Научная статья: ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС – МЕТОДОВ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Научная статья: ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС – МЕТОДОВ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Перемены, происходящие в российском образовании, направлены на формирование ключевых компетенций, которые помогут обучающимся достичь уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья: ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС – МЕТОДОВ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС – МЕТОДОВ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Баракаева Шахноза Шавкатовна
БУХАРСКИЙ ТЕХНИКУМОБЩЕСТВЕННОГОЗДОРОВЬЯ ИМЕНИАБУ АЛИ ИБН СИНО, УЗБЕКИСТАН
Перемены, происходящие в российском образовании, направлены на формирование ключевых компетенций, которые помогут обучающимся достичь уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков для этого недостаточно, нужно осваивать другие технологии, изменять содержание методов обучения. Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы обучаемые стремились получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Будущее наших студентов потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют достаточно высоких компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение .
Цель современного образования состоит в том, чтобы дать студенту возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.
Для этого учебный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли владеть знаниями, и умело применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной деятельности.
Поэтому наша задача как педагогов – сформировать у студентов способность к самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в реальной жизни.
Следовательно, без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс.
В наше время каждый педагог совершенствует методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в труд учения,: помогают научить самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, к деятельности. Нам необходимо сделать из студента активного соучастника учебного процесса.
С развитием науки и техники появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами и интерактивными средствами; новыми методиками, которые становятся неотъемлемым компонентом и образовательного процесса, внося в него определенную специфику .
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс – технологиями или кейс - методом. Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое.
При решении общих проблем на отделении «Сестринское дело» полезной оказывается совместная деятельность, которая даёт возможность обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать и индивидуально, и в группах, и в команде .
В связи с вышесказанным, в сестринском деле при обучении студентов необходимо использовать современные технологии, направленные на самоопределение и самовыражение студента в условиях современного, информационного общества.
Актуальность темы заключается в том, что выстроенная на отделении «Сестринское дело» система организации обучения с использованием кейс - метода будет важным условием для формирования профессиональных компетенций студентов – будущих медицинских работников.
При организации обучения студентов слабо используются активные методы обучения, в частности кейс – методы, которые способствуют формированию таких важных компетенций как:
1. способность работать в коллективе;
2. толерантное восприятие социальных, этнических, конфессиональных, культурных различий;
3. способность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок .
Целью является обобщить опыт работы преподавательского состава отделения «Сестринское дело» в процессе обучения студентов по использованию кейс – метода при формировании ключевых образовательных компетенций и внедрить его в постоянную практику использования.
На практических занятиях Теория и практика сестринского дела я широко используется метод ситуационного анализа, который отражает реальные жизненные ситуации и формируют конкретные практические умения и навыки. Учебное назначение такого кейса сводиться к закреплению знаний, умений и навыков. Задача кейс-метода состоит в том, чтобы студент не упрощал ситуацию, а старался ее объяснить, чтобы он умел вычленять основное, чтобы умел принимать решения с учетом возможных последствий и препятствий.
На занятиях наибольшие трудности у студентов вызывает планирование сестринского ухода. Многие не умеют принимать обоснованные решения по той или иной проблеме. Поэтому для экономии учебного времени предлагаю написать в дневниках цели и план по выявленной проблеме. Студент проводит как бы мысленный эксперимент, прогнозирует, что надо сделать, чтобы устранить проблему. После того как он сделал вывод они обсуждаются в аудитории и совместно с преподавателем вырабатывается наиболее эффективное решение.
Благодаря своей особенности метод кейсов решает несколько задач. Во-первых, при решении некоторых кейсов студенту нужно пользоваться не только, знаниями, которые он получил на лекции, но и изучать и анализировать различный дополнительный материал, который может быть приложением к кейсу: статистические данные, высказывания участников обсуждения и т.д. Во-вторых, участники обсуждения попадают в творческий процесс познания, это происходит благодаря свободному высказыванию идей и поиска решений. В- третьих, обсуждение может происходить в группе, благодаря этому студенты учатся работать командой, что ведет к увеличению получаемого результата.
Применяя кейс-метод, можно использовать все виды оценок: текущую, промежуточную и итоговую. Текущая оценка помогает руководить процессом обсуждения кейса; промежуточная оценка позволяет фиксировать продвижение обучающегося по пути решения кейса; конечная – подводит итог успехам в анализе кейса и овладении дисциплиной.