kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие хореографической студии. Тема: "Казахский танец"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с видами казахской национальной одежды, отработка практических навыков основных ходов и движений  казахского танца

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие хореографической студии. Тема: "Казахский танец"»

ГККП «Центр детского и юношеского творчества»












Открытое занятие

хореографической студии


Жубаниязов Н. Ж. ПДО














Актобе-2018

Тема: Казахский танец

Цель урока: познакомить учащихся с видами национальной одежды, обычаям и традициям казахского народа, культурой танца.
Задачи:

  • Обучающая: познакомить учащихся с видами казахской национальной одежды, отрабатывать практические навыки основных ходов и движений казахского танца.

  • Воспитательная: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения композиции казахского танца и национальной одежды; воспитание уважения к культуре других народов.

  • Развивающая: развивать познавательный интерес; развивать навыки композиционного построения; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Средства обучения: проектор, методическая книга Ш.Жиенкуловой «Танцы друзей» аудио система, музыкальный материал

Ход урока

  1. Организационный момент.

  • Построение

  • Контроль готовности к уроку

  • Психологический настрой учащихся:

- Здравствуйте, 
Слово какое чудесное, 
Красивое, доброе, чуточку нежное. 
- Здравствуйте! 
Скажем мы новому дню! 
- Здравствуйте, скажем мы нашим гостям! 
Здоровья желаем всем нашим друзьям!

  • Поклон (в казахском характере)

  1. Подготовительная часть

  1. Возникновение казахского танцевального искусства

Казахский народ издавна имел самобытную танцевальную культуру. Танец, подобно др. видам национального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танцевальных образах передавал все его особенности. Подтверждением служат сохранившиеся народные танцы, среди которых — трудовые (ормекби — танец ткачей), охотничьи (коянби — охота беркута на зайца, кусбеги-дауылпаз — обучение сокола охоте), танцы-состязания (утысби), шуточные, сатирические, юмористические (насыбайши), танцы подражания животным (ортеке — козёл-прыгун, кара жорга, тепенкок — танец скакуна, бег иноходца, аюби — медвежий танец)(Слайд-видео 4, 5, 6). У казахов песни и танцы сопровождают их всю жизнь, так свадьбы, праздники, встречи друзей, банкеты, и даже похороны родных не могут обойтись без песен и танцев. Так свадебные обряды, длившиеся по несколько дней, выливались в яркое театрализованное представление, пронизанное пантомимическими действием, шуточными танцами(Слайд-видео 7). Школ по обучению танцу (как это было в Индии, Японии, Китае и др. странах Востока) не существовало. Искусство плясунов передавалось из поколения в поколение.

С развитием материальной и духовной культуры (30-е гг.), началось развитие национального танцевального искусства. В 1939 был создан первый ансамбль народного танца при Казахской филармонии (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств Казахской ССР А. Исмаилов). Значительный вклад в развитие народного танцевального искусства внесла концертная деятельность народной артистки Казахской ССР Шары Жиенкуловой (руководителя Ансамбля песен и танцев мира), заслуженной артистки Казахской ССР Н. Тапаловой (руководителя Ансамбля песни и танца). В 1955 создан Ансамбль песни и танца Казахской ССР. В его репертуаре старинные казахские танцы; ансамбль ведёт также большую работу по созданию современного народного танца. Хотелось бы остановиться на творчестве Ш.Жиенкуловой(Слайд 8).Гульшара — танцовщица, педагог, народная артистка Казахской ССР (1938). Родилась в Алма-Ате 18 августа 1912 года, похоронена здесь же в 1991 году.

В 1929–1930 годах Ш. Жиенкулова училась на историческом факультете Казахского педагогического института (КазПИ), затем работала в Казахском драматическом театре.

В 1940–1962 годах актриса работала в Казахской филармонии; в 1962–1966 годах была руководителем ансамбля песни и танца Казахской ССР. В 1966–1975 годах Ш. Жиенкулова была директором Алматинского хореографического училища училища (ныне Алматинское хореографическое училище имени А. Селезнёва).. Ее ученицы: народная артистка КазССР Г. Талпакова; заслуженные артистки КазССР К. Карабалина, Б. Байжуманова и другие.

С целью развития национального танцевального искусства Шара Жиенкулова много ездила по республике, изучая быт, традиции и обычаи разных регионов. В результате этих поездок появились танцы: «Таттимбет», «Айжанкыз», «Кара жорга», «Кырыккыз». ШареЖиенкуловой удалось с помощью пластических движений выразить душевную красоту сценических образов. Жиенкулова побывала с гастролями во многих зарубежных странах. В 1936 и 1958 годах участвовала в декадах казахской литературы и искусства в Москве.

Ш. Жиенкулова оставила множество методических пособий и авторских книг, которые в данный момент являются азбукой казахского танца, пособием для танцоров.

Ш. Жиенкулова — лауреат Государственной премии Казахской ССР (1968). Награждена орденами Ленина, дважды — орденом Трудового Красного Знамени, «Знаком Почета», медалями.


  1. Особенности и внешний вид костюма.

Казахский народный костюм является уникальным проявлением материальной культуры прошлого, создававшийся под влиянием условий социальных и климатических условий (Слайд 9). Почти все элементы казахского народного костюма однотипны везде, различалась лишь: по возрасту, богатством орнамента, цветовой гаммой, количеством узоров, материалом (Слайд 10).

Социальные различия выражались в богатстве тканей и количестве надеваемых одежд и украшений. Богатые казахи, чтобы подчеркнуть свое превосходство, в любую погоду носили сразу несколько чапанов. Снизу - попроще, сверху – дорогие(Слайд 11).

Камзол - легкая распашная одежда, сшитая по фигуре с расширяющимися книзу полами. Камзолом могли быть как безрукавными, так и с рукавами.



Камзолы шили из бархата и других тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти. Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего или пожилого возраста. Даже бедные женщины имели праздничные камзолы, украшенные вышивкой, позументом, монетами. Застежками служили металлические пряжки. Камзол замужней женщины застегивался спереди на талии и украшался на месте застежки большой металлической пряжкой - капсырмой.

Пожилые женщины поверх платья свободного покроя(Слайд 12) также надевали длинный камзол, в большей части с рукавами.

Шапан - старинная верхняя одежда женщин - прямой широкий халат с длинными рукавами. Для теплого времени года его шили легким, а для холодного - с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом

Штаны. В прошлом, когда казашки ездили верхом, штаны были необходимой частью их одежды. Различали верхние штаны (шалбар) и нижние (далбар).

Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, помимо прямого назначения являлись еще своего рода указателем их семейного положения. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя)


и теплую шапку с меховой опушкой (борик)


, отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. К их верхушке пришивалась широкая лопасть (шлейф) из той же ткани, также вышитая, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади. Касаба носили и после свадьбы, она имела в своей основе круглую, слегка скошенную вниз на затылке форму. Вышивалась золотом, украшалась мелкими круглыми металлическими пластинками. Лобная часть украшалась подвесками из чеканных металлических пластинок, бусин, кораллов, бирюзы, драгоценных и полудрагоценных камней и монетообразных кружков. Особое внимание заслуживает головной убор казахской невесты –саукеле



, представляющий высокую (около 70 см) конусовидную шапку. Он являлся обязательной частью приданого и готовился задолго до вступления девушки в брачный возраст. Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам.

Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески (жактау), прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже. Они состояли из нитей кораллов, бирюзы, серебряных, иногда позолоченных пластинок, монет, шелковых кистей и т. д.

С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней женщины кимешек

, который уже не снимала до старости. Детали этого убора несколько менялись в зависимости от возраста и региона. Женский головной убор состоял из двух частей: нижней - кимешек, надеваемой на голову, и верхней - в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани.

Многие предметы казахской национальной одежды украшались орнаментом. Мусульманское духовенство считало все, кроме орнаментальногоузоротворчества, запретным и греховным делом. Ислам запрещал изображать людей и животных, поэтому свои эстетические представления народ мог выразить лишь в орнаментике.

  1. Основная часть

Учитель: Девочки, давайте мы свами попробуем создать мотивы казахского орнамента путём движения рук. Для этого вам необходимо проявить старание и раскрывать свои таланты. Но сначала разогреемся и подготовим мышцы к уроку).

  1. Основные позиции в казахском народном танце

В казахском танце существуют шесть позиций рук:

Исходная позиция.

Обе руки свободно по бокам опущены вниз. У девушек пальцы закруглены, у юношей пальцы прямые.

1-я позиция.

«Салем» (поклон). Руки с округленными локтями, направленными вперед, поднять перед корпусом, ладони направлены к зрителю. Обе руки подняты вперед, локти закруглены, кисти чуть заметно приподняты, пальцы направлены вперед.

2-я позиция.

«Кус-канаты» (крылья-птиц) Руки поднять в стороны, держа свободно в локтях, кисти направить ладонями вниз, пальцы раскрыты. Обе руки подняты в стороны, свободные в локтях, кисти направлены ладонями вниз, пальцами в стороны. У девушек пальцы закруглены, у юношей прямые.

3-я позиция.

«Кос-муйiз» (рога). Руки с округленными локтями поднять вверх, у девушек: ладони – вверх, пальцами одна к другой. У юношей кисти зажаты в кулак и направлены со стороны ладоней вперед; исполнитель как бы держит нагайку, лук, винтовку и т.д.

4-я позиция.

«Саукеле» (головной убор девушки). Одну руку перевести в 3-ю позицию, другую руку, согнуть в локте, держать перед корпусом. Кисть направить тыльной частью к себе, ладони - вверх от себя.

5-я позиция.

«Саныр-муйiз» Одну руку отвести в сторону, другую поднять во 2-ю позицию ладонью к себе, ладонь протянутой руки протянута вниз.

6-я позиция.

«Белбеу» (кушак). Движение для мужчин - округленные в локтях руки находятся на талии, пальцы захватывают белбеу (кушак).


  1. Разминочные движения и упражнения для мышц шеи и плечевого пояса.

Движение №1. Вращательные движения головы влево-вправо.

Движение № 2. Наклоны головы влево-вправо, вперёд-назад.

Движение № 3. Волнообразные движения головой вперёд-назад, вправо-влево.

Движение № 4. Поднимание и опускание плеч вверх-вниз, круговые движения плечами вперёд-назад.

  1. Разминочные движения рук

Движение №1 (женское). Перемена направлений рук в положении из 5 позиции с вращением кистей.

Движение № 2. Перевод рук из исходной позиции в положение № 3.

Движение № 3. Раскрывание рук вперед, направляя ладони то вверх, то вниз.

Движение № 4. Круговое движение рукой перед лицом.

Движение № 5. Вращение рук, скрещенных в запястьях.

Движение № 6.Перемена направлений рук в положении № 2.

Движение № 7 (женское). Исполнительница поправляет браслеты.

Движение № 8 (женское). «Игра с косами».

  1. Ходы и движения на месте и по кругу.

Движение № 1. Переменный ход с каблука и на носок с движением рук.

Движение № 2. Боковой ход с одной ноги «Припадание» вправо-влево.

Движение № 3. Комбинированный боковой ход.

Движение № 4. Переплетающийся ход вперед.

Движение № 5. Переступания на месте.

  1. Заключительная часть

  1. Композиционное исполнение танца

  2. Релаксация:

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

  1. Рефлексия:

Девочки высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

я выполняла задания…

я поняла, что…

теперь я могу…

я почувствовала, что…

я приобрела…

я научилась…

у меня получилось …

я смогла…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

  1. Построение, поклон (в казахском характере)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Абиров Д.Т. История казахского танца. – Алма-ата,1997

2. Жазбасов И. Музыкальное искусство Казахстана. – Алма-ата, 2000

3. Жиенкулова Ш. Тайна танца. – Алма-ата: Онер, 1980

4. Сарынова Л.П. Балетное искусство Казахстана. – Алма-ата, Наука Каз.ССР, 1976

5. Жиенкулова «Танцы друзей»; Алма-Ата, Мектеп-98г.

6. Ткаченко «Народный танец».

7. Гусев «Методика преподавания народного танца. Этюды».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Открытое занятие хореографической студии. Тема: "Казахский танец"

Автор: Жубаниязов Нурлан Жанибекович

Дата: 11.01.2019

Номер свидетельства: 494749


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства