kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мотивы вступления в брак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной психологии выделяют три мотивации на брак: 1) мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае - намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других, когда другой человек является только средством для исполнения заветного желания жениться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнёр рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет, все силы тратятся на его поиски. Эти действия сами по себе не имеют негативной окраски. Во многих случаях брак начинается именно с этой позиции.

2) мотивация на определённый тип брака. В этом случае люди ориентируются на определённый тип партнёра, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. Этот факт так же, как и первый сам по себе не окрашен в негативные тона, но могут возникнуть проблемы, когда впоследствии встречается человек, который действительно вызывает сильные чувства.

3) мотивация на определённого человека. В этом случае избранник принимается со всеми достоинствами и недостатками. Это осознанный выбор с установкой на принятие определённого человека, а значит, и с ответственностью за свои чувства.

Содержание мотивации определяет степень адекватности мотивов для создания гармоничной семьи. [13]

Мотивы заключения брака составляют основу иерархии человеческих потребностей, описанных ещё в пирамиде Маслоу:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Мотивы вступления в брак"»

Психология семьи - как отдельная дисциплина изучает психические закономерности человеческого поведения, которые детерменированы факторомучастия людей в семье. 

Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического консультирования, психопрофилактической и социальной работе с семьями. Дает психологическую характеристику здоровой семьи и семейной патологии, а также способствует практическому применению этого знания в ходе психологической помощи семьям, выступая в качестве научно-психологической основы для последней. Данные, которыми располагает психология семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ, направленных на помощь семье. Они также служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, коррекции внутрисемейных взаимоотношений. 

Предмет психологии семьи  – специфика психологического подхода к изучению семьи как системы межличностных взаимодействий, ее структуры (половозрастной и ролевой) и функций (защита индивида от манипулятивных воздействий общества и приспособление его к жизни в этом обществе).

Семейная система психологически характеризуется такими свойствами как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность). Иногда происходит образование личностных комплексов, «тени» (по К.Юнгу), различного рода психологических проблем, кризисов и конфликтов.
Задачи: 


  • психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака; 
    консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика); 
    психологическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах; 
    консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений; 
    психологическое консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и отклонений в развитии); 
    психологическое консультирование по проблемам воспитания детей «группы риска» и одаренных детей; 
    психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей; 
    психологическая профилактика отклонений и нарушений развития детей и подростков, воспитывающихся «без семьи» (в условиях депривации общения с близким взрослым); 
    психологическое консультирование и сопровождение беременности и родов; 
    психологическое сопровождение становления родительства. 


Психология семьи имеет свои методы, которые изучают и описывают предмет и решают задачи науки. 

1.ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ. Вариант объединения подходов разных школ в общую диагностическую схему. Основное внимание уделяется вопросу какую именно информацию о семье и в какой последовательности психотерапевт должен получить в ходе ее изучения. Все схемы данного типа нацеливают психолога на получения двух видов, данных о семье: 
1)сведения о семье, ее состоянии, возрасте членов семьи, социальный слой, что имеет отношение к семье; 
2)сведения об отдельных аспектах функционирования семьи (модель МАК-МАСТЕРСА). Ориентирование психотерапевта на 6 аспектах функционирования семьи: 
1) способность к решению проблем; 2)коммуникации в семье;  
3) семейные роли; 4)аффективная отзывчивость, 5) аффект, вовлеченность; 6)контроль над поведением. 
Цель данной модели -- получить всестороннее представление об изучаемой семье в данный момент. 
2. ПРОБЛЕМНЫЙ. Семейный психотерапевт, который изучает неблагоприятную семью выявляет особенности, определенную неспособность семьи справляться с психической нагрузкой. Используется метод выявления и изучение типовых слабых мест семьи. 
«Трехосевая» классификация проблемных семей. 
Основная цель семейной психотерапии – использовать данную диагностическую схему. В рамках проблемного подхода-поиск признаков, проблем, а не анализ функции и структуры семьи в целом. Недостаток данной модели-не цельный анализ семьи и симптоматическое лечение семьи. 
3.ФАКТОРНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЬИ. Это диагностические схемы, которые выявляются факторным анализом. Это метод математической статистики ,возможность «экономического описания» объекта, т.е. выявления таких характеристик объекта, которые дают более полную информацию о нем. 
Круговая модель (ОЛЬСОН). Выделяет 2 семейных фактора, которые наиболее полно характеризуют семью: семейная согласованность и семейная адаптированность. 
Семейная согласованность-это степень эмоциональной связи между членами семьи. При максимальной выраженности этой связи члены семьи эмоционально взаимовыражены. При минимальной выраженности имеется эмоциональная автономность каждого члена семьи. 
Семейная адаптированность -- характеристика того, на сколько гибки и выражены отношения в семье. 
4.ИНТУИТИВНАЯ ТАКСОНОМИЯ. При данном подходе выделяются определенные группы семей, которые содержат нервно-психические расстройства. Основной акцент на интуицию и опыт семейного психотерапевта. 
Диагностика сводится к установлению того, к какому типу принадлежит исследуемая семья.  
Типы семьи: 
1)динамическая(сверхподвижная)характеризуется полным отсутствием устойчивости, определенности ритма жизни. 
2)неуверенная-многочисленные страхи по отношению к окружающему миру, ярко выраженная ипохондрия. 
3)сверхустойчивая, с доминирующим значением жизни семьи, устоявшихся привычек, семейные рутины, устойчивости и неизменности даже в случае крайней необходимости. 
4)летаргическая -- ослабленность мотивационных сфер семьи, отсутствие инициативы, нежелание откладывать силу в какую-либо сферу жизни, идти по линии наименьшего сопротивления. 
5)демонстративная-создание определенных впечатлений у соц.окружения. 
































































Структура семьи – это состав семьи и ее членов, а также совокупность их взаимоотношений (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 2001). Под структурой семьи также понимают способ обеспечения ее единства и функционирования как социального института. 

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:




  • «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей; 


  • «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи; 


  • «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи; 


  • «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993). 


А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу: 


  • нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра); 


  • расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). 


Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А.И., Медков В.М.)



А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей: 


  1. Структурный состав: 


    • полная семья (есть мать и отец); 


    • неполная семья (есть только мать или отец); 


    • искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). 


  2. Функциональные особенности: 


    • гармоничная семья; 


    • дисгармоничная семья. 


Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей: 


  • централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни; 


  • автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого; 


  • демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере. 


Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А.И., Медков В.М., 1996) разделяют на: 


  • партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец, 


  • матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и 


  • эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью. 


Семейные треугольники 



  • Когда речь заходит о треугольниках, на ум сразу приходят любовные, где главными действующими лицами и исполнителями выступают неверный муж, обманутая жена и коварная любовница. Но чаще всего треугольники складываются в семье. Их существует великое множество. Например, папа- мама- ребенок, муж- жена- работа, жена- ребенок- мать жены, муж- жена- теща, и т. д. Как правило, все треугольники создаются неосознанно и только с одной целью- снять напряжение, тревогу, страх быть покинутым. В семейных отношениях все довольно сложно и запутанно. 


  • Треугольник - это устойчивая система взаимоотношений. Поэтому они и возникают - для стабилизации. Любовница, к примеру, это чаще всего попытка неверного сохранить семью. Он пытается, не бросая жену, возместить то, чего ему в семье не хватает. 


  • Обычно в треугольнике имеется изначальное взаимодействие между двумя субъектами. А третий является продуктом этого взаимодействия. 
    Классический треугольник: жертва-преследователь-спасатель. Без возникновения спасателя отношения жертвы и преследователя не могут продолжаться длительно. Отношения в семье тоже могут по этой схеме разворачиваться. 


  • Мужчина и женщина создают ребёнка, который уже отделяет их в отдельную систему из просто пары. Здесь продукт придает совокупности элементов свойства системы. 


  • А если говорить о семейных отношениях, то надо рассматривать системную иерархию. Тогда многие конфликты решаются. 
    Например, чтобы второй жене прекратить обиды на мужа и ссоры с ним, часто бывает достаточно признать, что она вторая. Первая - более важная, хоть и бывшая. Вторая - менее важная, потому что она по счету следующая. Стоит унять гордыню и признать очевидное, как в семье может наступить мир. Таких примеров множество.  



Жизненный цикл семьи

По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи: 


  1. внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи; 


  2. семья молодоженов; 


  3. семья с маленькими детьми; 


  4. семья с подростками; 


  5. выход повзрослевших детей из семьи; 


  6. семья на поздней стадии развития. 


В.А. Сысенко выделяет: 


  1. совсем молодые браки – от 0 до 4 лет совместной жизни; 


  2. молодые браки – от 5 до 9 лет; 


  3. средние браки – от 10 до 19 лет; 


  4. пожилые браки – более 20 лет совместной жизни. 


Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи: 


  1. Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним. 


  2. Брак – принятие супружеских социальных ролей. 


  3. Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей. 


  4. Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода – возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. 


  5. Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка. 
    Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны. 


  6. Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999). 


Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье – это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье: 


  1. «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам); 


  2. «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы); 


  3. изменения под влиянием социальных событий (экономическая, депрессия, землетрясение и т.п.); 


  4. биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т.д.); 


  5. изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.); 


  6. «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т.д.). 


В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Мотивы вступления в брак"

Автор: Савенко Екатерина Игоревна

Дата: 21.12.2018

Номер свидетельства: 491946

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Мотивы вступления в брак""
    ["seo_title"] => string(25) "motivy_vstupleniia_v_brak"
    ["file_id"] => string(6) "491945"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1545365982"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Презентация " А.С. Пушкин" "
    ["seo_title"] => string(29) "priezientatsiia-a-s-pushkin-1"
    ["file_id"] => string(6) "182727"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425576663"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Родительское собрание " Мой ребенок становится трудным""
    ["seo_title"] => string(52) "roditelskoe_sobranie_moi_rebenok_stanovitsia_trudnym"
    ["file_id"] => string(6) "622591"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1673265753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства