Освоить методику определения всхожести и энергии прорастания семян.
Развивающие:
Развивать навыки практической работы на основе ранее полученных теоретических знаний.
Воспитательные:
Воспитание точности и аккуратности в работе, ответственности за результат.
Заинтересовать учащихся самостоятельной работой.
Тип занятия Закрепление теоретического материала
Вид занятия - Лабораторно-практическое занятие.
Метод проведения. Лабораторный опыт с последующим наблюдением
Оснащение занятия.
Интерактивная доска, компьютер.
Весы лабораторные.
Фильтровальная бумага.
Образцы семян, речной песок.
Инструкционные карточки.
Раздаточные карточки.
Рабочие тетради, ручки, карандаши, линейки.
Учебники «Селекция и семеноводство» Г.В. Гуляев.
Аптечка первой помощи.
Средства личной гигиены.
План занятия:
№
Структура занятия
Методы проведения
Время мин
1
Организационный момент
Посещаемость учащихся
Сообщить тему и порядок работы Активизация к уроку
5 мин
2
Проверка д/з
Тестовые задание
10 мин
3
Повторение теоретического материала по теме
Вопросы-ответы
10 мин
4
Практическое задание
Преподаватель демонстрирует технику выполнения заданий.
40 мин
5
Закрепление
Обращает внимание на положительные моменты, поощряет учащихся, и тактично поправляет
15 мин
6
Заключение
Обобщить и сделать выводы по работе учащихся
5 мин
7
Оценка учащихся и домашние задание.
Объяснение с критериями
5 мин
Ход урока
Организационная часть.
Посещаемость учащихся.
Сообщить тему и порядок работы.
Запись темы в тетрадях, на доске.
II.
1. Вводный инструктаж по технике безопасности.
1. Правила работы со стеклом, мелкими семенами, необходимость спец.одежды.
2. Техника безопасности с электроприборами.
3. Правила личной гигиены.
2. Повторение теоретического материала по теме.
Вопросы:
По каким признакам определяют качества семян.
Что включает в себя посевные качества семян.
Что такое всхожесть семян.
Что означает лабораторная и полевая всхожесть и чем отличается.
Что понимают под энергией прорастания.
Всегда ли нужно определять эти два показателя (всхожесть и энергию).
Как рассчитывают всхожесть и энергию проростания.
III.
Задание.
Изучить методику определения всхожести и энергии прорастания.
Научиться определять всхожесть и энергию проростания.
Определение семян на чистоту
Демонстрация урока.
1.Всхожесть семян — это количество (выраженное в процентах) нормально проросших семян за определенный период времени, который определяется для каждой культуры индивидуально (7… 8 суток). Вычисляется в лаборатории путем проращивания семян в благоприятных условиях. Одновременно со всхожестью высчитывается энергия прорастания, которая характеризует дружность всходов семян (на 3-й день).
Всхожесть семян является основным показателем качества семян и нормируется ГОСТом. Всхожестью семян называется количество нормально проросших семян в пробе, взятой для анализа, выраженное в процентах. Семена зерновых культур по всхожести подразделяют на 1,2-й и 3-й классы.
2.Порядок работы по определению всхожести семян:
1. Из семян основной культуры (объединенной пробы) отсчитывают 4 пробы по 100 штук для проращивания;
2. Увлажняют песок и наполняют растильни песком (мелкосеменные культуры проращиваются на влажной фильтровальной бумаге);
3. Высевают семена и ставят в термостат для проращивания (в растильню с семенами кладут заполненную этикетку);
4.При подсчете энергии прорастания (для пшеницы и ржи через 3 суток) считают и удаляют нормально проросшие семена, если имеются загнившие семена, их также удаляют и подсчитывают, не проросшие и ненормально проросшие семена оставляют для дальнейшего проращивания;
Под энергией прорастания понимается способность семян к дружному прорастанию, определяемая процентом нормально проросших за определенное (меньшее, чем при определении всхожести) время семян.
Энергию прорастания определяют на третий день постановки опыта, а всхожесть на седьмой день.
Рассчитывается по формуле простой пропорции.
А x100
Энергия прорастания ---------------------------- = %
100
Где: А – количество проросших семян,
100 – количество семян в опыте.
По такой же формуле определяется влажность.
Образец
День подсчета
Всхожесть на 7-й день %
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й
7-й
Преподаватель демонстрирует технику выполнения заданий. Показать предварительно подготовленный образец с результатом.
5. При подсчете всхожести (для пшеницы и ржи 7 суток) разбирают все проросшие и не проросшие семена на группы: нормально проросшие, ненормально проросшие, набухшие, твердые (у бобовых культур) и загнившие; подсчитывают количество семян в каждой группе;
6. Вычисляют процент всхожести семян по каждой пробе, устанавливают достоверность результатов анализа проб семян, рассчитывают процент всхожести и энергии прорастания семян;
7. Оформляют рабочий бланк.
Результат анализа
Дата
подсчета
Число дней от начала проращивания до подсчета
Процента проращивания семян
Средний % из 4 проб
пробы
1
2
3
4
Нормально проросшие семена в срок учета энергии прорастания
Нормально проросшие семена в срок учета всхожести
Итого:
Вывод:
IV. Закрепление
Учащиеся выполняют работу по инструкционным картам. Преподаватель дает краткие направляющие указания, оказывает практическую помощь, обращает внимание на положительные моменты, поощряет учащихся, и тактично поправляет. По ходу работы напоминает о технике безопасности.
V. Заключение
Обобщить и сделать выводы по работе учащихся.
Закрепление темы занятия в виде тестовых заданий.
Задание по наблюдением за опытом (Назначить ответственных, дать лист наблюдения).
VI. Оценка учащихся и домашние задание.
Заготовить семена по культурам выращиваемых рассадным методом.
Образец
День подсчета
Всхожесть на 7-й день %
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й
7-й
Образец
День подсчета
Всхожесть на 7-й день %
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й
7-й
Количество нормально проросших семян за определенное время, выраженное в процентах это:
Всхожесть
Энергия прорастания
Чистота семян
Процент годности
Скорость появления всходов характеризует
Всхожесть
Энергия прорастания
Посевная годность семян
Чистота семян
На какой день после закладки опыта определяют энергию прорастания?
На 10 - ый день
На 7- ой день
На 3- ий день
Для проращивания семян используют
Мягкую ткань
Вату
Фильтрованную бумагу
Речной песок
Какому классу по ГОСТу должны соответствовать посевные качества семян
Используемая литература.
О.Н. Бобылева. «Цветочно-декоративные растения открытого грунта»
Ю.Андреев «Овощеводство», «Академия»
Н.Н. Третьяков «Агрономия», «Академия»
Б.А.Доспехов «Земледелие с основами почвоведения»
Н.П.Родинов «Овощеводство»
В.Ф. Белик «Овощеводство открытого грунта»
Р.Р. Исмагилов, М.Х.Уразлин «Семеноводство и сертификация семян» Издательство БГАУ 2010г.