Отработать практические навыки по определению правильности регулировки и корректировки необходимых параметров тормозных механических устройств в случае неисправности тормозных механических устройств локомотива.
Оборудование:
1. Натурный образец тележки локомотива серии ТЭ10.
2. Натурный образец тележки локомотива серии ТЭМ.
Теоретическая часть.
Общие положения
Тормозной рычажной передачей называется система тяг и рычагов, посредством которых усилие, развиваемое сжатым воздухом, по штоку тормозного цилиндра передается на тормозные колодки, прижимая их к колесам.
ТРП обеспечивает постоянное прилегание тормозной колодки всей поверхностью трения к колесу, препятствует вращению колодки вместе с колесом, а также ее сползанию с конусообразной поверхности колеса.
Тормозная рычажная передача предназначена для передачи усилия, развиваемого на штоке тормозного цилиндра, на тормозные колодки.
К механической части тормоза предъявляют следующие требования:
- рычажная передача должна обеспечивать равномерное распределение усилий по всем тормозным колодкам;
- величина усилия практически не должна зависеть от углов наклона рычагов, выхода штока тормозного цилиндра (при сохранении в нем расчетного давления сжатого воздуха) и износа тормозных колодок в пределах установленных эксплуатационных нормативов;
- рычажная передача должна быть оснащена автоматическим регулятором, поддерживающим зазор между колодками и колесами в заданных пределах независимо от их износа;
- автоматическое регулирование рычажной передачи должно обеспечиваться без ручной перестановки валиков до предельного износа всех тормозных колодок;
- автоматический регулятор должен допускать уменьшение выхода штока тормозного цилиндра без регулировки его привода на особо крутых затяжных спусках, где установлены уменьшенные нормы выхода штока;
- при отпущенном тормозе тормозные колодки должны равномерно отходить от поверхности катания колес;
- шарнирные соединения тормозной рычажной передачи для упрощения ремонта и увеличения срока службы оснащаются износостойкими втулками;
- рычажная передача должна иметь достаточную прочность, жесткость;
- на тяговом подвижном составе должны быть предохранительные устройства, предотвращающие падение на путь и выход за пределы очертаний габарита деталей рычажной передачи при их разъединении, изломе или других неисправностях;
- предохранительные устройства при нормальном состоянии рычажной передачи не должны нагружаться усилиями, которые могут вызывать их излом.
Устройство, принцип действия и регулировка ТРП.
В состав рычажной передачи входят триангели или траверсы с башмаками и тормозными колодками, тяги, рычаги, подвески, предохранительные устройства, соединительные и крепежные детали, а также автоматический регулятор выхода штока тормозного цилиндра.
Способы регулирования рычажных передач.
Рычажные передачи подвижного состава имеют передаточные числа, изменяющиеся в пределах от 5,4 до 18 при чугунных колодках и от 2,53 до 9,2 при композиционных. При больших передаточных числах представляется возможным использовать более компактные тормозные цилиндры, но в тоже время создаются худшие условия для эксплуатации рычажной передачи, т.к. даже небольшой износ тормозной колодки приводит к значительному увеличению выхода штока тормозного цилиндра. Для поддержания зазора между колесом и колодкой в установленных пределах рычажную передачу регулируют.
Полуавтоматическая регулировка осуществляется с помощью приспособлений в виде винта устанавливаемых на тягах и позволяющих быстро компенсировать износ колодок. Такая регулировка используется на тепловозах серии ТЭ10.
Рычажную передачу регулируют продольной стяжкой по мере износа колодок и при их замене. Для уменьшения выхода штоков следует укоротить продольную тормозную тягу регулятором. Для этого необходимо отвести скобы 8 и навинчиванием на тягу охранной трубы 2 и гайки 4 (вначале трубу, а потом гайку) укоротить тягу, установив требуемый выход штока. После регулировки установить скобы 8, для чего грани гаек необходимо расположить в одинаковой плоскости так, чтобы скобы их охватили. Пружины 5 должны удерживать скобы в положении, в котором гайки законтрогаены.
Регулятор выхода штока тормозного цилиндра тепловоза серии ТЭ10.
Автоматическая регулировка выполняется специальным регулятором по мере износа тормозных колодок.
Рычажная тормозная передача должна быть отрегулирована так, чтобы:
- в заторможенном состоянии горизонтальные рычаги занимали положение, близкое к перпендикулярному штоку тормозного цилиндра и тягам;
- вертикальные рычаги у каждой колесной пары имели примерно одинаковый наклон;
- подвески и колодки образовывали примерно прямой угол между осью подвески и направлением радиуса колеса, проходящего через центр нижнего шарнира подвески.
Трудоемкий процесс ручного регулирования исключается при оборудовании подвижного состава автоматическими регуляторами тормозной рычажной передачи. Регулятор обеспечивает постоянный средний зазор между колодкой и колесами, следовательно, более экономично расходуется сжатый воздух при торможении, более плавно протекает процесс торможения по всему поезду и исключаются потери эффективности тормозов (особенно при упоре поршня в крышку тормозного цилиндра).
В зависимости от привода регуляторы разделяются на механические и пневматические. Пневматические регуляторы обычно одностороннего действия, а механические бывают одностороннего и двухстороннего действия.
Работа авторегулятора двухстороннего действия заключается в том, что он автоматически распускает рычажную передачу на необходимую величину в случае уменьшения зазоров между колодками и колесами и автоматически стягивает ее при увеличении зазоров.
Авторегулятор одностороннего действия только стягивает рычажную, если зазоры между колодками и колесами превысят установленную величину. Он имеет более простую конструкцию.
Механические авторегуляторы оборудуются стержневыми или рычажными приводами. Стержневой привод прост по конструкции и удобен в обслуживании, но потери на сжатие возвратной пружины авторегулятора вызывают значительное снижение тормозной эффективности, особенно при порожнем режиме и композиционных колодках.
ТОРМОЗНАЯ РЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА ТЕПЛОВОЗА СЕРИИ ТЭ10.
Передача состоит из шести групп, полярно связанных поперечинами. Каждая группа приводится в движение от тормозного цилиндра 1, укрепленного с наружной стороны боковин рамы тележки. При заполнении сжатым воздухом тормозного цилиндра диаметром 203 мм его шток воздействует на горизонтальный балансир 2, проходящий через отверстие в раме тележки. Балансир через верхнюю вилку и рычаг подвески 3 прижимает к бандажу колесной, пары тормозную колодку. Далее усилие через нижний конец рычага подвески тормозной колодки и нижнюю вилку поперечины приводит в движение тягу 5 и вторую поперечину, который в свою очередь связан с рычагом 6 подвески тормозной колодки. Каждая тормозная колодка прикреплена чекой к тормозному башмаку и снабжена храповым механизмом, обеспечивающим расположение поверхности тормозной колодки параллельно поверхности круга катания колеса. Все тормозные цилиндры работают синхронно. Передаточное число тормозной рычажной передачи составляет 7,8.
Ручной тормоз действует на две колесные пары (вторую и третью) только передней тележки. Он приводится в действие вращением штурвала, установленного на левой стороне задней стенки кабины машиниста
Схема ТРП тепловоза серии ТЭ10
ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ.
На подвижном составе железных дорог наиболее распространены следующие конструкции тормозных колодок: с креплением к башмаку чекой на всех грузовых и пассажирских вагонах; гребневые и безгребневые на локомотивах;
Требования к тормозным колодкам в эксплуатации.
Локомотивы.
Толщина чугунных тормозных колодок в эксплуатации допускается не менее: безгребневых на тендерах - 12 мм, гребневых и секционных на локомотивах (в том числе и тендерах) - 20 мм, на маневровых и вывозных локомотивах - 15 мм. Выход тормозных колодок за наружную грань поверхности катания бандажа (обода колеса) в эксплуатации допускается не более 10 мм. Колодки заменять при достижении предельной толщины, наличии по всей ширине колодки трещин, распространяющихся до стального каркаса, при клиновидном износе, если наименьшая допускаемая толщина находится от тонкого торца колодки на расстоянии 50 мм и более.
Техника безопасности при осмотре и регулировке ТРП.
В соответствии с требованиями техники безопасности приступать к работам по ремонту и регулировке тормозных рычажных передач подвижного состава можно только после ограждения локомотива и убедившись в том, что он не будет тронут с места.
Запрещается производить ремонт тормозных рычажных передач, замену тормозных колодок, валиков, регулировку выхода штока тормозного цилиндра при включенном воздухораспределителе и наличии воздуха в камерах и запасном резервуаре. Воздухораспределитель должен быть выключен, весь воздух из камер и запасного резервуара выпущен, а горизонтальный рычаг (или тяга) отделен от штока тормозного цилиндра.
Запрещается проверять совпадение отверстий в тягах и рычагах на ощупь, ставить валики головкой вниз, ставить нестандартные и неразведенные шплинты без шайб. Ремонт рычажной передачи, в том числе замену колодок, и другие ремонтные работы под кузовом локомотива разрешается производить только под наблюдением машиниста.
Ход практической работы
1
Изучите методические указания по практической работе и бланк отчёта.
2
Заполните бланк отчета:
2.1
По совокупности признаков определите неисправность тормозной рычажной передачи .
2.2
Определите порядок устранения неисправности и регулировки тормозной рычажной передачи.
2.3
Определите меры техники безопасности при устранении неисправности и регулировке тормозной рычажной передачи.
2.4
Укажите основные ошибки при устранении неисправности и регулировке тормозной рычажной передачи.
3
Продемонстрируйте приемы устранения неисправности и регулировки тормозной рычажной передачи.
По совокупности признаков определена неисправность тормозной рычажной передачи :
Определён порядок устранения неисправности и регулировки тормозной рычажной передачи:
Определены меры техники безопасности при устранении неисправности и регулировки тормозной рычажной передачи:
4.Продемонстрируйте приемы устранения неисправности и регулировки тормозной рычажной передачи и прокомментируйте свои действия.
5.Контрольные вопросы:
5.1
Какая минимальная толщина тормозной колодки допускается на поездном локомотиве?
5.2
Как измерить толщину тормозной колодки при клиновидном износе?
5.3
Какой максимальный выход штока ТЦ локомотива допускается в эксплуатации?
5.4
Какая допустимая величина сползания тормозной колодки с колеса?
5.5
Меры техники безопасности при устранении неисправности и регулировки тормозной рычажной передачи.
Литература
1. Правила Технической Эксплуатации железных дорог Российской Федерации утверждённые Приказом Минтранса России от 21.12.2010г. №286 (с изм., утв. приказами Минтранса России от 13.06.2012г. №164, от 30.03.2015г. №57) «О правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (в ред. распоряжение ОАО «РЖД» от 13.05.2011г. №1065р, распоряжения ОАО «РЖД» от 20.09.2011г. №2064р.
2. Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава. Утверждены приказом Минтранса России от 03.06.2014г №151.
3.Венцевич Л.Е. Тормоза подвижного состава железных дорог: Учебное пособие. - М.: ФГОУ, 2010. - 560с.