гармонично выстроить урок и провести его в виде театрализованной игры, что отвечает возрастным особенностям и потребностям ученицы в игре, в сказке.
Единая сюжетная линия урока, основанная на близком ребенку по духу литературном произведении, позволила охватить все виды урочной деятельности: работу над репертуаром, чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, игру в ансамбле, которые были успешно реализованы на уроке, а также познакомить с произведением смежного искусства.
Тема урока: «Формирование компетенций юных пианистов» была реализована через выполнение ученицей комплекса последовательных заданий, дающих возможность гармонично формировать у нее ключевые компетенции.
В реализации целей и задач по теме урока выявлены следующие результаты:
2.-Идет процесс воспитания двигательно-игровых навыков, посредством работы над техникой, пластикой движений, накопления исполнительских секретов (приемов, способов работы за инструментом).
-Развиваются первоначальные навыки игры по нотам посредством чтения с листа в ансамбле.
-Развивается музыкально-образное мышление учащейся, расширяется музыкальный кругозор, идет накопление слуховых представлений посредством работы над разнохарактерными пьесами.
-Развиваются все компоненты музыкального слуха.
-Развиваются навыки подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамбле.
-Ученица:
-умеет применять полученные знания для решения художественно- творческих задач.
-умеет выполнять художественные задачи.
-осваивает понимание музыкальной формы.
-оценивает свою деятельность.
Результат: Формируются профессиональные (музыкально-операционные – знания, предполагающие владение способами и методами работы над музыкальными произведениями и их исполнения), социальные компетенции (личностные качества);