Мастер-класс: "Эффективное трудоустройство: методы и технологии"
Цели мероприятия:
1. Развить представление о рынке труда и занятости; 2. Рассмотреть качества и умения работника, которые ценятся работодателями; 3. Раскрыть некоторые секреты успешного трудоустройства, начиная с шагов, которые необходимо предпринять при поисках работы.
«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы»
Чарлз Дарвин
Ход мероприятия
(Мероприятие сопровождается презентацией)
Звучит песня «Мы молодежь»
Организационный момент
Цели, задачи и форма проведения урока, психологический настрой обучающихся
Вступительная часть
Трудоустройство выпускников это серьезная проблема учебных заведений профессионального образования. Выпускники ВУЗов, колледжей, техникумов, после окончания учебы в поисках работы проходят десятки собеседований, конкурсы на вакантные места, рассылают резюме. И когда остаются без работы, то у них возникает множество вопросов: «А почему не взяли?», «Что я не так сказал или сделал?», «Как можно устроиться на работу, не имея профессионального опыта?».
Однако, выпускник учебного заведения – это перспективный работник, в чем и есть его преимущество на современном рынке труда.
Поэтому у каждого выпускника или молодого человека, желающего найти работу, возникает потребность познакомиться с технологиями трудоустройства с тем, чтобы от поиска работы был эффект.
3.Проведение мероприятия
(Транслируется отрывок из фильма «Королева бензоколонки»)
Ведущий 1. Да, трудоустройство является достаточно непростой задачей. Что же делать, как найти хорошую и высокооплачиваемую работу? Чтобы требования соответствовали образованию и опыту?
Ведущий 2. Существуют определенные технологии трудоустройства.
Ведущий 1. Что за технологии?
Ведущий 2. Прежде всего, надо решить для себя – зачем мне работа? Чего именно я хочу – карьеры специалиста, денег, авторитета, славы, признания, власти или накопления профессионального опыта. В данном моменте надо посмотреть на себя как бы со стороны и уже определиться в своих потребностях.
Поэтому если ты, мечтаешь реализовать себя как квалифицированного и конкурентоспособного специалиста, то необходимо приложить максимум усилий и решительности, чтобы получить нужную профессиональную подготовку, а затем - работу, где можно реализовать свои способность. Время у тебя для этого пока есть!
Ведущий 1. Кто же мне поможет в поиске работы? Предприятий так много?
Ведущий 2. Не волнуйся ! В нашем учебном заведении создан Центр содействия трудоустройства выпускникам колледжа. Возглавляет Центр заместитель директора по учебной работе Маргарита Васильевна Шевцова, заместитель руководителя Центра Наталья Юрьевна Манукова. Вам слово, Наталья Юрьевна.
Ведущий 1.А можно самостоятельно найти вакантные рабочие места?
Ведущий 2. Конечно, например, через средства массовой информации, интернет, но найти работу это лишь первый шаг, немаловажным является грамотно и правильно составить резюме.
Ведущий 1. Резюме – это документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.
А как его составить вам помогут наши листовки-шпаргалки (помощники разносят листовки) .
Ведущий 2.
Резюме –это (от фр. résumé — «течение жизни», жизнеописание) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.
Ведущий 2. Цель резюме – добиться того, чтобы работодатель, который познакомился с вашим резюме, захотел встретиться с вами лично.
Куратор (Щепихина Г.И.):
Помните! Что работодатели принимают на работу по результатам собеседования, а ваши сопроводительное письмо и резюме - билет на собеседование.
- А теперь давайте посмотрим, о чем надо помнить, когда идешь на собеседование?
Установка: смотрите внимательно, думайте, почему так поступил работодатель?
Ситуация №1
Начальник (сидит за столом): Так, так… Собеседование должно было начаться еще полчаса назад. Если человек опаздывает на собеседование, это говорит о его недостатках. Запишем: безответственность, необязательность, лень, непрофессионализм…
Соискатель: (запыхавшись, вбегает в кабинет): (одета в обтягивающую короткую юбку, яркий макияж, небрежная прическа, жует жевательную резинку)
Ой, здрасьте, я чуть припоздала, готовилась (показывая свой вид).
Ну что начнем? (садится).
Начальник: (удивленно) Хорошо, я бы хотела в начале нашего разговора взглянуть на Ваши документы.
Соискатель: Блин! Я их забыла. Но вы не волнуйтесь, когда Вы меня возьмете я их принесу. Просто спросите чёньть.
Начальник: У нас очень солидная компания, нас знают и ценят на Российском рынке и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, поэтому мы высоко ценим в наших работниках пунктуальность, аккуратность, культуру поведения и профессиональные компетенции…
Соискатель (перебивая): Да, да, да, я прям слушаю, ну как про меня говорите. Я, короче, все вот ЭТО, но раз уж у нас собеседования хотела попросить, а нельзя мне уходить с работы пораньше на час, в это время по телеку идет мой любимый ДОМ-2?
Начальник: Спасибо, что все объяснили, мы благодарны, что Вы проявили интерес к нашей компании, в ближайшее время мы сообщим о принятом решении.
Соискатель: Ладно, ну значит пока? Чёли?
Начальник: Всего хорошего. (После ухода соискателя): Вот это да…
Вопрос в зал:
– Как вы думаете, эта девушка получит работу? Почему?
Студенты отвечают
Ситуация №2
Начальник: (сидит за столом что-то пишет) входят двое (мама и дочь):
Мама: Здравствуйте, мы на собеседование.
Начальник: Вы вдвоем?
Мама: Да нет, моя дочь (толкает дочь вперед)
Начальник: мне быхотелось поговорить с вашей дочерью наедине, пожалуйста, подождите в приемной.
Мама: А что тут такого? Я её мать. Мне же надо дочечку пристроить. (Дочь стоит молча опустив голову). Она у меня единственная, кровиночка моя, если Вы её не возьмете, я не знаю что мы будем делать, она такая хорошая.
Начальник: Я все же настаиваю и прошу вас подождать. (Мать вздыхая выходит), присаживаетесь (указывая на стул).
Соискатель садится.
Начальник: Могу я взглянуть на Ваши документы?
Соискатель: Протягивает документы.
Начальник смотрит: Хорошо, образование среднее профессиональное «Обогащение полезных ископаемых». Опыт работы есть?
Соискатель: Нет.
Начальник: А почему выбрали именно эту профессию?
Соискатель: Мама сказала
Начальник: К сожалению пока вакансий на эту должность нет, а может у Вас есть какие-нибудь смежные профессии? Например «Оператор пульта управления»?
Соискатель: Нет.
Начальник: Может «Машинист конвейера»?
Соискатель: Нет.
Начальник: А может другая какая?
Соискатель: Ничего у меня нет! Я бы выучилась, это в колледже мне ничего не объяснили, учителя плохие были.
Начальник: Значит учителя… (ммм), понятно. Жаль. А у Вас, есть какие-нибудь недостатки?
Соискатель: Как у всех, ну курю, там… пиво люблю.
Мама за дверью: Я все слышу!
Начальник: Ну что ж, не буду Вас задерживать. Советую пойти учиться и получить еще 1-2 профессии. Нам всегда нужны рабочие широкого профиля. До свидания.
Соискатель уходит вздохнув.
Вопрос в зал:
– Как вы думаете, а эта девушка получит работу? Почему?
Студенты отвечают
Ситуация №3
Начальник сиди за столом, делает записи. Входит девушка, опрятно одетая, волосы аккуратно уложены.
Начальник: Я бы хотел взглянуть на Ваши документы.
Соискатель: Да конечно (протягивает)
Начальник: Впечатляет (перебирая папку свидетельств и удостоверений)
Соискатель: Вот, пожалуйста, портфолио моих достижений. Их не очень много, но мне есть чем гордиться.
Начальник (рассматривая): а где Вы работали?
Соискатель: Еще нигде, я только закончила техникум и мне очень хочется проявить свои знания и умения на производстве.
Начальник: А почему Вы хотите работать именно в нашей компании?
Соискатель: Ваша компания является лидером в отрасли, вы не стоите на месте, а динамично развиваетесь, и мне хочется развиваться вместе с вами, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела.
Начальник: Да, у нашей компании, действительно высокие позиции, и соответственно высокие требования к персоналу.
Соискатель: А могу я уточнить, что будет входить в мои обязанности, и какие требования по этой должности?
Начальник: Конечно. Вы можете ознакомиться с должностной инструкцией (протягивает).
Соискательчитает.
Начальник: В нашей компании все кандидатуры на вакантные должности проверяет служба безопасности, если вы не против, при положительных результатах проверки Вы будете приняты на работу, Вы нам подходите.
Соискатель: Спасибо.
Начальник: В конце недели с Вами свяжется кадровая служба.
Соискатель: До свидания.
Начальник: До свидания.
Вопрос в зал:
– Как вы думаете, почему эта девушка получила работу?
Студенты отвечают
Куратор: Давайте подведем итог.
На собеседовании желательно иметь при себе:
- копии документов (дипломов, свидетельств, справок и т.п.), подтверждающих вашу квалификацию;
Копии документов уложите в приличную папку, надписав на ней свое имя, телефон, адрес, поскольку вам, возможно, придется ее оставить для ознакомления.
Заключение
В поиске работы не всегда все получается просто и сразу, как того хочет и желает выпускник. Престижная, интересная и перспективная работа по специальности – это мечта для абсолютного большинства выпускников. Чтобы заслужить право на карьеру специалиста, придется немало потрудиться. У работодателя высокие требования к своим потенциальным работникам.
Поэтому если вы мечтаете реализовать себя как современного конкурентоспособного специалиста, вам придется приложить максимум решительности и усилий, чтобы получить желаемую и необходимую работу. Надеемся, наши советы вам помогут.
А мы Вам желаем успешно завершить учебу в колледже и трудоустроиться по выбранной Вами специальности!
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Список источников
Трудовой кодекс РФ
Карташов С.А., Олегов Ю.Г., Кокорев И.А. Трудоустройство: поиск работы. Учебное пособие / Под ред.Ю.Г.Олегова. – М.: Издательство «Экзамен», 2002.-384 с.
Рыкова Е.А. и др. Технология поиска работы: Учеб.пособие для учащихся учреждений НПО и общеобразовательных школ / Е.А. Рыкова, И.А.Волошина, Л.Н. Прожерина; Под общ.ред. Е.А.Рыковой.-М.: ПрофОбрИздат, 2001.-96 с.
Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.-192 с