Просмотр содержимого документа
«Научная статья : ЭТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА»
ЭТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
Кадирова Гулбахор Халимовна
Хужакулова Дилфуза Чориевна
Бухарский медицинский колледж, Узбекистан
В середине XIX века, в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками), в основу их профессии легли те же этические принципы.
Этика (от греч. «ethos» - обычай, нрав) - одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль, нравственность.
Медицинская этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.
Деонтология (от греч. «deon» - должное, долг и «logos» - учение, слово) - учение о должном поведении медицинских работников.
Основные аспекты медицинской этики:
медицинский работник и общество;
нравственные качества и внешний вид медицинского работника;
медицинский работник и пациент;
медицинский работник и родственники пациента;
медицинская тайна;
взаимоотношения представителей медицинских профессий;
превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента, уважать право пациента;
не вправе участвовать в формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми;
оказывать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий;
не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения;
оказывать помощь без согласия пациента (или без согласия законного представителя некомпетентного пациента - ребенка до 15 лет или недееспособного душевнобольного) только в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации;
отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами;
сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента;
вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента;
с уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть;
точно и квалифицированно проводить назначенные врачом медицинские манипуляции в соответствии с перечнем медицинских услуг.
Деловые коммуникации в сестринском деле.
Следует выделить две стороны медицинского этикета: этикет взаимоотношений в трудовом коллективе и этикет взаимоотношений медицинского работника и пациента.
Этикет в трудовом коллективе призван повысить эффективность профессиональных контактов между медицинскими работниками, придать им деловую и товарищескую направленность, проявляющуюся в уважении к своим коллегам, взаимопомощи в работе и вместе с тем в нетерпимости к профессиональной недобросовестности или другим поступкам, порочащим медицинскую профессию.
Медицинский этикет предусматривает строгое соблюдение субординации, т. е. системы служебного подчинения младшего по должности старшему. Субординация в работе имеет принципиальное значение, дисциплинирует, обеспечивает преемственность в лечении и уходе за пациентами, охраняет авторитет руководителя, старшего по должности, званию.
Этические нормы взаимоотношений среднего медицинского работника и пациента:
Основа принципов:
абсолютная вежливость, доброжелательность и индивидуальный подход;
обращение к пациенту по имени и отчеству, к ребенку - по имени, к матери ребенка - по имени и отчеству;
внимательное отношение к рассказу пациента, родственников и деликатная постановка вопросов;
в процессе беседы с пациентом устанавливать отношения, основанные на взаимном доверии, способствующие психологическому комфорту больного;
наряду с соблюдением такта медицинский работник должен понимать состояние здоровья и психологию пациента, проявлять терпимость к его слабостям;
не следует давать пациенту обещаний, если нет уверенности в их выполнении;
непозволительны покровительственные отношения, развязность в общении с пациентами.
Правила этикета требуют постоянного совершенствования формы общения с пациентами, умения найти контакт даже с самыми «сложными» из них.
Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями. Ещё в древней медицине врач говорил своим ученикам-последователям: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение».
Людей нужно любить вопреки всему, творить для них добро и стремиться жить честно.