Научная статья: АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ МЕДИЦИНСКОГО ЗНАНИЯ
Научная статья: АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ МЕДИЦИНСКОГО ЗНАНИЯ
История медицины как наука, изучающая развитие медицинских знаний и медицинской деятельности в различных областях медицины в различные исторические периоды, характеризуется определенными вехами и узловыми моментами, когда конкретное достижение или открытие не только углубляет и расширяет представления о мире, но и приводит к формированию парадигм и новых методических и методологических подходов к исследованию различных процессов и явлений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья: АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ МЕДИЦИНСКОГО ЗНАНИЯ»
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ МЕДИЦИНСКОГО ЗНАНИЯ
Хамидова Гули Комиловна
БУХАРСКИЙ ТЕХНИКУМОБЩЕСТВЕННОГОЗДОРОВЬЯ ИМЕНИАБУ АЛИ ИБН СИНО, УЗБЕКИСТАН
История медицины как наука, изучающая развитие медицинских знаний и медицинской деятельности в различных областях медицины в различные исторические периоды, характеризуется определенными вехами и узловыми моментами, когда конкретное достижение или открытие не только углубляет и расширяет представления о мире, но и приводит к формированию парадигм и новых методических и методологических подходов к исследованию различных процессов и явлений. В этом плане история изучения анатомии человека и становление ее научных основ занимают особое место не только в сфере медицины, но и отражают динамику в познании человека как многомерного и, в то же время, уникального существа в его взаимосвязи с окружающей средой. Во всяком случае, анатомия дает один из многочисленных ответов на вопрос немецкого философа И. Канта: «Что такое человек?».
С другой стороны, интерес представителей как медицины, так и других отраслей знаний к анатомии человека в ходе его истории в значительной степени определялся религиозными учениями и суждениями о нем как о божественном творении. Человек воспринимался как объективная данность, как результат деятельности Творца, как носитель божественного начала. И если Вселенная есть предустановленный порядок, вмешательство в который чревато необратимыми последствиями, а посему не должно поощряться, то и Человек, являя собой микрокосм, не должен был служить объектом «психосоматического препарирования». Какие-либо «вторжения» в его внутренний мир, его телесность с религиозной точки зрения воспринимались как попытки трансформировать человеческую природу, изначально сотворенную по образу и подобию Бога. Вместе с тем в Европе даже в эпоху
классического Средневековья (XI-XV вв.) отношение религии к анатомическим вскрытиям не являлось однозначным, о чем будет сказано ниже.
Формирование любой научной теории, концепции, доктрины не происходит на «нулевом уровне», а рождается на основе предшествующих учений, парадигм и открытий. В истории науки важное значение имеют преемственность научных идей и основополагающие методологические принципы, лежащие в основе того или иного научного подхода. Это в полной мере отражает история создания научных основ анатомии человека.
Первые практики анатомирования имели место в Древнем Египте и являли собой процедуру бальзамирования человеческих трупов как дань уважения и культ почитания усопших. В ее основе лежало представление о бессмертии души человека, а главной целью являлась реинкарнация души умершего в другие природные объекты и возвращение, в итоге, в телесную оболочку другого индивида. Подобные практики несомненно отличали медицину Египта от других древних цивилизаций (в частности, Древнего Китая), где вскрытия человеческих трупов (равно как и любые вмешательства в живой организм) были табуированы по религиозным соображениям, а знания об анатомическом строении человека носили исключительно гипотетический, а значит ошибочный характер. Тем не менее, и в Древнем Египте, несмотря на регулярные вскрытия человеческих мертвых тел, представления об анатомии носили в основном языческий и сверхъестественный характер. Например, считалось, что каждый орган является «вместилищем» конкретных эмоциональных характеристик человека, а кровообращение ассоциировалось с системой рек и каналов.
В течение длительного периода времени в истории медицины преобладало устоявшееся мнение, что главной методологической причиной различных заблуждений и ошибочных суждений Галена относительно анатомии человека являлись вскрытия, производившиеся им преимущественно на трупах животных, вследствие дефицита человеческого материала, - свиней, собак, обезьян, и лишь эпизодически - убитых гладиаторов. Отсюда, он неизбежно «переносил» закономерности анатомического строения животных на человеческий организм.
Таким образом, на протяжении почти четырнадцати столетий в медицине господствовали представления об анатомии человека, полностью основанные на положениях, выводах и заключениях «галеновой анатомии». Одной из главных причин этой «устойчивости» явилась религиозно-философская основа его анатомо-физиоло-гического учения, служившая для него, по сути, главным методологическим ориентиром в обосновании своих идей и суждений. Другими словами, в анатомо-физиологичес-ких исследованиях Гален ставил во главу угла опытный метод наблюдения, основанный на анатомических вскрытиях и экспериментах. Однако в объяснениях увиденного он пользовался, в первую очередь, телеологическими и натурфилософскими представлениями о Природе человека. Поэтому анатомо-физиологическая доктрина Галена гармоничным образом вписывалась в богословский характер медицины и схоластическую философию периодов раннего и классического Средневековья, что сделало его одним из непререкаемых медицинских «авторитетов».
В заключение необходимо отметить, что основополагающий труд Везалия, а также предшествующие и последующие работы других авторов по анатомии, помимо вышесказанного, во многом способствовали формированию особой интеллектуально-культурной атмосферы в медицине указанного периода. Это предопределило необходимость использования идей и конкретных анатомических знаний в других дисциплинах и областях, в частности, физиологии, хирургии, акушерстве и гинекологии и других.