kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отходы содового производства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка раскрывает  проблемы образования и утилизации отходов производства кальцинированной соды, позволяет сформировать ориентацию учащихся на высокий уровень подготовки, научиться выделять главные признаки  и свойства, применять достижения науки и практики технологии производства неорганических веществ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отходы содового производства »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ













Методическая разработка урока

ПМ 03.01 Технология производства неорганических

веществ

«Отходы содового производства»






















Стерлитамак, 2015

Содержание


Введение…………………………………………………………………………….4

Аналитическая часть……………………………………………………………....7

Практическая часть………………………………………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………………21

Литература………………………………………………………………………….23

Приложение……………………………………………………………………… 24



Введение


В современном мире придается большое значение квалифицированным специалистам, владеющими основными видами деятельности.

В образовательном процессе важнона каждом уроке планировать формирование основных ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного самосовершенствования.

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым студент должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам студент. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Для формирования компетенций следует внедрять технологии, реализующие задачи компетентностно-ориентированного обучения. К ним относятся:

- Технология проблемного обучения;

- Технология проектного обучения;

- Технология развития критического мышления;

- Технология когнитивного обучения;

- Технология обучения в глобальном информационном сообществе;

- Технология решения изобретательских задач.

Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологию на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, что помогает делать урок, отвечающий всем современным требованиям (технология проблемного обучения). Использование методов данной технологии развивает студента, повышает уровень образованности, т.е. формируются качества личности, обеспечивающие решение познавательных, коммуникативных, развивающих и творческих задач. Эта технология привлекает своей нестандартностью, открывает большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности студентов на уроке, повышению качества знаний по предмету, тем самым формирует и развивает ключевых компетентностей обучающихся.

Студенту освоить в полном объёме всё многообразие учебного материала сложно, поэтому важно научить его мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению поставленных задач.

Методической целью урока является демонстрация методов и технологий по реализациикомпетентностно-ориентированное обучения с использование технологии проблемного обучения, тестового метода контроля.


Аналитическая часть урока

Тема: Отходы содового производства

Современная концепция образования основана на переходе от традиционного обучения к компетентностному. Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:

1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи. Студент сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, преподаватель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели студентами как собственной учебной задачи). Ещё один принцип компетентностного подхода - диагностичность (измеримость) целей урока. Студент должен понимать, что все, что он сегодня делал можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие межпредметныхсвязей.

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит:

1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

- теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;

- практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;

- воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;

2. Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);

3. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности.

Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих обучающихся. Это различные формы открытого, проектного и проблемно-ориентированного обучения. При проведении занятий важную роль играет «открытая познавательная позиция», которая предполагает особый тип к познавательным явлениям.

Преимущественными формами проявления самостоятельности обучающегося в учебной деятельности считаются следующие формы: анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание текста, выступление (презентация).

Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приемов применяемых преподавателем в соответствии с поставленной целью.

Основные методы обучения:

- методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.);

- метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар);

- методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм;

- модернизированные традиционные методы обучения;

- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).

4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).

На заключительном, 5-м этапе, преподаватель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Для достижения поставленной цели, в рамках компетентностного подхода, используем систему методов, обеспечивающих усвоение знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес к самостоятельному процессу познания.



Технологическая карта урока


ПМ 03Технология производства неорганических веществ

Раздел 4 Технология содопродуктов и соляной кислоты

Тема 4.2Производство кальцинированной соды

Группа Н-41 дата: февраль, 2015 г.

Тема занятия: 4.2.27 Отходы содового производства

Вид занятия (тип урока) комбинированный урок с использованием технологии проблемного обучения


Цель и задачи занятия: Раскрыть проблемы образования и утилизации отходов производства кальцинированной соды, сформировать ориентацию студентов на высокий уровень профессиональной подготовки специалистов среднего звена, культуры труда, умения выделить существенные признаки и свойства,сформировать знания студентов о методах, достижениях науки и практики технологии производства неорганических веществ, развить ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.


Обеспечение занятия (наглядные пособия, раздаточный материал, технические средства обучения, литература): раздаточный материал: проверочная работа (тест по вариантам), материал для закрепления (задания на установление соответствий),карточки для проведения рефлексии; мультимедийная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.


Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи:

Основные методы, применяемые на занятии: метод проблемного обучения, словесные методы (объяснение, беседа), тестовый метод контроля знаний, наглядный метод (демонстрация мультимедийной презентации).


ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание занятия:


1.Организационный момент урока (взаимное приветствие преподавателя и студентов, проверка отсутствующих, организация внимания, постановка целей занятия).

Создание психологической атмосферы урока; подготовка необходимого оборудования; включение обучающихся в деловой ритм урока. Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов


Планируемые результаты обучения (что должен знать и уметь студент, основные опорные понятия)

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2).

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3).

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5). 

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9).

Получать продукты производства заданного количества и качества (ПК 3.1.).

Выполнять требования безопасности производства и охраны труда(ПК 3.2.).

Контролировать и регулировать параметры технологических процессов (ПК. 3.3.).

Применять аппаратно-программные средства для ведения технологических процессов (ПК 3.4.).

Анализировать причины брака, разрабатывать мероприятия по их предупреждению и ликвидации (ПК 3.5.).

уметь:

  • выделять из информационного материала главное;

  • аргументировано представлять свою точку зрения.

знать:

- основные технологические процессы производства неорганических веществ.


Мотивация учебной деятельности: Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое.


2.Актуализация опорных знаний: Воссоздание знаний, умений, жизненного опыта, необходимых для овладения новым материалом. Оценка преподавателем уровня подготовленности обучающихся.


Повторение пройденного материала: тест по теме: производство кальцинированной соды.


3.Изучение нового материала:

- образование отходов производства кальцинированной соды, взаимосвязь с знаниями полученными в период прохождения технологическойпрактики;

- используемые методы утилизации отходов производства кальцинированной соды , получение новых видов продукции.


4. Закрепление знаний:Работа с терминологией, установление соответствий между определениями и терминами.


5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив. Анализ учебной деятельности.


6. Домашнее задание. Оценки за урок: (Объем и содержание домашнего задания, инструктаж по его выполнению).

1. Подготовить презентацию на тему «Новое в перспективе развития содового производства».

2. Составьте кроссворд, используя ключевые понятия изученной темы.



Практическая часть урока.

Ход урока:

Этап урока, время

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

Примечание

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

(2 мин)

- Здравствуйте. Садитесь.

(проверка присутствующих)

- Я рада вас приветствовать. Желаю вам творческих успехов, терпения, покорения всех задуманных вершин, реализации всех целей.



  1. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного материала.

(10 мин)

- Ответьте на вопросы теста по теме: «Производство кальцинированной соды

Выполняют письменную проверочную работу

Приложение 1.

III. Изучение нового материала.

(26 мин)

- Наш урок будет важен для каждого из вас. Мы живем в городе большой химии, где производиться широкий спектр химической продукции. Основным предприятием, на котором производится кальцинированная сода является ОАО «БСК». Кальцинированная содаиспользуется в разных отраслях промышленности:

· стекольное производство – до 53% (в России – 38%);

· производство мыла и чистящих средств – 14%;

· химическая промышленность – 9%;

· цветная металлургия – 4%;

· целлюлозно-бумажная промышленность - 1%;

· прочие отрасли – 19%.

Общий объем потребления соды в мире примерно 42 млн. т. в год.Для получения 1 тонны кальцинированной соды (т.с.) расходуется 1,5 т хлорида натрия и столько же карбоната кальция. При этом в качестве отхода образуется 10 м3/т.с., так называемой дистиллерной жидкости, выводимой из процесса при температуре около 100°С и содержащей в растворе около 1500 кг хлоридов кальция и натрия и около 250 кг твердых взвесей. Со сбросами теряется около 30% сырья (30% натрия и весь хлор).

- Запишите дату и тему урока.

- Давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока?

1. Круг проблем

Основой производства является технология: современные химическиепроизводства развиваются по пути освоения все более гигантских объемов исосредоточения огромных мощностей. Это обеспечивает высокую эффективность как отношение произведенных затрат к полезному результату. Однако при этом должныучитываться экологические требования, или ограничения, поскольку крупнотоннажныепроизводства сопровождаются массовыми промышленными отходами. При этомведущую роль, как в любом бизнесе, играют экономические показатели, условия итребования. Таким образом, круг проблем, стоящих перед содовой промышленностью,состоящей из таких масштабных объектов, какими являются современные содовые заводы, включает большое число важных и сложных задач, решение которыхневозможно без серьезного научно-методического обоснования. Обозначенный круг

проблем отражает рис. 1.

Экология

Производство

Экономика

- Давайте определим по стадиям производства соды, какие отходы образуются, в каком количестве и какие выводы из этого можно сделать.

  1. Методы утилизации отходов.

- Любая наука использует методы для достижения результатов.

Проблема использования твердых и жидких отходов содового производства приобретает все более актуальное значение. Эффективная утилизация отходов содового производства может быть обеспечена путеммодификации шламов полимерными суспензиями, содержащими на поверхности частиц

функциональные группы различной природы. При этом обеспечивается

диспергирование частиц шлама, их уплотнение за счет химического взаимодействиямежду функциональными группами и гидрофобного взаимодействия, а также

стабилизации, т.к. частицы полимерных суспензий можно рассматривать как твердыестабилизаторы.Модифицированные шламы могут эффективно использоваться в дорожном

строительстве при формировании дорожного полотна, а также в качестве компонентадля закрепления грунта.

Наибольший экологический ущерб

наносят выбросы аммиака, доля которого в общей массе эмиссии и в стоимостнойоценке ущерба составляет соответственно 18 и 47%. Сокращение образованиядистиллерной жидкости в циклической технологии позволит сократить выбросы аммиака в 3,9 раза и существенно сократить наносимый ущерб.

Нужно также учитывать, что вводятся все более высокие платежи за выбросы и сбросы, хранение отходов, а также штрафы за превышение всех нормативов. Кромеэтого, появляется необходимость стоимостной оценки природных ресурсов, в том числе

земли. В случае развития содового производства на базе традиционной технологииемкости шламонакопителей исчерпываются значительно быстрее, что потребует

отведения новых участков; при этом к расходам добавится земельная рента не толькоуже отведенных, но и вновь отводимых участков.





















Записывают дату и тему урока.

Студенты предлагают свои варианты, совместно формулируется цель урока


Записывают определение в тетрадь









Работают со схемами

Сравнивают свои записи с информацией на слайде.


Записывают схему «Круг проблем»





























Выступление студентово промышленный отходах содовой промышленности.




Записывают в тетрадь определение





































IV.Закрепление знаний

(3 мин)


Работа с терминологией, проверка в парах – взаимоконтроль.

- К каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведенной в правой колонке.


Выполняют задание на соответствие определения и термина.Проверяют правильные варианты на слайде. Оценивают свою работу.


V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(2 мин)

- А теперь с помощью рефлексии узнаем, как вы усвоили материал урока. Для этого заполним небольшие анкеты и сдадим в конце урока.

- По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые вы поставили за урок мне и себе.

Обучающиеся на карточках дают себе оценку


VI. Домашнее задание.

(2 мин)

Выберете из перечня заданий, то, которое вам хотелось бы выполнить к следующему уроку:

1. Подготовить презентацию на тему «Новое в перспективе развития содового производства».

2. Составьте кроссворд, используя ключевые понятия изученной темы - Оценки за урок.

- Благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо за внимание.

Выбирают и записывают задание в тетрадь



Заключение


Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки путей формирования личности, способной к самоанализу и анализу ситуации социально-экономического окружения, активно участвующей в социокультурной деятельности и преобразующей ее; самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Одним из таких путей признан компетентностный подход в образовательном процессе. Как способ реализации данного подхода можно использовать проблемное обучение, так каконовыступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетентности обучающихся, способствует воспитанию личности, развитию творческих и познавательных способностей студента.

Учебно-познавательные компетенции формируются на этапе проверки знаний с помощью тестового метода, целеполагании, изучении нового материала, закреплении, рефлексии.

Формирование общекультурных компетенций происходит при обсуждении нового материала, где студенты могут использовать знания из жизни, расширить свой кругозор.

Информационные компетенции формируются в течение всего урока, так как активно используется информационный материал мультимедийной презентации, кроме того сами студенты используют активный поисковый метод при работе с текстом.Формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативные компетенции формируются при проблемном обсуждении.На этапе изучения нового материала формируются социально-трудовые компетенции, которыеозначаютовладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере.

Литература


Мельников Е.Я. Идр. Технология неоганических веществ и минеральных удобрений, Химия,1983.

Ахметов Т.Г.и др. Химическая технология неорганических веществ, Высшаяшкола,2002.

Соколов Р.С. Химическая технология, 2003.

Шокин И.И. Технология соды., Химия.

Шокин И.И. и др. Технология кальцинированной соды и очищенного бикарбонатанатрия, Химия.

Бесков В.С. Общая химическая технология, Академкнига, 2005.

Справочник по охране труда и ТБ.

Мельник Б.Д. Краткий инженерный справочник по технологии неорганических веществ.























Приложение 1

Сообщение студента о промышленных отходах содового производства и методы их утилизации.


Газовые выбросы содового производства

Кальцинированная сода– один из важнейшихпродуктов неорганического синтеза, она широко используется в разных отрасляхпромышленности. Основными рынками, на которых развернется конкуренция междуосновными игроками в 2010-2015 гг., будут рынки Китая, Азии и России в отношении,как потребления, так и производства. На этом основании перед содовымипредприятиями Восточной Европы, России и СНГ стоят серьезные проблемыповышения конкурентоспособности, удержания и расширения рынков сбыта,совершенствования производства и повышения экономической эффективности при соблюдении все ужесточающийся экологических требований.

Химические технологии оказывают негативное техногенное воздействие на природную среду. Во всех странах ужесточается законодательство по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Поэтому необходимо совершенствование технологии производства соды на основе экологических требований с учетом экономических показателей.

Вместе с тем, отрицательные последствия хозяйственной деятельности не являются неизбежными при планомерном учете возможных воздействий и своевременной и эффективной их компенсации. В условиях, когда не обеспечивается полнойкомпенсациивоздействиянаПС,разрешаетсянекоторыйограниченныйиконтролируемый уровень их наличия, не приводящий к необратимым последствиям.

Природоохранные отношения регулируются нормативными актами, устанавливающими степень и меру ответственности хозяйствующих субъектов за воздействие на природную среду. Для корректного применения норм этих актов необходима актуальная, полная и достоверная информация о хозяйственной деятельности и технологии предприятия. В то же время технология получения соды аммиачным способом весьма несовершенна по степени использования сырья, наличию значительного количества жидких, твердых и газообразных отходов, а также потерь тепловой энергии.

Для получения 1 тонны кальцинированной соды (т.с.) расходуется 1,5 т хлорида натрия и столько же карбоната кальция. При этом в качестве отхода образуется 10 м3/т.с. так называемой дистиллерной жидкости, выводимой из процесса при температуре около 1000С и содержащей в растворе около 1500 кг хлоридов кальция и натрия и около 250 кг твердых взвесей. Со сбросами теряется около 30% сырья (30% натрия и весь хлор).

Поэтому перед содовой промышленностью стоят серьезные задачи по повышению эффективности технологической основы. Кроме того, нужно учитывать и то, что производство соды достаточно часто является частью много профильного химического производства, выпускающего иногдадесятки различных продуктов. Это обусловлено особенностями сырьевой базы,структуройрынковсбыта,организациейнародно-хозяйственнойинфраструктуры.

При производстве кальцинированной соды происходит загрязнение атмосферного воздуха токсичными веществами, основным из которых является оксид углерода (СО). Вредное влияние СО велико даже в малых дозах: вызывает потерю сознания, при воздействии на организм человека в течении 1-го часа, а также судороги и одышку. При воздействии в течении 4-х часов концентрации, превышающей ПДК - наступает смерть ПДК м. р. = 5 мг/м3, ПДК с.с- = 3 мг/м3. 
Очистка от пыли газового потока по действующим на содовых производствах технологиям осуществляется в системе вакуум-фильтр и промыватель воздуха фильтров, однако очищенный от пыли газ, содержащий токсичные примеси поступает в атмосферу практически без изменений, лишь слегка разбавленным. Внедрение установки беспламенного сжигания позволит снизить до минимума выбросы токсичных компонентов в атмосферу и как следствие уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду.
Пылегазообразные отходы, содержащие такие вредные примеси как NO, CO и NH3 образуются на стадии карбонизации и дистилляции при получении кальцинированной соды аммиачным способом.

Оксида углерода и диоксида серы, которые образуются в количестве 27 кг СО и 5,6 кг SO2 на 1 т соды. Для этой цели разработан аппарат регенеративного типа для дожигания токсичных газов, состоящий из двух реакцион­ных камер, сообщающихся между собой через камеру сгорания. В камере сгорания происходит интенсивная турбулизация потока технологического газа, содержащего токсичные горючие компоненты и незначительное количество (1—2%)  кислорода. Интенсивная турбулизация обеспечивает предварительное дожи­гание примесей (в частности, смолистых соединений) на разви­той нагретой поверхности перед подачей газовой смеси на ката­лизатор. В качестве катализатора применяют боксит, на поверх­ности которого происходит беспламенное сжигание оксида угле­рода, сероводорода и других токсичных горючих примесей при температуре 750—800°С. Наилучшим является режим, при котором не расходуется природный газ, а необходимые температуры в зонах поддержи­вают за счет тепла, выделяющегося при дожигании газов. Аппарат испытан в процессе обезвреживания оксида угле­рода в отходящие газах известково-обжигательных печей. Отходящие газы представляют собой вторичные энергетиче­ские ресурсы.



Наибольший экологический ущерб наносят выбросы аммиака, доля которого в общей массе эмиссии и в стоимостной оценке ущерба составляет соответственно 18 и 47%. Сокращение образования дистиллерной жидкости в циклической технологии позволит сократить выбросы аммиака в 3,9 раза и существенно сократить наносимый ущерб.



Жидкие отходы производства кальцинированной соды

Дистиллерная жидкость является отходом содового производства и представляет собой раствор хлоридов кальция и натрия, загрязненный примесями углекислого и сернокислого кальция, гашеной извести, песка и других веществ, находящихся в основном в твердой фазе. Обычно содержание этих примесей в дистиллерной жидкости составляет 25 - 35 г / л, или 200 - 280 кг / т соды.

Способы утилизации

- переработка осветленной дистиллерной жидкости и получении хлорида кальция;

- закачивание дистиллерной жидкости в нефтяные скважины;

- получение из дистиллерной жидкости химически осажденного гидроксида кальция.

- кек или кальций хлор (от анг. cake – затвердевать) – слой твердых частиц, остающийся после фильтрации суспензий – продукт, широко применяющийся в строительстве (для производства строительных материалов), дорожной сфере (как реагент, по показателям значительно превышающим традиционный натрий хлор) и в сельском хозяйстве (как удобрение, снижающее кислотность почвы).


Твердые отходы производства кальцинированной соды


После отделения дистиллерной жидкости твердые отходы содового производства могут быть использованы для получения известьсодержащего вяжущего и материалов на его основе.

Отработанные сернокислые травильные растворы после нейтрализации могут быть использованы в качестве химического активатора шлаковых бетонов. Использование отработанных травильных растворов позволило получить шлакокерамзитобетон класса 7,5 при понижении расхода цемента на 20%.

Использование твердых отходов содового производства:




















Приложение 2

Материал закрепления изученного материала (работа с терминами).


К каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведенной в правой колонке.

Вопрос

Варианты ответов

1.

Основные отходы содового производства

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

г) газообразные (аммиак, диоксид углерода, пыль), жидкие (дистиллерная жидкость, пром. воды), твердые(шлам)

2.

Используемые методы очистки газовых выбросов содового производства

а) с помощью центробежных сил (циклоны)

б) абсорбция

в) тонкая очистка (электрофильтры)

г) с помощью центробежных сил (циклоны), электрофильтры, абсорбция

3.

Используемые методы утилизации твердых отходов содового производства

а) сброс на свалку

б) захоронение

в) аккумуляция в шламонакопителях

г) переработка с получением новой продукции


4.

Используемые методы утилизации жидких отходов содового производства

а) сброс в канализацию

б) сброс в водоем после разбавления

в)закачивание в нефтяные пласты

г) переработка с целью получения новой продукции

5.

Основные проблемы

любого промышленного предприятия

а) производство – экология

б) производство – экономика

в) производство – прибыль

г) производство- экология - экономика


Правильные ответы: 1 – г, 2 – г, 3 – г, 4 – г, 5 –г.



Приложение №3

Рефлексия.


Поставьте плюс напротив высказывания, если вы согласны с ним, или минус, если не согласны. Посчитайте количество плюсов.


Я узнал(а) много нового.


Мне это пригодится в жизни.


На уроке было над чем подумать.


На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.


На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)



-

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Отходы содового производства

Автор: Акмурзина Раушания Сагитовна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190759


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства