Просмотр содержимого документа
«Открытый урок, тематическая лекция-концерт "Детский альбом" П. И. Чайковского »
О Т К Р Ы Т Ы Й У Р О К
Тема
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
П. И. ЧАЙКОВСКОГО
Преподаватель общего фортепиано
Котомкина З. В
Форма урока - открытый урок, тематическая лекция-концерт
Тема урока - «Детский альбом» П. И. Чайковского
Цели урока - воспитание национального самосознания
- духовное обогащение
Задачи урока - знакомство с историей создания фортепианного цикла
- фортепианный стиль и основные исполнительские трудности «Детского альбома»
- умение анализировать музыкальный материал
- развитие музыкального мышления
- развитие воображения и творческой фантазии
Методыреализации поставленных задач
- словесный
- практический
- наглядный
- эмоциональный
- творческий
Структура урока:
I. Вступление - история создания «Детского альбома» П. И. Чайковского - 5 минут
II. Основная часть - разбор некоторых пьес фортепианного цикла с иллюстрированием учащихся моего класса – 35 минут
III.Заключение – 5 минут
Здравствуйте, уважаемые педагоги, родители и милые дети.
Сегодня тема открытого урока – цикл пьес, написанных для детей Петром Ильичем Чайковским – «Детский альбом».
Судьба композитора всегда отражается в его творениях. Судьба П.И. Чайковского, как бы лишенная особенно ярких событий внешне, наполнена глубокими внутренними бурями. История создания «Детского альбома», интонационное содержание фортепианного цикла несет в себе скрытый подтекст.
«Детский альбом» ор. 39 завершен в мае месяце 1878 года и в том же году издан П. Юргенсоном с посвящением Володе Давыдову. Владимир Давыдов сын родной сестры Чайковского, любимый племянник композитора. На титульном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману». По просьбе композитора к каждой пьеске были выполнены художественные иллюстрации. Чайковский в своем письме так сам рассказал про свой замысел: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата».
Познакомившись с новым сочинением Чайковского для детей, маститые музыканты с удивлением высказали некоторые сомнения композитору. Детский цикл был странным, очень необычным! Не слишком ли серьезна и строга музыка первой пьесы фортепианного цикла «Утренней молитвы»? А пьеска «Похороны куклы»? Это, безусловно, настоящий траурный марш! А в последнем номере цикла, пьесе «В церкви» такой скорбный, мрачный колорит? Да и лирика «Сладкой грезы» страстна не для детского восприятия!
Сможет ли такой необычный фортепианный цикл быть признан учителями и их учениками?
На последний вопрос сегодня есть точно бесспорный ответ – и педагоги, и их ученики более ста лет с удовольствием наслаждаются и изучают эту бессмертную музыку. Мир ребенка! Как он сложен и богат: и это не только развлечения, игры, но и первые серьезные мысли о жизни, тайне смерти, о Боге. Несмелые, смутные порывы зарождающихся чувств. Выдающийся отечественный музыковед А. Д. Алексеев в своем труде «История фортепианного искусства» точно подметил о «Детском альбоме»…«Как и в произведениях для взрослых, Чайковский стремится раскрыть жизнь во всем ее многообразии, не приукрашивая ее тяжелых сторон». Конечно, все это так! Но все же, когда внимательно вслушиваешься в «Детский альбом», есть понимание, ощущение не совсем полного объяснения. Не беззаботно детским, а глубоко личным и мудрым веет со страниц цикла. Эта тайная боль заставляет нас прислушаться еще более, понуждает искать некий «второй смысл» в знакомых в детства пьесках…
Композитор создал образы ясные, узнаваемые. Пьески как образец из методического материала, с точной понятной формой, четкой структурой. «Камаринская» - пример вариаций, а пьеса «Старинная французская песенка» - типичная двухчастная форма.
Конечно, композитор сочинял свой фортепианный цикл с учетом возможностей маленьких пианистов. Но в этих детских пьесах отразились все характерные черты «взрослого» фортепианного стиля Чайковского. Пианизм композитора поющий, это очень хороший материал для работы педагога над legato, певучим звуком инструмента, мягким туше. Мелодизм Чайковского поразительно своеобразен и лиричен, передать его бывает иногда сложно и зрелому музыканту. Сочетание речевой, декламационной и вокальной выразительности, обилие пауз, ярких экспрессивных интонаций и т. п. может привести к ненужному – большой дробности образов и слащавой сентиментальности. Уже в пьесах, с которых начинается знакомство с циклом – « Старинная французская песенка», «Болезнь куклы» стоят эти задачи, и так много переложений «Детского альбома» для различных инструментальных составов. Учащийся, не знающий звук балалайки, не сможет точно передать весь яркий народный колорит «Камаринской».
В пианистическом, узком смысле «Детский альбом» Чайковского называют «школой крупной техники». Пианизм композитора – это свободные, «крупные» движения, постоянное ощущение цельной руки при очень крепких и цепких пальцах. Чайковский сочинял для детей (!) и помнил об этом. В цикле нет октав, широких аккордов, одновременного сочетания крайних регистров. Композитор упрощает фактуру текстов, практически отсутствуют подголоски, обычная многоэлементность изложения и имитация. Но, если сравнивать с другими сборниками для детей, фактура «Детского альбома» гораздо более насыщена. Если говорить о педали, то она прямо скажем, сложна и не всегда понятна и «очевидна». Педаль у Чайковского есть связующий элемент в неудобных последовательностях, композитор не был профессиональным пианистом и фактура его фортепианных сочинений не всегда удобна. Однако все эти неудобства полностью перечеркиваются дивным богатством интонационного содержания пьес композитора.
А сейчас мы прослушаем и разберем несколько пьес из этого замечательного фортепианного цикла для детей.
«УТРЕННЯЯ МОЛИТВА»
Эта пьеса открывает «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Звучит в исполнении ученицы 7 хореографического класса М. Г.
Композитор много сочинял для церковного богослужения, любил и знал православное хоровое пение. Практически параллельно с созданием «Детского альбома» в письмах к брату Модесту Ильичу и своему большому другу баронессе Н. Ф. фон Мекк композитор пишет о желании «попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки». «Все эти Ведели, Дехтеревы и т. п. любили по-своему музыку, но они были сущие невежды, - писал Чайковский, - и своими произведениями причинили столько зла России, что и ста лет мало, чтобы уничтожить его. От столицы до деревни раздается пошленький слащавый стиль Бортнянского, и, увы! нравится публике. Нужен Мессия, который одним ударом уничтожил бы все старое и пошел бы по новому пути, а новый путь заключается в возвращении к седой старине. Не думайте, что я подразумеваю свои сочинения. Я только хотел быть переходной ступенью от пошлого итальянского стиля, введенного Бортнянским к тому стилю, который введет будущий Мессия».
«Утренняя молитва» справедливо относится к наиболее сложным и редко звучит в репертуаре учащихся музыкальных школ. Чайковский просто и гениально показал образ возвышенно-чистых и строгих раздумий о душе, Боге, бессмертии.
Несмотря на медленный темп пьесы, технически она сложна, фактура изложена хорально. Учащийся должен добиться ритмически очень точной и одновременно мягкой и певучей поступи аккордов, услышать широкое дыхание в медленном и очень ровном движении четвертей. Понять и передать своеобразие церковной декламации. Эта пьеса состоит из 2-х разделов: первый – 16-ти тактовый период, второй – кода (т.17-24) – воспоминание о церковной службе с колокольным звоном (остинатным соль) в басу. Кстати, кода перекликается с заключением пьесы «В церкви», где в нижнем регистре так же звучит мерное колокольное остинато. Особая сложность – это выбор темпа для этой медленной пьески. А. Гольденвейзер исполняет «Утреннюю молитву» Andante, как у П. И. Чайковского. М. Плетнев же практически медитирует, но в коде темп сдвигает, музыка становится более точной, объективной, «хоровой». Большая трудность в работе над сложной хоральной фактурой пьесы, над соединением аккордов. Не объединенные лигой аккорды можно связать при помощи педали, движения рук очень мягкие, практически скользящие, не теряющие надолго клавиатуру, а залигованные аккорды связываются пальцами, также с помощью педали. Педалью надо владеть в совершенстве.
«ВАЛЬС»
Прекрасная пьеса «Вальс».
Её исполнит П. Н., ученица 5 класса оперного отделения. Вот этот замечательный фортепианный цикл пронизан скрытой вальсовостью – «Мама», «Новая кукла», «Сладкая греза», «Шарманщик поет», «Итальянская песенка». Все эти пьески объединяет образ светлой волшебной мечты - воспоминания радости, грезы, желания счастья. Основная трудность этой пьесы – сама вальсовость! Современные дети мало знают этот прекрасный танец. А вот во времена Чайковского вальс был распространенным бытовым танцем, его танцевали и взрослые, и дети. Сам композитор вспоминал в своих письмах, как выполнял обязанности тапёра на многочисленных детских праздниках. Для современных детей вальс – это что-то из прошлого века, и для многих это затрудняет понимание метрического своеобразия танца. Очень важен выбор метрической опоры. Первая доля такта постоянно должна ощущаться, но не везде должна акцентироваться. У Чайковского в «Вальсе» из «Детского альбома» акцент стоит на второй доле. Здесь очень важно выбрать точный темп пьесы. Распространенная ошибка – излишне медленное движение вальса, но и не слишком быстрое. Автор ясно обозначил темп как умеренно подвижный. В средней части пьесы композитор использует излюбленный прием – ритмический перебой, вторжение, влезание двухдольности. И здесь важно не потерять опору на первую долю в трехдольном размере, одновременно выполняя авторский акцент на каждую вторую четверть. Конечно, двухдольность не побеждает, она лишь вступает в спор с трехдольным вальсовым метроритмом. Основная техническая сложность – партия левой руки. Она должна быть четко выучена, с большой ответственностью. При ее заучивании, играя левой рукой отдельно надо представлять бас не началом ритмической фигуры, а завершением ее, при этом последующий аккорд можно (на начальном этапе) чуть акцентировать. Эти маленькие знания помогут ученикам, и при соединении обеих рук партии сольются органично в вальсовой метрике. Педаль в этой пьеске следует брать чуть позже баса, запаздывающую, так, чтобы не «зацепить» мелодические звуки предшествующего такта.
«КАМАРИНСКАЯ»
А вот яркая, концертная пьеска «Камаринская», которая прозвучит в исполнении Б. А., ученицы 5 класса оперного отделения школы.
«Камаринская» - эта эффектная техничная пьеса очень любима учащимися. Чайковский использует метод развития - вариационность. По форме «Камаринская» - это тема с тремя миниатюрными вариациями. Советский музыковед А. Николаев слышит в «Камаринской» «ловкие переборы гармоники». Другие «задорный наигрыш балалайки» с удалыми «притопами» и «прихлопами» пляшущих. Главная техническая проблема в этой пьесе - координация обеих рук. Острого, цепкого, «щипкового» staccato в правой руке и очень энергичных и акцентированных аккордов в левой. Тема в пьесе отдана правой руке, у Чайковского staccato, его надо исполнить цепко, легко, не теряя мелодическую линию. В левой руке четверти играть слитно, связно, тяжелым, весомым marcato, басы додерживать точно, без вынужденных пауз. Первая вариация – аккорды восьмых в левой руке играть чуть длиннее, чем восьмые в правой. Во второй вариации, в ее конце А. Гольденвейзер редактирует Чайковского и предлагает не предписанное автором diminuendo. Звучит очень красочно! Заключительная вариация самая сложная в смысле координации рук. Здесь надо услышать (и добиться!) как отдельные легатные мотивы в левой руке перебивают staccato (мелодию) в правой. Определенная проблема – педаль. «Густая» грязная педаль может испортить прозрачность этой дивной пьески. В теме педаль брать короткую на акцентированные звуки в левой руке. В первой вариации педаль не нужна. Во второй вариации короткая педаль на каждый аккорд. В заключительной вариации педаль следует брать на акценты в левой руке.
«СТАРИННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕСЕНКА»
Пьеску исполнит ученица 2 класса оперного отделения Л. М. Эта пьеска, безусловно, связана с детскими воспоминаниями П. И. Чайковского, с атмосферой, где «французский элемент» играл важную роль: мать композитора имела национальные французские корни, первые занятия на фортепиано давала маленькому Пете француженка, гувернантка Фани Дюрбах…
Эта пьеса очень любима и популярна у педагогов и учащихся. Щедрый Чайковский не пожалел своего гениального мелодического дара на детскую песенку. Мелодия очень выразительна, она печальна, нежна и красива без ложной сентиментальности. Это хороший материал для работы над legato, для приобретения первых навыков исполнения кантилены. Чайковский использовал тему пьесы в опере «Орлеанская дева» в «Хоре менестрелей». В среднем разделе в левой руке staccato надо играть очень легко и тихо. Восьмые на staccato имитируют щипковое звучание старинной лютни или может быть арфы… Кстати, существует авторская ремарка: в исполнение «Хора менестрелей» - «Менестрели поют, аккомпанируя себе арфами». Первый и третий разделы пьесы звучат как далекое воспоминание, второй – более тепло, романтично и взволновано. Характер всех разделов должен быть обязательно подчеркнут точно выверенной и продуманной динамикой.
«БАБА-ЯГА»
Последняя пьеса нашего разговора, нашего открытого урока – «Баба-яга». Её исполнит ученик 7 оперного класса А. Л.
Баба-яга – сказочный образ из русских народных сказок, но в наше время в сказки никто уже не верит, а образ героини приобрел комические черты в современных кинофильмах. У Чайковского образ Бабы-яги сказочный - это старая страшная ведьма, злая колдунья с крючковатым носом и седыми паклями. Пьеска начинается со зловейших диссонирующих вскриков, акцентированных аккордов – жуткий голос, сказочные заклинания, угрозы Бабы-яги. Средний раздел - мы слышим ужас ребенка, его беспомощность перед злой силой. Все мы помним детскую дразнилку - «Баба-яга – костяная нога!», а может кто-то услышит в музыке этого раздела, дробный перестук костей, «костяную ногу» Бабы-яги… Драматический накал в пьесе так велик, что получается впечатление несоответствия простенькой фактуре. Огромное значение в раскрытие характера пьесы имеют акценты. Композитор применяет лишь одно обозначение для акцентов в своей пьеске – sf. Конечно, все sforzandi в «Бабе-яге» разные. Пианист М. Плетнев потрясающе выразительно работает с этими sforzandi.
С каждым тактом нарастает напряжение - ведь каждый следующий акцент сильнее предыдущего, создается впечатление, что Баба-яга постепенно приближается. «Баба-яга» - пьеска очень виртуозная. Для блестящего ее исполнения нужна хорошая координация и гибкость рук, потребуются сильные цепкие пальцы в стаккатных последовательностях, умение быстро «переключаться». Педаль не сложная, её следует брать только лишь на sforzandi.
Уважаемые родители и милые дети! Наша сегодняшняя встреча подходит к концу. Спасибо всем иллюстраторам и слушателям!
В рамках одного открытого урока невозможно охватить всю масштабность фортепианного цикла « Детский альбом» П. И. Чайковского, раскрыть всё многообразие художественных образов. А прочтение этих образов – процесс очень долгий, а для творческих людей почти бесконечный. Композитор, сочиняя свой цикл, видел «Детский альбом» как ноты с картинками, но не все современные издания цикла снабжены иллюстрациями. Работа с иллюстрированными изданиями, поощрение учащихся к созданию собственных «картинок» к циклу верно не только методически, это исполнение воли автора – композитора Петра Ильича Чайковского, нашего великого соотечественника. Всем спасибо!
Используемая литература:
С. Айзенштадт – «Детский альбом П. И. Чайковского».
А. Николаев - « Фортепианное наследие Чайковского».
А. Кандинский, М. О. Месропова – «О неопубликованной П. И. Чайковским первой редакции «Детского альбома».
А. Алексеев – «История фортепианного искусства»
Оформление класса:
Портреты П. И. Чайковского, Владимира Давыдова, репродукции титульных листов первого прижизненного издания «Детского альбома».