kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья : НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА СРЕДНЕЙ АЗИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Республике Узбекистана сохранилось многочисленное   архитектурное наследство, представленное главным образом монументальными  и культовыми зданиями. XIX   век  сохранил   много  жилые   дома, богатыеобразцами традиционного народного художественно-архитектурного искусства. Потомки древних  мастеров-строителей,   создавших   мировые  шедевры, в XIX  веке возвели большие здания с прекрасной отделкой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья : НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА СРЕДНЕЙ АЗИИ»

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА СРЕДНЕЙ АЗИИ


Шарипова Аллома Азимовна, преподователь

Бухарский профессиональный колледж ирригации-мелиорации и архитектуры,Узбекистан


В Республике Узбекистана сохранилось многочисленное архитектурное наследство, представленное главным образом монументальными и культовыми зданиями. XIX век сохранил много жилые дома, богатые образцами традиционного народного художественно-архитектурного искусства. Потомки древних мастеров-строителей, создавших мировые шедевры, в XIX веке возвели большие здания с прекрасной отделкой. Однако экономический упадок среднеазиатских ханств продолжался, и, начиная со второй половины XIX века, монументальная архитектура приобрела более утилитарные и простые формы. По-видимому, уже в XVIII веке, а главным образом в XIX, декоративные формы и приемы из монументальной архитектуры постепенно переносятся в архитектуру жилых домов. В каркасных зданиях (дома, квартальные мечети, караван-сараи и др.) появляются окна и ниши в виде стрельчатых арок, сталактитовые карнизы, декоративные сетчато-звездчатые своды, сталактитовые маленькие купола и полукупола. Все эти элементы выполняются из ганча и, ранее конструктивные, превращаются в чисто декоративные. Центром этого искусства была Бухара, откуда оно распространилось а Фергану, Ташкент, Самарканд и другие области Узбекистана. Однако нужно отметить, что наряду с общностью художественно-декоративных приемов и пространственных композиций, почти каждая область, на основе местных древних художественных традиций, в своих жилых домах выработала самостоятельные приемы.

В Хивинском ханстве, наиболее изолированном от других и окруженном пустынями, сложился своеобразный архитектурный облик сельских усадеб и

городских домов. Пригородные усадьбы-хаули (в дословном переводе «двор»)

раскинуты по всему оазису в виде изолированных хуторов.

План такой усадьбы представляет обычно прямоугольник, обнесенный высокой глухой стеной с воротами. За ними находится крытый дворик, окруженный помещениями для домашних животных, кладовыми и жилыми комнатами. Иногда около ворот или по углам, иногда среди длинных стен устраиваются декоративные башни (гульдаста), служащие контрфорсами. Общий вид такой «укрепленной» усадьбы живо напоминает формы крепости, выродившиеся в декоративный прием.

Городской жилой дом Хивы из однорядного каркаса всегда имеет небольшой дворик с двумя айванами, оси которых строго ориентированы с юга на север. Окнами на север располагается главная - летняя комната, окнами на юг - зимняя. Айван перед летней комнатой занимает высоту в два этажа, все

остальные части в один. Этот большой айван (кенг-айван, уллы-айван) в

знойное и душное летнее время должен захватывать освежающее движение воздуха и направлять его вниз. Против него устраивается низкий айван (терс- айван), таким образом, большая часть дворика прикрыта крышами айванов.

При любом участке всегда придерживаются этого приема, обстраивая дворик

кругом или частично, в зависимости от конфигурации земельного участка. Этот

же прием принят при постройке двухэтажных зданий с устройством айванов во втором этаже. Во дворике дома протекает жизнь хивинцев большую часть года. Комнаты отапливаются кострами, горящими на особых площадках из кирпича. Интерьеры закончены и редко имеют какую-либо отделку. Штукатурка внутри и снаружи лёссо-саманная. Единственный декоративный элемент в жилых домах Хивы - художественно обработанное дерево. Глубокой резьбой покрыты двери; с большим трудом из кривых карагачей вытесываются круглые стройные покрытые резьбой колонны, которые часто приходится делать составными. Колонны внизу имеют узкую шейку, охваченную железным кольцом. Этой шейкой колонна свободно стоит в небольшом углублении базы, образуя своеобразный шарнир. Базы деревянные или мраморные разнообразной формы и тоже покрываются резьбой. Колонны снизу обязательно имеют традиционное «яблоко», на которое опираются фигурные лопасти. Вверху колонна поддерживает подбалку, обработанную с удивительным разнооб- разием, фигурами причудливых форм. Так же обрабатываются концы консольных балок, поддерживающих карнизы айванов.

В отличие от жилых домов Бухары, Самарканда и других городов, хивинские дома большей частью имеют оформленные фасады. Во входах обязательны ниши с деревянными козырьками; в стенах - небольшие айваны.

Каркасные мечети Хивы по общему облику близки к жилым домам. В их

композиции основную роль играет центральный высокий айван. Мечеть, находящаяся в южной части города, дает интересную и законченную общую композицию в сочетании с минаретом.


















Рис.1. Городской жилой дом Хивы из однорядного каркаса всегда имеет небольшой дворик с двумя айванами.


Изучение народного искусства в жилых домах Узбекистана, начавшееся

систематически лишь десять лет назад, открыло исключительную архитектуру, насыщенную художественными ремеслами. Исследовательская работа, проводимая при участии старых мастеров, позволила выявить не только их практику, но и теорию строительного искусства Узбекистана в каркасных и монументальных постройках.

Узбекские архитекторы овладевают методом реализма в архитектуре, широко используют достижения передовой строительной техники и искусства

и критически осваивают лучшие образцы мировой архитектуры, архитектуры братских республик и своего национального наследия.

Изучение богатого архитектурного прошлого Узбекистана дает огромный творческий материал. Национальные строительные и декоративные приемы по-новому воплощаются в архитектуре.

Литература:

1. Ополовников А.В. «Реставрация памятников народного зодчества».

- M..: Стройиздат, 1974

2.Методика реставрации памятников архитектуры.-/Под общей редакцией

Е.В.Михайловского. - М..: Стройиздат,1977.

3. Салимов А.М. Сохранения и использования памятников архитектуры

Узбекистана. – Т.: Изд. «Фан». 2009.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научная статья : НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА СРЕДНЕЙ АЗИИ

Автор: Шарипова Аллома Азимовна

Дата: 12.01.2019

Номер свидетельства: 494985


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства