Открытое занятие "Создание музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально - личностной вовлеченности детей в ансамблево-хоровое пение"
Открытое занятие "Создание музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально - личностной вовлеченности детей в ансамблево-хоровое пение"
Открытое занятие по эстрадному вокалу проводилось на постоянно действующем семинаре педагогов дополнительного образования ГККП "Центр внешкольной работы" отдела образования акимата г. Уральска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Создание музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально - личностной вовлеченности детей в ансамблево-хоровое пение"»
Разработка открытого занятия по предмету «Эстрадный вокал» группа детей 2 года обучения
Тема урока: «Создание музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально- личностной вовлеченности детей в ансамблево-хоровое пение».
Цель: Учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пение, движение:
развивать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности; создать условия для формирования способности чувствовать, осознавать и передавать свои ощущения в различной форме.
Задачи:
Формировать представление о развитии чувств в музыке.
Учить петь выразительно, передавая характер песни.
Развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера.
Развивать творческие способности, воображение, художественное и ассоциативное мышление учащихся.
Развивать звуковысотный, ладовый, и ритмический слух детей.
Формировать эстетическое отношение к произведениям различных видов искусства в процессе восприятия музыки.
Способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся, вокально-хоровых и творческих навыков учащихся, расширять музыкальный кругозор.
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, иллюстрации, ноутбук.
Музыкальный материал:А. Вивальди «Времена года». Presto», детская музыкальная группа «Барбарики» - «Дружба».
План урока:
Подготовка к уроку, организационный момент. -1 мин.
Подготовительные упражнения, упражнения на развитие дыхания: «Свечи», «Морозное дыхание», «Насос» - 2 мин.
Фрагменты распевания хора, упражнения на развитие дикции и артикуляции. Попевки «Музыкальное эхо», «Кукушка», «Бабка-Ежка» - 4 мин.
Беседа о настроении, эмоциях и о средствах их передачи в искусстве. Иллюстрации, фрагмент музыкального произведения. – 4 мин.
Т Попатенко «Урок» - 1 мин.
И.Пономарева «Ах, какая мама» - 2 мин.
Е.Цыганкова «Мы маленькие нотки» - 2 мин.
Задание на развитие навыков выразительного произнесения текста: стихотворение «Дождь» -2 мин.
А.Петряшова «Все ли можно сосчитать?» -2 мин.
А.Ермолов «Теперь мы первоклашки» -2 мин.
Подведение итогов урока. Песня «Дружба» детской группы «Барбарики» -3 мин.
Ход урока:
Подготовка к уроку, организационный момент.
Подготовительные упражнения, упражнения на развитие дыхания: «Свечи», «Морозное дыхание», «Насос»
а) упражнение «Свечи» - прошу учащихся сесть ровно, выпрямить спину, сделать глубокий вдох, и на вдохе медленно «задуть свечу», затем представить торт с 5 свечками и активными короткими выдохами «задуть» воображаемые свечки.
б) упражнение «Морозное дыхание» - вытягиваем пальчик перед собой, делаем глубокий активный вдох и, сложив губы «трубочкой», медленно дуем на пальчик, чувствуя «морозное дыхание».
в) упражнение «Насос» - прошу детей встать, свободно опустить руки. Делаем наклон вперед и одновременно делаем вдох, затем выпрямляемся – выдох.
Фрагменты распевания хора, упражнения на развитие дикции и артикуляции. Обычно, урок распевания хора проводится на упражнениях и попевках в последовательности: пение упражнений на выравнивания унисона, на одном и двух звуках; пение в диапазоне терции, квинты с различными штрихами, пение в диапазоне октавы.
Предлагаю детям провести урок в «загадочной» форме. Все песенки, которые мы будем сегодня исполнять, будут спрятаны в загадках. Для того, чтобы узнать название песни, нужно сначала отгадать загадку. Исполняет песенки-попевки:
«Ты меня хвали, ругай – я откликнусь, так и знай!
Молчуна – перемолчу… Крикуна – перекричу…
Имя крикнешь мне для смеха – повторю. Так кто я?..» (эхо)
М. Андреева. «Музыкальное эхо»
«В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка –
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица» (Баба-яга)
Попевка «Бабка-Ёжка»
«Не заботится о детках, ищет гнёздышки на ветках,
Непутевая подружка, а зовут её………» (кукушка)
Детская песенка «Кукушка».
А теперь мы покажем, как мы выполняем упражнения на развитие дикции и артикуляции:
Выполняем щелчки языком.
Кончиком языка прокалываем щеки: слева, справа
Гимнастика для развития дикции:
Предлагаю вам игру: РУ-РУ-РУ-РУ
Улыбнитесь от души: ШИ-ШИ-ШИ-ШИ
Надо вам повеселей: ЛЕЙ-ЛЕЙ-ЛЕЙ-ЛЕЙ
Всё за мною повторять: РЯТЬ-РЯТЬ-РЯТЬ-РЯТЬ
Поиграем один раз: РАЗ-РАЗ-РАЗ-РАЗ
Вот задание губам: БАМ-БАМ-БАМ-БАМ
Тренируем язычок: ЧОК-ЧОК-ЧОК-ЧОК
Всё легко даётся нам: НАМ-НАМ-НАМ-НАМ
Наша дикция важна: ЖНА-ЖНА-ЖНА-ЖНА
Чтобы чётко говорить: РИТЬ-РИТЬ-РИТЬ-РИТЬ
А потом во всех словах: ВАХ-ВАХ-ВАХ-ВАХ
Буквы все произнесем: СЁМ-СЁМ-СЁМ-СЁМ
Беседа о настроении, эмоциях и о средствах их передачи в искусстве.
Иллюстрации, фрагменты музыкальных произведений.
Предлагаю ребятам посмотреть на иллюстрации и объяснить, какие чувства вызывают у них изображения:
Дети дают свои ответы.
Спрашиваю у детей, что нужно художнику, чтобы нарисовать картину? (холст, кисти, краски, вдохновение, настроение и т.д.). Давайте сравним два пейзажа. Вы видите разницу в красках и настроении этих картин?
Знаете, а ведь композитор, как и художник, тоже может «рисовать» разные настроения и эмоции, только не с помощью красок, а с помощью музыкальных звуков.
Послушайте музыкальный фрагмент произведения и попробуйте представить себе. Какой художественный образ передаёт музыка. Слушаем А. Вивальди «Времена года. Presto».
А можно ли передать настроение и эмоции в песне? Давайте попробуем!
Отгадайте сначала, какую песенку мы будем исполнять:
«Учит он читать меня с буквы А до буквы Я, он не атлас, не словарь,
Как зовут его?» (букварь).
Т.Попатенко «С букварем уселись куклы…».
В этой короткой песенке прошу ребят передать настроение Утенка, Козы и Теленка, которые хотели научится читать. Исполнение песенки с аккомпанементом.
«В мире нет ее роднее, справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо- лучше всех на свете…» (мама)
И. Пономарева «Ах, какая мама».
Вспоминаем, как следует исполнить эту песню, какие эмоции и настроение передать, какие динамические оттенки использует композитор для передачи спокойного и «колыбельного» характера. Дети показывают песню, анализируя качество исполнения.
«На листочке, на страничке-то ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке и щебечут песенки.» (ноты).
Е. Цыганкова «Мы маленькие нотки».
Спрашиваю, как себе ребята представляют «героев» следующей песенки – веселых ноток? Напоминаю, как правильно исполнять припев, который поётся без слов. Дети поют песню, стараясь передать лёгкость и подвижность.
Задание на развитие навыков выразительного текста: стихотворение
«Дождь».
Знаете, ребята, в стихах мы тоже можем услышать или передать определённую музыку – с помощью динамических оттенков и выразительности.
Давайте попробуем, как настоящие артисты передать настроение в стихах. Я вам приготовила задание – стихотворение «Дождь». Для удобства я отметила в начале каждой строчки, с какими динамическими оттенками можно прочитать слова. Давайте попробуем!
Вместе с детьми читаем стихотворение «Дождь»:
p - Была тишина, тишина, тишина.
f - Вдруг грохотом грома сменилась она!
p - И вот уже дождик тихонько - ты слышишь?-
mp - Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
mf - Наверно, сейчас барабанить он станет.
f - Уже барабанит! Уже барабанит!
Молодцы, ребята!
А сейчас придётся потрудиться не только нашим ребятам, но и нашим гостям! Мы специально не будем говорить, о чём наша следующая песенка!
Пусть наши гости отгадают загадку, а мы постараемся спеть так, чтобы и слова, исполненные чётко и внятно, и наша эмоциональность передали смысл песни.
А. Петряшова «Все ли можно сосчитать».
Дети исполняют песню для зрителей, слушают ответ-загадку. Затем анализируем, что в песне получилось, а что не очень, над чем ещё предстоит поработать.
«Каждый год школа дверь открывает, теплотой всех детей принимает Малыши-новоселы вселяются,
Знаешь ты, как они называются? (первоклассники)
А. Ермолов «Теперь мы первоклашки».
Перед исполнением следующей песенки вместе с ребятами «рисуем» картинку-сюжет про первоклассников. Затем исполняем песню как можно артистичнее.
Позволяю детям пофантазировать, и исполнить так как они сами чувствуют.
Подведение итогов урока.
Вот мы сегодня с вами выяснили, что есть много способов, чтобы передать чувства и настроение человека – мимика, жесты, интонация, художественные краски, музыкальные звуки, громкость музыки, темп и много-много других выразительных средств. А в завершении урока мы поднимем себе настроение, послушав замечательную песню в исполнении детской музыкальной группы «Барбарики» - «Дружба».