Научная статья на тему: ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИРУРГИИ
Научная статья на тему: ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИРУРГИИ
С развитием медицинской науки, совершенствованием медицинских технологий повышается роль и значение деятельности медицинской сестры в системе здравоохранения. От ее знаний и профессиональной подготовки во многом зависит слаженность в работе лечебного учреждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему: ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИРУРГИИ»
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИРУРГИИ
Абдувохидов Аслом
Бухарский медицинский колледж, Узбекистан
С развитием медицинской науки, совершенствованием медицинских технологий повышается роль и значение деятельности медицинской сестры в системе здравоохранения. От ее знаний и профессиональной подготовки во многом зависит слаженность в работе лечебного учреждения.
Целью преподавания хирургии является обучение основам этиологии, патогенеза, диагностики, медицинского обеспечения при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях органов и систем человека; обучение логическому мышлению при постановке диагноза, этике и деонтологии; организации медицинской помощи и улучшению результатов лечения больных с неотложными хирургическими заболеваниями и травмами.
Общая хирургия является единственной теоретической основой любой хирургической специальности. Обучение общей хирургии усложнилось в последние годы в связи с увеличением объёма изучаемого материала и некоторым уменьшением количества учебного времени. Поэтому большая роль отводится самостоятельной работе студентов в клинике и самоподготовке на основе прочитанных лекций и методической литературы, то есть, переход от пассивных форм обучения к активным.
С целью эффективной организации учебного процесса у студентов разработана схема процесса, включающая два направления:
Первое - это традиционные методы обучения: чтение лекций, проведение практических занятий с разбором темы занятия, тематических больных, присутствие на операциях и перевязках, чтение рентгенограмм и т.д.
Второе - самостоятельная работа студентов как на практических занятиях (знакомство с историями болезней, курация больных с постановкой сестринского диагноза), так и при внеаудиторной работе .
В подготовке будущих специалистов практическая направленность обучения студентов занимает ведущее место. Особое значение в процессе обучения студентов имеет усвоение ими практических навыков, поэтому преподаватели должны стремиться обеспечить наилучшую возможность овладения студентами практических навыков, необходимых как для прохождения производственной практики, так и для осуществления врачебной деятельности.
Значительная часть занятий должна проводиться в операционных, перевязочных, процедурных кабинетах. При этом студенты должны знакомиться с историей болезни тематических больных, проводить их курацию с последующим обсуждением. При проведении курации студентом выставляется предварительный сестринский диагноз, определяется план обследования и лечения, выявляются дефекты в заполнении историй болезни. В перевязочных кабинетах студенты должны проводить перевязки больных, снимать швы с операционной раны, участвовать в проведении блокад и пункций.
В целях подготовки студентов к курации больных, необходимо широко использовать решение ситуационных задач, подбираемых преподавателем в соответствии с темой занятия. Задачи воспроизводят модели клинических ситуаций и соответствуют различным уровням сложности.
Самостоятельной работе студентов так же будут способствовать оформленные тематические учебные комнаты с таблицами, стендами, аппаратурой, муляжами, лекарственными препаратами.
При изучении костной патологии студенты должны сначала самостоятельно разбирать тематические рентгенограммы и рентгенограммы - задачи с последующим обсуждением их с преподавателем. Необходимо разработать требования к реферативным докладам, с обязательным подбором специальной литературы и данных материалов клиники. Особое внимание должно уделяться усвоению практических навыков при определении групп крови и резус-фактора, проведению проб на совместимость при переливании крови, методам временной остановки кровотечения, реанимационным мероприятиям при остановке дыхательной и сердечной деятельности.
В целом самостоятельная работа студентов на практических занятиях по общей хирургии составляет около 70% времени. Степень усвоения практических навыков оценивается преподавателем в конце каждого занятия, на итоговом занятии в учебном году и, при сдаче раздела практических навыков на экзамене по общей хирургии. В значительной мере выполнить основные направления обучения позволяет написание и защита каждым обучающимся на ФВСО курсовой работы по различным разделам хирургии с учетом направленности тех медицинских подразделений, в которых работают студенты. Одним из основных требований обучения является включение в работу собственных исследований [2].
В связи с тем, что при прохождении производственной практики студенты закрепляют полученные на занятиях навыки практической работы, необходимо дальнейшее совершенствование производственной практики, как одного из путей оптимизации педагогического процесса.
Основная цель производственной практики студентов заключается в освоении лечебно-диагностических манипуляций, проводимых средним медицинским персоналом и профессионального поведения в отделениях стационара, недостаточно формального приобретения технических навыков работы медсестры или фельдшера, а умение студента клинически мыслить и найти к каждому больному индивидуальный подход.
Итоги освоения практических навыков подводятся непосредственно на прикреплённой базе в присутствии старшей медсестры или заведующего отделением совместно с заведующей отделом производственной практики и методическим руководителем практики с последующей сдачей зачёта по графику в последний день практики.
Таким образом, необходимо акцентировать внимание на повышение мотивации студентов к исследовательской деятельности, выступлению на конференциях, участию в СНО, к применению в практической деятельности полученных знаний. В связи с созданием новых учебно-методических комплексов необходимо систематически совершенствовать программу самостоятельной работы студентов с целью формирования профессиональных компетенций.