kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя "Гигиена жилых и общественных зданий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для преподавателей учебной дисциплины «Гигиена и экология человека». Разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и локального акта образовательного учреждения: имеется методический лист, хронокарта занятия, исходный материал, приложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя "Гигиена жилых и общественных зданий"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Специальность 31.02.01. Лечебное дело


Дисциплина «Гигиена и экология человека»


Раздел 3. Гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест. Гигиена жилых и общественных зданий

Тема 3.2. Гигиена жилых и общественных зданий















2015

Одобрена на заседании цикловой методической комиссии ОПД

Протокол №___от_______________________

Председатель___________________________






Автор: Т.М. Ишкова - преподаватель высшей квалификационной категории





ОГЛАВЛЕНИЕ


№ п/п

Название структурных элементов методразработки

Стр.

1.

Методический лист

3

2.

Хронокарта занятия

8

3.

Исходная информация по теме 3.2. «Гигиена жилых и общественных зданий»

11

4.

Список используемой литературы

13

5.

Приложения:

1.Контролирующий материал для контроля знаний по теме 3.1. «Гигиенические принципы организации здорового образа жизни; гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест».

2.Контролирующий материал для закрепления и систематизации знаний по теме 3.2. «Гигиена жилых и общественных зданий».

3.Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

4.Карта санитарного обследования квартиры. 5.Мультимедийная презентация - ксерокопия

20



МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ


Вид занятия – комбинированный урок.

Продолжительность – 90 мин.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  1. Учебные цели:

  • формировать знания о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека;

  • формировать знания о методах санитарно-гигиенической оценки факторов окружающей среды (микроклимат жилых и общественных зданий).

  1. Воспитательные цели:

  • формировать понимание студентом сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса (ОК 1.).

3. Развивающие цели:

  • развивать способность организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем (ОК 2.).

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный с использованием ИКТ.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.



















Выписка из ФГОС СПО

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников квалификация – фельдшер

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

-давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

-проводить санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

-проводить гигиеническое обучение и воспитание населения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

-современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

-факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

-основные положения гигиены;

-гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

-методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.



Выписка из рабочей программы

дисциплины «Гигиена и экология человека»

Раздел 3. Гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мет. Гигиена жилых и общественных зданий.

Тема 3.2. Гигиена жилых и общественных зданий


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Формируемые

ОК и ПК, заданные ФГОС

Уровень усвоения

Раздел 3.


Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий.

12



Тема 3.1.


Гигиенические принципы организации здорового образа жизни; гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест


ОК 1, 2



Содержание учебного материала

2


1

Урбанизация и экология человека. Микроклимат города. Городской шум и профилактика его вредного воздействия. Гигиенические принципы планировки и застройки населенных мест. Гигиеническое значение озеленения.




Лабораторные работы

-



Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по теме «Микроклимат города» [1.с.188 - 197].[2. С.203 - 208]

1


Тема 3.2.



Гигиена жилых и общественных зданий


ОК 1, 2


Содержание учебного материала

2


1,2

Гигиенические требования к микроклимату жилых помещений. Средства улучшения микроклимата помещений. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению различных помещений, отоплению, вентиляции помещений различных.




Лабораторные работы

-



Практическое занятие 5. Санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней; гигиенические требования к естественному освещению в аудиториях.

2


Практическое занятие 6. Санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней; гигиенические требования к искусственному освещения в аудиториях.

2


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

Проведение санитарного обследования жилых комнат. Составление карты санитарного обследования жилой комнаты.

Изучение материала учебника1. с. 189-201], [2. с. 253-257],[3. с.209-215, с. 336 - 338].

3






Мотивация

Одной из основных функций жилища является обеспечение человеку физического отдыха от профессиональных занятий. Условия для отдыха должны быть такими, чтобы восстановительные процессы в организме протекали на оптимальном уровне, при этом особое значение придается состоянию функции терморегуляции. Состояние, при котором терморегуляторная система организма испытывает наименьшее напряжение, а все остальные физиологические функции осуществляются на уровне, наиболее благоприятном для отдыха и восстановления сил после предшествовавшей нагрузки, считается оптимальным тепловым состоянием человека. В условиях жилой среды без ущерба для здоровья возможно и допустимое тепловое состояние, которое характеризуется незначительными общими или локальными дискомфортными теплоощущениями, сохранением в течение длительного времени термостабильности организма, умеренным напряжением механизмом терморегуляции.

Тепловое состояние человека является критерием установления нормативов оптимальных и допустимых параметров микроклимата в жилых помещениях. Оптимальные и допустимые урони микроклимата в жилых помещениях установлены требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (с измерениями и дополнениями от 27.12.2010г.), согласно которых системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды. Немаловажно для обеспечения нормальной жизнедеятельности современного человека является обеспечение рационального естественного освещения жилого помещения.

Решение вопроса оптимизации температурно-влажностного режима и подвижности воздуха в помещениях возможно при условии соблюдения гигиенических показателей. Это возможно при систематическом определении и гигиенической оценке этих показателей. Поэтому фельдшер должен знать основные гигиенические нормативы микроклимата помещений и владеть методикой изучения показателей температурно-влажностного режима и подвижности воздуха, что и определяет актуальность темы.









СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ







ПМ 07.Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

ПМ 1. Диагностическая деятельность

ПМ 2. Лечебная деятельность

МДК 04.01. Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения

Базовые дисциплины

Математика

ОП.03. Анатомия и физиология человека

ОП.09.Основы микробиологии и иммунологии

ОП.10. Безопасность жизнедеятельности







Тема 3.2.

Гигиена жилых и общественных зданий

























Другие виды деятельности

Дифференцированный зачёт

УИРС

























ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

2

мин.

Выявление готовности аудитории, посещаемости, развивать способность организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем (ОК 2.).


Приветствует студентов, отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты организуют собственную деятельность: приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места - тетради для проверочных работ, тетради для составления конспектов

Журнал


Целеполагание, мотивация темы 3.2.

«Гигиена жилых и общественных зданий»

3

мин.

Развитие интереса к новой теме, формирование понимания сущности и социальной значимости будущей профессии

(ОК 1.).

Подчёркивает значимость темы для выполнения профессиональных обязанностей.

Слушают, задают вопросы

Методическая разработка теоретического занятия

Контроль знаний по предыдущей теме 3.1.

«Гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест», контроль выполнения домашнего задания: Подготовка сообщений по теме «Микроклимат города»

15 мин.

Оценка уровня сформированности знаний, ответственного отношения к выполнению домашнего задания; способность организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем (ОК 2.).

Инструктирует и проводит контроль знаний по предыдущей теме 3.1.

«Гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест»;

предлагает студентам сдать выполненные домашние работы.

Письменно выполняют тестовые и практические задания

Приложение 1

Изучение нового материала по теме 3.2.

«Гигиена жилых и общественных зданий»

50 мин.

Формирование знаний о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека; о гигиене жилых и общественных зданий; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии (ОК 1.)

Излагает новый материал

Координирует деятельность студентов при выполнении заданий, контролирует, вносит коррективы. Демонстрирует мультимедийную презентацию «Гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест»

Слушают, смотрят презентацию, задают вопросы.

Методическая разработка теоретического занятия. Мультимедийная

презентация 54 слайда – приложение 5.

Тетрадь для конспектов, тетрадь для контрольных работ.

Выполнение заданий для закрепления знаний

10

мин.

Оценка эффективности занятия, систематизация и закрепление новых знаний.

Инструктирует и проводит фронтальный опрос.

Дают устные ответы на вопросы

Приложение 2

Подведение итогов занятия

5

мин.

Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий.

Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

Журнал группы

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

5

мин.

Уточнить объём информации для самоподготовки, облегчить поиск информации.

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности его выполнения

Записывают задание.

1.Провести санитарное обследование жилых комнат.

2.Составить карту санитарного обследования жилой комнаты.

3.Подготовиться к практическому занятию № 5 Санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней; гигиенические требования к естественному освещению в аудиториях.

4.Изучить материал учебника [1. с. 189-201], [2. с. 253-257],[3. с.209-215, с. 336 - 338].

Журнал,

Приложение 3,4

План изложения нового материала

Тема 3.2. «Гигиена жилых и общественных зданий»

1.Микроклимат жилых помещений и общественных зданий.

2.Освещение естественное и искусственное.

3.Отопление местное и центральное.

4.Вентиляция жилых и общественных зданий.

5. Состояние здоровья населения городов.

6. Шум и его действие на человека.

7. Причины ухудшения качества воздушной среды закрытых помещений, «синдром больных зданий».

Микроклимат зданий - это комплекс метеорологических условий в помещении, оцениваемых по температуре, подвижности и относительной влажности воздуха и радиационному режиму помещений, определяемому температурой ограждающих поверхностей.

Оптимальная температура воздуха составляет в условиях холодного климата 20-23оС, умеренного - 20-22оС и жаркого - 23-25оС. Градиент температуры по высоте помещения не должен превышать 2оС. Если он больше 3оС, то происходит охлаждение конечностей и рефлекторное изменение температуры верхних дыхательных путей. Температура внутренних поверхностей стен не должна быть ниже 2-3оС температуры воздуха квартиры. Подвижность воздуха - важный микроклиматический показатель, поскольку движущийся воздух оказывает на организм человека двоякое действие: чисто физическое и физиологическое; норма – 0,1 – 0,25 м/сек. Легкое движение воздуха возбуждает сложнорефлекторные процессы терморегуляции: когда холодно + чрезмерная подвижность – увеличиваются теплопотери через конвекцию и испарение, организм быстро переохлаждается.

Влажность воздуха влияет на теплопотери организма, вызывая перенапряжение адаптационных возможностей; оптимальная относительная влажность – 30 - 60%.

Освещение естественное

Световой фактор имеет высокое биологическое значение, играет первостепенную роль в регуляции важнейших функций организма. Инсоляция – освещенность прямым солнечным светом; норма для жилых зданий – 3 часа/сутки. Под влиянием света в организме происходит уменьшение газообмена, усиливается белковый обмен, нормализуется минеральный обмен. Под влиянием УФ-лучей образуются биологически активные вещества и витамин.Д, что укрепляет скелет организма. Солнечные лучи бактерицидны: убивают микроорганизмы - дезинфицируют помещение, уменьшают сырость, предупреждая развитие плесени.

Естественное освещение помещений создается за счет прямого, рассеянного и отраженного солнечного света. Оно может быть боковым, верхним, комбинированным. Освещение комнат зависит от ориентации помещений – расположенности окон здания по странам света. Оптимальная ориентация окон в умеренном климате жилых зданий – Юго-Запад и Юго-Восток, школах – Восток. Уровень естественного освещения оценивается с помощью относительных показателей – КЕО и СК.

КЕО (коэффициент естественной освещенности) отражает отношение освещенности внутри помещения к одновременно замеренной освещенности снаружи, измеряется в %. Норма – не менее 0,5-0,7 %. Существует 2 метода определения КЕО: инструментальное и расчетное.

СК (световой коэффициент) – отношение площади остекления окон к площади пола – в виде дроби, где числитель – «1», а знаменатель – число, показывающее какую часть от площади пола занимает остекленная поверхность рам; норма – 1/6-1/8.

Естественное освещение в жилых зданиях зависит от ряда факторов:

  1. ориентации окон по странам света: с гигиенической точки зрения целесообразна ориентация на Юг и Юго-Восток. В наших широтах (средних) ось здания следует направлять с Северо-Востока на Юго-Запад – при этом жилые помещения расположатся на Юго-Восток, а вспомогательные на Северо-Запад. Западное расположение жилых помещений не рекомендуется: значительная радиация летом и незначительная зимой;

  2. размера и расположения окон: расположение окна ближе к потолку способствует более глубокому проникновению света. Ширина простенков не должна превышать полуторную ширину оконных проемов. Лучше прямоугольные окна;

  3. глубины комнаты – расстояния от стены с окном до другой стены. Оно недолжно. превышать расстояния от верхнего края окна до пола более, чем в 2 раза.;

  4. разрывом между соседними зданиями – должно быть не менее двойной высоты противоположного здания;

  5. качеством стекол и степенью их чистоты: чистые стекла и так поглощают УФ-лучи, а загрязненные еще и свет – до 25-50%, занавески – до 40% света;

  6. характером окраски стен и потолка: светлые тона отражают свет, увеличивая освещенность.





Освещение искусственное

Недостаток естественного освещения компенсируется искусственными источниками: лампами накаливания или люминесцентными. В лампах накаливания только 7-12% потребленной энергии превращается в световую энергию, остальная часть – в тепловую.

Требования к искусственному освещению:

1) достаточность для проведения определенного вида работ;

2) равномерное в пространстве;

3) без блескости;

4) теней.

Нормативы освещенности устанавливаются в зависимости: от условий зрительной работы, системы освещения и типа светильника. Нормы освещенности в жилых комнатах – 75 лк; на кухне – 100 лк, при чтении - 300 лк. Для оценки качества искусственного освещения существуют дополнительные показатели:

а) показатель дискомфорта, оценивающий блескость;

б) коэффициент пульсации освещенности;

в) показатель ослеплённости, выражающийся в отношении освещенности видимой части жилища при экранировании к видимой части без экранирования (при блёскости).

Люминесцентные лампы более экономичны при одинаковой затрате энергии, обладают большей световой отдачей, спектр их излучения приближается к спектру дневного света, создает мягкий рассеянный свет, не дает теней, не требует абажуров. Но обладает пульсацией и ниже 75 лк наблюдается «сумеречный эффект», оцениваемый субъективно как недостаточное освещение, поэтому при этих лампах устанавливается большая норма освещенности.

Отопление жилых и общественных зданий должно поддерживать определенный уровень Т° воздуха в помещении, обеспечивать равномерность ее по горизонтали и вертикали. Отопительные приборы не должны ухудшать качество воздуха в помещении. Тепло передается от более нагретого тела к менее с помощью трех способов: конвекции, радиации и кондукции,

Конвекция - переход тепла через воздух. Радиация – излучение тепловых лучей. Кондукция – переход тепла от нагретой поверхности к более холодной через контакт. С гигиенической точки зрения более благоприятно лучистое тепло (внутристенное, камины).

Существуют централизованное и местное виды отопления. Централизованное отопление (водяное, паровое, панельное, воздушное) имеет преимущества перед местным: поддерживает постоянную температуру воздуха и не загрязняет его. При паровом отоплении теплоноситель – пар; его недостаток невозможность регулировать подачу тепла, высокая температура радиаторов (более 90°) – пригорает пыль, и на стенах оседает копоть. Более распространено для отопления жилых и больничных зданий водяное отопление низкого давления - теплоноситель горячая вода; преимущество: можно регулировать степень нагревания батарей, чистота воздуха. Наиболее гигиенично панельное или радиационное отопление – внутристенное, когда трубы с горячей водой проходят в стенах. Наиболее благоприятное нагревание стен – 40-45°, потолка 28-30°, пола – 25-27°, т.е. комфорт обеспечивается при более низких температурах и меньших потерях тепла излучением, уменьшается охлаждение комнаты при проветривании. Кроме того, в жаркое время года панельное отопление можно использовать для охлаждения помещения.

Местное отопление бывает печным, электрическим, газовым и осуществляется с помощью печей большей или меньшей теплоемкости. К печам большой теплоемкости относятся голландские и другие толстостенные печки из кирпича. Они медленно прогреваются, но и долго остывают, поддерживают температуру воздуха на нужном уровне. Печи малой емкости применяются для помещений временного пребывания (дачи) – они быстро нагреваются и быстро остывают, дымят и загрязняют воздух пылью.

Вентиляция

В результате жизнедеятельности людей воздух в жилых и общественных зданиях изменяется только в худшую сторону(!), в частности:

1) повышаются температура воздуха и влажность: человек выделяет 40-80 г/час влаги;

2) уменьшается концентрация кислорода в воздухе – с 21 до 16 % и ухудшается усвоение кислорода в результате снижении в воздухе отрицательных аэроионов;

3) увеличивается концентрация углекислого газа - с 0,04 до 4 %;

4) в результате разложения пыли и пота в воздухе появляется неприятный запах;

5) вместе с пылью в воздух попадают микробы и вирусы, которые могут вызвать ОРВИ, корь, скарлатину, туберкулез; а также споры плесени, продукты переработки клещами пуха, шерсти, волос, чешуек кожи, могущих вызвать аллергические проявления;

6) в квартирах с использованием газовых плит содержание углекислого газа повышено + несгоревший газ + копоть + капли жира в воздухе;

7) выделяются от стен и из подвалов – радон;

8) от ковролинов и мебели из прессованных стружек выделяется фенол.

Поэтому пребывание на свежем воздухе всегда лучше для организма, чем в квартире. Основные гигиенические требования к вентиляционным устройствам квартир:

1) должны обеспечивать и поддерживать совместно с системами отопления комфортные температуру и влажность;

2) осуществлять полную циркуляцию воздуха в помещении;

3) предупреждать накопление посторонних запахов;

4) иметь малые габариты;

5) быть бесшумными.

Вентиляция характеризуется кратностью воздухообмена - это число, показывающее сколько раз в течение часа воздух помещений был сменен наружным воздухом. Количество воздуха, которое необходимо подавать в помещение в единицу времени зависит от: кубатуры помещения, числа людей, характера выполняемой работы и количества вредностей в воздухе помещения. В соответствии с санитарными требованиями в жилых зданиях должно быть обеспечено удаление 3 м3 в течение 1 часа на 1 м2 комнаты, а из кухни с газовой плитой – не менее 9 м3. По способу подачи воздуха в помещение различают естественную и искусственную (механическую), местную и общую вентиляцию.

Естественная вентиляция – это обмен воздуха через поры строительных материалов, неплотности стен, вентиляционные каналы и форточки, которая осуществляется за счет разницы температур наружного и внутреннего воздуха и разницы давления. Через поры в строительных материалах и щели в окнах за 1 час обеспечивается 1-кратный обмен воздуха. С гигиенической точки зрения наиболее целесообразны фрамуги, открывающиеся под углом 45о к поверхности окна, что способствует предварительному нагреву воздуха + нет сквозняка + меньше шум с улицы. Но лучшее проветривание – сквозное: за 3-5 мин. воздух в комнате полностью заменяется наружным.

Если естественная вытяжка неэффективна, устраивают дополнительную эффективную, но побудительную – искусственную. Она может быть местной – от печки и центральной – для всего здания. В отличие от естественной она зависит от комнатной То, давления наружного воздуха, действует постоянно и равномерно. Центральная вентиляция бывает приточной и вытяжной. При приточной в. чистый воздух подается, а загрязненный выдавливается через двери и окна (используется в общественных зданиях: театрах и больницах (операционных). Вытяжная вентиляция – удаление воздуха из помещения, а приток не организован – он осуществляется через щели, поры, окна; организуется в виде местной вытяжки – над местом вредных выделений. Бывает равная приточно-вытяжная вентиляция или преобладание чего-либо. Так в туалетах и кухнях, где запах не должен поступать в комнаты, преобладает вытяжка.

Наиболее совершенный тип искусственной вентиляции – кондиционирование воздуха, когда воздух подается с необходимыми микроклиматическими параметрами (температура, влажность, скорость движения) + очищается от пыли + озонируется + заряжается аэроионами + дезодорируется. В быту применяются более простые ионизаторы и очистители воздуха типа «Супер-плюс» и «Супер-плюс-турбо», рассчитанных соответственно на 50 м3 и 100 м3 объема комнаты.

В зависимости от использования помещения применяются следующие схемы воздухообмена:

  1. «снизу вверх» – когда воздух подаются снизу, собирая газы, тепло и пыль, а вверху удаляется (применяется в промышленности);

  2. «сверху вниз» - когда пары летучих жидкостей (спирт, ацетон) удаляются из зоны дыхания идущим сверху воздухом (применяется в вытяжных шкафах);

  3. «сверху вверх» – когда воздух подается вверх, перемешивается по высоте помещения и удаляется из верхней зоны (применяется в жилых и общественных зданиях);

  4. «снизу вверх и вниз» – когда воздух подается в зону ниже рабочего, а удаляется вверху и внизу в соотношении притока и удаления - 1:2 (применяется в рентгеновских кабинетах и при работе со взрывоопасными веществами, курительных комнатах);

  5. «сверху и снизу вверх» – когда подается два потока воздуха: в зону дыхания и вверх помещения и осуществляется одна вытяжка из верхней зоны.

Состояние здоровья населения городов

Обеспечение безопасности жилища – одна из важнейших составных частей экологии человека. Современное жилище должно создавать благоприятные условия для удовлетворения физиологических потребностей, культурной и бытовой деятельности человека. Большую часть своей жизни человек проводит в своем жилище, которое включает целый ряд факторов риска заболевания: физические, химические, биологические, архитектурные, планировочные. Складываясь друг с другом, эти факторы оказывают комбинированное действие на здоровье горожан: снижают иммунитет, повышают заболеваемость, особенно воздушно-капельными и аллергическими болезнями, и смертность. Длительное пребывание в квартире без солнечного света снижает выработку витамина Д, что приводит детей к рахиту, а у взрослых. – снижению плотности костей и их хрупкости.

В перенаселенных жилищах легко передаются инфекционные заболевания: грипп, скарлатина, корь; в сырых и холодных зданиях – ревматизм, ангины, простудные заболевания. Причинами аллергических болезней являются домашняя пыль, аэрозоль, содержащий споры грибов, и комплекс химических веществ. Поэтому обеспечение безопасности жилища – одна из важнейших составных частей экологии человека и задач гигиены.

Шум и его действие на человека

Шум присущ городу. В Москве за последние 50 лет уличный шум вырос в 2 раза. В основном, шум вызывается автотранспортом. Но в отдельных местах – электричками, самолетами, скоплениями людей, гудящими установками. Шум может проникать в квартиру из-за плохой отделки комнат Он нарушает отдых горожан и их здоровье. Вначале нарушаются сердечный ритм и глубина дыхания, возникает бессонница, тахикардия, повышается АД, ухудшается работоспособность. Развивается хроническое утомление. Снижается сопротивляемость организма, нарушаются обмен веществ и пищеварение. Все это приводит к ранней гипертонии, атеросклерозу, ИБС. У горожан к 25 годам снижается слух (на селе – к 75 г.).

Причины ухудшения качества воздушной среды закрытых помещений, «синдром больных зданий»

Установлено, что качество воздушной среды закрытых помещений всегда хуже (в 3-10 раз), чем наружного воздуха. В помещении накапливаются продукты жизнедеятельности человека – углекислый газ, аммиак и его соединения, сероводород, летучие жирные кислоты, индол. Внутренние источники загрязнения:

  1. строительные, отделочные, полимерные материалы, мебель (их вред в суммарную химическую нагрузку составляет (30-50%);

  2. продукты жизнедеятельности людей (10-30%);

  3. работа бытовых приборов и средств бытовой химии (10%);

  4. поступления извне загрязненного воздуха (20-40%);

  5. мебель, изготовленная из древесно-стружечных плит, выделяет фенол, формальдегид, аммиак;

  6. ковровые изделия из химических волокон выделяют ацетон, стирол, сернистый ангидрид;

  7. споры плесени; клещи, размножающиеся в шерстяных подстилках, пуховых подушках, остатках шерсти от животных и волос людей, пыль. Этому способствует редкая уборка помещения (реже 2 раз в неделю с пылесосом). Хотя отдельные загрязнители могут быть в небольших количествах, но складываясь, вызывают потенцирование вредных веществ.

На самочувствие лиц, проживающих в квартире, большое влияние оказывает микроклимат жилища. Это температурный режим, вентиляция и влажность. Не имея приборов, медицинский работник, пришедший по вызову к пациенту, может вполне оценить изменение микроклиматических факторов по его жалобам, являющимся субъективным отражением действия вредных факторов на организм. Так жалобы на жару и повышенное потоотделение в помещении могут указывать на недостаточную вентиляцию и скученность. Жалобы на удушье могут также быть вызваны неэффективной вентиляцией (возможно из-за отсутствия форточки и др.) или сниженным содержанием в воздухе отрицательных аэроионов и др. Это может быть вызвано и увеличением концентрации углекислого газа. Концентрации 0,7-1% углекислого газа не оказывают неблагоприятного действия на организм. Но при увеличении его содержания возникают головные боли, шум в ушах, возбужденное состояние, потеря сна.

Жалобы на чувство ознобления и холода могут указывать на повышенную влажность воздуха или сырость стен, которая неблагоприятно влияет на здоровье. Сырые стены поглощают большое количество тепла, вызывая простудные заболевания у детей (из-за несовершенства терморегуляции). Признаки сырости: влажные стены, темные пятна и плесень на стенах, увлажнение сахара и соли. Причины сырости: как от недостаточной вентиляции, не утепленных внешних стен, скученности, так и от подпора грунтовых вод, неисправности трубопроводов, сушки белья в квартире, и др.

Жалобы могут быть самыми разнообразными - на раздражение слизистой оболочки глаз, верхних дыхательных путей и носа, насморк, головную боль, головокружение, сухость слизистых оболочек и кожи, зуд, эритему, охриплость воздуха, аллергические заболевания и частые ОРЗ, плохое качество воздуха, озноб и др. Наличие жалоб жильцов и наличие отмеченных факторов дают основание называть эти явления «синдромом больных зданий», определением которого важно владеть медицинскому работнику. Устанавливая не только клинический диагноз, но и вскрывая происхождение заболевания, можно разработать более эффективные рекомендации по оздоровлению больного, чем только назначения лекарств или процедур.

Для определения загрязненности воздуха органическими веществами служит показатель «окисляемость воздуха» - число поглощенного кислорода в 1 м3 воздуха. Чистый воздух имеет окисляемость – 6 мг/м3 («мало грязи»), загрязненный – 10-20 мг/м3 («много грязи»)

Список используемой литературы



1.Матвеев, Н.А. Гигиена и экология человека [Текст]: учебник/Н.А. Матвеев. – Изд. 2-е, перераб. стер. – Москва: Изд. Центр «Академия», 2008. – 304 с.

2.Крымская, И.Г. Гигиена и экология человека [Текст]: учебное пособие/И.Г. Крымская. – Изд. 3-е стер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 350 с.

3.Трушкина, Л.Ю. Общая гигиена с основами экологии [Текст]: учебное пособие/ Л.Ю. Трушкина, А.Г. Трушкин, Л.М. Демьянова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 350 с





Приложение № 1













Контролирующий материал для контроля знаний по теме 3.1. «Гигиенические принципы организации здорового образа жизни; гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест».



Тестовый контроль по теме:

3.1. «Гигиенические принципы организации здорового образа жизни; гигиенические основы планировки и благоустройства населённых мест»



Вариант 1



Отметьте правильные логические окончания следующих утверждений:



1. Строительные материалы должны обладать:

а) низкой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью

б) высокой теплопроводимостью и низкой воздухопроводимостью

в) высокой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью

2.Оптимальные нормативы микроклимата жилищ в отличие от допустимых:

а) не зависят от возраста и климатического района

б) не зависят от возраста и зависят от климатического района

в) зависят от возраста и не зависят от климатического района

3.Индикаторным показателем для оценки эффективности вентиляции служит:

а) окисляемость

б) пыль

в) окислы азота

г) двуокись углерода

4.С гигиенической точки зрения оптимальной системой отопления жилых помещений являются:

а) воздушное

б) панельное
в) водяное
г) паровое

5.Для обеспечения теплового комфорта жилища для человека имеют важное значение следующие показатели:

а) температура воздуха и величина перепадов температуры по горизонтали и высоте помещения, температура внутренних поверхностей стен

б) температура воздуха и величина перепадов температуры по высоте

в) влажность воздуха жилого помещения

6.Микроклимат помещений характеризуется следующими показателями:

а) температурой воздуха

б) влажностью воздуха

в) химическим составом воздуха

г) скоростью движения воздуха

7. Рекомендуемая ориентация окон для жилых помещений в Новосибирской области:

а) юго-запад

б) юго-восток

в) северо-запад

г) северо-восток

8.Рекомендуемая ориентация окон операционных:

а) южная

б) северная
в) восточная
г) западная

9.В палатах ЛПУ целесообразны системы отопления типа:

а) водяного

б) парового

в) панельного

г) воздушного



Вариант 2



Отметьте правильные логические окончания следующих утверждений:



1.В палатах ЛПУ целесообразны системы отопления типа:

а) водяного

б) парового

в) панельного

г) воздушного

2.Рекомендуемая ориентация окон операционных:

а) южная

б) северная
в) восточная
г) западная

3. Рекомендуемая ориентация окон для жилых помещений в Новосибирской области:

а) юго-запад

б) юго-восток

в) северо-запад

г) северо-восток

4.Микроклимат помещений характеризуется следующими показателями:

а) температурой воздуха

б) влажностью воздуха

в) химическим составом воздуха

г) скоростью движения воздуха



5.Для обеспечения теплового комфорта жилища для человека имеют важное значение следующие показатели:

а) температура воздуха и величина перепадов температуры по горизонтали и высоте помещения, температура внутренних поверхностей стен

б) температура воздуха и величина перепадов температуры по высоте

в) влажность воздуха жилого помещения

6.С гигиенической точки зрения оптимальной системой отопления жилых помещений являются:

а) воздушное

б) панельное
в) водяное
г) паровое

7.Индикаторным показателем для оценки эффективности вентиляции служит:

а) окисляемость

б) пыль

в) окислы азота

г) двуокись углерода

8.Оптимальные нормативы микроклимата жилищ в отличие от допустимых:

а) не зависят от возраста и климатического района

б) не зависят от возраста и зависят от климатического района

в) зависят от возраста и не зависят от климатического района

9.В палатах ЛПУ целесообразны системы отопления типа:

а) водяного

б) парового

в) панельного

г) воздушного



Эталоны ответов на тесты

Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест

Вариант 1. Вариант 2

1. А 1.В

2.  А 2.Б

3.  Г 3.А, Б

4.  Б 4.А, Б, Г

5.  А 5.А

6.  А, Б, Г 6.Б

7.  А, Б 7.Г

8.  Б 8.А

9.  В 9.А

















Практические задания для контроля знаний по теме:

«Гигиенические основы планировки и

благоустройства населенных мест»



Вариант 1



Вам предложено провести изучение влияния факторов среды обитания на здоровье населения жилой зоны города. Составьте методическую схему организации и проведения исследования.



Вариант 2



Важным компонентом планирования оценки санитарно-эпидемиологического благополучия жилой зоны города является выбор показателей, характеризующих состояние здоровья населения. Перечислите группы показателей, которые необходимо учитывать при обследовании населения.



Эталоны ответов



Вариант 1

Методическая схема организации и проведения исследования включает четыре этапа:

- составление программы и плана исследования;

- сбор материала (собственно исследование);

- обработка полученных данных;

- анализ, выводы, разработка предложений и рекомендаций.





Вариант 2

При обследовании состояния здоровья населения учитываются следующие группы показателей:

- медико-демографические (смертность, средняя продолжительность жизни);

- медико-статистические (заболеваемость и распространённость болезней);

- медико-генетические (частота врождённых пороков развития, нарушение репродуктивной функции у женщин);

- иммунологические (увеличение доли людей с выраженными иммунодефицитами).

К дополнительным критериям относятся данные о содержании в биосубстратах человека токсинов, обнаруженных в среде обитания.


Критерии оценивания

  1. Выполнены 9 тестовых заданий - Да/Нет.

  2. Дан полный ответ на практическое задание - Да/Нет.

Система оценивания

Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.

Условия выполнения задания:

1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория

2. Максимальное время выполнения задания: 15мин.

Оценка

Оценка «отлично» выставляется, если выполнено правильно 9 тестовых заданий и дан полный ответ на практическое задание.

Оценка «хорошо» выставляется, если выполнено правильно 7 тестовых заданий и дан полный ответ на практическое задание.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выполнено правильно 6 тестовых заданий и дан полный ответ на практическое задание.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выполнено правильно менее 5 тестовых заданий и при отсутствии верного ответа на практическое задание.



Приложение № 2













Контролирующий материал для закрепления знаний по

теме 3.2. «Гигиена жилых и общественных зданий»





Вариант 1



1. Нормируемая относительная влажность в помещении (%):

  1. 30-60

  2. 40-60

  3. 50-70

2. Максимально-допустимой и оптимальной скоростью движения воздуха в жилой комнате является м /сек:

  1. 1-3

  2. 4-6

  3. 0,1-0,25

  4. 0,001

  1. К местным системам отопления относятся: газовое, печное, __________.

  2. Централизованными системами отопления являются: воздушное, паровое_____________.

  3. Главным условием борьбы с загрязнением воздушной среды в помещениях является________________.

  4. Наиболее приемлемой системой отопления жилых зданий является:

  1. водяная

  2. паровая

  3. воздушная

  1. Наиболее значимым загрязнителем воздуха жилища является:

  1. формальдегид

  2. хлор

  3. углекислый газ

  1. Микроклимат помещений характеризуется:

  1. температурой воздуха

  2. температурой и влажностью воздуха

  3. температурой, влажностью и скоростью движения воздуха

  1. Индикаторный показатель оценки эффективности вентиляции жилых зданий:

  1. двуокись углерода

  2. пыль

  3. микроорганизмы

  1. Оптимальная температура в жилище в условиях умеренного климата (в градусах):

  1. 18

  2. 20

  3. 23





Вариант 2


1. Освещенность солнечными лучами помещений - это:

  1. инсоляция

  2. ориентация

2. Через воздух возможна передача:

  1. гриппа

  2. бруцеллеза

  3. ботулизма

3.Нормируемый уровень освещенности в жилых помещениях при люминесцентных лампах (люкс):

  1. 100

  2. 150

  3. 500

4. Микроклиматические условия, близкие к оптимальным в жилых помещениях, создаются при:

  1. t воздуха 23 грудуса, относительной влажности 65%

  2. t воздуха 23 градуса, относительной влажности 25%

  3. t воздуха 21 градус, относительной влажности 45%

  4. t воздуха 21 градус, относительной влажности 25%

5. Единица измерения КЕО в виде:

  1. дроби

  2. процента

6. Источниками искусственного освещения в помещениях являются:

  1. лампы накаливания

  2. кварцевые лампы

  3. люминесцентные лампы

  4. инфракрасные лампы

7. Микроклимат помещений характеризуется:

  1. температурой воздуха

  2. температурой и влажностью воздуха

  3. температурой, влажностью и скоростью движения воздуха

  1. Главным условием борьбы с загрязнением воздушной среды в помещениях является________________.

  2. Наиболее приемлемой системой отопления жилых зданий является:

  1. водяная

  2. паровая

  3. воздушная

  1. Нормируемая относительная влажность в помещении (%):

  1. 30-60

  2. 40-60

  3. 50-70



Эталоны ответов


задания

Вариант 1

Вариант 2

1.

а (30-60%)

a (инсоляция)

2.

c (0,1-0,25)

а (гриппа)

3.

электрическое

с (500 люкс)

4.

водяное

с (температура 21°С; относительная

влажность 45%)

5.

вентиляция

а (дроби)

6.

с (воздушная)

а, с (лампы накаливания и люминесцентные лампы)

7.

с (СО2)

с

8.

с

вентиляция

9.

а(СО2)

с (воздушная)

10.

b 20° С

b (40-60%)


Критерии оценивания

Выполнены 10 тестовых заданий - Да/Нет.

Система оценивания

Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.

Условия выполнения задания:

1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория

2. Максимальное время выполнения задания: 10 мин.

Оценка

Оценка «отлично» выставляется, если выполнено правильно 10-9 тестовых заданий.

Оценка «хорошо» выставляется, если выполнено правильно 8 тестовых заданий.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выполнено правильно 7 тестовых заданий.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выполнено правильно менее 7 тестовых заданий.


Приложение № 3



Задания для самостоятельной внеаудиторной работы


1.Провести санитарное обследование жилых комнат.

2.Составить карту санитарного обследования жилой комнаты.

3.Подготовиться к практическому занятию № 5 Санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней; гигиенические требования к естественному освещению в аудиториях.

4.Изучить материал учебника [1. с. 189-201], [2. с. 253-257],[3. с.209-215, с. 336 - 338].




Приложение № 4


КАРТА САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ КВАРТИРЫ

1. Адрес: ул. _____________________, дом №.___ , кв. № ___ .

Фамилия квартиросъемщика _______________________________ .

2. Этаж __, количество жилых комнат __, из них с ориентацией на улицу __, во двор __, затенение соседними зданиями (есть, нет), ориентация помещений по странам света __________________________________, наличие открытых помещений квартиры.

3. Общая площадь квартиры ____ м2, высота помещений ____ м.

4. Количество жильцов ___, из них детей___ .

5. Жилая площадь на 1 человека ___ м2, воздушный куб ____м3.

6. Наружные стены _______________________________, внутренняя отделка стен __________________________, полов __________________, окон ________________________________, дверей ______________________.

7. Отопление: центральное, местное, водяное, паровое (достаточное, нет); температура воздуха _____.

8. Вентиляция: естественная (наличие форточек, фрамуг, сквозное проветривание - возможно, нет); искусственная (местная, приточная, вытяжная, работает бесшумно, с шумом, с вибрацией); общая (приточная, вытяжная, приточно-вытяжная, расположение вентиляционных каналов)

 9. Естественное освещение (количество и расположения окон, тип остекления, качество стекла), степень загрязнения стекол (незначительное, умеренное, выраженное), затенение (есть, нет), инсоляционный режим __________________________________________________________________.

10. Искусственное освещение: электрическое (лампы накаливания, люминесцентные), система освещения (общая, местная, комбинированная), тип светильников (их количество, размещение, высота подвеса, мощность ламп), освещенность (равномерная, нет; достаточная, нет)

11. Водоснабжение (централизованное, местное).

12. Канализация (есть, нет), уборная (расположена в здании, во дворе, теплая, холодная, выгребы водонепроницаемые, поглощающие)____________________________________________________.

13. Кухня - плита (газовая, электрическая), площадь _м2, кубатура _ м3.

14.Наличие подсобных помещений (каких)____________________________________________________________.

15. Домашние животные (есть, нет, какие) ________________________.

16. Насекомые в квартире (есть, нет, какие) _________________, крысы, мыши (есть, нет).

17. Влажность в жилых комнатах (есть, нет, причина возникновения) _________________________________________________________________.

18. Шум, вибрация (есть, нет, причины возникновения) __________________________________________________________________.

19. Жалобы жильцов __________________________________________.

20. Дополнительные данные: ___________________________________.

Общий вывод о санитарном состоянии объекта.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата «____» __________________ 2016


Подпись ______________________________/ФИО /



Приложение № 5













Мультимедийная презентация

0



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ишкова Татьяна Маркиановна

Дата: 17.02.2016

Номер свидетельства: 294702


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства