kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретического занятия "Функциональная анатомия сердечно-сосудистой системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 100124 Стилистика и искусство визажа углубленной подготовки,  утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2009 года № 572.

Кровь в организме человека находится в постоянном движение. Это движение называется кровообращением. Благодаря нему кровь осуществляет связь всех органов тела человека, снабжение питательными веществами и кислородом, выведение продуктов обмена, гуморальную регуляцию и т.д. Прекращение кровообращения ведет к гибели организма. Кровь движется по сосудам. Сосудами пронизан весь организм, они образуют замкнутую систему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретического занятия "Функциональная анатомия сердечно-сосудистой системы"»

Филиал «Самарский медико-социальный колледж»

ГБПОУ «Самарский меДИЦИНСКИЙ колледж им. Н.ЛЯПИНОЙ»










Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретического занятия

Тема: «Функциональная анатомия сердечно-сосудистой системы»

ОП. 09 Анатомия и физиология человека

профессионального цикла

основной профессиональной образовательной программы СПО

по специальности 100124 Стилистика и искусство визажа

углубленной подготовки

















Самара, 2015



ОДОБРЕНО


Цикловой


методической комиссией № 4




Председатель_________Е.В.Матюшова


Протокол № 4


14 декабря 2015 г.


Составитель:

Землянова Г.В., преподаватель филиала «СМСК»











Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 100124 Стилистика и искусство визажа углубленной подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2009 года № 572.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 100124 Стилистика и искусство визажа углубленной подготовки, в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.





Структура

1.Учебно - методическая карта занятия

2.Конспект теоретического материала

3. Контрольно-оценочные средства (если предусмотрены) с эталонами ответов

4.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

5.Приложение (если предусмотрено)



































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность: 100124 Стилистика и искусство визажа углубленной подготовки

УД: ОП.09 Анатомия и физиология человека

Тема: Функциональная анатомия сердечно-сосудистой системы

Организационные формы: Теоретическое занятие– 1 (90 мин)

Форма работы: групповая

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид традиционного занятия: комбинированный урок, информационная лекция,

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный (проблемное изложение), интегрированный.

Цели и задачи занятия

Образовательная: актуализировать новые знания по основным вопросам темы «Сердечно-сосудистая система», научить применять полученные знания; научить студентов правилам подсчета ЧСС, измерения АД, углубить и актуализировать знания по сердечно-сосудистой системе, формирование навыков ведения здорового образа жизни; научиться применять полученные знания во время проведения манипуляций, работать с нормативно-правовой базой по правилам проведения практических манипуляций, с санитарно – гигиеническими требованиями; выявить готовность студентов успешно применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.



Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять (главное, микротему и т.п.); развивать умение использовать (по теме), развивать творческое воображение, логику, наблюдательность; развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; совершенствовать все виды речевой деятельности; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов и компьютерного моделирования; осуществлять самоконтроль, создавать шаблоны документов с использованием компьютера и т.д.



Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.



Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций (указать какие именно ОК, ПК формируются по данной теме).

Общие компетенции:


Наименование результата обучения

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.




Профессиональные компетенции:

Наименование результата обучения

ПК 2.2. Выполнять салонный макияж.

ПК 2.3. Выполнять специфический макияж.

ПК 2.5. Оказывать консультационные услуги по выполнению макияжа в домашних условиях.

ПК 4.2. Разрабатывать концепцию образа индивидуального стиля заказчика и коллекции образов.



Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.

Место проведения: лаборатория Анатомии и физиологии человека

Оснащение

Средства обучения: учебники, учебно-методические пособия, в т.ч. электронные, алгоритмы деятельности, практических манипуляций, таблицы, стенды, слайды, схемы, рисунки (графики), мультимедийная презентация, учебный видеоролик, муляжи, фантомы, медицинский инструментарий и материалы.

Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

Средства контроля: задания в тестовой форме, проблемно-ситуационные задачи, диктанты, кроссворды, структурно-логические схемы, карточки-задания, упражнения, «немые рисунки», муляжи органов и т.д.



Интеграция темы

Межпредметные связи:

  • ОП.03 «Пластическая анатомия человека».

  • ОП.04 «Рисунок и живопись».

  • ОП.08 «Безопасность жизнедеятельности».

Внутрипредметные связи:

  • «Строение и соединения грудной клетки»

  • Кровообращение органов и систем органов

Истоки:

  • Самусев, Р.П. Атлас анатомии человека: учеб.пособие для студентов сред.мед.учеб.заведений / Р.П. Самусев, В.Я. Липченко.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование»,20011. — 544с.:ил.

  • Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие / Н.И. Федюкович.- Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2013.-419с.

Выход: освоение профессиональных модулей: ПМ.02 «Выполнение салонного и специфического макияжа», ПМ.04 «Создание индивидуального стиля заказчика в соответствии с запросами, историческими стилями и тенденциями моды».

После изучения темы студент должен



знать:

  • сущность процесса кровообращения;

  • - функциональные группы сосудов;

  • строение артерий, вен, капилляров;

  • систему микроциркуляции;

  • линейная и объемная скорости кровотока;

  • пульс;

  • артериальное давление;

  • регуляция кровообращения;

  • строение и месторасположение сердца;

  • камеры сердца;

  • клапаны сердца, строение, роль;

  • сосуды сердца;

  • работа сердца, фазы сердечного цикла;

  • артерии и вены сердца;

  • сосуды малого круга кровообращения;

  • аорта, ее ветви;

  • артерии лица и шеи;

  • вены большого круга кровообращения;

  • систему верхней и нижней полых вен;

  • систему воротной вены печени;

  • области оттока крови по крупным сосудам.

  • методику посчета пульса и измерения АД;


















СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

План проведения теоретического занятия

тема: Сердечно-сосудистая система

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время

1. Организационный этап.

Приветствие. Сообщается тема, цель, план лекции, обосновывается актуальность темы.

Подготовка студентов к работе.

Сформировать внимание студентов на знание темы.


5 мин.

2. Контроль знаний предыдущей темы.

Фронтальный опрос.

Выяснить степень усвоения материала предыдущей темы.


15 мин.

3. Изучение нового материала.


Преподаватель объясняет студентам новый материал по плану:

  • сущность процесса кровообращения

  • структуры, осуществляющие процесс кровообращения

  • круги кровообращения

  • сердце- значение, функции

  • строение артерий, вен, капилляров,

  • пульс,

  • артериальное давление,

- регуляция кровообращения

  • расположение сердца,

  • строения стенки сердца,

  • камеры сердца,

  • клапаны сердца, строение, роль,

  • сосуды, впадающие в сердце и выходящие из него,

  • сосуды и нервы сердца,

  • деятельность сердца,

  • тоны сердца,

  • ЭКГ,

  • автоматия сердца



Преподаватель в определенной логической последовательности излагает новый материал, студенты конспектируют его.

Студенты задают преподавателю вопросы, возникающие по ходу объяснения материала.

Сформировать у студентов мотив для усвоения нового материала, формирование представлений об анатомо-физиологических особенностях сердечно-сосудистой системы.

60 мин.

4. Заключение.

Подводится итог занятия, делаются выводы, ещё раз обосновывается актуальность темы. Дается задание на дом.

Закрепить значимость изучаемой темы.

10 мин.































Конспект теоретического материала

Сердечно-сосудистая система

Кровь в организме человека находится в постоянном движение. Это движение называется кровообращением. Благодаря нему кровь осуществляет связь всех органов тела человека, снабжение питательными веществами и кислородом, выведение продуктов обмена, гуморальную регуляцию и т.д. Прекращение кровообращения ведет к гибели организма. Кровь движется по сосудам. Сосудами пронизан весь организм, они образуют замкнутую систему.

Главным органом кровообращения является сердце - полый мышечный орган совершающий ритмические сокращения, благодаря которым кровь движется по сосудам. Заслуга открытия кровообращения принадлежит В. Гарвею.

Деятельность ССС регулируется нервной системой и гормонами (гуморальная регуляция).

Существует три вида кровеносных сосудов: артерии, вены, капилляры. Они отличаются как по строению, так и по функциям.

Артерии.

По артериям кровь течет от сердца в органы. Они имеют толстые стенки, состоящие из трех слоев: наружного, среднего и внутреннего. Наружная -соединительнотканная оболочка- адвентиция. Средняя - медиа - состоит из гладкой мышечной ткани и содержит эластические волокна. Сокращение этого слоя ведет к уменьшению просвета артерии. Внутренняя оболочка -интима - образована соединительной тканью и выстлана, со стороны просвета, эндотелием. Артерии имеют разный калибр: Чем дальше от сердца, тем диаметр артерий меньше. Внутри каждого органа артерия делится на более мелкие ветви. Самые мелкие называются артериоллами, и переходят в капилляры.

Капилляры.

Мельчайшие кровеносные сосуды. Размер изменчив, длинна не более 0,3 мм. Количество велико. В покоящемся состоянии органа большая часть капилляров не функционирует. На 1 мм2 приходится несколько сотен капилляров. Стенки состоят из одного слоя эндотелиальных клеток. Обмен веществ между кровью и тканями происходит только в капиллярах. Артериальная кровь на протяжении капилляров превращается в венозную.



Вены

Сосуды, по которым кровь течет к сердцу. Стенка вены состоит из 3-х оболочек (внутренняя, средняя и наружная). Различают 2-за типа вен: без мышечного и мышечного типа. Стенки вен содержат меньше эластических и мышечных волокон, поэтому они менее упруги и легко спадаются. Вены имеют клапаны, открывающиеся по току крови, Это способствует движению крови в венах по направлению к сердцу. Самые мелкие из вен называются венулами. Чем ближе к сердцу, тем больше просвет вен.

Каждая область или орган нашего тела получает кровоснабжение из нескольких сосудов. Один из них, самый крупный по калибру, главный сосуд. Другие называются добавочными, окольными, коллатеральными. Различные артерии тела сообщаются между собой посредством соединительных сосудов анастомозов. Они имеются и между венами. Прекращение тока крови в одном сосуде приводи к усилению тока по коллатеральным сосудам и анастомозам, и постепенно развиваются новые. Калибр артерии и вены каждого органа и объём протекающей по сосудам крови определяется не только величиной органа, но и интенсивностью процессов, происходящих в нем.

Движение крови в сосудах

Обусловлено ритмичной работой сердца. Во время сокращение сердце нагнетает кровь в артерии. Энергия давления, приданная крови, расходуется по мере продвижения по кровеносным сосудам. Большая часть энергии затрачивается на трение частиц крови между собой и о стенки сосудов меньшая - на сообщение скорости току крови. Самое большое давление крови - в начале круга, малое - в конце его (в аорте 150 мм.рт.ст., средний калибр - 120 мм. артериолы - 40 мм. капилляры - 20 мм. в венах еще меньше, а в самых крупных из них давление меньше атмосферного -отрицательное). На движение крови влияют так же: присасывающее действие грудной клетки, мышцы. Обратному току крови в венах препятствуют клапаны. Особенно важно их наличие в венах нижних конечностей.

Различают линейную и объемную скорость кровотока. Под линейной скоростью понимают скорость продвижения крови по сосудистому руслу. Линейная скорость тока крови в разных отделах кровеносной системы зависит от просвета сосуда. Объемная скорость крови - это количество крови протекающей через поперечное сечение сосудов за единицу времени. Эта скорость одинакова в аорте, легочном стволе, артериях, капиллярах и венах.

Пульс

Волнообразное колебание стенок артерий. Эти колебания происходят в результате ритмичных сокращений сердца. Во время систолы желудочков кровь выбрасывается в аорту и растягивает ее стенки. Во время диастолы желудочков стенки аорты вследствие эластичности возвращаются в прежнее положение. Колебательные движения стенок аорты передаются на стенки ее ветвей артерии. Эти колебания передаются со скоростью 9 м. в сек., они не связаны со скоростью кровотока. Пульс можно прощупать в артериях, расположенных поверхностно прижимая к подлежащим костям (чаще на лучевой артерии в нижнем отделе предплечья). Исследуют частоту ритма напряжения. Свойства пульса зависят от работы сердца и состояния сосудистой стенки. И по нему можно судить об их состоянии. У взрослых 60-80 уд. в мин., у детей 5 л. - 100 уд. в мин. Частота пульса соответствует количеству сокращения сердца.

Кровяное давление

Кровь оказывает на стенки сосудов определенное давление. Величина давления обусловлена двумя основными причинами: той силой, с которой кровь выбрасывается из сердца во время его сокращения и сопротивления стенок кровеносных сосудов, которое приходится преодолевать крови во время своего движения. Кровяное давление в каждом сосуде подвержено постоянным колебаниям, связанными с разными фазами работы сердца. Во время систолы желудочков оно наиболее высокое, чем во время диастолы. Поэтому различают максимальное - или систолическое и минимальное - или диастолическое кровяное давление. Измерение давления проводят обычно на плечевой артерии. Норма взрослого человека систолическое 90-140 мм.рт.ст., диастолическое 60-90 мм.рт.ст. У детей: у новорожденного 70/34 мм., у ребенка 9-12 лет - 105/70 мм. У людей пожилого возраста давление несколько повышается.

При заболеваниях возникает либо гипертония - повышение давления, либо гипотония - понижение давления. Значительное понижение давления ведет к серьезным нарушениям в организме, а иногда может быть опасным для жизни. Причины: уменьшение числа и силы сокращения сердца, расширение артерий, большие кровопотери.

Регуляция деятельности ССС

Регуляция осуществляется нервной системой и гуморальным путем. Сердце обильно снабжено парасимпатическими (из блуждающего) нервами и симпатическими нервными волокнами по которым передаются импульсы из центров, регулирующих сердечную деятельность.

Парасимпатические волокна оказывают на сердце, замедляющее и ослабляющее действие: вызывают урежение ритма и уменьшение силы сердечных сокращений, а также понижение возбудимости сердца и скорости проведения возбуждения в нем. Симпатические волокна оказывают на сердце ускоряющее и усиливающее действие: вызывают учащение ритма и повышение силы сердечных сокращений, а также повышение возбудимости сердца и скорости проведения возбуждения в нем. Стенки кровеносных сосудов также снабжены нервами. Установлено, что в мышечной оболочке сосудов оканчиваются двигательные нервные волокна.

Симпатические - обладают сосудосуживающим действием, парасимпатические - сосудорасширяющим. В ССС имеются нервные окончания, которые реагируют на изменение кровяного давления и химического состава крови. Центры, регулирующие деятельность сердца и сосудистой системы находятся в продолговатом и спинном мозгу.

Установлено, что к дуге аорты окончания нерва раздражаются. Возбуждение передается в продолговатый мозг к центрам СС деятельности. В ответ нервные рецепторы посылают импульсы к сердцу и сосудам, под влиянием которых происходит ослабление работы сердца и расширение кровеносных сосудов, что ведет к понижению давления (рефлекторные сосудистые зоны).

Гуморальная регуляция заключается в том, что на ССС действуют гормоны, соли и другие вещества, циркулирующие в крови.

Адреналин - вызывает ускорение и усиление сердечных сокращений, сужение просвета сосудов. Сосудорасширяющее действие оказывает гистамин, ацетилхолин. Деятельность сердца протекает при условии, что в крови имеется определенная концентрация солей и кальция (усиливает работу сердца). Калий оказывает сосудорасширяющее действие.

Местное изменение просвета сосудов-грелки, горчичники. (рефлекторно).



МИКРОЦИРКУЛЯТОРНОЕ РУСЛО

Дистальной частью сердечно-сосудистой системы является микроциркуляторное русло. Именно здесь обеспечивается взаимодействие крови и тканей.

Микроциркуляторное русло начинается самым мелким артерии сосудом артериолой и заканчивается венулой.

Стенка артериолы содержит лишь один ряд миоцитов. От артериолы отходят прекапилляры и истинные капилляры, у начала которых находятся гладкомышечные прекапиллярные сфинктеры, регулирующие кровоток. Истинные капилляры вливаются в посткапилляры (посткапиллярные венулы). Посткапилляры образуются из слияния 2-х или нескольких капилляров. Стенки капилляров имеют тонкую оболочку. Она хорошо растяжима и обладает высокой проницаемостью. По мере слияния посткапилляров образуются венулы. Венулы вливаются в вены. Между артериолами и венулами встречаются артериоло-венулярные анастомозы - сосуды прямого перехода крови из артериолы в венулу. В их стенках имеются миоциты, регулирующие сброс крови. И микроциркуляторному руслу относятся и лимфатические капилляры.

Эндотелиоциты, обращённые в просвет капилляра способны к фагоцитозу и пиноцитозу.

Строение сердца

Сердце представляет собой полый мышечный орган конусообразной формы, располагающийся в переднем средостении. Большая его часть находится в левой половине грудной полости. Величину сравнивают с размером кулака данного человека; вес около ЗООг, На сердце различают - широкую часть - основание, суженную часть - верхушку, и 3 поверхности - переднюю, заднюю и нижнюю. Основание направлено кверху и кзади, верхушка -книзу и кпереди, передняя поверхность обращена к грудине и реберным хрящам, задняя к - пищеводу, нижняя - к сухожильному центру диафрагмы.

Стенка сердца состоит из 3-х слоев: внутреннего -эндокарда, среднего - миокарда, и наружного - эпикарда. Все сердце заключено в околосердечную сумку перикард. Перикард и эпикард являются 2-мя листочками серозной оболочки сердца, между которыми находится щелевидное пространство - полость перикарда, содержащая небольшое количество серозной жидкости. Миокард - самый мощный слой стенки сердца - состоит из поперечно - полосатой мышечной ткани. Мышечные волокна в стенке сердца соединены между собой перемычками (анастомозами). Сокращается непроизвольно.

Эндокард представляет собой тонкую соединительно -тканную оболочку, выстланную эндотелием. Он покрывает сердечную мышцу изнутри, и кроме того, образует клапаны сердца.

Сердце человека четырех камерное. Продольной перегородкой разделена на 2 сообщающиеся половины: правую и левую, В правой половине протекает венозная кровь, в левой - артериальная. Каждая половина сердца в свою очередь состоит из 2-х камер: верхней - предсердия и нижней - желудочка,которые сообщаются между собой посредством предсердно -желудочного(антриовентрикулярного) отверстия. Стенка каждого предсердия образуют выпячивание, называемое ушком. На внутренней поверхности желудочков имеются выступы мышечной оболочки сердца - сосочковые мышцы. Стенка левого желудочка значительно толще правого.

Сосуды, входящие в сердце и выходящие из сердца

В правое предсердие впадает 2 самые крупные вены: верхняя и нижняя полые вены, по которым протекает венозная кровь от всех частей тела (кроме стенок сердца). Сюда же открывается общей венозный сосуд самого сердца - венечная пазуха сердца.

В левое предсердие открываются 4 легочные вены, которые несут артериальную кровь от легких к сердцу.

Из правого желудочка выходит легочный ствол, ло которому венозная кровь направляется в легкие.

Из левого желудочка выходит самый крупный артериальный сосуд - аорта, которая несет артериальную кровь для всего организма. Клапаны сердца

Около предсердно-желудочковых отверстий, и отверстий, которыми начинается аорта и легочный ствол, имеются складки эндокарда - клапаны сердца. Различают предсердно - желудочковые(створчатые) и полулунные(похожие на карманы) клапаны.

У предсердно-желудочковых отверстий располагаются: правый клапан - состоит из 3-х створок (трехстворчатый), левый - из 2-х створок(двухстворчатый или митральный). К створкам клапанов прикрепляются сухожильные нити, отходящие от сосочковых мышц. Около отверстия легочного ствола и отверстия аорты имеется по 3 полулунных клапана. Значение клапанов - они не допускают обратного тока крови: створчатые клапаны - из желудочков в предсердия, полулунные - из аорты и легочного ствола в соответствующие желудочки. При некоторых болезнях сердца строение клапанов изменяется, что вызывает нарушение работы сердца (пороки сердца).

Сосуды сердца

Сердечная мышца совершает все время огромную работу. Поэтому особенно важное значение имеет непрерывный приток кислорода и питательных веществ к сердцу. Питательные вещества и кислород сердечная мышца получает из крови, когда она протекает не по камерам сердца, а по специальным сосудам. Кровоснабжение происходит через правую и левую венечные артерии. Они отходят от начального отдела аорты и находятся в венечной борозде сердца, артерии разветвляются и переходят в капилляры. Через стенки капилляров происходит обмен кислорода и питательных веществ. Все вены сердца сливаются в общий венозный сосуд - венечную пазуху сердца, которая впадает в правое предсердие. Нарушение кровоснабжения сердца изменяет его деятельность. если нарушается приток крови к определенному участку в следствии закупорки просвета сосуда, то возникает инфаркт миокарда. Границы сердца

В медицинской практике приходится определять границы сердца - их проекцию на переднюю грудную стенку. Верхушка сердца находится в пятом межреберье на 1-2 см кнутри от левой среднеключичной линии. Верхняя граница сердца определяется по верхнему краю хрящей III пары ребер. Правая граница проходит на 1-2 см правее грудины на протяжении от III до V р. (включительно). Левая граница идет косо от верхушки сердца к хрящу Ш левого ребра.

При некоторых заболеваниях - пороке сердца, размеры сердца увеличиваются, и тогда границы его бывают смещены. Определение границ производят с помощью перкуссии и оценки возникающих при этом звуков. Или с помощью рентгена.

Деятельность сердца

Работа сердца состоит из ритмически повторяющихся сокращений и расслаблений предсердий и желудочков. Сокращение - систола, расслабление - диастола. Это происходит в строгой последовательности. Различают 3 фазы сердечной деятельности. Вначале сокращаются одновременно оба предсердия, кровь при этом переходит из предсердий в желудочки, последние расслабляются. Затем наступает одновременное сокращение обоих желудочков, предсердия при этом расслабляются. Кровь во время систолы желудочков с силой выбрасывается в аорту и легочный ствол. После сокращения желудочков начинается их расслабление ; предсердия в это время так же находятся в расслабленном состоянии. Эта фаза сердечной деятельности носит название общей паузы. Во время нее в предсердия поступает кровь из венозных сосудов. Все 3 фазы составляют один цикл работы сердца. Вслед за общей паузой наступает следующий цикл.

Систола предсердий продолжается около 0,1 сек., систола желудочков - 0;3 с.; общая пауза - 0,4 с. Следовательно, один цикл занимает около 0,8 с., что соответствует 75 сокращениям в минуту. В покое колеблется от 60 до 80, Частота и сила сокращений зависит от условий в которых находится организм. Частота СС зависит от возраста: у новорожденных 149 р./мин. При заболеваниях с повышенной температурой сердцебиение учащается (тахикардия), и при редких заболеваниях наблюдается урежение(брадикардия).Иногда наблюдается нарушение правильного чередования сердечных сокращений(аритмия). Объем крови, выбрасываемый желудочком за одно сокращение, называется систолическим(У = бОгтш, Кол - во крови, которое выбрасывает желудочек за 1 мин., называется минутным объемом. 1УИУ + число СС/мин.

Электрокардиография

Возбуждение и связанное с ним сокращение сердечной мышцы сопровождается биоэлектрическими явлениями - токами действия. Они проводятся на поверхности тела при помощи особых приборов. Могут быть обнаружены и записаны на специальную пленку. При записи токов действия сердца получается сложная кривая, Которая называется электрокардиограмма. На ЭКГ у здорового человека различают 5 постоянных зубцов обозначаемых буквами Р,Q, R, S, Т. Различные зубцы связаны с деятельностью различных отделов сердца. В зависимости от характера изменения зубцов на ЭКГ судят о заболеваниях.

Автоматия сердца - способность сердца ритмически сокращаться независимо от раздражений, поступающих в него извне. Автоматия зависит от того, что в самом сердце возникает возбуждение и проводится ко всем участкам сердечной мышцы. Эту функцию сердце выполняет особая, так называемая - проводящая система, отличающаяся строением от остальных волокон сердечной мышцы и нервных клеток.

Проводящая система

Включает синусовый узел, пучок Брахмана, антриовентрикулярный узел,пучок Гиса, волокна Пуркинье. Синусовый узел расположен в стенке правого предсердия и желудочка. Пучок Гиса отходит от антриовентрикулярного узла, продолжается в перегородке между желудочками, где делится на 2 ножки, идущие к правому и левому желудочку. Возбуждение возникает в синусовом узле и передается оттуда по остальным отделам проводящей системы в мышцу сердца.

Все кровеносные сосуды в теле человека составляют 2 круга кровообращения: большой и малый.

Малый круг кровообращения начинается легочным стволом, который выходит из правого желудочка и несет венозную кровь в легкие. Из легких артериальная кровь оттекает по легочным венам в левое предсердие. Или малый круг кровообращения - это система сосудов, по которым кровь движется из правого желудочка в легкие и из легких в левое предсердие.

Легочный ствол является по диаметру одним из самых крупных сосудов тела человека, выходит из правого желудочка и поднимается кверху. На уровне IV грудного позвонка ствол делится на правую и левую легочные артерии, каждая из которых входит в соответствующее легкое через его ворота. Внутри легкого легочная артерия в свою очередь делится на более мелкие ветви, а затем на сети капилляров, прилегающие к легочным альвеолам. Здесь происходит газообмен. Артериальная кровь из капилляров оттекает в легочные вены.

Легочные вены выходят по 2 из каждого легкого через его ворота и впадают в левое предсердие. Артериальная кровь по ним течет от легких к сердцу.













Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета



Основные источники

Для преподавателей

  1. Бортный, Н.А. Нормальная физиология: учебное пособие / Н.А. Бортный, Т.Н. Бортная.-М.:Эксмо, 2011.- 384с.
  2. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. сред. проф. учеб. Заведений / И.В.Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-496с.
  3. Самусев, Р.П. Атлас анатомии человека: Учеб.пособие для студентов сред.мед.учеб.заведений / Р.П. Самусев, В.Я. Липченко.- М.:ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование»,2011. — 544с.:ил.
  4. Семенов, Э.В. Анатомия и физиология человека: учебное пособие / Э.В. Семенов. - М.: Медицина, 2009.- 387с.
  5. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие / Н.И. Федюкович.- Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2013.-419с.


Для студентов


  1. Самусев, Р.П. Атлас анатомии человека: учеб.пособие для студентов сред.мед.учеб.заведений / Р.П. Самусев, В.Я. Липченко.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование»,20011. — 544с.:ил.
  2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие / Н.И. Федюкович.- Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2013.-419с.


Дополнительные источники

Для преподавателей


  1. Агаджанян, Н.А. Физиология человека: учебное пособие / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель,В.И. Циркин, С.А. Чеснокова. — М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2005. - 526с.

  2. Барышников, С.Д. Практикум по анатомии и физиологии человека с основами патологии / С.Д. Барышников. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005 — 672 с.

  3. Барышников, С.Д.. Практикум по анатомии и физиологии человека с основами патологии / С.Д.Барышников. – М: ГОУ ВУНМЦ, 2011. - 289с.

  4. Билич, Г.Л. Анатомия человека: учебное пособие / Г.Л. Билич, В.А.Крыжановский — М.: Эксмо, 2012 — 224с.

  5. Горелова, Л.В. Аанатомия в схемах и таблицах: учебное пособие / Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 — 573с.

  6. Дроздова, М.В. Анатомия человека: учебное пособие / М.В. Дроздова, М.В. Яковлев. - М.:Эксмо, 2007. - 352с.

  7. Козлов, В.И., Волосок Н.И. Практикум по анатомии человека: учебное пособие / В.И. Козлов,Н.И. Волосок. - М.: Изд-во РУДН, 2004. - 340с.

  8. Курепина, М.М. Анатомия человека: атлас / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 239с.:ил.

  9. Робин, А. Цветной атлас патологической анатомии / А. Робин, К. Кук, Б.Стевард / под ред. В.П. Сапрыкина. Пер. с англ. И.А. Поповой, В.П. Сапрыкина. - М.: Логосфера,2005. - 282с.

  10. Сапин, М.Р. Анатомия человека: учеб.: В 2 т. / М.Р. Сапин, Г.Л. Билич. - М.: ГЭОТАР — МЕД, 2012. - Т.1.- 600с.

  11. Сапин, М.Р. Анатомия человека: учеб.: В 2 т. / М.Р. Сапин, Г.Л. Билич.- М.: ГЭОТАР — МЕД, 2012. - Т.2.- 520с.

  12. Сапин, М.Р. Анатомия человека: в 2 т. / М.Р. Сапин, Г.Л. Билич. – М.: Гэотар – Мед, 2012.-975с.

  13. Семенов, Э.В. Физиология и анатомия: учебное пособие / Э.В. Семенов. - Москва, 2009. - 480с.

  14. Швырев, А.А. Анатомия и физиология с основами общей патологии: учебное пособие / А.А.Швырев. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 438с.


Для студентов


  1. Билич, Г.Л. Анатомия человека: учебное пособие / Г.Л. Билич, В.А.Крыжановский. — М.: Эксмо, 2012 — 224с.

  2. Бортный, Н.А. Нормальная физиология: учебное пособие / Н.А. Бортный, Т.Н. Бортная. - М.: Эксмо,2011.- 384с.

  3. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.В.Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.-496с.

  4. Горелова, Л.В. Анатомия в схемах и таблицах: учебное пособие / Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 — 573с.

  5. Робин, А. Цветной атлас патологической анатомии/А. Робин, К. Кук, Б.Стевард / под ред. В.П. Сапрыкина. Пер. с англ. И.А. Поповой, В.П. Сапрыкина. - М.: Логосфера,2005. - 282с.

  6. Сапин, М.Р. Анатомия человека: учеб.: В 2 т./ М.Р. Сапин, Г.Л. Билич. - М.: ГЭОТАР — МЕД, 2012. - Т.1.- 600с.

  7. Сапин, М.Р. Анатомия человека: учеб.: В 2 т./ М.Р. Сапин, Г.Л. Билич.- М.: ГЭОТАР — МЕД, 2012. - Т.2.- 520с.

  8. Семенов, Э.В. Анатомия и физиология человека: учебное пособие / Э.В. Семенов. - М.: Медицина, 2012.- 387с.

  9. Семенов, Э.В. Физиология и анатомия: учебное пособие / Э.В. Семенов. - М.: Москва, 2005. - 480с.

  10. Швырев, А.А. Анатомия человека для студентов вузов и среднего профессионального образования: учебное пособие / А.А. Швырев. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 192с.

  11. Учебно-методическое пособие для практических занятий по теме

«Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии» разработано Буяновой Н.Г. - ГБОУ СПО СМСК,2007-74с.

  1. Учебно-методическое пособие для практических занятий по теме «Отдельные вопросы цитологии и гистологии» разработано Буяновой Н.Г.-ГБОУ СПО СМСК, 2008-85с.

  2. Учебно-методическое пособие для практических занятий по теме «Дыхательная система» Якубович Н.А., преподаватель ГБОУ СПО «СМСК»: 2007-93с.

  3. Учебно-методическое пособие для практических занятий по теме «Сердечно-сосудистая система» разработано Буяновой Н.Г. ГБОУ СПО «СМСК»: 2009-85с

  4. Учебно-методическое пособие для практических занятий по теме «Мочевыделительная система» разработано Якубович Н.А. - ГБОУ СПО «СМСК»: 2008-110с

  5. Учебно-методическое пособие для практических занятий по теме «Внутренняя среда организма. Кровь» разработано Буяновой Н.Г. ГБОУ СПО «СМСК»: 2010-67с

  6. Учебно-методическое пособие для практических занятий по теме «Скелет человека» разработано Якубович Н.А. - ГБОУ СПО «СМСК»: 2011-150с


Электронные ресурсы

Ресурсы локального доступа:

  1. Атлас анатомии человека [Электронный ресурс]учебное пособие,-ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ»,2007-2008.- 1 электр.опт.диск (CD)

  2. Загадки человеческого тела [Электронный ресурс] документальный сериал, - ВВС, 2000, - ЗАО «Издательский Дом Ридерз дайжест»,2000. - 3 видеокассеты (VHS-stereo)

  3. Тело человека [Электронный ресурс ]документальный сериал, - ВВС,1998- «СОЮЗ Видео»,2005. - 4 электр. опт. диск (DVD-video)

  4. Мое тело. Анатомия и физиология человека [Электронный ресурс] учебное пособие, - ЗАО «Новый Диск», 1997-2006. - 1 электр.опт.диск (CD)

  5. Большой анатомический атлас [Электронный ресурс] учебное пособие,-ООО «НАВИГАТОР»,2007-2008.- 1 электр.опт.диск (CD)

  6. Атлас морфологии человека [Электронный ресурс] учебное пособие, - ЗАО «Новый Диск», 2005. - 1 электр.опт.диск (CD)



- Ресурсы удаленного доступа (интернет-ресурсы):

  1. Атлас анатомии человека онлайн [Электронный ресурс] электронный журнал: «Атлас анатомии человека, анатомия в картинках»,2010.- Режим доступа к журн.:http:// www. anatomiya-atlas.ru/

  2. Анатомический атлас [Электронный ресурс] электронный журнал: «Анатомия — анатомический атлас человека», 2007-2011. - Режим доступа к журн.: http://www.anatomy.tj/

  3. Международный морфологический журнал [Электронный ресурс] электронный журнал: ММЖ,2005- 2011. – Режим доступа к журн.:http:// www.anatomia.ru/






























Приложения


Алгоритмы выполнения манипуляций


Подсчет артериального пульса на лучевой артерии

и определение его свойств.



Цель: определить основные свойства пульса.

Оснащение: часы или секундомер, температурный лист, ручка с красным стержнем.

Место определения пульса — лучевая артерия.



Этапы

Примечания

1. Придать пациенту удобное положение сидя или лежа. Предложить расслабить руки, при этом кисти и предплечья не должны быть на весу.

Создание комфортного положения, с целью обеспечения достоверности результатов.


1. Прижать одновременно кисти пациента пальцами своих рук выше лучезапястного сустава так, чтобы 2, 3 и 4 пальцы находились над лучевой артерией (2-ой палец, указательный - у основания большого пальца) и почувствовать пульс).


Проводится сравнение характеристик пульса на обеих руках для выяснения состояния артерии, определяется более четкая пульсация на одной из них.

2-й (указательный) палец является наиболее чувствительным, поэтому его располагают над лучевой артерией у основания большого пальца.


2. Сравнить периодичность колебаний стенок артерий на правой и левой руках, определяя ритм.

3. Оценить интервалы между пульсовыми волнами.

4. Взять часы с секундомером и провести подсчет пульсовых волн.

5. Оценить наполнение пульса.

6. Оценить напряжение, сдавливая лучевую артерию до исчезновения пульса.


Продолжить исследование на одной руке (там, где пульс лучше прощупывается). Для определения ритма пульса.

Пульс ритмичный, если интервалы равны между собой. Считать в течение 30 сек., умножить на два, если пульс ритмичный, или 60 сек., если пульс неритмичный. Определяется по величине объема артериальной крови, образующей пульсовую волну. Если волна хорошо ощущается, пульс удовлетворительного наполнения. Если пульс исчезает при умеренном сдавлении, он - удовлетворительно­го напряжения; при сильном сдавлении - пульс напряженный; при легком сдавлении - ненапряженный (нитевидный).

1. Провести регистрацию свойств пульса в температурном листе графическим а в листе наблюдения цифровым способом.

2. Сообщить пациенту результаты исследования.


Документирование результатов исследования пульса обязательно для последующего наблюдения и сравнения характеристик. Пациент имеет право на информацию




Различают артериальный, капиллярный и венозный пульс.

Артериальный пульс - это ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему в течение одного сокращения сердца. Различают центральный (на аорте, сонных артериях) и периферический (на лучевой, тыльной артерии стопы и некоторых других артериях) пульс.

В диагностических целях пульс определяют и на височной, бедренной, плечевой, подколенной, задней большеберцовой и других артериях.

Чаще пульс исследуют у взрослых на лучевой артерии, которая расположена поверхностно между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы.

Исследуя артериальный пульс, важно определить его частоту, ритм, наполнение, напряжение и другие характеристики. Характер пульса зависит и от эластичности стенки артерии.

Частота — это количество пульсовых волн в 1 мину­ту. В норме у взрослого здорового человека пульс 60—80 ударов в минуту. Учащение пульса более 85—90 ударов в минуту называется тахикардией. Урежение пульса менее 60 ударов в минуту называется брадикардией. Отсутствие пульса называется асистолией. При повышении темпера­туры тела на ГС пульс увеличивается у взрослых на 8—10 ударов в минуту.

Ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если они одинаковые — пульс ритмичный (правильный), если разные - пульс аритмичный (непра­вильный). У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом через равные промежутки времени. Если есть разница между количеством сердечных сокращений и пульсовых волн, то такое состояние называется дефицитом пульса (при мерцательной аритмии). Подсчет проводят два человека: один считает пульс, другой выслушивает тоны сердца.

Наполнение пульса определяется по высоте пульсовой волны и зависит от систолического объема сердца. Если высота нормальна или увеличена, то прощупывается нормальный пульс (полный); если нет — то пульс пустой.

Напряжение пульса зависит от величины артериального дав­ления и определяется по той силе, которую необходимо приложить до исчезновения пульса. При нормальном давлении артерия сдавливается умеренным усилием, поэтому в норме пульс умеренного (удовлетворительного) напряжения. При высоком давлении артерия сдавливается сильным надавливанием — такой пульс называется напряженным. Важно не ошибиться, так как сама артерия может быть склерозирована. В таком случае необходимо измерить давление и убедиться в возникшем предположении.

При низком давлении артерия сдавливается легко, пульс по напряжению называется мягким (ненапряженным).

Пустой, ненапряженный пульс называется малым нитевидным.

Данные исследования пульса фиксируются двумя способами: цифровым - в медицинской документации, журналах, и графическим — в температурном листе красным карандашом в графе «П» (пульс). Важно определить цену деления в температурном листе.

Измерение артериального давления

Артериальным называется давление, которое образуется в артериальной системе организма при сокращениях сердца и зависит от сложной нервно-гуморальной регуляции, величины и скорости сердечного выброса, частоты и ритма сердечных сокращений и сосудистого тонуса.

Различают систолическое и диастолическое давление. Систолическим называется давление, возникаю­щее в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков. Давление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу желудочков, называется диастолическим.

Пульсовое давление представляет собой разницу между систолическим и диастолическим давлением.

Измерение артериального давления производит­ся непрямым звуковым методом, предложенным в 1905 году русским хирургом Н.С. Коротковым. Аппараты для измерения давления носят следующие названия: аппарат Рива-Роччи, или тонометр, или сфигмоманометр.

В настоящее время используются и электронные аппараты, позволяющие определить АД незвуковым методом.

Для исследования АД важно учитывать следующие факторы: размер манжетки, состояние мембраны и трубок фонендоскопа, которые могут быть повреждены. Фиксация манометра должна быть на уровне манжетки, нельзя сильно нажимать головкой фонендоскопа на область артерии, вся процедура измерения АД продолжается 1 минуту.

У взрослого человека норма систолического давления колеблется от 100-105 до 130-135 мм рт. ст. (до­пустимое — 140 мм рт.ст.); диастолического — от 60 до 85 мм рт.ст. (допустимое — 90 мм рт. ст.), пульсовое давление в норме составляет 40-50 мм рт. ст.

При различных изменениях в состоянии здоровья отклонения от нормальных показателей АД называются артериальной гипертензией, или гипертонией, если давление повышено. Понижение АД — артериальной гипотензией или гипотонией.

Цель: определить показатели артериального давления и оценить результаты исследования.

Показания: по назначению врача.

Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка с синей пастой, температурный лист, 70% -ный спирт, ватные шарики.



Техника выполнения.

Подготовка к процедуре

1 . Установить доверительные отношения с пациентом.

2. Объяснить суть и ход пред­стоящих действий.

3. Получить согласие пациен­та на процедуру.

4. Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее начала.

5. Подготовить необходимое оснащение.

6. Вымыть и осушить руки.



Выполнение процедуры

1 . Придать пациенту удобное положение сидя или лежа.

2. Уложить руку пациента в разогнутом положении ладо­нью вверх, подложив валик под локоть.

3. Наложить манжетку тоно­метра на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше лок­тевого сгиба так, чтобы между ними проходил 1 палец. Примечание: одежда не должна сдавливать плечо вы­ше манжетки. Исключается лимфостаз, возникающий при нагнетании воздуха в манжет­ку и пережатии сосудов.

4. Трубки манжетки обращены вниз.

5. Соединить манометр с манжеткой, укрепив его на манжетке.

6. Проверить положение стрелки манометра относи­тельно «0»-й отметки шкалы.

7. Определить пальцами пульсацию в локтевой ямке, приложить на это место фо­нендоскоп.

8. Закрыть вентиль груши, нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии +20-30 мм рт. ст. (т.е. несколько выше предполагаемого АД).

9. Открыть вентиль, медленно выпускать воздух, выслуши­вая тоны, следить за показа­ниями манометра.

Обеспечение необходимой скорости выпускания воздуха из манжетки, которая должна составлять 2-3 мм рт. ст. в секунду.

10. Отметить цифр/ появления первого удара пульсовой волны, соответствующую систолическому АД.

1 1 . Выпускать медленно из манжетки воздух.

12. «Отметить» исчезновение тонов, что соответствует диастолическому АД.

Примечание: возможно ослабление тонов, что тоже соответствует диастолическому АД.

13. Выпустить весь воздух из манжетки.

14. Повторить процедуру через 5 минут.



Примечания:

1. В течении 15 минут перед измерением пациент не должен курить и есть продукты содержащие кофеин.

2. Перед измерением необходимо посидеть не менее 5 минут, успокоиться и расслабиться.

3. Манжета должна охватывать не менее 80% периметра конечности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Землянова Галина Викторовна

Дата: 22.03.2017

Номер свидетельства: 402306


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства