Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по СБО Культура общения юноши и девушки »
Тема урока: Культура общения юноши и девушки
Цель урока:
Назвать правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах, повторить правила поведения в театре.
Оборудование: презентация, аудиозаписи
Речевая гимнастика
Вспомним выражения, которые можно использовать при знакомстве: Давайте познакомимся. Меня зовут… Можно с вами познакомиться? Позвольте познакомиться c вами… Позвольте представиться… А как тебя зовут? Привет! Я Сергей. А тебя как зовут? Какие еще формулы знакомства вы знаете, можете предложить? Объясните, с кем можно знакомиться, используя ту или иную формулу.
2.Произнесите фразу "Как приятно тебя видеть!" c радостью – вы очень давно не виделись; дополните ее, расширив дополнительными словами свое выражение радости, чтобы усилить выражение радостных чувств. Образец: Как приятно тебя видеть! Сто лет не виделись! Я так по тебе соскучилась! Иди, садись рядом со мной!
II. Сообщение темы и задач урока
Беседа по теме:
Когда же мы встанем взрослыми?
Какие считать года?
Себя атакуя вопросами,
Мы спрашивали когда?
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!
2. Вопрос учителя:
А какого человека можно назвать взрослым?
И хорошо ли быть взрослым?
После ответов учеников обобщение учителя.
Да, взрослым быть хорошо. А легко ли? Трудно. Человек взрослеет не сразу. И каждый в разное время, независимо от возраста. Есть молодые люди, у которых в кармане паспорт, а они так и не стали взрослыми. Таких людей называли недоросль.
Ребята, человек живёт среди людей. Отношение к вам других людей зависит от того какое впечатление производит человек. Это внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим мир человека с его внутренним проявлением, является этикет. Знаете ли вы, что такое этикет? В чём он заключается?
Взрослый должен быть:
самокритичным,
самостоятельно принимать решения и совершать поступки, за которые самому же отвечать,
уметь преодолевать трудности,
отвечать перед людьми за свою жизнь, общую за свою семью
уметь любить.
– А что такое любовь? Учитель: «Этот вопрос часто задают ваши сверстники. Вот по телефону доверия девочка просит совет: Я Таня... поссорилась с любимым человеком. Да, вы можете смеяться, ведь мне всего 12 лет, но я действительно его люблю, мы уже целый год вместе гуляем. А он взял и пригласил в видеосалон мою подругу и сказал мне, что со мной больше встречаться не будет. Первое желание было отравиться». А вот второй звонок: «Мне 13 лет. Я Ольга. Мне нравится мальчик из параллельного класса, но он на меня не обращает внимания. Как мне быть?» Хочется сказать: «Милые девочки, на ваши вопросы уже дали ответы А.Барто, С.Михалков.»
(Чтение стихов А.Барто «Первая любовь», «Я с ней дружу», «У меня веснушки», С.Михалкова «Мальчик с девочкой дружил...» и беседа после чтения стихов.) - Можно ли взаимоотношения девочки и мальчика назвать любовью? - Правильно ли поступают взрослые, вмешиваясь, в эти взаимоотношения? - За что влюбляются мальчики в девочек?
-Любовь... влюбленность... это одно и то же? К 13-14 годам, как показали исследования, первое чувство влюбленности уже переживают 38% школьников. К моменту окончания 11 класса почти все ребята успевают влюбиться хоть раз. Так что же такое любовь и влюбленность? Давайте обратимся к древнерусскому трактату: «Ветка персика, где о любви говорится так: «Три источника имеют влечения человека: душу, разум, тело. Влечение душ порождают дружбу. Влечение ума порождают уважение. Влечение тела порождают желание. Соединение трех влечений порождают любовь» Но в реальной жизни не всякий человек способен любить в высоком смысле этого слова. Во что превращается это чувство, если нет уважения? И ведь не каждый человек способен видеть в другом человеке равную себе личность и уважать её. А что, если в чувстве к человеку присутствует только влечение тела? Некоторые юноши и девушки, недолго думая, ошибочно принимают физическое влечение за любовь. Но порой это лишь проявление полового инстинкта, а вовсе не любовь Нередко первое чувство не любовь, а влюбленность, и многие принимают его за любовь, а это разные чувства. Влюбленность - это эмоциональное влечение друг к другу. А любовь - это чувство для другого человека, когда постоянно думаешь, что надо сделать, чтобы ему (ей) было хорошо, это отвечать за судьбу другого человека. Любить - это, прежде всего, отдавать, отдавать любимому существу силы своей души, творить для любимого человека счастье» (Сухомлинский) А есть ли в тебе что отдавать, можешь ли ты творить прекрасное? (Ответ учащегося)
«Любить - значит жить жизнью того, кого любишь». Л. Толстой.
Ведь не зря в народе придумали поговорку «Встречают по одёжке, а провожают по уму».Да. Первое впечатление о человеке мы создаём сразу, когда обращаем внимание на его внешний вид. На то, как он одет. На что вы обратите внимание при встрече?
И только лишь потом, когда вы начинаете разговор с человеком, мы обращаем внимание на то как человек разговаривает.
- А как можно привлечь внимание девушки, которая вам нравится? (Ответы мальчиков обобщает учитель - бросить цветок в раскрытое окно, проходя мимо дома или положить на парту, - застегнуть пряжку туфли, встав на колени, - помочь одеться, - проводить домой с дискотеки и т.д. Это зависит от находчивости юноши.
После того, как знакомство состоялась, юноша и девушка выразили свою симпатию. Юноша приглашает девушку на свидание. Не имеет значения КУДА вы пригласите. Главное , чтобы вам было интересно провести время вместе. Для этого существуют так же определённые правила. Работа с учебником Стр.283
С этикетом тесно связаны правила вежливости.
-Кто знает, что значит быть вежливым?
ПАМЯТКА
Тебя будут считать вежливым, если ты:
Научишься сохранять свободу своих действий и решений, не обижая при этом других.
Научишься: не перебивать, не шуметь; не шмыгать носом; не зевать вслух.
Попытаемся сегодня выяснить, какие бывают способы выражения наших чувств. Обозначьте своё эмоциональное состояние, которое испытываете сейчас (боюсь, злюсь, радуюсь). У чувств много оттенков. Попробуйте назвать некоторые оттенки двух противоположных чувств: радости, печали: