Открытый урок " Дробные выстукивания в русском танце"
Открытый урок " Дробные выстукивания в русском танце"
Открытый урок "Дробные выстукивания в русском танце" проведен в рамках педагогического совета в Детской школе искусств №3. Цель урока: овладеть методикой исполнения дрбных выстукиваний, выучить комбинацию в характере русского танца у станка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок " Дробные выстукивания в русском танце"»
Михайлова Елена Александровна,
преподаватель хореографических дисциплин
МАУДО города Нижневартовска «Детская школа искусств №3»
Открытый урок «Дробные выстукивания в русском танце»
Цель:
- овладение методикой исполнения дробных выстукиваний;
- выучить комбинацию дробных выстукиваний в характере русского танца у станка;
Задачи:
Образовательные:
-совершенствование, закрепление и отработка пройденного материала;
-совершенствование навыков манеры исполнения дробных выстукиваний;
Развивающие:
-научиться выполнять в различных темпах и ритмах дробные выстукивания;
-развитие навыков координации;
- развитие чёткости, ритмичности в выполнении упражнений;
Воспитательные:
- воспитание настойчивости в приобретении знаний и умений;
-способствовать воспитанию ответственности, силы воли, дисциплинированности;
Тип урока: урок изучения нового материала и совершенствования умений и навыков
Вид урока: традиционный
Форма обучения: групповая
Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа.
Перечень методического обеспечения:
-баян;
- подборка нотного материала;
План проведения:
1. Организационный момент.
2. Проверка и отработка пройденного материала.
3. Методика исполнения дробных выстукиваний.
4. Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.
5. Анализ результата урока.
6. Задание обучающимся.
Ход урока:
1. Организационный момент:
– приветствие
– сообщение темы урока;
2. Проверка пройденного материала:
- «PLIE» в характере русского танца;
-упражнение на «Battman tendu» в характере русского танца;
- «маленькие броски» в характере молдавского танца;
- «круговые движения ногой по полу» в характере белорусского танца;
- «каблучное упражнение» в характере русского танца;
- «низкие развороты» в характере украинского танца;
3. Методика исполнения дробных выстукиваний:
В русском танце имеется весьма распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби».
Дроби весьма разнообразны по ритму и технике исполнения. В некоторых случаях дробь исполняется ударами поочередно одной и сразу же другой ногой в разных ритмических сочетаниях. Нога с каждым ударом опускается сильно и четко, на всю ступню.
В двойной дроби исполнитель два раза подряд ударяет одной ногой об пол, причем первый удар короткий, после него нога тотчас же упруго отделяется от пола; со вторым ударом нога крепко становится на пол, как бы припечатывая. В дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей ступней, но также или каблуком, или подушечкой стопы, причем акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар.
В русском танце есть множество дробей и комбинаций из них. Часто про дробь говорят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В зависимости от региона России дробь называют «топотухой», «дробец», «пристуки», «дробью-пристуком», «оттопами», «топотушками» и т.д. Это движение русского народного танца состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, каблуком и полупальцами. Перед тем, как начать исполнять дроби, необходимо освоить выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком.
Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах.
Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы.
Исполняются преимущественно в характере русского, испанского, мексиканского и других народных танцев, в которых много различных дробных элементов движений.
Дробные выстукивания могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться в сочетании с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями.
Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол.
Притопы в русских плясках очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню.
Притопы выполняются весело, задорно, лихо.
Богатство и разнообразие дробей заключается не только в различных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, присущей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те, ни на другие и т.д.
4. Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.
Музыкальный размер- 2/4, исходное положение - 6-ая позиция ног, правая рука через 1-ую позицию открывается во 2-ую и закрывается на пояс в кулачек.
1такт - 1 - шаг на правую ногу, левую ногу приподнять над полом
-и- удар пяткой правой ноги, левую ногу приподнять над полом
-2- двойной удар левой ногой по 6-ой позиции, правую ногу приподнять
-и- наступить на правую ногу, левую ногу приподнять
2такт - 1- удар пяткой правой ноги, левую ногу оторвать от пола
-и- двойной удар левой ногой, правую ногу приподнять
-2- наступить с силой на правую ногу
-и- наступить на левую ногу
3такт - как 1-ый такт
4такт -1и –как "1и" 2-го такта
-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию
-и- пауза
5такт - 1и2 - "горох" с правой ноги
-и- удар левой ногой по 6-ой позиции
6такт-1и2 - "горох" с левой ноги
-и- удар правой ногой по 6-ой позиции
7такт -1- удар правой ногой по 6-ой позиции с силой, затем приподнять правую ногу над полом
-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять
-2- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять
-и- приставить левую ногу в 6-уго позицию
8такт-1- соскок в 6-ую позицию с акцентом в пол
-и- поворот на каблуках от станка на З6О градусов, руки на пояс
-2- сесть в 6-ую позицию с акцентом в пол
-и- пауза
9такт -1- с акцентом в пол наступить на правую ногу, левую ногу приподнять до середины икры правой ноги
-и - два переступания по 6-ой позиции на левую, затем на правую ногу
-2- сесть с акцентом на левую ногу, правую ногу поднять над полом до середины икры левой ноги
-и- два переступания по 6-ой позиции, сначала на правую, затем на левую ногу
10такт -1 - с акценту сесть на правую ногу, левую ногу приподнять
-и2 - два подскока на правой ноге, левая нога согнута
-и - два переступания по 6-ой позиции, сначала с левой, затем с правой ноги
11такт -1- удар левой ногой с акцентом по 6-ой позиции, правую ногу приподнять до середины икры левой ноги
-и- два переступания по 6-ой позиции сначала на правую, затем на левую ногу
-2- удар правой ногой с акцентом в пол, левую ногу приподнять
-и- два переступания по 6-ой позиции сначала с левой, затем с правой ноги
12такт -1- сесть с акцентом в пол на левую ногу, правую ногу согнуть
-и2 - два подскока на левой ноге, правая нога согнута
-и- подскок на левой ноге
13-14такт - 1и- "горох" по полукругу от станка на 18О градусов
-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию
-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять
15такт -1- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять
-и- левую ногу поставить вперед на каблук
-2- приставить правую ногу к левой ноге в 6-ую позицию на каблук
-и- переступить накаблуке левой ноги по 6-ой позиции
16такт -1- соскок в пол по 6-ой позиции
-и- поворот на каблуках по 6-ой позиции к станку на 360 градусов, руки на поясе
-2- с акцентом в пол сесть в 6-ую позицию
-и- пауза.
Всю комбинацию повторить с левой ноги.
5. Анализ результата урока
6. Задание:
Отработка и дальнейшее совершенствование методики исполнения всех комбинаций, а также знать терминологию народного танца и грамотно выполнять движения у станка.
Список литературы
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003.
Иноземцева Г. Народный танец. М.. "Знание", 1971.
Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие.- СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.
Митакович Л.А. Подготовка будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач. Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». Выпуск № 116 / 2009.
Ткаченко Т. Народный танец. М. "Искусство", 1967.
Ткаченко Т. Народные танцы. М., "Искусство", 1975
Устинова Т. Русский народный танец. М.. "Искусство". 1976.