Научная статья на тему: Обучение приёмам самопомощи и взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях
Научная статья на тему: Обучение приёмам самопомощи и взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях
Оказать первую медицинскую помощь в порядке самопомощи трудно, еще труднее её оказать одной, неповрежденной рукой. Опыт практического обучения приёмам медицинской самопомощи показал, что, прежде всего, необходимо овладеть приемами, замещающими при оказании помощи отсутствующую руку, например зажим зубами
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему: Обучение приёмам самопомощи и взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях»
Обучение приёмам самопомощи и взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях
Акрамова Нигора Шарофовна
Бухарский медицинский колледж, Узбекистан
Как правило, при оказании помощи пострадавшим, медицинский персонал работает в условиях воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, что может привести к ранению или травмированию медицинского работника. В связи с дефицитом медицинских специалистов в зоне ЧС, травмированный медработник должен уметь оказывать помощь сам себе. По статистике, учитывая возможные виды ран и травм, при ЧС любого характера 46% ран у взрослого населения приходятся на конечности. Исходя из данных статистики, можно твердо предположить, что самопомощь медработник, в большинстве случаях ранений, будет оказывать одной рукой, но эта не единственная трудность, с которой столкнется медработник при работе в ЧС.
У военных медиков, и в шутку и всерьез бытует давно сложившееся убеждение, что раненый медик подлежит госпитализации только в том случае, когда ему требуется немедленное вмешательство хирурга. Это убеждение основано на том, что при дефиците медицинских специалистов в ЧС как мирного, так и военного времени, замена раненого медика проблематична, а зачастую невозможна, а пострадавшим помощь нужна, чаще всего немедленно.
Оказать первую медицинскую помощь в порядке самопомощи трудно, еще труднее её оказать одной, неповрежденной рукой. Опыт практического обучения приёмам медицинской самопомощи показал, что, прежде всего, необходимо овладеть приемами, замещающими при оказании помощи отсутствующую руку, например зажим зубами. Этот прием позволяет фиксировать свободный конец бинта при наложении бинтовой повязки, а также удерживать один из концов косынки при наложении жгута (закрутки), фиксировать ребристый ободок шприц-тюбика при подготовке его к работе. Однако зажимом зубами можно пользоваться не всегда, в ряде случаев этого сделать нельзя из-за гигиенических соображений.
Более удобен зацеп одного из концов жгута, свободного конца бинта за детали одежды: бинта за крючок, пуговицу; крючок резинового кровоостанавливающего жгута за пуговичную петлю, пуговицу, ремень, шнуровое отверстие на ботинке и др. Опыт подсказал, что это сделать значительно проще, если на свободном конце бинта заранее подготовить отверстие длиной 8—10 см, а размеры крючка жгута увеличить втрое и придать ему удобную для зацепа форму.
Возможна фиксация одного из концов жгута или бинта за предметы, окружающие пораженного. Например, зацеп крючка резинового кровоостанавливающего жгута за дверную ручку, водопроводную трубу, перекладину спинки кровати, металлическую сетку и т.п.
Иногда свободный конец бинта можно зафиксировать, просовывая его под плотно прилегающую к телу одежду (манжет, брючный пояс, воротник и т.п.). В ряде случаев возможен зажим конца бинта между частями тела (например, зажим свободного конца бинта между ног или в подмышечном, подколенном, локтевом сгибе и т.п.) или при придавливании его телом к близлежащему предмету.
Надежна фиксация одного из концов накладываемого одной рукой резинового кровоостанавливающего жгута путем охвата стопы (по типу «стремени») или бедра неповрежденной нижней конечности.
К технике медицинской самопомощи относятся также приемы выполнения одной рукой тех действий, которые обычно выполняются обеими руками. Так, надо уметь одной, неповрежденной рукой подготовить и применить лекарственное средство в шприц-тюбике, открыть индивидуальную аптечку гражданской обороны, открыть находящиеся в ней пеналы и др. Важно выработать умение завязывать одной рукой косыночный узел (при наложении жгута-закрутки из косынки), узел из концов бинта или из тесьмы (бечевки) при фиксации закрученной палочки жгута-закрутки, а также умение одной рукой произвести частичную санитарную обработку при заражении кожи отравляющими веществами, бактериальными средствами и радиоактивными веществами, частичную специальную обработку (дегазацию, дезинфекцию, дезактивацию).
Руководствуясь требованиями дидактического принципа «доступности обучения» и вытекающего из него правила: идти в обучении «от простого к сложному», целесообразно определить такую последовательность в овладении техникой первой медицинской помощи. Вначале изучить технику взаимопомощи непораженного → пораженному, затем взаимопомощи пораженного → пораженному вначале обеими руками, а потом одной рукой. И, наконец, перейти к изучению способов, выполняемых в порядке самопомощи, вначале обеими руками, а затем одной рукой.
Такова последовательность овладения способами первой помощи при первичном обучении. Однако большинство обучаемых по программе «Медицина катастроф», как правило, на протяжении ряда лет практически изучают способы помощи непораженных → пораженным, поэтому с этой категорией обучаемых можно сразу же начать изучение техники взаимопомощи силами самих пораженных и самопомощи. Более того, если применить метод одновременной групповой работы обучаемых под руководством медицинского работника, то можно сразу же приступить к изучению способов самопомощи одной рукой и в минимальные сроки обучить максимальное число обучаемых. При этом все без исключения обучаемые работают в течение всего занятия под непосредственным контролем руководителя.
При обучении технике самопомощи одной рукой целесообразна такая последовательность: вначале надо научиться уверенно манипулировать необходимым предметом первой помощи (бинт, косынка, жгут и др.) одной доминантной рукой (правша — правой, а левша — левой), а затем недоминантной рукой; потом следует овладеть общей техникой самопомощи одной рукой, т. е. приемами, замещающими отсутствующую в работе вторую руку и, наконец, частной техникой самопомощи при различных поражениях.
Обучение способам наложения защитных и иммобилизирующих повязок целесообразно проводить по степени возрастающей трудности: от доступного к менее доступному месту наложения:
вначале на верхнюю конечность — кисть, предплечье, плечо;
затем на нижнюю конечность — бедро, колено, голень, стопа;
потом на шею, голову, плечо, туловище, ягодичную область, работая при этом вначале обеими руками;
сначала — доминантной, а потом — недоминантной рукой.
Жгут вначале надо учиться накладывать на самое доступное место (предплечье) доминантной рукой, а затем — недоминантной, постепенно переходя к труднодоступному месту (плечо, бедро, голень).
Исключение из рабочей программы УД «Медицина катастроф» вопросов оказания самопомощи медицинским специалистом в условиях ЧС, делает уязвимым не только его самого, но и подвергает угрозе летального исхода большое количество пострадавших в ЧС.