Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя "Гигиена жилых и общественных зданий"
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя "Гигиена жилых и общественных зданий"
Методическая разработка предназначена для преподавателей учебной дисциплины «Гигиена и экология человека». Разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и локального акта образовательного учреждения: имеется методический лист, хронокарта занятия, исходный материал, приложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Раздел 3. Гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест. Гигиена жилых и общественных зданий
Тема 3.2. Гигиена жилых и общественных зданий
2015
Одобрена на заседании цикловой методической комиссии ОПД
Протокол №___от_______________________
Председатель___________________________
Автор: Т.М. Ишкова - преподаватель высшей квалификационной категории
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п
Название структурных элементов методразработки
Стр.
1.
Методический лист
3
2.
Хронокарта занятия
8
3.
Исходная информация по теме 3.2. «Гигиена жилых и общественных зданий»
11
4.
Список используемой литературы
13
5.
Приложения:
1.Контролирующий материал для контроля знаний по теме 3.1. «Гигиенические принципы организации здорового образа жизни; гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест».
2.Контролирующий материал для закрепления и систематизации знаний по теме 3.2. «Гигиена жилых и общественных зданий».
3.Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
формировать знания о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека;
формировать знания о методах санитарно-гигиенической оценки факторов окружающей среды (микроклимат жилых и общественных зданий).
Воспитательные цели:
формировать понимание студентом сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса (ОК 1.).
3. Развивающие цели:
развивать способность организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем (ОК 2.).
Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный с использованием ИКТ.
Место проведения занятия – аудитория колледжа.
Выписка из ФГОС СПО
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников квалификация – фельдшер
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды;
-проводить санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;
-проводить гигиеническое обучение и воспитание населения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
-современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;
-факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;
-основные положения гигиены;
-гигиенические принципы организации здорового образа жизни;
-методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.
Выписка из рабочей программы
дисциплины «Гигиена и экология человека»
Раздел 3. Гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мет. Гигиена жилых и общественных зданий.
Тема 3.2. Гигиена жилых и общественных зданий
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объём часов
Формируемые
ОК и ПК, заданные ФГОС
Уровень усвоения
Раздел 3.
Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий.
12
Тема 3.1.
Гигиенические принципы организации здорового образа жизни; гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест
ОК 1, 2
Содержание учебного материала
2
1
Урбанизация и экология человека. Микроклимат города. Городской шум и профилактика его вредного воздействия. Гигиенические принципы планировки и застройки населенных мест. Гигиеническое значение озеленения.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений по теме «Микроклимат города» [1.с.188 - 197].[2. С.203 - 208]
1
Тема 3.2.
Гигиена жилых и общественных зданий
ОК 1, 2
Содержание учебного материала
2
1,2
Гигиенические требования к микроклимату жилых помещений. Средства улучшения микроклимата помещений. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению различных помещений, отоплению, вентиляции помещений различных.
Лабораторные работы
-
Практическое занятие 5. Санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней; гигиенические требования к естественному освещению в аудиториях.
2
Практическое занятие 6. Санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней; гигиенические требования к искусственному освещения в аудиториях.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Проведение санитарного обследования жилых комнат. Составление карты санитарного обследования жилой комнаты.
Изучение материала учебника1. с. 189-201], [2. с. 253-257],[3. с.209-215, с. 336 - 338].
3
Мотивация
Одной из основных функций жилища является обеспечение человеку физического отдыха от профессиональных занятий. Условия для отдыха должны быть такими, чтобы восстановительные процессы в организме протекали на оптимальном уровне, при этом особое значение придается состоянию функции терморегуляции. Состояние, при котором терморегуляторная система организма испытывает наименьшее напряжение, а все остальные физиологические функции осуществляются на уровне, наиболее благоприятном для отдыха и восстановления сил после предшествовавшей нагрузки, считается оптимальным тепловым состоянием человека. В условиях жилой среды без ущерба для здоровья возможно и допустимое тепловое состояние, которое характеризуется незначительными общими или локальными дискомфортными теплоощущениями, сохранением в течение длительного времени термостабильности организма, умеренным напряжением механизмом терморегуляции.
Тепловое состояние человека является критерием установления нормативов оптимальных и допустимых параметров микроклимата в жилых помещениях. Оптимальные и допустимые урони микроклимата в жилых помещениях установлены требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (с измерениями и дополнениями от 27.12.2010г.), согласно которых системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды. Немаловажно для обеспечения нормальной жизнедеятельности современного человека является обеспечение рационального естественного освещения жилого помещения.
Решение вопроса оптимизации температурно-влажностного режима и подвижности воздуха в помещениях возможно при условии соблюдения гигиенических показателей. Это возможно при систематическом определении и гигиенической оценке этих показателей. Поэтому фельдшер должен знать основные гигиенические нормативы микроклимата помещений и владеть методикой изучения показателей температурно-влажностного режима и подвижности воздуха, что и определяет актуальность темы.
СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ
ПМ 07.Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
ПМ 1. Диагностическая деятельность
ПМ 2. Лечебная деятельность
МДК 04.01. Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения
Базовые дисциплины
Математика
ОП.03. Анатомия и физиология человека
ОП.09.Основы микробиологии и иммунологии
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности
Тема 3.2.
Гигиена жилых и общественных зданий
Другие виды деятельности
Дифференцированный зачёт
УИРС
ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
п/№
Наименование этапа
Время
Цель этапа
Деятельность
Оснащение
преподавателя
студентов
-1-
-2-
-3-
-4-
-5-
-6-
-7-
Организационный этап
2
мин.
Выявление готовности аудитории, посещаемости, развивать способность организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем (ОК 2.).
Приветствует студентов, отмечает отсутствующих студентов в журнале
Староста называет отсутствующих студентов. Студенты организуют собственную деятельность: приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места - тетради для проверочных работ, тетради для составления конспектов
Журнал
Целеполагание, мотивация темы 3.2.
«Гигиена жилых и общественных зданий»
3
мин.
Развитие интереса к новой теме, формирование понимания сущности и социальной значимости будущей профессии
(ОК 1.).
Подчёркивает значимость темы для выполнения профессиональных обязанностей.
Слушают, задают вопросы
Методическая разработка теоретического занятия
Контроль знаний по предыдущей теме 3.1.
«Гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест», контроль выполнения домашнего задания: Подготовка сообщений по теме «Микроклимат города»
15 мин.
Оценка уровня сформированности знаний, ответственного отношения к выполнению домашнего задания; способность организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем (ОК 2.).
Инструктирует и проводит контроль знаний по предыдущей теме 3.1.
«Гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест»;
предлагает студентам сдать выполненные домашние работы.
Письменно выполняют тестовые и практические задания
Приложение 1
Изучение нового материала по теме3.2.
«Гигиена жилых и общественных зданий»
50 мин.
Формирование знаний о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека; о гигиене жилых и общественных зданий; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии (ОК 1.)
Излагает новый материал
Координирует деятельность студентов при выполнении заданий, контролирует, вносит коррективы. Демонстрирует мультимедийную презентацию «Гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест»
Слушают, смотрят презентацию, задают вопросы.
Методическая разработка теоретического занятия. Мультимедийная
презентация 54 слайда – приложение 5.
Тетрадь для конспектов, тетрадь для контрольных работ.
Выполнение заданий для закрепления знаний
10
мин.
Оценка эффективности занятия, систематизация и закрепление новых знаний.
Инструктирует и проводит фронтальный опрос.
Дают устные ответы на вопросы
Приложение 2
Подведение итогов занятия
5
мин.
Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий.
Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки
Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении
Журнал группы
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
5
мин.
Уточнить объём информации для самоподготовки, облегчить поиск информации.
Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности его выполнения
3.Подготовиться к практическому занятию № 5Санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней; гигиенические требования к естественному освещению в аудиториях.
4.Изучить материал учебника [1. с. 189-201], [2. с. 253-257],[3. с.209-215, с. 336 - 338].
Журнал,
Приложение 3,4
План изложения нового материала
Тема 3.2. «Гигиена жилых и общественных зданий»
1.Микроклимат жилых помещений и общественных зданий.
2.Освещение естественное и искусственное.
3.Отопление местное и центральное.
4.Вентиляция жилых и общественных зданий.
5. Состояние здоровья населения городов.
6. Шум и его действие на человека.
7. Причины ухудшения качества воздушной среды закрытых помещений, «синдром больных зданий».
Микроклимат зданий - это комплекс метеорологических условий в помещении, оцениваемых по температуре, подвижности и относительной влажности воздуха и радиационному режиму помещений, определяемому температурой ограждающих поверхностей.
Оптимальная температура воздуха составляет в условиях холодного климата 20-23оС, умеренного - 20-22оС и жаркого - 23-25оС. Градиент температуры по высоте помещения не должен превышать 2оС. Если он больше 3оС, то происходит охлаждение конечностей и рефлекторное изменение температуры верхних дыхательных путей. Температура внутренних поверхностей стен не должна быть ниже 2-3оС температуры воздуха квартиры. Подвижность воздуха - важный микроклиматический показатель, поскольку движущийся воздух оказывает на организм человека двоякое действие: чисто физическое и физиологическое; норма – 0,1 – 0,25 м/сек. Легкое движение воздуха возбуждает сложнорефлекторные процессы терморегуляции: когда холодно + чрезмерная подвижность – увеличиваются теплопотери через конвекцию и испарение, организм быстро переохлаждается.
Влажность воздуха влияет на теплопотери организма, вызывая перенапряжение адаптационных возможностей; оптимальная относительная влажность – 30 - 60%.
Освещение естественное
Световой фактор имеет высокое биологическое значение, играет первостепенную роль в регуляции важнейших функций организма. Инсоляция– освещенность прямым солнечным светом; норма для жилых зданий – 3 часа/сутки. Под влиянием света в организме происходит уменьшение газообмена, усиливается белковый обмен, нормализуется минеральный обмен. Под влиянием УФ-лучей образуются биологически активные вещества и витамин.Д, что укрепляет скелет организма. Солнечные лучи бактерицидны: убивают микроорганизмы - дезинфицируют помещение, уменьшают сырость, предупреждая развитие плесени.
Естественное освещение помещений создается за счет прямого, рассеянного и отраженного солнечного света. Оно может быть боковым, верхним, комбинированным. Освещение комнат зависит от ориентации помещений – расположенности окон здания по странам света. Оптимальная ориентация окон в умеренном климате жилых зданий – Юго-Запад и Юго-Восток, школах – Восток. Уровень естественного освещения оценивается с помощью относительных показателей – КЕО и СК.
КЕО (коэффициент естественной освещенности) отражает отношение освещенности внутри помещения к одновременно замеренной освещенности снаружи, измеряется в %. Норма – не менее 0,5-0,7 %. Существует 2 метода определения КЕО: инструментальное и расчетное.
СК (световой коэффициент) – отношение площади остекления окон к площади пола – в виде дроби, где числитель – «1», а знаменатель – число, показывающее какую часть от площади пола занимает остекленная поверхность рам; норма – 1/6-1/8.
Естественное освещение в жилых зданиях зависит от ряда факторов:
ориентации окон по странам света: с гигиенической точки зрения целесообразна ориентация на Юг и Юго-Восток. В наших широтах (средних) ось здания следует направлять с Северо-Востока на Юго-Запад – при этом жилые помещения расположатся на Юго-Восток, а вспомогательные на Северо-Запад. Западное расположение жилых помещений не рекомендуется: значительная радиация летом и незначительная зимой;
размера и расположения окон: расположение окна ближе к потолку способствует более глубокому проникновению света. Ширина простенков не должна превышать полуторную ширину оконных проемов. Лучше прямоугольные окна;
глубины комнаты – расстояния от стены с окном до другой стены. Оно недолжно. превышать расстояния от верхнего края окна до пола более, чем в 2 раза.;
разрывом между соседними зданиями – должно быть не менее двойной высоты противоположного здания;
качеством стекол и степенью их чистоты: чистые стекла и так поглощают УФ-лучи, а загрязненные еще и свет – до 25-50%, занавески – до 40% света;
характером окраски стен и потолка: светлые тона отражают свет, увеличивая освещенность.
Освещение искусственное
Недостаток естественного освещения компенсируется искусственными источниками: лампами накаливания или люминесцентными. В лампах накаливания только 7-12% потребленной энергии превращается в световую энергию, остальная часть – в тепловую.
Требования к искусственному освещению:
1) достаточность для проведения определенного вида работ;
2) равномерное в пространстве;
3) без блескости;
4) теней.
Нормативы освещенности устанавливаются в зависимости: от условий зрительной работы, системы освещения и типа светильника. Нормы освещенности в жилых комнатах – 75 лк; на кухне – 100 лк, при чтении - 300 лк. Для оценки качества искусственного освещения существуют дополнительные показатели:
а) показатель дискомфорта, оценивающий блескость;
б) коэффициент пульсации освещенности;
в) показатель ослеплённости, выражающийся в отношении освещенности видимой части жилища при экранировании к видимой части без экранирования (при блёскости).
Люминесцентные лампы более экономичны при одинаковой затрате энергии, обладают большей световой отдачей, спектр их излучения приближается к спектру дневного света, создает мягкий рассеянный свет, не дает теней, не требует абажуров. Но обладает пульсацией и ниже 75 лк наблюдается «сумеречный эффект», оцениваемый субъективно как недостаточное освещение, поэтому при этих лампах устанавливается большая норма освещенности.
Отопление жилых и общественных зданий должно поддерживать определенный уровень Т° воздуха в помещении, обеспечивать равномерность еепо горизонтали и вертикали. Отопительные приборы не должны ухудшать качество воздуха в помещении. Тепло передается от более нагретого тела к менее с помощью трех способов: конвекции, радиации и кондукции,
Конвекция - переход тепла через воздух. Радиация – излучение тепловых лучей. Кондукция – переход тепла от нагретой поверхности к более холодной через контакт. С гигиенической точки зрения более благоприятно лучистое тепло (внутристенное, камины).
Существуют централизованное и местное виды отопления. Централизованное отопление (водяное, паровое, панельное, воздушное) имеет преимущества перед местным: поддерживает постоянную температуру воздуха и не загрязняет его. При паровом отоплении теплоноситель – пар; его недостаток невозможность регулировать подачу тепла, высокая температура радиаторов (более 90°) – пригорает пыль, и на стенах оседает копоть. Более распространено для отопления жилых и больничных зданий водяное отопление низкого давления - теплоноситель горячая вода; преимущество: можно регулировать степень нагревания батарей, чистота воздуха. Наиболее гигиенично панельное или радиационное отопление – внутристенное, когда трубы с горячей водой проходят в стенах. Наиболее благоприятное нагревание стен – 40-45°, потолка 28-30°, пола – 25-27°, т.е. комфорт обеспечивается при более низких температурах и меньших потерях тепла излучением, уменьшается охлаждение комнаты при проветривании. Кроме того, в жаркое время года панельное отопление можно использовать для охлаждения помещения.
Местное отопление бывает печным, электрическим, газовым и осуществляется с помощью печей большей или меньшей теплоемкости. К печам большой теплоемкости относятся голландские и другие толстостенные печки из кирпича. Они медленно прогреваются, но и долго остывают, поддерживают температурувоздуха на нужном уровне. Печи малой емкости применяются для помещений временного пребывания (дачи) – они быстро нагреваются и быстро остывают, дымят и загрязняют воздух пылью.
Вентиляция
В результате жизнедеятельности людей воздух в жилых и общественных зданиях изменяется только в худшую сторону(!), в частности:
1) повышаются температура воздуха и влажность: человек выделяет 40-80 г/час влаги;
2) уменьшается концентрация кислорода в воздухе – с 21 до 16 % и ухудшается усвоение кислорода в результате снижении в воздухе отрицательных аэроионов;
3) увеличивается концентрация углекислого газа- с 0,04 до 4 %;
4) в результате разложения пыли и пота в воздухе появляется неприятный запах;
5) вместе с пылью в воздух попадают микробы и вирусы, которые могут вызвать ОРВИ, корь, скарлатину, туберкулез; а также споры плесени, продукты переработки клещами пуха, шерсти, волос, чешуек кожи, могущих вызвать аллергические проявления;
6) в квартирах с использованием газовых плит содержание углекислого газаповышено + несгоревший газ + копоть + капли жира в воздухе;
7) выделяются от стен и из подвалов – радон;
8) от ковролинов и мебели из прессованных стружек выделяется фенол.
Поэтому пребывание на свежем воздухе всегда лучше для организма, чем в квартире. Основные гигиенические требования к вентиляционным устройствам квартир:
1) должны обеспечивать и поддерживать совместно с системами отопления комфортные температуру и влажность;
2) осуществлять полную циркуляцию воздуха в помещении;
3) предупреждать накопление посторонних запахов;
4) иметь малые габариты;
5) быть бесшумными.
Вентиляция характеризуется кратностью воздухообмена - это число, показывающее сколько раз в течение часа воздух помещений был сменен наружным воздухом. Количество воздуха, которое необходимо подавать в помещение в единицу времени зависит от: кубатуры помещения, числа людей, характера выполняемой работы и количества вредностей в воздухе помещения. В соответствии с санитарными требованиями в жилых зданиях должно быть обеспечено удаление 3 м3 в течение 1 часа на 1 м2 комнаты, а из кухни с газовой плитой – не менее 9 м3.По способу подачи воздуха в помещение различают естественную и искусственную (механическую), местную и общую вентиляцию.
Естественная вентиляция – это обмен воздуха через поры строительных материалов, неплотности стен, вентиляционные каналы и форточки, которая осуществляется за счет разницы температур наружного и внутреннего воздуха и разницы давления. Через поры в строительных материалах и щели в окнах за 1 час обеспечивается 1-кратный обмен воздуха. С гигиенической точки зрения наиболее целесообразны фрамуги, открывающиеся под углом 45о к поверхности окна, что способствует предварительному нагреву воздуха + нет сквозняка + меньше шум с улицы. Но лучшее проветривание – сквозное: за 3-5 мин. воздух в комнате полностью заменяется наружным.
Если естественная вытяжка неэффективна, устраивают дополнительную эффективную, но побудительную – искусственную. Она может быть местной – от печки и центральной – для всего здания. В отличие от естественной она зависит от комнатной То, давления наружного воздуха, действует постоянно и равномерно. Центральная вентиляция бывает приточной и вытяжной. При приточной в. чистый воздух подается, а загрязненный выдавливается через двери и окна (используется в общественных зданиях: театрах и больницах (операционных). Вытяжная вентиляция – удаление воздуха из помещения, а приток не организован – он осуществляется через щели, поры, окна; организуется в виде местной вытяжки – над местом вредных выделений. Бывает равная приточно-вытяжная вентиляция или преобладание чего-либо. Так в туалетах и кухнях, где запах не должен поступать в комнаты, преобладает вытяжка.
Наиболее совершенный тип искусственной вентиляции – кондиционирование воздуха, когда воздух подается с необходимыми микроклиматическими параметрами (температура, влажность, скорость движения) + очищается от пыли + озонируется + заряжается аэроионами + дезодорируется. В быту применяются более простые ионизаторы и очистители воздуха типа «Супер-плюс» и «Супер-плюс-турбо», рассчитанных соответственно на 50 м3 и 100 м3 объема комнаты.
В зависимости от использования помещения применяются следующие схемы воздухообмена:
«снизу вверх» – когда воздух подаются снизу, собирая газы, тепло и пыль, а вверху удаляется (применяется в промышленности);
«сверху вниз» - когда пары летучих жидкостей (спирт, ацетон) удаляются из зоны дыхания идущим сверху воздухом (применяется в вытяжных шкафах);
«сверху вверх» – когда воздух подается вверх, перемешивается по высоте помещения и удаляется из верхней зоны (применяется в жилых и общественных зданиях);
«снизу вверх и вниз» – когда воздух подается в зону ниже рабочего, а удаляется вверху и внизу в соотношении притока и удаления - 1:2 (применяется в рентгеновских кабинетах и при работе со взрывоопасными веществами, курительных комнатах);
«сверху и снизу вверх» – когда подается два потока воздуха: в зону дыхания и вверх помещения и осуществляется одна вытяжка из верхней зоны.
Состояние здоровья населения городов
Обеспечение безопасности жилища – одна из важнейших составных частей экологии человека. Современное жилище должно создавать благоприятные условия для удовлетворения физиологических потребностей, культурной и бытовой деятельности человека. Большую часть своей жизни человек проводит в своем жилище, которое включает целый ряд факторов риска заболевания: физические, химические, биологические, архитектурные, планировочные. Складываясь друг с другом, эти факторы оказывают комбинированное действие на здоровье горожан: снижают иммунитет, повышают заболеваемость, особенно воздушно-капельными и аллергическими болезнями, и смертность. Длительное пребывание в квартире без солнечного света снижает выработку витамина Д, что приводит детей к рахиту, а у взрослых. – снижению плотности костей и их хрупкости.
В перенаселенных жилищах легко передаются инфекционные заболевания: грипп, скарлатина, корь; в сырых и холодных зданиях – ревматизм, ангины, простудные заболевания. Причинами аллергических болезней являются домашняя пыль, аэрозоль, содержащий споры грибов, и комплекс химических веществ. Поэтому обеспечение безопасности жилища – одна из важнейших составных частей экологии человека и задач гигиены.
Шум и его действие на человека
Шум присущ городу. В Москве за последние 50 лет уличный шум вырос в 2 раза. В основном, шум вызывается автотранспортом. Но в отдельных местах – электричками, самолетами, скоплениями людей, гудящими установками. Шум может проникать в квартиру из-за плохой отделки комнат Он нарушает отдых горожан и их здоровье. Вначале нарушаются сердечный ритм и глубина дыхания, возникает бессонница, тахикардия, повышается АД, ухудшается работоспособность. Развивается хроническое утомление. Снижается сопротивляемость организма, нарушаются обмен веществ и пищеварение. Все это приводит к ранней гипертонии, атеросклерозу, ИБС. У горожан к 25 годам снижается слух (на селе – к 75 г.).
Причины ухудшения качества воздушной среды закрытых помещений, «синдром больных зданий»
Установлено, что качество воздушной среды закрытых помещений всегда хуже (в 3-10 раз), чем наружного воздуха. В помещении накапливаются продукты жизнедеятельности человека – углекислый газ, аммиак и его соединения, сероводород, летучие жирные кислоты, индол. Внутренние источники загрязнения:
строительные, отделочные, полимерные материалы, мебель (их вред в суммарную химическую нагрузку составляет (30-50%);
продукты жизнедеятельности людей (10-30%);
работа бытовых приборов и средств бытовой химии (10%);
поступления извне загрязненного воздуха (20-40%);
мебель, изготовленная из древесно-стружечных плит, выделяет фенол, формальдегид, аммиак;
ковровые изделия из химических волокон выделяют ацетон, стирол, сернистый ангидрид;
споры плесени; клещи, размножающиеся в шерстяных подстилках, пуховых подушках, остатках шерсти от животных и волос людей, пыль. Этому способствует редкая уборка помещения (реже 2 раз в неделю с пылесосом). Хотя отдельные загрязнители могут быть в небольших количествах, но складываясь, вызывают потенцирование вредных веществ.
На самочувствие лиц, проживающих в квартире, большое влияние оказывает микроклимат жилища. Это температурный режим, вентиляция и влажность. Не имея приборов, медицинский работник, пришедший по вызову к пациенту, может вполне оценить изменение микроклиматических факторов по его жалобам, являющимся субъективным отражением действия вредных факторов на организм. Так жалобы на жару и повышенное потоотделение в помещении могут указывать на недостаточную вентиляцию и скученность. Жалобы на удушье могут также быть вызваны неэффективной вентиляцией (возможно из-за отсутствия форточки и др.) или сниженным содержанием в воздухе отрицательных аэроионов и др. Это может быть вызвано и увеличением концентрации углекислого газа. Концентрации 0,7-1% углекислого газа не оказывают неблагоприятного действия на организм. Но при увеличении его содержания возникают головные боли, шум в ушах, возбужденное состояние, потеря сна.
Жалобы на чувство ознобления и холода могут указывать на повышенную влажность воздуха или сырость стен, которая неблагоприятно влияет на здоровье. Сырые стены поглощают большое количество тепла, вызывая простудные заболевания у детей (из-за несовершенства терморегуляции). Признаки сырости: влажные стены, темные пятна и плесень на стенах, увлажнение сахара и соли. Причины сырости: как от недостаточной вентиляции, не утепленных внешних стен, скученности, так и от подпора грунтовых вод, неисправности трубопроводов, сушки белья в квартире, и др.
Жалобы могут быть самыми разнообразными - на раздражение слизистой оболочки глаз, верхних дыхательных путей и носа, насморк, головную боль, головокружение, сухость слизистых оболочек и кожи, зуд, эритему, охриплость воздуха, аллергические заболевания и частые ОРЗ, плохое качество воздуха, озноб и др. Наличие жалоб жильцов и наличие отмеченных факторов дают основание называть эти явления «синдромом больных зданий», определением которого важно владеть медицинскому работнику. Устанавливая не только клинический диагноз, но и вскрывая происхождение заболевания, можно разработать более эффективные рекомендации по оздоровлению больного, чем только назначения лекарств или процедур.
Для определения загрязненности воздуха органическими веществами служит показатель «окисляемость воздуха» - число поглощенного кислорода в 1 м3 воздуха. Чистый воздух имеет окисляемость – 6 мг/м3 («мало грязи»), загрязненный – 10-20 мг/м3 («много грязи»)
Список используемой литературы
1.Матвеев, Н.А. Гигиена и экология человека [Текст]: учебник/Н.А. Матвеев. – Изд. 2-е, перераб. стер. – Москва: Изд. Центр «Академия», 2008. – 304 с.
2.Крымская, И.Г. Гигиена и экология человека [Текст]: учебное пособие/И.Г. Крымская. – Изд. 3-е стер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 350 с.
3.Трушкина, Л.Ю. Общая гигиена с основами экологии [Текст]: учебное пособие/ Л.Ю. Трушкина, А.Г. Трушкин, Л.М. Демьянова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 350 с
Приложение № 1
Контролирующий материал для контроля знаний по теме 3.1. «Гигиенические принципы организации здорового образа жизни; гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест».
Тестовый контроль по теме:
3.1. «Гигиенические принципы организации здорового образа жизни; гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест»
Вариант 1
Отметьте правильные логические окончания следующих утверждений:
1. Строительные материалы должны обладать:
а) низкой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью
б) высокой теплопроводимостью и низкой воздухопроводимостью
в) высокой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью
2.Оптимальные нормативы микроклимата жилищ в отличие от допустимых:
а) не зависят от возраста и климатического района
б) не зависят от возраста и зависят от климатического района
в) зависят от возраста и не зависят от климатического района
3.Индикаторным показателем для оценки эффективности вентиляции служит:
а) окисляемость
б) пыль
в) окислы азота
г) двуокись углерода
4.С гигиенической точки зрения оптимальной системой отопления жилых помещений являются:
а) воздушное
б) панельное в) водяное г) паровое
5.Для обеспечения теплового комфорта жилища для человека имеют важное значение следующие показатели:
а) температура воздуха и величина перепадов температуры по горизонтали и высоте помещения, температура внутренних поверхностей стен
б) температура воздуха и величина перепадов температуры по высоте
в) влажность воздуха жилого помещения
6.Микроклимат помещений характеризуется следующими показателями:
а) температурой воздуха
б) влажностью воздуха
в) химическим составом воздуха
г) скоростью движения воздуха
7. Рекомендуемая ориентация окон для жилых помещений в Новосибирской области:
а) юго-запад
б) юго-восток
в) северо-запад
г) северо-восток
8.Рекомендуемая ориентация окон операционных:
а) южная
б) северная в) восточная г) западная
9.В палатах ЛПУ целесообразны системы отопления типа:
а) водяного
б) парового
в) панельного
г) воздушного
Вариант 2
Отметьте правильные логические окончания следующих утверждений:
1.В палатах ЛПУ целесообразны системы отопления типа:
а) водяного
б) парового
в) панельного
г) воздушного
2.Рекомендуемая ориентация окон операционных:
а) южная
б) северная в) восточная г) западная
3. Рекомендуемая ориентация окон для жилых помещений в Новосибирской области:
а) юго-запад
б) юго-восток
в) северо-запад
г) северо-восток
4.Микроклимат помещений характеризуется следующими показателями:
а) температурой воздуха
б) влажностью воздуха
в) химическим составом воздуха
г) скоростью движения воздуха
5.Для обеспечения теплового комфорта жилища для человека имеют важное значение следующие показатели:
а) температура воздуха и величина перепадов температуры по горизонтали и высоте помещения, температура внутренних поверхностей стен
б) температура воздуха и величина перепадов температуры по высоте
в) влажность воздуха жилого помещения
6.С гигиенической точки зрения оптимальной системой отопления жилых помещений являются:
а) воздушное
б) панельное в) водяное г) паровое
7.Индикаторным показателем для оценки эффективности вентиляции служит:
а) окисляемость
б) пыль
в) окислы азота
г) двуокись углерода
8.Оптимальные нормативы микроклимата жилищ в отличие от допустимых:
а) не зависят от возраста и климатического района
б) не зависят от возраста и зависят от климатического района
в) зависят от возраста и не зависят от климатического района
9.В палатах ЛПУ целесообразны системы отопления типа:
а) водяного
б) парового
в) панельного
г) воздушного
Эталоны ответов на тесты
Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест
Вариант 1. Вариант 2
1. А 1.В
2. А 2.Б
3. Г 3.А, Б
4. Б 4.А, Б, Г
5. А 5.А
6. А, Б, Г 6.Б
7. А, Б 7.Г
8. Б 8.А
9. В 9.А
Практические задания для контроля знаний по теме:
«Гигиенические основы планировки и
благоустройства населенных мест»
Вариант 1
Вам предложено провести изучение влияния факторов среды обитания на здоровье населения жилой зоны города. Составьте методическую схему организации и проведения исследования.
Вариант 2
Важным компонентом планирования оценки санитарно-эпидемиологического благополучия жилой зоны города является выбор показателей, характеризующих состояние здоровья населения. Перечислите группы показателей, которые необходимо учитывать при обследовании населения.
Эталоны ответов
Вариант 1
Методическая схема организации и проведения исследования включает четыре этапа:
- составление программы и плана исследования;
- сбор материала (собственно исследование);
- обработка полученных данных;
- анализ, выводы, разработка предложений и рекомендаций.
Вариант 2
При обследовании состояния здоровья населения учитываются следующие группы показателей:
- медико-демографические (смертность, средняя продолжительность жизни);
- медико-статистические (заболеваемость и распространённость болезней);
- медико-генетические (частота врождённых пороков развития, нарушение репродуктивной функции у женщин);
- иммунологические (увеличение доли людей с выраженными иммунодефицитами).
К дополнительным критериям относятся данные о содержании в биосубстратах человека токсинов, обнаруженных в среде обитания.
Критерии оценивания
Выполнены 9 тестовых заданий - Да/Нет.
Дан полный ответ на практическое задание - Да/Нет.
Система оценивания
Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 15мин.
Оценка
Оценка «отлично» выставляется, если выполнено правильно 9 тестовых заданий и дан полный ответ на практическое задание.
Оценка «хорошо» выставляется, если выполнено правильно 7 тестовых заданий и дан полный ответ на практическое задание.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выполнено правильно 6 тестовых заданий и дан полный ответ на практическое задание.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выполнено правильно менее 5 тестовых заданий и при отсутствии верного ответа на практическое задание.
Приложение № 2
Контролирующий материал для закрепления знаний по
теме 3.2. «Гигиена жилых и общественных зданий»
Вариант 1
1. Нормируемая относительная влажность в помещении (%):
30-60
40-60
50-70
2. Максимально-допустимой и оптимальной скоростью движения воздуха в жилой комнате является м /сек:
1-3
4-6
0,1-0,25
0,001
К местным системам отопления относятся: газовое, печное, __________.
3.Нормируемый уровень освещенности в жилых помещениях при люминесцентных лампах (люкс):
100
150
500
4. Микроклиматические условия, близкие к оптимальным в жилых помещениях, создаются при:
t воздуха 23 грудуса, относительной влажности 65%
t воздуха 23 градуса, относительной влажности 25%
t воздуха 21 градус, относительной влажности 45%
t воздуха 21 градус, относительной влажности 25%
5. Единица измерения КЕО в виде:
дроби
процента
6. Источниками искусственного освещения в помещениях являются:
лампы накаливания
кварцевые лампы
люминесцентные лампы
инфракрасные лампы
7. Микроклимат помещений характеризуется:
температурой воздуха
температурой и влажностью воздуха
температурой, влажностью и скоростью движения воздуха
Главным условием борьбы с загрязнением воздушной среды в помещениях является________________.
Наиболее приемлемой системой отопления жилых зданий является:
водяная
паровая
воздушная
Нормируемая относительная влажность в помещении (%):
30-60
40-60
50-70
Эталоны ответов
№ задания
Вариант 1
Вариант 2
1.
а (30-60%)
a (инсоляция)
2.
c(0,1-0,25)
а (гриппа)
3.
электрическое
с (500 люкс)
4.
водяное
с (температура 21°С; относительная
влажность 45%)
5.
вентиляция
а (дроби)
6.
с (воздушная)
а, с (лампы накаливания и люминесцентные лампы)
7.
с (СО2)
с
8.
с
вентиляция
9.
а(СО2)
с (воздушная)
10.
b 20° С
b(40-60%)
Критерии оценивания
Выполнены 10 тестовых заданий - Да/Нет.
Система оценивания
Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 10 мин.
Оценка
Оценка «отлично» выставляется, если выполнено правильно 10-9 тестовых заданий.
Оценка «хорошо» выставляется, если выполнено правильно 8 тестовых заданий.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выполнено правильно 7 тестовых заданий.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выполнено правильно менее 7 тестовых заданий.
3.Подготовиться к практическому занятию № 5Санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней; гигиенические требования к естественному освещению в аудиториях.
4.Изучить материал учебника [1. с. 189-201], [2. с. 253-257],[3. с.209-215, с. 336 - 338].
Приложение № 4
КАРТА САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ КВАРТИРЫ
1. Адрес: ул. _____________________, дом №.___ , кв. № ___ .
Фамилия квартиросъемщика _______________________________ .
2. Этаж __, количество жилых комнат __, из них с ориентацией на улицу __, во двор __, затенение соседними зданиями (есть, нет), ориентация помещений по странам света __________________________________, наличие открытых помещений квартиры.
3. Общая площадь квартиры ____ м2, высота помещений ____ м.
4. Количество жильцов ___, из них детей___ .
5. Жилая площадь на 1 человека ___ м2, воздушный куб ____м3.
6. Наружные стены _______________________________, внутренняя отделка стен __________________________, полов __________________, окон ________________________________, дверей ______________________.
7. Отопление: центральное, местное, водяное, паровое (достаточное, нет); температура воздуха _____.
8. Вентиляция: естественная (наличие форточек, фрамуг, сквозное проветривание - возможно, нет); искусственная (местная, приточная, вытяжная, работает бесшумно, с шумом, с вибрацией); общая (приточная, вытяжная, приточно-вытяжная, расположение вентиляционных каналов)
9. Естественное освещение (количество и расположения окон, тип остекления, качество стекла), степень загрязнения стекол (незначительное, умеренное, выраженное), затенение (есть, нет), инсоляционный режим __________________________________________________________________.
10. Искусственное освещение: электрическое (лампы накаливания, люминесцентные), система освещения (общая, местная, комбинированная), тип светильников (их количество, размещение, высота подвеса, мощность ламп), освещенность (равномерная, нет; достаточная, нет)
11. Водоснабжение (централизованное, местное).
12. Канализация (есть, нет), уборная (расположена в здании, во дворе, теплая, холодная, выгребы водонепроницаемые, поглощающие)____________________________________________________.