-ЭОР (презентация к уроку «Мифология скифов, меотов, сарматов»);
-мультимедийное оборудование.
Работа с терминами.
Основные понятия: миф, легенда, обряд, культ, ритон.
Обязательный минимум содержания: формирование навыка воспроизведения исторического краеведческого материала на основе мифов и легенд.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, Технология оценивания
I. Входная диагностика. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Задание № 1
Решить тест, выбрав правильный ответ:
1.Как назывались племена, жившие по восточному побережью Азовского моря в период раннего железа?
а) меоты б) скифы в) сарматы
2.Как называется период в истории Кубани с 8 в. до н.э. по 4 в. н.э.?
а) бронзовый век б) медный век в) раннего железа
3.Как назывались поселения меотов?
а) деревня б) стоянка в) городище
4.С кем торговали меоты?
а) с греками б) с итальянцами в) с турками
5.Из чего строили свои дома меоты?
а) из камыша и глины б) из дерева в) из камня
6.Назовите главное занятие меотов?
а) скотоводство б) земледелие в) рыболовство
7.Чем торговали меоты?
а) тканями б) зерном в) посудой
8.Как называлась центральная часть посёлка?
а) цитадель б) городище в) бойница
9. Какой формы были дома у меотов?
а) прямоугольной б) круглой в) квадратной
10. Сколько комнат было в доме у меотов?
а) 1 б) 2 в) 3
Познавательные УУД:
-анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, определять понятия;
II. Подводящий диалог к теме урока.
Формулировка
проблемы.
1. Предлагает ответить на вопросы:
-О каких отношениях между племенами меотов и жителями Боспора свидетельствуют рассказы? 2. Исходя из темы урока предположить:
- о каких событиях из жизни племён сарматов, меотов и скифов пойдёт речь в мифах?
3. Проработка понятия «миф» Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях..
1. Формулируют вопрос (учебную задачу)
на урок в разных вариантах.
2. Дают определение понятию «миф» (примерные ответы):
Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Познавательные УУД: - строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах).
-выдвигать версии.
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
1. Интерактивная беседа (передача и объяснение информации):
-рассказ учителя с опорой на материал и ЭОР к уроку:
Мифы илегенды народов Кубани дошли до нас лишь в пересказе античных авторов. Наиболее ценным источником сведений о происхождении, истории и обычаев скифов и их соседей по праву считают труд греческого ученого Геродота «История». Образ жизни, обычаи, легенды и мифы, описанные Геродотом, дают много информации о народах Прикубанья, которые были близки скифам по языку и занятиям.
2. Предлагает учащимся изучение нового материала по плану:
1. Легенды происхождения скифов.
2. Верования скифов.
3. Обряды. Культ предков.
Прорабатывают п.1 параграфа на стр. 64
Первичная проверка понимания. Беседа по вопросам:
- от кого произошли скифы?
- какую новую информацию о происхождении скифов вы узнали от греческого историка Диодора?
Познавательные УУД:
- владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию.
IV. Выражение решения проблемы.
Роль учителя – координатор деятельности учащихся при выполнении различных заданий:
- первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые);
- первичное закрепление в изменённой ситуации;
- творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
Выполнение творческих заданий № 2-3 с опорой на текст параграфа.
Задание № 2
Работа с текстом учебника (заполнить таблицу)
Божества
С чем связан их культ
Задание № 3
Указать верный вариант продолжения фразы:
1. Величественны огромные изваяния, найденные в станицы Преградной____________________________________________________
А) женское – в виде фигуры в длинном складчатом одеянии и плаще, наброшенном на плече.
Б) воин в металлическом панцире до пояса.
2. О существовании культа плодородия и почитании очага говорят находки______
____________________
А) женские статуэтки с отпечатками зерен пшеницы и ячменя.
Б) сосуды – курильницы.
3. На золотых бляшках часто изображали_____
__________________________________________
А) чудовищ с клыками и шерстью.
Б) сидящих богинь с магическим зеркалом в руке.
Ответить на вопросы № 1, 3, 4 стр. 69 учебника
Познавательные УУД:
-анализировать(в т.ч. выделять главное, обобщать полученную информацию);
- доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне
V. Применение.
Рефлексия/саморефлексия учащихся
Познавательные УУД:
-обобщать и делать выводы
Подведение итогов урока.
Учитель предлагает учащимся высказать своё отношение к уроку - заполнить таблицу, поставив знак «+» в соответствующей графе.
Понравилось
Не понравилось
Было интересно, хотелось бы ещё
VI. Домашнее задание
Информирует о домашнем задании, инструктирует по его выполнению.