kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Необитаемый остров. Деловая игра по экономике и географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это занятие основано на экономической деловой игре. Оно демонстрирует технику решения любым обществом основных экономических вопросов (производство и распределение жизненных благ).

Просмотр содержимого документа
«Необитаемый остров. Деловая игра по экономике и географии»

Методическая разработка мероприятия


Тема: «Необитаемый остров»

Вид занятия: деловая игра

Тип: интегрированный урок по экономики и географии

Аудитория: 11 класс

Цель:

показать механизм решения основных вопросов экономики; моделирование построения устойчивого мира; осознание возможности личного вклада участников в его создание

Задачи:

Обучающие

Познакомиться с проблемой ограниченности и неравномерного распространения ресурсов, возможными последствиями, мерами, которые можно предпринять для решения проблемы Формирование у учащихся основных мыслительных операций и культуры общения.

Развивающие:

Развитие умений по составлению кластера, синквейна, умение работать с дополнительной литературой, работать в группах, защищать свой проект.

Воспитательные:

Формирование речевой культуры учащихся, развитие интереса к предмету и формирование практических навыков к познанию экономических понятий через дополнительную литературу и связь с жизнью, привитие основных нравственных ценностей.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Листы-задания, дополнительный материал, атласы, листы бумаги, скотч, маркеры.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

Фронтальный опрос учащихся, работа в группах, составление кластера (стендового доклада) и его защита

ИСТОЧНИК: для проведения занятия используется модель экономической игры http://basic.economicus.ru/igroteka/


АННОТАЦИЯ ЗАНЯТИЯ:

Это занятие основано на экономической деловой игре. Оно демонстрирует технику решения любым обществом основных экономических вопросов (производство и распределение жизненных благ). Идея "острова" как модели Земли позволяет участникам наглядно осознать ограниченность ресурсов и необходимость построения устойчивого мира.

Кроме того, игра позволяет генерировать идеи чистых, "зеленых" технологий и обсудить вопросы построения справедливого общества. Занятие можно использовать во время изучения курса "Физической географии" и "Экономической географии"


ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент

  2. Стадия вызова

  3. Стадия осмысления. Начинается работа в группах по изучению материала и составлению кластеров (стендовых докладов)

  4. Стадия рефлексии. Учащиеся каждой группы защищают свою работу, отвечая на вопросы одноклассников.

  5. Обсуждение групповой работы

  • С какими трудностями вы столкнулись? Почему?

  • Как вы их преодолевали?

  • В чем ваша команда добилась успеха, а в чем нет?

  • Ощущали ли вы дефицит ресурсов?

  • Как вы оцениваете справедливость распределения производимых на острове благ?

  1. Подведение итогов занятия.

  • какая команда более успешно справилась с заданием? Почему?

  • Хочется ли кому-то переделать или дополнить свой проект?

  • Возникли ли у кого-то новые идеи?

  • Полезно ли было это упражнение и почему?

Таким образом, устойчивое развитие возможно лишь при комплексном решении вопросов экологии, экономики и социологии, их гармоничном развитии.

  1. Домашнее задание


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ:

В игре может участвовать 12-30 человек. Помещение, в котором проводится занятие должно позволять изолированную работу команд (6-7 человек в команде) на "необитаемых островах" - двух составленных вместе столах. Для презентаций понадобится доска. Ведущий делит участников на команды и раздает листки-задания по "необитаемым островам"; Каждая команда представляет собой группу людей, потерпевших кораблекрушение и оказавшихся на "необитаемом острове".

Межостровные отношения не допускаются. Команды работают индивидуально. Каждый "остров" получает листы с координатами острова и его ресурсами. Задача каждой группы - выжить в условиях их острова как можно дольше и эффективнее. Предлагается ответить на вопросы: Что и сколько вы будете производить? Как вы будете производить? Кто потребитель? Разработать 6-10 основных законов острова. Работа в группах и оформление проектов "островов" длится от 20 до 30 минут. Презентация проектов каждой команды до 5 минут.

На обсуждение необходимо оставить как можно больше времени, чтобы дать возможность участникам провести дискуссию об успешности каждой команды в построении устойчиво развивающегося острова. Возможные вопросы к обсуждению: С какими трудностями вы столкнулись? Почему? Как вы их преодолевали? В чем ваша команда добилась успеха, а в чем нет? Ощущали ли вы дефицит ресурсов? Как вы оцениваете справедливость распределения производимых на острове благ?

Почему вы так считаете? и пр. пособие для творческих учителей "ВЫБИРАЯ БУДУЩЕЕ" Ведущий просит определить: какая команда более успешно справилась с заданием? Почему? Хочется ли кому-то переделать или дополнить свой проект? Возникли ли у кого-то новые идеи? Полезно ли было это упражнение и почему?

Аудитория подводится к мысли, что устойчивое развитие возможно лишь при комплексном решении вопросов экологии, экономики и социологии, их гармоничном развитии.




РЕСУРСЫ К ЗАНЯТИЮ:

Ведущий может самостоятельно задать точки координат реально существующих островов с разными климатическими и природными условиями (за полярным кругом, в средней полосе, в субтропиках, тропиках и на экваторе). В качестве ресурсов использовать учебники географии, атласы и справочники.



Карточка-задание для группы № 1

Ваша команда – группа людей, потерпевших кораблекрушение и оказавшихся на "необитаемом острове".


Координаты острова: 54° ю.ш. и 39° з.д. Остров вулканического происхождения в Атлантическом океане

Ресурсы, которые имеются на острове: рекреационные, добыча морского зверя


Межостровные отношения не допускаются. Каждая команда работает индивидуально.

Задача группы - выжить в условиях острова как можно дольше и эффективнее.

Для решения данной задачи вам необходимо ответить на вопросы:

  • Что и сколько вы будете производить?

  • Как вы будете производить?

  • Кто будет потребителем вашей продукции?

  • Разработать 6-10 основных законов острова.

Работу необходимо оформить на листах формата А3 или листах флип-чарта

Продолжительность работы группы 20-25 минут

Презентация каждой группы до 5 минут



Карточка-задание для группы № 2

Ваша команда – группа людей, потерпевших кораблекрушение и оказавшихся на "необитаемом острове".

Координаты острова: 2°с.ш. и 157°з.д. Коралловый остров в Тихом океане

Ресурсы, которые имеются на острове: лесные, почвенные, добыча жемчуга


Межостровные отношения не допускаются. Каждая команда работает индивидуально.

Задача группы - выжить в условиях острова как можно дольше и эффективнее.

Для решения данной задачи вам необходимо ответить на вопросы:

  • Что и сколько вы будете производить?

  • Как вы будете производить?

  • Кто будет потребителем вашей продукции?

  • Разработать 6-10 основных законов острова.

Работу необходимо оформить на листах формата А3 или листах флип-чарта

Продолжительность работы группы 20-25 минут

Презентация каждой группы до 5 минут



Карточка-задание для группы № 3

Ваша команда – группа людей, потерпевших кораблекрушение и оказавшихся на "необитаемом острове".

Координаты острова: 20°ю.ш. и 56°в.д. Вулканический остров, окруженный коралловыми рифами в Индийском океане

Ресурсы, которые имеются на острове: лесные, агроклиматические (выращивание сахарного тростника, садоводство)


Межостровные отношения не допускаются. Каждая команда работает индивидуально.

Задача группы - выжить в условиях острова как можно дольше и эффективнее.

Для решения данной задачи вам необходимо ответить на вопросы:

  • Что и сколько вы будете производить?

  • Как вы будете производить?

  • Кто будет потребителем вашей продукции?

  • Разработать 6-10 основных законов острова.

Работу необходимо оформить на листах формата А3 или листах флип-чарта

Продолжительность работы группы 20-25 минут

Презентация каждой группы до 5 минут



Доп. Материал для группы № 1

Южная Георгия — скалистый остров вулканического происхождения, покрыт тундрой и океаническими лугами, в горах — вечные ледники. Высшая точка — Пейджет (2934 м). Побережье изрезано. На берегах — огромные популяции тюленей и пингвинов. Климат — субантарктический, среднемесячная температура — от −1,5 °C в июле-августе до + 5,3 °C в феврале. Осадков выпадает 1400—1500 мм в год, равномерно в течение года. Постоянны сильные ветра, погода в основном пасмурная

Бывшие китобойные базы реставрируются в качестве туристических достопримечательностей, в Грютвикене работает музей Южной Георгии. На острове похоронен Эрнест Шеклтон.

Сегодня с символикой Южной Георгии выпускаются марки и монеты.



Доп. Материал для группы № 2

Остров Рождества — самый большой в мире атолл площадью 321 км² (площадь суши). На острове одна из самых высоких концентраций морских птиц в мире. На атолле пять закрытых территорий. Отдельные плоские островки атолла имеют коралловое происхождение, а сам риф уходит под воду на глубину 30-120 м и опирается на вулканические скалы. У атолла очень большая приливная лагуна площадью 16 000 га, которая соединена с океаном на северо-западе. В восточной части острова имеется несколько сотен маленьких лагун площадью 16 800 га, не имеющих выхода в море. Солёность воды в этих лагунах сильно различается. В лагунах расположены сотни маленьких островков. Уровень суши различается в течение дня: во время прилива многие острова уходят под воду. На острове есть источники пресной воды с очень низкой солёностью и глубиной до 2 м. Высшая точка острова — возвышенность на вершине дюны, находящейся на северном побережье юго-восточного полуострова. В июне 1858 года остров стал территорией США и с тех пор на нём добывались фосфаты. В 1886 году на острове были высажены 18 000—20 000 кокосовых пальм и добыто 50 т жемчуга. В XIX веке на острове было высажено ещё 70 000 кокосовых пальм, из которых прижилось только 25 % из-за сильных засух. В период с 1905 по 1912 годаостров был необитаем, но затем были снова возрождены плантации кокосовой пальмы. В настоящее время основная экономическая деятельность на острове — производство копры (государственная плантация занимает территорию размером в 5170 га). Сейчас также с острова поставляется охлаждённая океаническая рыба. В 1971 годуУниверситетом Гавайских островов была предпринята попытка выращивать в лагуне острова рачков Artemia salina, но в 1978 году об этом проекте забыли. Недавно осуществлён проект по производству соли из морской воды. В последние годы развивается туризм.

Доп. Материал для группы № 3

Маскаренские острова имеют вулканическое происхождение, окружены коралловыми рифами. Представляют собой отдельный экорегион с уникальной флорой и фауной. Маскаренские острова образуют отдельный экорегион, известный как Маскаренские леса. Ранее они были покрыты влажными широколиственными лесами. Многие виды флоры и фауны островов эндемичны: растение Psiloxylon mauritanum, все 18 видов рода трохетия (Trochetia) и все три вида латании (Latania), истреблённые нелетающие птицы дронты (додо) (3 вида, по одному на каждый остров), вымирающее дерево додо (Sideroxylon grandiflorum), которое размножалось только благодаря этим птицам, 13 видов рептилий). На островах обитали гигантские сухопутные черепахи, которые были истреблены ещё португальцами. Другие виды занесены по морю или птицами с Мадагаскара и Африканского континента. До прихода человека на островах не было млекопитающих, кроме летучих мышей.

Человек свёл большую часть лесов островов, заменив их сахарными плантациями и садами. Были завезены свиньи, крысы, коты, обезьяны и мангусты, которые нанесли невосстановимый урон экосистемам островов.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Необитаемый остров. Деловая игра по экономике и географии

Автор: Ширшонкова Елена Николаевна

Дата: 21.02.2020

Номер свидетельства: 540643

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства